Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Из книги «ОБУЧЕНИЕ РУБКЕ и УКОЛАМ»
Пособіе для офицеровъ Главной фехтовально-гимнастической школы.

Составилъ А. И. Грековъ.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

Женская Тип. Т-ва „Печ. Станка", ул. Глинки, 6. 1912 г.

ГЛАВА ІI.Обученіе рубкЪ.

Обученіе рубке должно производиться по глине и быть одиночнымъ — только такой порядокъ гарантируетъ быстрый успеxъ, ибо каждая неправильность въ исполненіи немедленно исправляется и не имеет возможности войти въ привычку. Лишь въ целяхъ экономии времени можно разрешить ознакомить обучаемыхъ съ исходными положеніями въ главныхъ нанравлешяхъ въ шеренгахъ.

Приміьчаніе: Люди расчитываются и строятся применительно къ указанному ниже для рубки верхомъ.

Общія указанія. При исходномъ положеніи главное вниманіе обращать на правильное положеніе кисти руки и рукояти въ ладони: разъ эти условія соблюдены, верное положеніе плоскостей клинка и удара будетъ обезпечено; съ этой целью не разрушать перебирать по рукояти пальцами и вообще изменять ихъ положеніе тогда, когда оружіе занесено въ исходное положеніе. Сгибаніе или разгибаніе кисти, вследствіе ея подвижности, является наиболіе часто встречающимся недостаткомъ, нарушающимъ совміщеніе плоскостей, поэтому надлежитъ наблюдать, чтобы она составляла прямое, естественное продолженіе руки отъ локтя; изгибъ въ ту или другую сторону поверхности глины при ударе укажетъ на изгибъ въ эту-же сторону и кисти (отчего соответственно повернется лезвіе).

Ударъ долженъ быть нанесенъ прямою, отнюдь не согнутою рукой и поворотъ ея для перехода въ исходное положеніе исполнять не раніе, чемъ оружіе пройдетъ цель. Каждый видъ удара должен обязательно заканчиваться исходнымъ положенеемъ. Особенное впиманіе следуетъ обратить на высоту целей—они должны соответствовать человеку въ ростъ, съ колена и лежа (реже),—а также на косые и вертикальные удары, какъ болеє естественные вследствіе устройства плеча и руки (движенія внизъ гораздо сильніе); они-же и более удовлетворяютъ требованіямь боевымъ, имея целью важную и наименее защищенную часть тела противника—голову. Если есть между обучающимися левша, имеющій склонность къ рубке левой рукою, не следуетъ его насиловать—гораздо целесообразніе развить и использовать его природныя качества; въ этомъ случае все, что сказано о правой руке, относится до левой, соответственно чему изменятся и приемы рубки. Вначале обученіе каждому виду ударовъ производится по разделениямъ, когда-же будетъ усвоена правильность каждаго движенія, то безъ разделеній. Усвоивъ главнійшіе виды ударовъ, изменениемъ высоты и местоположенія целей перейти къ производству ударовъ по направленеямъ промежуточным после чего приступить къ ударамъ сложнымъ (соединеніе различныхъ ударовъ въ одно движеніе); въ этомъ случае надлежитъ следить, чтобы движеніе руки для каждаго предыдущаго удара оканчивалось-бы принятеемъ исходнаго положенія для удара последующаго.

По мере совершенствованія обучающихся, увеличивать трудность исполненія не только рубкой по отметкам но и другими условіями (объемъ глины, ея вязкость, одеваніе ея въ суконные колпаки изъ старыхъ попонъ, мундировъ или шинелей и т. п.). Желательно, въ видахъ экономіи времени и большей пользы, упражненія въ рубке соединять съ такими занятіями, которыя требуютъ поочереднаго исполненія, напр., фехтованеемъ (на нагрудникъ), вольтижировкой, гимнастикой на снарядахъ и т. п.—этимъ достигается боліе частое, хотя и непродолжительное для каждаго отдельнаго человека, упражненіе, а съ другой стороны избегается пустая трата времени на ожиданіе своей очереди.

По условиямъ производства рубка можетъ быть пешкомь или верхомъ, при чемъ последняя, сохраняя главные основанія пешей рубки, будетъ разниться, главнымъ образомъ, сокращеніемь пространства для движений вооруженной руки вследствие головы и корпуса лошади, а, следовательно, и вытекающими отсюда некоторыми особенностями.

