Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы



Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 87
24 апреля
2006 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Розенкрейцерская Декларация обязанностей человека.
2. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 9.
3. Фрагменты. Фома Кемпийский. О Подражании Христу.
4. Жемчужины мудрости. Руми. Из сборника "Маснави".



1. Розенкрейцерская Декларация обязанностей человека

Пролог

С тех пор, как люди осознали необходимость жить в организованных сообществах, они создали разные формы правления для обеспечения деятельности этих сообществ. На сегодняшний день представляется, что лучше всего интересы и устремления как отдельных людей, так и народов в целом выражаются через демократию. Действительно, хотя эта система несовершенна и имеет много слабых сторон, в настоящее время именно демократические общества лучше других соблюдают права Человека, провозглашённые во Всеобщей декларации прав. Вместе с тем, если соблюдение прав отдельного человека и является основой любой демократии, то любая демократия, которая не обеспечивает уважения к соответствующим обязанностям, содержит в себе семена упадка и благоприятствует появлению диктатуры. Так, как показала история, нормальное функционирование общества зависит от точного равновесия между правами и обязанностями каждого человека. Когда такое равновесие нарушается, на уровне управляющих или же на уровне управляемых, самые крайние формы тоталитаризма овладевают ситуацией и погружают народы в хаос и варварство. На заре XXI века мы констатируем, что в странах, где демократия установилась уже давно, права граждан превалируют над их обязанностями, и равновесие между правами и обязанностями, если ещё не нарушено, то уже находится под угрозой. Опасаясь, что такая потеря равновесия в этих странах может усугубляться и привести к регрессу человека, мы предлагаем эту Декларацию обязанностей Человека вниманию всех разделяющих нашу обеспокоенность.

Декларация

Статья 1: Каждый человек имеет своим долгом безусловно уважать права Человека, определённые во Всеобщей декларации прав.

Статья 2: Каждый человек имеет своим долгом уважать самого себя и не унижать своё тело или сознание поведением и практиками, наносящими ущерб его достоинству и его благу.

Статья 3: Каждый человек имеет своим долгом уважать другого человека, вне зависимости от его расы, пола, вероисповедания, социального класса, общности и любого другого элемента различия.

Статья 4: Каждый человек имеет своим долгом соблюдать законы страны проживания, основанные на уважении его самых естественных прав.

Статья 5: Каждый человек имеет своим долгом уважать религиозные верования и политические убеждения другого, если они не наносят ущерба ни человеку, ни обществу.

Статья 6: Каждый человек имеет своим долгом быть доброжелательным в своих мыслях, словах и поступках, дабы быть в обществе орудием мира и примером для других.

Статья 7: Каждый человек, будучи в возрасте и состоянии, позволяющих ему трудиться, имеет своим долгом делать это, будь то для удовлетворения своих потребностей или потребностей своей семьи, для блага общества, для реализации себя как личности или же для того, чтобы просто не погрязнуть в праздности.

Статья 8: Каждый человек, на котором лежит ответственность за воспитание ребёнка, имеет своим долгом воспитать в нём мужество, терпимость, ненасилие, великодушие и, в целом, достоинства, которые сделают его уважаемым и ответственным взрослым.

Статья 9: Каждый человек имеет своим долгом оказывать помощь находящимся в опасности, непосредственно или же делая необходимое для привлечения предназначенных для такой помощи лиц.

Статья 10: Каждый человек имеет своим долгом считать всё человечество своей семьёй и поступать везде и во всех обстоятельствах как гражданин мира, полагая гуманизм основой своего поведения и своей философии.

Статья 11: Каждый человек имеет своим долгом уважать чужое имущество как частное, так и общественное, как индивидуальное, так и коллективное.

Статья 12: Каждый человек имеет своим долгом уважать человеческую жизнь и считать её самой высшей драгоценностью в мире.

Статья 13: Каждый человек имеет своим долгом уважать природу и сохранять её, чтобы настоящее и будущие поколения могли пользоваться её благами и относились к ней как к общему наследию.

Статья 14: Каждый человек имеет своим долгом уважать животных и относиться к ним как к созданиям не только живым, но и наделённым сознанием и чувствами.

Эпилог

Если бы все люди выполняли то, что они имеют своим долгом, то мало бы осталось прав, осуществления которых нужно было бы требовать, потому что каждый получал бы должное уважение и мог бы счастливо жить в обществе. Поэтому всякая демократия не должна ограничиваться провозглашением "Государства права", в случае чего равновесие, о котором говорилось в Прологе, не может быть сохранено. Настоятельно необходимо, чтобы она провозглашала также и "Государство долга", дабы каждый гражданин выражал в своём поведении лучшее из того, что имеет Человек. Только опираясь на эти два столпа, цивилизация сможет заслуженно называться человечеством.

Год Р+К 3358
21 сентября 2005



2. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 9.

Продолжаем публикацию глав из книги Императора ДМОРК Кристиана Бернара "Да будет так!" (1994).

