Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Григорий Якутовский
http://pagan.ru/forum/index.php?showtopic=3419

ШЛЯХТА и КАЗАЧЕСТВО
А. Либо становится "формальной", "цивилизуется", "вписывается в конвенцию"
Б. Либо помирает мучительной смертию ("смерть поправ"...)

В варианте "А" при переходе из "НЕ-формалов" в "формалы", сообщество само устраняет "крайних взглядов" и их носителей, насильственно "загоняя в рамки" свои же прежние идеалы и свободы...

В варианте "Б" - всех неформалов сажают по тюрьмам или психушкам или обрекают на нищенское и убогое существование власти предержащие(ся) и оголтелый обыватель пугает имя своих детей.

В нашей русской истории, которую только насильственно можно поделить на Московию и Речь Посполитую, есть два абсолютно несовместимых образа "проводников" государства.
Это ШЛЯХТА и КАЗАЧЕСТВО.
Цитирую, чтоб не от себя лично:

Обычно под шляхтой подразумевается польское рыцарство, однако между ними существовало различие, возникшее в XIV веке:
Шляхта обладала иммунитетом: обладал собственностью, освобождался от некоторых повинностей, имел судебную власть над крестьянами. По кошицкому привилею 1374 шляхта освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лена, получила исключительное право занимать должности воевод, кастелянов, судей, подкомориев и др. Рыцарство могло быть рядовым (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории 15 гривен. Шляхта обладала гербами.
Шляхта являлась выразителем национального сознания поляков.
Шляхта была проникнута сильно корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий.

А с другой стороны - казаки. Опять перейду к цитированию:
...Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры.
Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях.
Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
Большинство специалистов сходятся в том, что слово "казачество" пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

Недавно в Карпатах имел беседу с одним гуцулом. И тут меня как громом долбануло! С его посыла получается - "шляхта" суть порядок, "государственность", "гонор" (честь и достоинство), цивилизация+культура, куртуазность*.
Уточню, вдогонку цитате, что шляхта в Речи Посполитой была польская, белорусская, литовская и татарская... А также "загоновая" и "магнацкая" (по величине). При любом раскладе - шляхтич - человек вольный в смысле НЕ крепостной и не придворный (дворянин), но "упорядоченный" (организованный изнутри).
А казак - "вольный человек", живущий "на грани" (границе) дозволенного, гуляй-поле, сам себе начальник, сегодня служит польскому королю, завтра русскому царю, а посля всего и турецкому султану...

Казаки-разбойники... Если не кривить душой, то не только казаки, но и ушкуйники, гайдуки, гайдамаки, викинги и прочие самобытные мужские объединения с мечами, саблями и ножами зачастую живут грабежом. Узаконенным (военная добыча казачьего войска при ведении войны) или неузаконеным (когда государство не воюет, а казаки воюют в том числе и с православным крестьянством родной стороны).

А может так и надо? Может это и есть там русский дух, там Русью пахнет? А всё остальное католики, буржуи и вообще насилие над личностью...

Наша неформальная система либо идёт путём "шляхты", либо путём "казачества". Терциум, как помягче сказать, нон датур...


*Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие "куртуазная любовь" встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления "профессиональных" придворных понятие куртуазность стало включать в себя "вежливость", "учтивость" и правила их выражения по отношению, как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами один из признаков куртуазности.

Оксюморон или оксиморон (оксиморон; др.-греч. буквально остроумная тупость) стилистическая фигура или стилистическая ошибка сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Таким образом, слово "оксюморон" само по себе является оксюмороном. Любой оксюморон является противоречием. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.


В избранное