Порядокъ обученія. Порядокь обученія рубке пешкомъ будетъ следующій: а) по разделеніямь: І) удары горизонтальные, -2) вертикальные, 3) косые слева и 4) косые справа; б) повтореніе этихъ-же ударовъ и въ той-же последовательности, но безъ разделеній и по отметкамь; в) рубка по направленіямь промежуточнымъ, г) соедененіе нескольких различныхъ ударов по разделениям и безъ разделеній, д) рубка на ходу и е) рубка на бегу.

Для обученія горизонтальнымъ ударамъ рубящій принимаетъ стойку въ соответствующемь разстояніи оть глиняной пирамиды и по счету „разъ" принимаетъ исходное положеніе, имея голову повернутой къ цели. Обучающій тщательно поверяетъ правильность положенія руки и оружія, обращая особое вніманіе на кисть и лезвіе, исправляетъ все ошибки и командуетъ „два". По этой команде наносится ударъ, при чемъ рука съ оружиемъ, миновавъ глину (освободя клинокъ), продолжаетъ свое круговое движеніе насколько можно назадъ, делая поворотъ ногтями пальцевъ кверху и въ тоже время сгибая руку въ локте такъ,чтобы оружіе, продолжая круговое движеніе вверхъ надъ головой, пришло въ прежнее исходное положеніе. Следуетъ заметить,что поворотъ делается исключительно въ локте, а не въ кисти, ибо въ последнемъ случае развивается часто преждевременное стремленіе къ этому повороту, въ ущербъ глубины удара. Если-бы поверхность сеченія глины не соответствовала условиямъ правильнаго удара, то обучающій сейчасъ-же долженъ выяснить причину этого и объяснить её обучаемому, при чемъ загнутая внизъ поверхность укажетъ, что лезвіе повернулось внизъ или вследствіе соответственно неправильнаго положенія рукоятки въ ладони, или вследотвіе сгиба кисти мизинцемъ къ себе, а загнутая вверхъ—какъ на соответственно неправильное положеніе рукояти, такъ и на выгибъ (поворотъ) кисти мизинцемъ вверхъ. Значительно реже причина этого также лежить въ слабомъ держаніи оружія, отчего последнее подъ вліяніем неравномерной плотности поражаемаго предмета (комъ, твердыя частицы), или хлябанія рукояти въ ладони уклоняется или въ сторону наименьшаго сопротивленія, или двигается въ направленіи, полученомъ въ последний моментъ приближенія къ цели. Не следуеть требовать абсолютно горизонтальной поверхности—это совсемь не важно—лучше, если эта поверхность слегка наклонна (къ выходному отверстию), ибо руке удобнее по устройству плеча опускаться книзу. Наоборотъ, поднимающаяся поверхность (выходное отверстіе выше входного) не допускать: движеніе вверхъ вообще менее удобно, а въ данномъ случае, когда въ исходномъ положеній кисть руки выше плеча, движеніе оружія было волнообразнымъ: оно опускалось ниже высоты плечъ и вновь подымалось кверху, т. е. выходило изъ плоскости удара (непроизводительно пропадала часть силы). Если после перваго удара онъ повторяется, то подается вновь команда „два", въ противномъ случае по команде „три" оружіе берется въ плечо. Обучающій долженъ подрядъ наносить въ каждое упражненіе несколько ударовъ, не менее пяти. Количество упражненій отъ 3—4.

Упражненія въ горизонтальных ударахъ особенно важны въ целях дать верное понятіе о правильности удара, такъ сказать, развить ощущеніе этой правильности.

