Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знаковая система славянского орнамента


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 17

Знаковая система славянского орнамента
(по материалам беседы Вячеслава Ракитского и этнолога Тодора Кошкуревича)


В.: Утверждают, что орнамент - смысловое письмо. Письмо же осуществляется при помощи знаков. Знаки, в свою очередь, имеют свое значение. Если руководствоваться такой логикой размышлений, мы сможем прийти к выводу, что орнамент выполнял коммуникативную функцию: он был способом сообщения между людьми, нес и передавал определенную информацию. Или же он был и остается просто декоративным элементом, украшением?

О.: Традиция анализа восточно-славянского орнамента, который выполнялся еще учеными эпохи БССР, отмечала в основном декоративные особенности орнамента. Орнамент рассматривался прежде всего как некое украшение. На самом же деле существуют материалы исследователей (записанные в 40-х годах), которые свидетельствуют о том, что орнамент являлся своеобразной системой письма, являлся своеобразной системой коммуникации, как между людьми, так и между людьми и духами, людьми и богами.

В.: Таким образом, орнамент имел магическое значение?

О.: Да. Орнамент имел магическое значение. Свидетельства этнографов, и непосредственно известного исследователя славянского символизма профессора Кацара, демонстрируют нам факты использования орнамента в лечебных целях. Орнамент вышивался от порчи, от болезней живота, от простуды. И, конечно, связывался с магией благополучия семьи, дома и, кстати, приворота парня или девушки. "Я спросил, что означает женщина, вытканная на рушнике. Александрина ответила: Старые женщины мне так объясняли, что это древняя богиня, которая как будто бы запрещенная. Попы ее не любят, это я знаю. Вроде как она вредоносная богиня. Вредоносная в отношении церковных святых. Зато она полезная и необходимая в хозяйстве. Она помогает урожаю, чтобы был хороший урожай, помогает от засухи, от града. Этот рушник посоветовала мне вышить тетка Прасковья, чтобы лечить, оберегать от хвори, и особенно от тяжелых родов, от болезни живота. Это, как бы святая, как это сказать, ...нехристианская, молитвы ей нужны другие. Заговоры и молитвы такие, как у знахарок". Восточно-славянская матриархальная традиция также представляет собой явление весьма близкое к иконе, к иконографии. Однако, отличие в том, что человек здесь не в отдалении, не на расстоянии от иконографического объекта, а становится в самый центр мира. Это значит, одежда, которую одевала женщина во время праздников, одежда, украшенная знаками орнамента, соответствовала строению Вселенной.

В.: Я хочу предложить сейчас зачитать запись из дневника профессора Кацара... "Грамотные люди, если хотят что сказать, они пишут в книгах и письмах. А неграмотная баба "пишет" то же, но иголкой. Она вышивает те же пословицы на своих рушниках. Орнаментом, это значит, узорами, можно всю правду сказать. Можно уму-разуму учить. Это неверно, что рукодельницы ткут и вышивают только для того, чтобы красиво было. Красота тут только как закваска, как припев в песне. Вот я в молодости знала узоры и вышивала ими целые пословицы и поговорки, только не умею вышивать загадки. А вот бабушка Петрашки, Евгения Кульбатская, та умела вышивать узоры, которые означали собой загадку и отгадку. Когда я еще была девушкой, это уже годов 70 тому назад, я вышивала узоры на такие поговорки: "У нашей любви, как у кольца, нет конца", "Не копай человеку яму, сам в нее упадешь", "Ищи жену не в хороводе, а в огороде", "Век живи - век учись"..." Так что, для наших предков орнамент был своеобразной грамотой?

О.: Да. Старые бабки говорят таким образом, через свои узоры, вышитые или вытканные: "Вы, молодые, имеете свою грамоту: вы читаете газеты, книги. Мы - старые люди - имеем свою стародавнюю, дедовскую грамоту, и она в наших покрывалах, рушниках и одеяниях". Любая старая женщина может прочитать покрывало или рушник, руководствуясь своими знаниями об этих знаках.

В.: Вот говорят, что иногда в орнаментах были загадки, отгадки, передавалось определенное послание, определенная информация.

О.: И сохранились уникальные факты. Они уникальны потому, что записаны в 40-х годах нашего века. Факты, которые подтверждают то, что орнаменты использовались для обозначения определенных вербальных формул, фраз. Орнаментами записывали присказки, поговорки, безусловно, магического характера. Есть факты иллюстрирования в орнаментах на рушниках загадок и отгадок. Но в какой ситуации использовались предметы с этими знаками, к сожалению, трудно определить. Вполне вероятно, что эти предметы использовались в брачной практике, брачной ритуалистике.

