Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии

Н.В. Грознова

С глубочайшей древности до наших дней практически у всех народов Земли неотъемлемой составляющей жизни являются праздники. Что они из себя представляют, зачем нужны? Если спросить об этом «человека с улицы», самими распространёнными ответами будут: «Это память о некоем важном для официальной идеологии событии («День ВОСР» – «Согласия и примирения», Международной солидарности трудящихся, 8 марта, многочисленные «Дни независимости»)». Есть среди них и затесавшиеся собственно календарные – «Новый год», а из личных – день рождения. Тот же «человек с улицы», но из числа независимо мыслящих, выскажет личное восприятие праздника: это просто дополнительный выходной, возможность менее кодифицированного, формального поведения. Могут сказать и так: «Было бы желание – праздник найдется».

Зачем же нужны праздники? И какие когда?
Попробуем копнуть глубже.
«Следущая остановка – религия».
А религия... Религия – это календарь.

Современные религии не оставили незаполненными практически ни один день, однако... С исторической точки зрения религиозные праздники имеют мистические (психологические) и естественные (природные) обоснования дат праздников. Последние наиболее наглядны в сельскохозяйственных праздниках, связанных с началом – завершением – сменой вида работ. Разумеется, и другие, тесно связанные с годовым ритмом, работы породили свои праздники. Основа даты праздника – начало (завершение) некоего процесса. Кстати, напрашивается и аналогия с годовым ритмом как таковым: 4(8) «общеязыческих» праздников и с личным; дни рождения, смерти, свадьбы, начала/окончания учебы и даже обычай «обмывать» покупки, карьерные ступени и награды. Праздники, связанные с годовым ходом называют календарными, а с каким либо событием – каузальными (от лат. causa – случай).

Большинство календарных праздников сформировалось в глубокой древности – по-видимому, в момент освоения сельскохозяйственного или другого производства.

Сельскохозяйственные календарные праздники имеют выраженную национально-территориальную специфику: в разных странах даже одни и те же культуры имеют разные сроки посева/созревания, да и диапазон распространения связан с национальными пищевыми предпочтениями. Календарный характер имеют также охота, рыболовство и т.д.

С другой стороны, представления о некоем «особом времени», специфика взаимодействия в такие периоды с тем, что обычно называют «потусторонним» известны человечеству намного дольше, чем производящее хозяйствование. Подобные представления в явном или неявном виде вошли в большинство мистико-магических систем и, как следствие, религий. Не вдаваясь в анализ этих систем, заметим всё же, что эти моменты характеризуются снижением устойчивости человеческой психики, пограничными состояниями. Поэтому, исходя из многочисленных многотысячелетних наблюдений люди заметили, что в эти дни обыденная работа дает меньший эффект и чревата ошибками; зато деятельность по совершенствованию психики, по взаимодействию с «потусторонним» эффективнее.

Это и использовали люди всего мира в различных обрядах и ежегодных праздниках. Во время праздников используют различные магические средства (вербальные тексты, предметы, действия, жесты, обряды), предохраняющие человека и его мир (дом, скот, урожай, орудия производства и т.п.) от потенциальной опасности: нечистой силы, болезней (в том числе сглаза, порчи), хищных животных, змей, наводнений, засухи и т.д.

Так, игра на музыкальных инструментах, пение обрядовых песен, чтение заговоров на праздниках призваны были изгнать нечистую силу и болезни из каждого дома. А святочные обходы сёл с Сочельника до Крещения преследовали ритуально-магическую цель: обеспечить общесемейное и хозяйственное благополучие. Охранительным смыслом были насыщены действия, производимые с целью оградить защищаемое пространство или объект, создать вокруг него магический круг. Например, чтобы уберечь поля и посевы от града, вокруг них создавали символический пояс защиты, в т.ч. с помощью обходных действий. Календарный круг был основой бытия наших предков. Основными точками отсчёта в их жизни были солнечные праздники: Коляда, Комоедица (Масленица), Купала, Радогощь или Багач (Овсени). В сущности, все Колядки, Веснянки, Летины и Овсенки – песни, распевавшиеся до революции на Руси, были прямо связяны с природными циклами. Таким образом, именно окружающий мир определил собой Коло Празднеств, а вместе с ним и самое жизнь, её быт или форму провождения времени, распределения работ и забав. В этих случаях обычаи играли роль «бытового орнамента» времени. В больших, тяжёлых рамах обычаев и верований представали Рождество, Пасха, Троица, Спас и Покров. С каждым из этих больших праздников, несмотря на их христианский смысл, вспоминался и старый, дохристианский уклад внешне принявший вид так называемого Православия.

продолжение следует...


В избранное