Для рубки въ вертикальномъ направленіи, обучаемый, предварительно повторивъ удары горизонтальные (не менее пяти), становится на надлежащемъ разстояніи передъ глиной и принимаетъ исходное положеніе по команде „разъ". После поверки и исправленій обучающаго, по команде „два" наноситъ ударъ такимъ образомъ, чтобы, въ моментъ погруженія оружія въ глину остріе было несколько выше рукояти; движеніе прямой руки продолжается до техъ поръ, пока кисть съ рукоятью не дойдутъ до своей правой ляжки (этотъ ударъ по голове противника кругового движения не имеетъ), после чего простымъ подъемом вооруженной руки, со сгибомъ ея въ локте, оружіе вновь принимаетъ исходное положеніе. Поверхность сеченія должна быть ровная, можетъ быть или строго вертикальная, или несколько наклонная, но не вогнута или выпуклая (кривая). Последнее явленіе происходить отъ неправильнаго или слабаго положенія рукояти въ ладони, допускающаго выходъ лезвія изъ плоскости удара. Не меніе пяти повторенныхъ ударовъ составятъ упражненіе, после чего, по команде „три" оружіе берется въ плечо. 3- 4 упражнения дадуть возможность приступить къ дальнійшему обученію, причемъ каждому упражненію должно предшествовать нанесеніе не меніе 5 горизонтальныхъ ударовъ. Упражненія въ косыхъ ударахъ слева начинаются съ повторенія горизонтальныхъ и вертикальныхъ ударовъ (не меніе 5 каждый): рубящій имееть глину отъ себя впереди и несколько вправо. После поверки обучающимъ исходнаго положенія, принятаго по команде „разъ", по счету „два", наносится ударъ; вооруженная рука продолжаетъ круговое-движеніе внизъ и назадъ насколько возможно и соответствующим поворотомъ и подъемомъ, какъ-то указано для ударовъ горизонтальныхъ, переходитъ въ исходное положеніе. Могущія встретиться неправильности, отражающаяся на поверхности сеченія, происходятъ отъ указанныхъ раніе причині. Недостаточно тщательная поверка постановки лезвия в плоскость удара (направленіе его больше влево) вызоветъ стремленіе клинка переходить, на движеніи, къ направленію горизонтальному (снижать наклон плоскости сеченія); этотъ недостатокъ чаще встречается у начинающихъ, почему необходимо вначале строго требовать боліє крутую (около 45°) плоскость удара. Команда „три", обозначающая окончаніе упражненія для постановки шашки въ плечо, подается не раніе нанесенія ніскольких (не менее 5) ударовъ, а после 3—4 упражненіи усвоеніе этого удара будетъ вполне удовлетворительнымъ.

Косой ударъ справа, подобно всемъ предыдущимъ, начінается повторенеемъ пройденныхъ (какъ сказано раніе). Исходное положеніе рубящим, имеющимь глину впереди себя, принимается по команде „разъ". По команді „два" наносится ударъ въ своей плоскости такъ, чтобы прямая рука двигалась кистью къ левой ляжке, у которой, поворачиваясь ногтями къ себе и сгибаясь въ локте, поднимающимся кверху круговымъ движенеемъ (пронося оружіе за головой), переходить въ исходное положеніе. Найболіе часто встречающееся недостатки аналогичны съ таковыми и при косомъ ударе слева, зависятъ отъ техъ-же причинъ и устраняются теми-же мерами. 3-4 упражненія вполне достаточно для утвержденія въ названномъ ударе.

При начале занятій промежутки между командами будутъ более значительные, въ дальнейшемь они будуть все более и более сокращаться и уже при упражненияхъ въ послъднемъ виде удара будутъ настолько малы, что все движеніе получитъ характеръ цельнаго, безъ разделеній. Такъ какъ къ этому времени у обучающихся явится не только правильность исполненія каждаго преема, но и сознательное ощущение этой правильности, то упражиенія безъ разділеній будутъ иметь целью вымахать руку, т. е. пріобрести силу. Съ этой целью рубящій въ указанной последо-вательности наноситъ удары подрядъ, безъ разделеній, пріостанавливаясь лишь для перемены изрубленной глины. Въ виду того, что это упражненіе береть мало времени, а руки рубящихъ достаточно окрепнуть, можно постепенно увеличивать число ударовъ каждаго вида, доводя ихъ до 10-ти и даже боліе. Въ этомъ же періоде трудность исполненія можно увеличивать, делая глиняныя пирамиды боліє толстыми или вязкими, а также нанося на нихъ разнаго рода отметки (лезвіемь шашки, напр.), въ которые или между которыми попадаетъ рубящій съ полнаго размаха, также требовать отъ рубящаго стойки съ выставленеемъ впередъ той или другой ноги.

Въ сущности, этимъ отделом заканчивается обученіе на месте, ибо остальные отделы: рубка по направленеямъ промежуточнымъ и соедененіе различныхъ ударовъ никакихъ трудностей не представять, ибо рубящій настолько чувствуетъ уже управленіе клинкомъ и его рука такъ вымахана, что достаточно лишь приказаній обучающаго рубить круче или положе, а также перемещенія цели, чтобы удары были въ желаемомъ направленіи.