Глава 9. ГЛУБОКИЙ МИР

Слова "Глубокий Мир", написанные или произнесенные вслух, выражают нечто большее, чем просто вежливую заключительную фразу письма или дружеское приветствие. По своей сути в нашем искреннем и дружеском обращении адресату они выражают мистические пожелания космической поддержки. И чем глубже мы осознаем сущность и силу этих двух слов, тем большее воздействие оказывает это пожелание на того, к кому оно обращено, поскольку он обязательно что-то от него приобретет.

Необходимо задуматься над смыслом состояния Глубокого Мира, ибо, чем больше мы проникнемся его глубинным смыслом, тем полнее мы начнем жить этим состоянием и не только для себя, но и для других. Глубокий Мир - это не просто состояние души, это также состояние сердца и тела. Фактически каждый может в полной мере испытывать состояние Глубокого Мира и своими молитвами поддерживать других, если только он обрел мир в теле, в сердце и в душе.

"Мир в теле", как следует из этих слов, определяется нашей способностью жить в гармонии с законами природы, которые регулируют нашу жизнедеятельность. Несомненно, современная цивилизация порой делает эту физическую гармонизацию затруднительной, и многие люди подвергаются стрессам, сами того не желая, а это отражается на их физическом состоянии. Бешенный ритм, который люди зачастую задают сами себе во все более монотонной работе; адский шум, воздействию которого многие люди ежедневно подвергаются; загрязнение окружающей среды и, в частности, воздуха, которым дышат миллионы людей, все это - внешние факторы, которые вносят дисгармонию и напряжение в физическое состояние человека. Однако, не отрицая вышесказанного, мы вынуждены признать, что люди часто сами нарушают режим, необходимый для сохранения здоровья, а ведь его соблюдению ничто не препятствует. В качестве подтверждения можно было бы привести множество примеров, показывающих, до какой степени люди сознательно нарушают законы природы и делают это зачастую из-за своего легкомыслия и неосторожности, а не от незнания. В качестве примера я просто упомяну классическую проблему курения, потому что каждый из вас, безусловно, осведомлен о ней, а ведь курение непосредственно воздействует на мистический процесс дыхания.

Нет ни одного курильщика, который бы не знал о вредных последствиях курения. Нет недостатка в пропаганде, которая направлена на укрепление понимания пагубности этого пристрастия, и которая активно ведется в программах новостей СМИ. Но до сих пор тысячи людей отравляют себя, прекрасно понимая, что укорачивают свою жизнь и создают реальные условия для того, чтобы заболеть и получить массу неприятностей в будущем. Почему же они это делают? Как я уже говорил, не по незнанию отрицательных последствий, которые могут, к сожалению, произойти в их организме вследствие отравления. На самом деле, они курят в основном, чтобы получить ложное ощущение психологического спокойствия. Поэтому они безвольные и истинные жертвы неправильного применения своей свободной воли. Конечно, они добровольно создали для себя эту иллюзию спокойствия, которая, если мы рассмотрим весь набор физиологических расстройств, от которых страдает курильщик со стажем, носит только психологический характер. Эта иллюзия благополучия стала законом для подсознания, и так родилась дурная привычка, которую тело стало воспринимать как физическую потребность.

Мистик должен ясно осознавать, что курение вступает в противоречие с Глубоким Миром тела, ибо яд, содержащийся в табаке, несомненно, пагубен для процесса дыхания, поскольку он препятствует организму усваивать Жизненную Силу, содержащуюся в воздухе. В результате происходит нарушение равновесия в полярности клеток тела, и это нарушение влияет не только на сбалансированность физического "я", но и психического.

Эти несколько замечаний относятся и ко многим другим формам отравления или вмешательства в деятельность организма, ибо, когда речь идет о нарушениях законов природы, людское непонимание, легкомыслие, неосмотрительность и невежество действуют рука об руку, чтобы изуродовать или разрушить то, что природа создала и так тщательно оберегает. Действительно, что мы можем сказать о порой губительных последствиях плохо сбалансированной диеты; о злоупотреблениях возбуждающими средствами, такими как кофе; о зачастую неосмотрительном пренебрежении лучшими часами для сна; а также о ненужных хирургических вмешательствах для удаления некоторых органов, существование которых, в конце концов, имеет определенное назначение; и, наконец, о половых увечьях, практикуемых на детях в некоторых странах ради варварских традиций, которые противоречат природе?

Во имя истинной Традиции давайте не объявлять бессмысленную войну своему здоровью или здоровью других, ибо без здорового тела не может быть гармонии в сердце. Следовательно, наш долг - как можно чаще направлять наши помыслы на тех, кто страдает от телесных недугов, на всех детей, женщин и мужчин, кто испытывает физические страдания от разрушительных войн, голода, болезней, варварства и всех тех несчастий, которые лишают их возможности быть физически здоровыми и, в целом говоря, счастливыми.

Что касается Мира в Сердце, то он связан с нашей эмоциональной и чувственной жизнью. Разумеется, эта гармония недоступен тому, кто постоянно разжигает в себе ненависть, злобу, ревность, зависть, мстительность, нетерпимости и другие чувства, рабом которых он является. Такие эмоции поражадют весьма пагубные последствия. Фактически такие чувства вызывают некое ментальное отравления, которое нарушает гармонию физического тела. Поэтому этот эмоциональный яд является грозной враждебной силой и как для гармонии сердца, так и для гармонии теле. В результате это отравление постепенно приводит к саморазрушению личности.

