Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика Выпуск 60


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 60
Адамович Геннадий Эдуардович
Ерошкина Наталия Юрьевна

ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
(С РОЖДЕНИЯ И ДО ТРЕХ ЛЕТ)
С ПОЗИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

(продолжение, начало в выпусках 52, 54, 58)

ОБ АВТОРАХ
Адамович Геннадий Эдуардович - лауреат международной премии им. Вернадского, лауреат международного фестиваля "Будущее через прошлое" по направлению "Комплементарная медицина", разработчик про-грамм и учебных пособий для ВУЗов России и Белоруси, посвященным психофизическим сиситемам славян.
Ерошкина Наталия Юрьевна - педагог-валеолог, Монтессори-педагог, руководитель центра раннего развития детей "Мир открытий" г. Краснодар



КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Ребеночку, лежащему в колыбели или в теплых материнских руках слова песни еще совершенно непонятны, но нежность, вложенная в них и мелодию пробуждает его душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для гармоничного физического и нравственного развития и духовного совершенствования. Колыбельная песня складывалась веками, в ней - самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения (2, 65).

Главное назначение этих песен - влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребе-ночка в момент его засыпания. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих. В результате достигается необходимый психотерапевтический эффект колыбельных песен - успокоение, выравнивание эмоционального фона, ощущение защищённости и эмоциональной комфортности.

Часто в колыбельных используются слова "лю-ли", "люшеньки-люли", колыбельку до сих пор называют "люлькой", ребенка - "лялей", "лялечкой", детей "лелеют". Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности (. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Леля, как и Рожаница-Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.

Люли-люшеньки-люли,
Спи, Володенька, усни,
До утренней зари,
До свежей росы.

Заметим, что во многих народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня - это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели (включение механизмов защиты).

В народе колыбельные песни называют "байками" (от глагола "баять", "баить" - "говорить"; совсем древнее значение его - "заговаривать"). Поэтому часто колыбельная - это магический заговор на хороший сон и здоровье, богатую жизнь, счастье, благополучную судьбу.

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Кот у славян - олицетворение силы, которая относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка. Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).

Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни появления их на свет. Эти произведения - первая для них музыкальная, поэтическая, генетическая информация. А так как слышит ребенок колыбельные перед сном, во время засыпания, то его впитывающий аппарат наиболее цепко схватывает интонационные обороты, мотив, образы, слова, а его бессознательное щедро накапливает символы и смыслы, заложенные в песнях.

ПЕСТУШКИ

Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, холить, растить, воспитывать, носить на руках. Пестушки исполняются в первый год жизни ребенка, начиная как можно раньше. Психофизиологическая цель их - потешать, забавлять, отвлекать, успокаивать, ласкать ребенка, а также просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, питание, первые шаги и т. д. Иначе говоря, стимулировать развитие вашего ребеночка. Эта зрительная и слуховая стимуляция необходима для того, чтобы вызвать у ребенка улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, радость, и, в результате, желание продолжать свои самостоятельные действия. Мама или бабушка во время исполнения пестушек, как солнышко, излучает на своего ребенка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым, формируя у ребенка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние.

Пестушки сопровождают физические упражнения и гигиенические процедуры, необходимые для малыша. Весёлые, ритмичные приговорки вместе с приятными поглаживаниями, плавными или бодрыми движениями ручек и ножек успокаивают ребеночка, расслабляют, доставляют удовольствие и развивают как физически, так и эмоционально.

Рассмотрим некоторые из примеров распространенных пестушек. Вы уже поняли, что в пес-тушках, как и во всем детском фольклоре, слова, образы и метафоры использовались нашими пред-ками не только для поэтических оборотов, творческого восприятия, а, самое главное, глубинной сутью народных традиций.

***
При купании младенца:

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С тебя - худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху. С гуся - вода,
С лебедя - вода,
А с Ефима - худоба.
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

Заговоры на хороший рост, здоровье малыша, закладывают почитание Воды, как стихии, которая лечит и очищает.

***
Перед обедом, когда мама или бабушка печет что-то вкусненькое для своего лапушки:

Ай, тата, тата, тата,
Пожалуйте решета -
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки -
Испечем оладушки,
Испечем блинка -
Накормить сынка.

Для хорошего развития, благополучной судьбы ребеночка в кулинарной магии призывается только х-рошее, плохое, злое, непригодное отсеевается.

Силы нижнего мира концентрируются в пирожке, в символе внутреннего подземного мира (накопление внутренней силы, здоровья).

Силы среднего мира - в оЛАДушках, приготов-ленных с молитвами к Богине Ладе в думах о людском счастье (ладе) ребеночка.

Силы верхнего мира - в блинах, несущих суть Солнца (Даждьбога), отражающегося в душе ребенка.

***
Когда ребенок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек
На первый годочек.
Ах дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Васеньке годок! "Дыбок" - видимо дубок.
Заговор детей на крепость
здоровья, силу, мощь, как у
дуба (образ Мирового древа).

Заговоры мальчиков и девочек обязательно отличались. Девочкам нужна красота, здоровое потомство, любовь и забота о ней мужа, поэтому образом девицы являлась яблонька - плодовое дерево, именно садовое, за которым надо ухаживать, заботиться, оберегать. Мальчикам необходима сила, выносливость, крепость тела и духа, именно все то, что присуще дубу - священному дереву славян.

Продолжение следует...

www.krivich.com

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться

В избранное