В.: Давайте зачитаем еще один фрагмент из дневника профессора Кацара, одно из воспоминаний белорусской женщины: "Я грамотная. Потому я умела вышивать пословицы и поговорки с узорами, с буквами. У меня была дочка Лариса. Родилась она в 1888 году. Вот она вышла замуж за хорошего человека. Он был партийным. Работал в Министерстве сельского хозяйства. Но когда нас стали при Советской власти называть нэпманами и стали притеснять, так они совсем от нас отказались. Мы тогда жили в большой бедности. И вот я решила напомнить дочке о доме и родне. Я вышила на рушнике узор "Долг платежом красен", и на том же рушнике вышила буквами: "не забывай родную мать". Послала этот рушник дочке. Она сильно после этого плакала. Приехала к нам тайком от мужа. Привезла нам денег и продуктов. Но муж узнал про это и не сердился на нее". В дневниках Кацара есть также весьма неожиданная запись высказывания одной женщины про орнамент. Как мне кажется, очень интересная. Так вот, она говорит, что орнамент - "это такая песня". В самом деле, тут есть своя логика, так как орнамент - это графические элементы, которые ритмично повторяются. Можем ли мы говорить об орнаменте как о музыке? Как об особой системе звукозаписи?

О.: В дневниках профессора Кацара есть очень интересный фрагмент, где орнаментом обозначается песня. Эта не единичная такая фиксация восточно-славянских материалов. Еще несколько фиксаций записала в 70-х годах художник-этнолог Демкина. Это ставит исследователя в необычную ситуацию. Действительно, не является ли орнамент своеобразной звукозаписью? Тем более, что западные исследователи, которые занимаются руническим письмом, ставят те же самые вопросы в отношении рун. Может быть сама геометрия была чем-то вроде нотной записи? Скорее всего, нет. Вероятно, это был визуальный образ песни и ее звучания. Дело в том, что человек старого склада, например, старая бабушка, не всегда отвечала только знаково, только вербально. Она переживала текст и эмоционально - и в звуке, и в тональности песни. "Пани Шилько из Сенницкого района вышила узор "Трава - брат и сестра". Сама она говорила "Я очень люблю песню "Как брат и сестра женились". Смысл ее таков. Вдова родила двух сыновей. Спеленала их, положила в лодку и пустила по Дунаю. Через много лет пошла вдова за водой и видит двух молодцев. За одного взяла да и вышла замуж сама, а за другого отдала дочку. Но позже стало известно, что это сыновья вдовы. Затем от большого горя брат и сестра превратились в траву - брата и сестру".

В.: Мы говорим о некой эмоциональной системе восточно-славянского орнамента, связанного, видимо, с любовью, со смертью. А можно ли их вцелом воспринимать через, скажем так, эротическую знаковую систему?

О.: Безусловно, большинство знаков восточно-славянского орнамента можно читать через эротический код. Два основных знака - "дед" и "баба" - связаны непосредственно с физиологическим строением мужчины или женщины. Есть факты, когда такими знаками описывались жизнь и статус женщины, где в ромбе (женском знаке) иллюстрировались все те этапы, которые происходит женщина: это - детство, юность, затем - утрата невинности, брак, рождение ребенка. Все это делается очень невинно, однако вполне конкретно эротично.

В.: Где-то я читал, что по орнаменту, который вышивается на рушнике, или на фартуке, или на юбке, можно было сказать о том, невинная ли эта девушка, или она уже потеряла невинность, или она вышла замуж, или она вдова. Это так?

О.: Видимо, не было знаков, которые унижали бы девушку и обозначали ее неполноценность. Чаще всего знаки обозначали ее соответствие нормам жизни, праведным нормам жизни.

В.: Понятно. Однако наверное сейчас кто-то думает про нас: "Сидят современные люди, конец XX века, рассуждают о каких-то там орнаментах, а кому это нужно? Зачем нам вообще их понимать? Что нам с того?" Что можно на это ответить?

О.: История XX века с избытком перенасыщена фактами использования этнического орнамента или архаических знаков в качестве государственной символики и знаков религиозного соответствия. К сожалению, новейшая история нашего региона демонстрирует факт использования орнамента только как декоративного элемента, как дизайна. Что же современному человеку в этой теме, то кто знает - может, из-за того, что люди забыли этот особый язык контакта со своей землей, со своими богами и предками, и имеем тот результат, что ни земля, ни предки не могут помочь нам?

*В беседе были использованы этнографические дневники профессора Михаила Кацара (1906-1995).

krivich.com рекомендует:
Система подготовки воинов "Крик птицы" появилась на Беларуси на рубеже XV века и являлась соединением традиций славянского племени Дрыговичи и христианского психотренинга.
Познакомиться с системой "Крик птицы" >>>
Здоровы ли Вы с точки зрения народной медицины? Определите наличие или отсутствие у Вас таких заболеваний, как испуг, сглаз, порча, поддел, чары (ритуал).

Пройти тест >>>

Другие материалы о славянской эзотерике
Вы можете найти на сайте
"Система славянских единоборств "Кривич"

Ваши вопросы о славянской эзотерике, а также предложения и замечания,
можно присылать по адресу adamovich@krivich.com

www.krivich.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное