Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика выпуск 102


Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 102

В этом выпуске:


Владимир АБРАМОВИЧ, "Республіка №148(4085) среда, 16 августа 2006 г."

Столб обнимали и крестом лежали…

 

Как жили наши предки, как сражались на дуэлях, как лечились.
Летом многие студенты факультета народной культуры Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка не только отдыхают, но и собирают фольклор. Записывают от старых людей песни, истории, старинные игры, обряды, рецепты исцеления… Для чего это им нужно?
Во-первых, будущие выпускники все это станут использовать в своей работе.
А во-вторых, в университете серьезно работают над возрождением древних традиций. Немало внимания здесь уделяется и старым методам физического оздоровления.

БГПУ - единственный вуз в стране, где преподается предмет "Традиционные виды борьбы". Доцент, кандидат исторических наук Александр Шамак написал учебник об истории развития физической культуры в Беларуси от первобытно-общинного строя до наших дней. Книга пока существует в электронном варианте, однако уже пользуется популярностью среди студентов.

- Сегодня в Беларуси много разных систем физических упражнений, позаимствованных из других стран, - сказал корреспонденту "Р" Александр Анатольевич.

- К примеру, восточные виды единоборств, различные гимнастики... Однако в былые времена на наших землях существовали свои методики физподготовки. Вы слышали, чтобы в Беларуси когда-нибудь были распространены дуэли на пистолетах или шпагах? Нет, у нас отношения выясняли другим путем - в борцовском поединке. В шляхетских семьях здоровью детей уделялось особое внимание. Сыновья - это будущие воины. Войско Великого княжества Литовского побеждало и монголо-татаров, и крестоносцев. А ведь первые считались лучшими воинами в Европе, вторые - в Азии. Также существовало много народных игр, забав, где надо было продемонстрировать свою силу, удаль, ловкость. У славян сложено немало легенд о богатырях. А богатырями не рождаются, ими становятся. К сожалению, мы многое позабыли, а от многого просто отреклись.
Минувшей весной побывал в университете на занятиях по традиционным видам борьбы. Студенты разучивали приемы защиты от нападения вооруженного всадника.

- Мы изучаем наши традиции, - сказала студентка факультета народной культуры Юлия Колбыко.

- Нам интересно, как жили предки, как сражались, лечились, отдыхали… Знакомимся и с народными приемами самообороны, и с методами целительства, которыми пользовались белорусы сотни лет назад. Получаем полезную информацию. По крайней мере, дважды ее уже использовала в деле. Однажды на улице ко мне пристал подвыпивший мужчина. Вспомнила, чему учили. Один точный удар ладонью - и нападавший трусливо ретировался. Получилось похлеще, чем у каратиста. А во втором случае разболелась нога. Помог заговор. Часто бываю у своих деревенских бабушек и дедушек. Иной раз удивляешься: они используют то, что нам преподают.

В нынешнем году Юля победила на открытом первенстве БГПУ по борцовскому многоборью. В вузе такие соревнования проходят ежегодно. Кроме многоборья, студенты выясняют, кто лучший в разбивании досок, развязывании узелков. Выбрали виды попроще, чтобы могло посоревноваться большее количество участников.

- В древности, - говорит преподаватель Геннадий Адамович, - многие физические упражнения были ритуальными, имели сакраментальную информацию. Да и сейчас возьмите то же карате. В Японии это целая философия, образ жизни. За каждым движением скрывается глубинный смысл. Так было раньше и у нас. К примеру, разбить сорок дощечек или развязать столько же узелков - значит прогнать нечистую силу, избавиться от болезней…

Геннадий Эдуардович - автор ряда книг о славянском целительстве, оздоровлении народными методами. Все материалы для своих трудов нашел в родной Беларуси. Он убежден, что наша история хранит еще много тайн о способах исцеления. К сожалению, не всегда тайное становится явным. Народные методики раньше часто запрещали. И сейчас все собирается по крупицам.

- У нас популярны такие психофизические гимнастики, как йога и цигун, пришедшие из Индии и Китая, - продолжает Геннадий Адамович.

- А было ли что-то подобное свое? Было. Славянский психотренинг, к примеру. Христианский тренинг подразумевает посещение церкви, моление. А языческий, кроме моления, - еще и физические действия. Было распространено такое упражнение, как перепрыгивание через колоду. Человек прыгал тридцать раз через нее и приговаривал: "Табе, Божа, мне, Божа".
Однажды попалась на глаза купальская песня, записанная в середине XIX столетия:

Посреди села Вольчьего,
То-то!
Здесь стояла баня дубовая,
Ту-ту-ту!
И ходили детушки Богу молиться,
Столб обнимали,
Перед Сапухой крестом лежали.

Что такое "столб обнимали" и "крестом лежали"? Долго искал ответ. В одном из документов ХVII века прочитал, как все же "столб обнимали". Люди делали специальные физические упражнения, исполняли танцы, молились, обнимали определенное дерево, которое забирало болезни. Кстати, и теперь считается, что деревья могут лечить.
А "лежание крестом" - особая славянская психофизическая гимнастика для предупреждения и уничтожения болезней. В ней главное внимание уделяется связи с матушкой-землей.
Были и "криницы жизни", суть которых заключается в концентрации внимания на специальных символах и частях тела.

А как париться в бане? Об этом много написано в современной литературе. Но существовала и по-прежнему существует тайная традиция парной бани. С нанесением символов, с вбиванием их в тело вениками, составленными в соответствии с мистическими представлениями. Не зря ведь иностранцы никак не могли понять славян, которые с таким удовольствием парились. Можно еще говорить о целебных травах, оберегах, вербальной гимнастике… Как много знали белорусы!

Более десяти лет назад в БГПУ начали культивировать народные виды борьбы. Студенты познают приемы, которыми боролись наши предки сотни лет назад. Они просты и доступны каждому. Ежегодно из вуза выходит около ста выпускников, которые прошли курс "Традиционные методы борьбы". Подавляющее большинство из них работает в школах, где на практике применяет полученные знания.

 

Владимир АБРАМОВИЧ,
"Республіка №148(4085) среда, 16 августа 2006 г."


www.krivich.com

В избранное