Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ОСЕННИЕ (ДМИТРИЕВСКИЕ) ДЕДЫ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 51
Адамович Г.Э.
Осенние (Дмитриевские) Деды

Осенние деды проводятся в период с 26 октября по 2 ноября. Причину не одновременности празднования поминальных дней в разных регионах Беларуси объясняют следующим образом. Когда царь Дмитрий пошел на войну с неверными, то он, проезжая по разным краям, просил православных христиан молится за упокой душ тех воинов, которые по воле божьей погибнут на войне. Вот с того времени поминки во многих селах проходят не в один день, потому что царь Дмитрий не в один и тот же день проезжал через разные села. Осенние Деды посвящены всему роду, какой только держится в памяти человеческой.

К празднованию Осенних Дедов активно готовились. Мужчины наводили порядок на дворе, женщины в домах. Все старательно чистилось, мылось, прибирался рабочий инструмент, протирали иконы, завешивали их чистыми полотенцами. Все это делалось для того, чтобы душам, которые приходили на ужин, было чисто и ничто не мешало и чтобы показать предкам, как хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло к ним по наследству. Чистота во всех ее проявлениях способствует приходу дедов. Перед ужином мылись в бане и, когда все помоются, ставили на полок ведро чистой воды и чистый веник для дедов.

Необходимым для торжественной встречи Дедов на родной земле было предложить душам предков вкусную еду и питье. У бедняков стол на Деды был практически такой же как и в будние дни. В тех семьях, где могли себе позволить большее, кололи годовалого кабана, резали телку или овцу. Престижным считалось для хозяйки выставить как можно больше мясных блюд. Количество блюд колебалось от 5 до 15 и более. Обязательным было их непарное количество. Блюда на Осенние Деды бывали такие: канун, поливка, молоко, клецки, яичница, каша. Все блюда едят с блинами вместо хлеба. За столом необходимо обязательно попробовать все блюда.

Местные пастухи, зная в какое время готовится еда, шли по селу и, останавливаясь у окна каждого дома, громко спрашивали: @Эй, хозяйка! Ты пекла блины? Прислали Деды по блины, свинки за солонинкой, овечки за яичком, бараны за солью, а коровки засыром." После этого хозяйка выносит пастуху то, что они просят.

Осенние Деды празднуются дома и проходят без слез. Деды семейный праздник, и от всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в этот день в родном доме. Те, кто находился в отъезде, спешили домой. В этот день поминается весь род, которого уже нет на Этом Свете.

Начинался праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Одевались по праздничному, застилали стол белой скатертью. Перед тем как сесть за стол, в доме открывали все двери, чтобы души умерших могли войти в дом. Хозяин дома или старший по возрасту, зажигал свечку ставил ее возле иконы или на стол и читал молитву Отче наш, Богородица, Верую, Ангел господний.

Поминальный стол начинался обычно с кутьи или кануна, которые брались три раза с общей миски. Прежде чем попробовать каждое обрядовое блюдо ложку ее откладывали в отдельную посудину и ставили на подоконник для душ умерших. Отдельную тарелку и чарку ставили для покойника, чтобы душа его, угостившись, в будущем способствовала тем, кто остался жить и в хозяйственных делах.

В народе была сильна вера, что души предков невидимые присутствуют в доме, и для них в отдельную посуду на столе откладывали еду. Никто не станет есть прежде чем не отложит или не отольёт в дедовскую посудину ложку еды, которая после ужина ставится возле окна или оставляется на столе. В самом начале отливалась водка в отдельную чарку.

Посадив гостей за поминальный стол, хозяин брал в одну руку свечку завернутую в блин, а в другую буханку хлеба и обносил три раза вокруг стола, вспоминая имена умерших родственников.

Восклицания-приглашения Дедов имели разные оттенки. Праведные родители! Идите к нам ужинать. И сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти! . Или. Святые деды, зовем вас: идите к нам! Есть здесь все, что бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!

Ужин начинался с кутьи. Затем хозяин дома подымал чарку, поминал покойника, желал живым дожить до следующих дедов. Зачерпнувши еду из миски ложили ложку или вилку на стол, чтобы в это короткий перерыв ими могли воспользоваться невидимые деды, которые ужинают вместе со всеми. Ложку необходимо класть выемкой не вниз, а вверх, иначе покойники перевернуться в могилах лицом вниз.

Застолье походило достаточно напряженно молчали или вспоминали умерших добрым словом и никогда плохим. Вспоминали сначала тех, кто умер последним, а затем и стальных. Сидели за столам долго. Каждый должен был обязательно попробовать все блюда, чтобы не обидеть дедов. Разговоры шли исключительно о предках рода.

Если на свет залетал мотылек, на него все глядели как на божьего посланца. Скрип калитки, звон стекла в рамах, резкий шум последних листьев на дереве за окном воспринимались как присутствие невидимых предков.

После окончания ужина все расходились, пожелав неземным гостям: Святые деды! Ели и пили, идите к себе.

Поминальный стол, как правило, не убирали, оставляя еду, ножи, ложки, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. Часть еды выносили домашнему скоту, часть птицам, оставляя на крыше своего дома или несли на реки и озера или пруды и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

Если кто-то из семьи пожелал бы увидеть Дедов, он должен был выйти в сенцы и, доставши солому из окошечка над дверями, поглядеть через него в комнату. Но все знают чем это закончится. Смельчак, который отважится это сделать, обязательно умрет в этом году.

На следующий день после поминального ужина отправляются в гости к родичам, которые живут далеко, к обеду (около 11 часов) или полднику (около 14 часов). Принимающая семья и гости садятся за стол. Гостевание в Дмитреевку не ограничивается остатками дня, а порой тянется до трёх дней: это зависит от взаимоотношений хозяев и гостей.

С днем Осенних Дедов связан еще один интересный обряд. Это вписывание и выписывание с семейной хроники членов семьи. Новорожденных вписывали, а умерших выписывали. Хроники эти велись на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто еще живы имеют даты рождения, а напротив оставлено место для вписывания даты смерти.

www.krivich.com

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться

В избранное