Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика Выпуск №8


Издательство «Ладога-100» представляет:

Зинаида Ивановна Зимина. Текстильные обрядовые куклы. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 64 с., ил. (Русская традиция).

Текстильные обрядовые куклы

Народная текстильная кукла хранит и передает зрителю не только информацию духовного плана, но творческую энергию народа, который её создавал и бережно хранил. В книге представлена удивительная часть славянской традиции – текстильные обрядовые куклы. Их шили и использовали в семейных и календарных обрядах вплоть до середины XX столетия (а местами и по сей день). Книга богато иллюстрирована схемами по технологии изготовления и фотографиями текстильных кукол и даёт возможность не только сохранить этот исчезающий пласт народной культуры, но и показывает пути его использования, то есть имеет как познавательное, так и сугубо практическое назначение. Кратко изложена история тряпичных ритуальных кукол, представлен иллюстративный материал, рассказана семантика ритуальных кукол.

В практической части приведены схемы устройства и последовательность изготовления кукол, даны рекомендации тем, кто захочет воспользоваться материалом книги для практической работы.

Из редакционного предисловия к книге З. И. Зиминой

Неигрушечный мир народных кукол

Все дети играют. Все дети играют в куклы. Вот только выросши, отнюдь не все из них узнают, что именно они делали в детстве. И неважно, каковы эти куклы – роскошные нерусские Барби и потрёпанные мишки у девчушек или радиоуправляемые трансформеры и старые пластмассовые солдатики у мальчуганов. Неважно. Даже если играешь с кусочком ветоши и палочкой, подобранной во дворе… Стоп! А ведь именно о таких игрушках и пойдёт речь. Вот только – игрушках ли?

Замечено давно и отнюдь не досужими наблюдателями: дети играют в игры, которые в далёком прошлом взрослые почитали серьёзными занятиями. Дети хранят память о полузабытых, казалось бы, временах. Народные потешки и сказки, прибаутки и считалочки, уличные забавы и подвижные игры. Многовековые пласты народной культуры пусть в таком усечённо-обрезанном виде, но сохранили древние мифы, нравственные устои, обряды и обычаи наших пращуров. Увы! То, что называется современной городской средой, чрезвычайно неблагожелательно относится к этим накоплениям. Если тридцать–тридцать пять лет назад во двориках спальных московских районов ещё игрывали в лапту, чижа, кричали «чур меня!» и (поверить страшно!) матерная ругань была исключением, чем правилом (мы словно бы чувствовали запретность этих отголосков древней культовой лексики), то нынешние дети… Да нет, не они стали хуже. Время изменилось. Его жернова сделали ещё один оборот, грозя безжалостно перемолоть в труху остатки нашей родовой памяти и коренного уклада. По крайней мере, в городах.

Тем важнее для нас с вами должна быть эта небольшая книга, которую вы держите в руках. И которую непременно стоит принести домой, прочитать и поставить на полку, дабы внукам в наследство досталась.

Но вообще-то я не об этом. Я – о куклах. Итак, все мы играли некогда в куклы, не задумываясь о той глубинной роли, которую куклы сами могут играть (невольный каламбур!), да и играли в повседневности наши предков. В те – не столь, кстати, далёкие – времена, когда восточные славяне и их соседи вели по преимущественно «ритуальный образ жизни» (говоря словами З. И. Зиминой), куклы были и средством отправления обрядовых действий, и магическими операторами и даже особого рода «устройствами» психотерапевтического свойства.

Вот удивительное наблюдение, которым хочется поделиться. Автор этих строк не то чтобы скептик в части действенности разного рода различных атрибутов. Просто годы изучения славянских волшебных традиций и огромное количество «честных жуликов» в этом пространстве научили быть крайне осторожным. Получив несколько месяцев назад от Зинаиды Ивановны некого «помощника в делах», сотворённого по обычаю и искону, я думать о нём-то забыл. То есть поместил куда надо – и забыл. И лишь месяца через два обратил внимание: ой, а работается-то легче, дела-то спорятся… Не всё, не во всём. Но… Отнюдь не самовнушение, поверьте! Да если бы и самовнушение – что в нём плохого, когда результат налицо? Есть и другие примеры, которые для меня оказались весьма убедительным свидетельством действенности «детских игрушек». Непростая они вещь, ох, непростая.

Отсюда мой вам искренний совет – не пожалейте часа-другого, «поиграйте» с этими куклами. Помня, конечно, что они отнюдь не игрушки. Время, потраченное на освоение искусства делать «закрутки», «куватки» или «зерновушки», потраченным впустую язык назвать не поворачивается. Иной раз нет-нет и пожалеешь, что не мужицкое оно дело – кукол крутить…

Так что пока надо пользоваться тем, что есть, и получать удовольствие и извлекать уроки от прикосновения к собственной глубинной памяти.

Станислав Ермаков, главный редактор Издательства «Ладога100»

Приобрести эту и другие книги Издательства «Ладога-100», задать свои вопросы и узнать о планах можно по адресу http://ladoga100.ru


В избранное