Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Радомля — столица радимичей?

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО
Советская Белоруссия 31.07.2007

Могилевские археологи сделали сенсационное открытие. Ничем не примечательная деревня Радомля Чаусского района на самом деле не такое уж тихое и незаметное местечко. Когда–то здесь стоял замок, сюда в XVI веке приезжал король польский Сигизмунд Старый и раздавал привилегии. В отдельных документах так и написано: «Дано в замке нашем Радомльском». Во время Ливонской войны укрепления трижды сжигались русскими войсками. А потом восстанавливались вновь — как важнейший форпост. Но уже в XVII веке замок потерял свое оборонительное значение. И потихонечку стал приходить в упадок. Потом и вовсе исчез.

До недавнего времени о Радомле говорили как об обычном, в принципе, памятнике археологии. Где, покопавшись в земле, можно было найти свидетельства противостояния русских и польских войск. Некоторые историки связывали местечко с радимичами: мол, созвучны названия деревни и одного из крупных славянских племен. Но находки, буквально на днях сделанные могилевскими археологами, подтвердили эту гипотезу. По словам заведующего кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Могилевского государственного университета доктора исторических наук Игоря Марзалюка, почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать: когда–то Радомля была столицей радимичей.

...Пока ехал по деревенским улицам, все смотрел по сторонам и пытался увидеть что–то, напоминающее о временах старины глубокой. На глаза ничего не попадалось, и я все недоумевал: неужели это действительно историческое место? Больно уж все тут по–современному — и коттеджи, и магазины, и ремонтирующийся Дом культуры. Оставляю машину на улице и пешком отправляюсь в сторону раскопок. Прохожу буквально сто метров и застываю в восхищении. Прелесть, а быть может, даже какую–то магию этого места не передаст никакая фотография. Умели же наши предки выбирать себе места обитания!

— Люди здесь начали селиться еще полторы тысячи лет назад, — рассказывает Игорь Марзалюк. — Радимичи же появились веке в IX. Вполне вероятно, что видели эти места легендарного Радима — основателя племени, о котором Нестор пишет на первых страницах своей летописи. Примерно в X веке был основан город — очень большой. Он занимал территорию современной Радомли. И возможно, «прихватывал» нынешние окрестные деревни.

Неподалеку от места, где стоял замок, возвышается еще один величественный холм, на вершине которого растет одинокий могучий дуб. Еще в дохристианские времена это было языческое святилище. Во времена оные здесь горели ритуальные костры, совершались жертвоприношения богам. Место на различные находки богатейшее. Стоит лишь поднять двадцать сантиметров дерна, как один за другим появляются фрагменты керамики, датируемые X веком. Более поздних предметов обихода нет. Скорее всего, после обращения в христианство люди в капище предпочитали не появляться.

Только начав раскопки, археологи уже сделали массу интересных находок. Это и каменные ядра, и пули, и предметы быта. А вот — это я уже наблюдал лично — после очередного взмаха лопаты на свет Божий появился осколок глиняной печи. Буквально через минуту из земли достали несколько фрагментов керамики. Один из них бережно беру в руки и пальцами ощущаю какое–то покалывание, будто некое сообщение из прошлого, понять которое, увы, мне не суждено. Ученые надеются найти и мостовую древнего города — надо только копнуть поглубже.

Впрочем, необязательно вгрызаться в твердь, чтобы найти какой–нибудь артефакт. Остатки горшков, вылепленных в X — XII веках, в Радомле можно найти, прогулявшись по... огородам. Тут ими в буквальном смысле этого слова все усыпано. Не редкость, когда после боронования или окучивания картошки рядом с растениями появляются древние черепки.

Археологи, работающие в Радомле, не только занимаются раскопками. Еще собирают местные предания и сказания. В них звучит рассказ о величии и мощи когда–то крупного города, о бушевавших пожарах, уничтоживших крепостные стены, об упадке и умирании экс–столицы. Старожилы говорят и о некоей женщине, хранившей у себя дома книгу с планом замка. Причем фолиант тот якобы был написан на пергаменте. После того как хранительница рукописи умерла, древность куда–то исчезла. Много рассказов — как и в любом другом местечке или городе, имеющем многовековую историю, — о неких подземных ходах, существовавших в нынешней деревне и тянущихся на километры. Но все это не более чем слухи. Возможно, лишь пока...

Археологи торопятся, чтобы до конца сезона успеть сделать как можно больше. Это своего рода соревнование с «черными копателями», периодически совершающими на Радомлю свои набеги и в корыстных целях варварски уничтожающими историческое наследие. Историки же хотят сохранить раритеты для потомков. Игорь Марзалюк рассказывал мне, что после завершения всех работ и описания находок предметы старины будут переданы в Чаусский краеведческий музей. Уже то, что обнаружено, сможет сделать честь экспозиции. А кто знает, какие еще тайны готова открыть столица древнего племени...

Когда завершатся исследования, обычная на первый взгляд деревня может стать местом паломничества туристов, желающих лучше узнать историю Беларуси. Ученые готовы помочь властям в разработке туристических маршрутов.


В избранное