Для ударовъ горизонтальныхъ цель различной высоты ставится въ пределахь направленій—„противъ рубящаго", до его „правой стороны".

Примечание: Частные виды горизонтальныхъ ударов могутъ быть: 1) по ціли, находящейся несколько левее направленія противъ рубящаго (ближе къ его левой руке)—такіе удары наносятся по указаннымъ правиламъ, лишь съ возможно большим поворотомъ корпуса влево для увеличенія размаха и 2) движенеемъ руки отъ праваго плеча къ левому по цели противъ или правее рубящаго,-исходное ,положеніе для такого удара тоже что и для косого справа, только локоть отводится и опускается въ линию и высоту праваго плеча, клинокъ принимаетъ за спиной (остріемь къ левому плечу) горизонтальное положеніе, лезвиемъ отъ себя, назадъ. Оба эти удара мало практичны: первый— за недостаткомъ силы (размаха); он съ большим успехомъ можетъ быть заменен или косымъ справа или вертикальнымъ; второй же трудно выполнии в смысле правильности, ибо поворотъ руки до положения ногтями вверхъ во время движения потребовал-бы большой траты времени съ целью добиться необходимой точности, да и то съ успехомъ сомнительнымъ, тем более, что и надобности особой въ нем не встречается за наличностью горизонтальнаго и косого слева ударовъ.

Промежуточныя направленія для удара вертикальнаго зависятъ отъ большей или меньшей высоты цели, а также отъ ея местонахожденія. Въ первомъ случае обращать вниманіе, что чемъ цель выше, темъ размахъ (сгибаніе локтя и опусканіе оружія) больше; чемъ она ниже — тем меньше сгибается локоть и тем выше поднимается оружіе надъ плечомъ. Местонахожденіе цели меняеется в пределах направленія отъ леваго до праваго плеча; необходимо только помнить, что при всехъ ударахъ, наносимыхъ по целе, стоящей правіє отъ направленія „противъ рубящаго"—рука идетъ къ правой, ляжкі, а стоящихъ левее этого направленія— к левой ляжке. Промежуточными для ударовъ косыхъ будутъ, въ пре-делахь достижимости, все удары, меняющіе наклонъ плоскости удара (сеченія), делая ее более или менее крутой или пологой (въ обе стороны отъ наклона въ 45°).

Соединеніе ударовъ. Для ударовъ соединенных две или более цели располагаются въ желаемыхъ направленияхъ и упражненіе заключается въ томъ, чтобы после одного удара вооруженная рука сразу принимала исходное положение для следующаго. Если, для более успешнаго пониманія этихъ движеній, ихъ нужно расчленить по разделениямъ, то производится это применительно къ такому примеру: положимъ, нужно нанести удары: горизонтальный, вертикальный по цели въ ? оборота налево и косой слева; исполненіе будетъ следующее: по счету обучающаго „разъ"—принимается исходное положеніе для удара горизонтальнаго; „два"—наносится ударъ и когда после него рука начнетъ подниматься къ исходному положению, то въ это время движеніе ея направить кверху такъ, чтобы она приняла это положеніе надъ правымъ плечомъ для удара вертикальнаго; „три"— исполняется вертикальный ударъ и такъ какъ после него нет кругового движенія, а кисть руки съ рукоятью дойдутъ до левой ляжки, то отсюда простымъ подъемомъ шашка принимаетъ положеніе для удара „косого слева"; по „четыре" наносится самый ударъ, а при возвращении оружіе готовится къ повторению перваго, т. е. горизонтальнаго удара; счетъ „пять" обозначить постановку оружія въ плечо, т. е. окончание данной комбинации ударовъ. Все эти движенія настолько естественны и понятны, что не вызовутъ никакихъ затрудненій или особыхъ занятій для ихъ усвоенія.

Рубка на ходу. Рубка на ходу составляет подготовку къ рубке на бегу, которая ставитъ рубящаго въ условія производства атаки. Для рубки на шагу предметы разставляются въ различныхъ направленияхъ и на такомъ разстоянии другъ отъ друга, чтобы, при безостановочномъ движении рубящаго, последний успевалъ-бы, после перваго удара, принять исходное положеніе для следующаго. Конечно, вначале разстоянія делаются больше, въ дальнейшемъ уменьшаются такъ, чтобы удары были сложными, непрерывно следующими другъ за другомъ.

На такихъ-же основанияхъ и въ такой-же последовательности производится и рубка на бегу.


В избранное