Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Теоретико-методологические
основы этносуггестологии

Г.Э. Адамович

Современное развитие знаний об этнических процессах, традиционных видах национальных физических культур и психического тренинганастоятельно требует выделения в качестве относительно самостоятельной отрасли исследований новой науки – этносуггестологии.

Как нам представляется, предметом исследования данной науки дол жен стать весь комплекс явлений суггестии (внушения) и соответствующих методов, форм и приёмов суггестивного воздействия на психику человека, наработанных и применяемых в традиционной культуре различных народов.

Следует отметить прежде всего огромное значение этносуггестологического аспекта как своеобразного ядра физической и психологической культуры самых различных народов, основы коллективной и индивидуальной психической саморегуляции. Возрастание важности этнических процессов, связанных с осознанием своей национальной идентичности рассматривается многими авторитетными специалистами как одна из черт развития человечества во второй половине ХХ века. Интерес к своим национально-культурным корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых различных формах: от попыток реанимировать старые обычаи, возродить фольклор и т.д. до стремления создать или воссоздать свою национальную государственность. В конце 80-х годов ХХ столетия эти долго сдерживаемые процессы охватили пространство бывшего СССР, вылившись в «парад суверенитетов» и образование СНГ. Осознание человеком своей принадлежности к тому или иному народу, поиски национальных особенностей, в том числе особенностей психики, оказывают серьёзное влияние на отношения между людьми. Очень многие социальные процессы оказываются необъяснимы без разностороннего изучения психологического аспекта этнического фактора.

Основы этнопсихологии как науки о социально психологических процессах и особенностях отдельных народов сложились ещё в конце XIX века в работах немецких учёных братьев Шлёгелей, Гердера, Гёте, Гегеля и др.

Социального психолога в этносе интересует прежде всего психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека ценностно ориентационные и психорегулирующие функции. Ких числу относятся:
– ориентация в окружающем мире, формирование общенациональной картины мира и постановка относительно упорядоченной информации;
– задание общих жизненных ценностей;
– создание психологической защиты, ответственной не только за социальное и психологическое, но и за физическое самочувствие.

Этносуггестология как наука может рассматриваться одновременнои как относительно самостоятельная отрасль научного знания, и как составная часть этнопсихологии. Термин «этносуггестология» по своему значению и происхождению является составным. Он происходит от греческого «этнос» – народ, «логос» – учение, наука и латинского «суггестия» – внушение. Если исходить из смысла термина, этносуггестология представляет собой науку о народных способах суггестивных воздействий, что весьма близко и к информационному определению этого понятия.

Под суггестией (внушением) понимаются различные способы вербального (словесного) или невербального эмоционального воздействия на человека с целью создания у него определённой ориентации сознательных и бессознательных психических процессов, введения в измененные состояния сознания и/или побуждения к определённым действиям. Путём внушения можно оказывать влияние и на соматовегетативные функции организма1.

Следовательно, под сферой изучения этносуггестологии правомерно понимать систему вербального и невербального воздействия, разработанного конкретным народом на основе его мировоззренческого опыта и традиционных нравственных ценностей, философии и религии.

Основы психологических подходов к психике человека складывалисьу самых различных народов в так называемом традиционном обществе, т.е. в эпохи древности и Средневековья. Традиционные общества характеризуются относительно медленным характером экономики, значительным постоянством социальных процессов и общественного порядка, наличием социального слоя людей (шаманов, колдунов, знахарей, жрецов, священнослужителей, монахов и т.п.), профессионально занятых отправлением религиозных культов и ищущих путей «реализации» сверхъестественных явлений во внушённых образах, которые соответствуют религиозному вероучению.

Невысокому уровню разделения труда в традиционном обществе соответствует синкретический характер культуры. Так, колдун или знахарь, будучи профессионалом в области суггестивного воздействия на своих «пациентов», не отрывается всецело от народной традиции, но лишь вносит индивидуальные коррективы, как бы «шлифуя» своим личным вкладом существующую традицию. Последняя отражает не только вклад каждого индивида, но в первую очередь коллективный гений и национальный характер народа, её создавшего, особенности его исторического развития и практических взаимоотношений с окружающей природной средой.

Важнейшей отличительной чертой и одновременно преимуществом народной суггестивной традиции, является её системный, комплексный характер, напрямую связанный с синкретизмом культуры традиционных обществ. Для целей оздоровительного внушения используются самые разнообразные элементы традиционной культуры и виды искусств – музыка и танец, литературные тексты и элементы театрального действа, религиозные ритуалы и магические обряды, традиционные знания о психике человека и отложившиеся в коллективной памяти результаты наблюдений за человеческим поведением.

История этносуггестологических практик начинается в древнем Египте. Египетские жрецы при отправлении религиозных обрядов использовали коллективное внушение, элементы гипноза и гипнотерапии. Для введения в трансовые и гипнотические состояния они использовали мерные удары бубна, музыкальное сопровождение магических обрядов, повторение обрядовых словесных формул, сосредоточение на драгоценных камнях, огне, каплях чернил и т.д.

Жрецы погружали своих учеников в гипнотическое состояние и внушали им, что те видят непосредственно богов древнеегипетского пантеона. Особой популярностью пользовались элементы театрализованных зрелищ, посвящённые смерти и возрождению бога Осириса - Ра.

Древневавилонские жрецы и врачеватели успешно пользовались гипнотерапией для лечения самых разнообразных недугов. Вводя своих пациентов в различные фазы гипноза, они имитировали изгнание злых духов. Близкими к шаманизму приёмами гипнотического воздействия пользовались персидские маги.

В Древней Греции особым успехом пользовались так называемые мистерии – собрания посвящённых в тайны общения с богами людей, на которых разыгрывались действа, связанные с культами Аполлона и Диониса, сопровождавшиеся коллективными медитациями.

Важнейшую роль суггестивные практики играли в философских школах пифагорейцев и платоников. Первые оперировали магией чисел, тогда как последователи Платона занимались внушением непосредственного лицезрения чистых идей. И те, и другие не порывали с народной традицией, включая в свои приёмы, практически наработанные в ней элементы. Например, принятие в ученики школы Пифагора происходило при условии сорокадневного голодания, технология которого была заимствована из древних инициатических практик. Голодание сопровождалось длительными внушениями смыслов числовых взаимоотношений и завершалось «прозрением» будущего ученика, в результате которого резко возрастала способность к разнообразными вычислениям.

В Древнем Риме народно-суггестивные практики развивали жрецы авгуры, лечившие заклинаниями и применявшие гипнотерапию. Самое широкое развитие такие практики получили в древних и средневековых обществах Индии, Китая, Японии, стран Индокитая.

продолжение следует ...


В избранное