Очень мало найдется таких людей, которые хотя бы раз не испытали внутренний конфликт, вызываемый негативными мыслями и эмоциями, которые тесно связаны между собой. Розенкрейцеры имеют в своём распоряжении мистические средства для нейтрализации разрушительного воздействия своих собственных отрицательных мыслей, а также, что не менее важно, имеют возможность защитить себя от мыслей, которые в отношении нас могут появиться у других. Когда необходимо свести на нет вредные последствия наших собственных беспорядочных мыслей, нам нужно только воспринять их такими, каковы они были в тот момент, когда пришли нам в голову, а затем преобразовать их в позитивные и конструктивные. Не следует бороться с отрицательными мыслями и подавлять их. Наоборот, гораздо лучше сделать их для себя понятными, проанализировать их, признать их существование и заменить другими противоположного свойства.

Желание во что бы то ни стало подавить наши собственные отрицательные мысли, напротив, способствовало бы приданию им большей важности, жизненности и усилило бы их пагубное влияние. Поэтому, я повторяю, разумнее заменить их конструктивными мыслями, произведя, таким образом, ментальную и эмоциональную трансмутацию. В этом смысле молитва - это ключ к сердцу, который даёт нам возможность довести до конца эту ментальную и эмоциональную алхимию. Итак, когда нас, пусть только на секунду, охватывает чувство ненависти, мы должны породить в сердце чувство любви и удерживать его там как можно дольше. Если тень ревности или зависти витает над нами, пусть свет взаимной доброжелательности ее рассеет. Если жажда мести отравляет наше эмоциональное состояние, давайте преобразим ее в светлое чувство всепрощения. Совершая такие эмоциональные и ментальные преобразования постоянно, мы нейтрализуем разрушительное воздействие своих собственных отрицательных эмоций и в нашем сердце воцаряется мир.

Когда мы чувствуем, как нас атакуют негативные мысли, которые могут возникнуть у других людей по отношению к нам, не следует придавать им значения, или, по крайней мере, не принимать их настолько близко к сердцу, что у нас самих появятся негативные мысли. Если бы мы это себе позволили, мы бы стали желанной жертвой чужой злобы, тем самым, создав в себе предпосылки собственного ментального отравления. Давайте лучше укроемся мистическим плащем от проявлений невежества, и будем делать добро, не беспокоясь о том, что могут подумать о нас несколько недоброжелателей.

Таковы некоторые замечания относительно нашей ответственности в ситуациях, когда мы позволяем ментальным и эмоциональным вспышкам нарушить мир в нашем сердце. Правда, этот мир в сердце может быть нарушен и испытаниями, причиной которых не обязательно были мы сами. Жизнь каждого из нас от рождения до смерти отмечена большими или меньшими страданиями и огорчениями, которые в значительной степени влияют на наше внутреннее состояние. Разочарования в любви, боль разлуки, глубокая печаль в связи с потерей любимого человека - вот некоторые эмоциональные состояния, которые влияют на мир в сердце. Поэтому мы должны искать утешения, которые нам так необходимы, в духовности. С другой стороны, исходя из пословицы: "что посеешь, то и пожнёшь", наш долг направлять мысли полные любви, сострадания и утешения всем тем, кто испытывает душевные переживания, и таким образом помочь им в осуществлении духовной алхимии, которая утвердит мир в их сердцах и позволит им в один прекрасный день ощутить радость бытия (joie de vivre).

Теперь обратимся к Миру в Душе. Это состояние соответствует духовному расцвету, которого каждый мистик, избравший путь служения Богу и людям, может достичь. Это также состояние внутреннего мира, которое испытывает тот, кто научился жить в постоянной гармонии с Космосом. Поэтому это состояние гармонии как розы, так и креста. Традиционное инициативное учение, которое составляет суть Древнего Мистического Ордена Розы и Креста, и которое он распространяет, предоставляет неоценимую помощь в обретении совершенной гармонии и пребывании в ней. Поистине, мистическое учение Ордена включает в себя все элементы, необходимые людям для вознаграждения усилий их духовного "я" и обретения счастья. Однако я должен заметить, что мы не можем обрести мир в душе, пока мы не достигнем мира в сердце и теле.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что, когда Бог станет центром нашей сознательной деятельности, когда мы признаем существование Бога в сердце и теле каждого живого существа на Земле, когда наша душа будет достаточно чиста для отражения Божественной славы, тогда на нас, воистину, снизойдёт благодать Глубокого Мира. С этого момента мы сами становимся проводниками Божественного и будем иметь в своем распоряжении физические, умственные, эмоциональные и духовные силы, необходимыми для того, чтобы оказывать помощь всем тем, кто всё ещё ведёт борьбу с самим собой или вовлечен в раздоры, навязанные ему другими людьми.

Да будет так!



3. Фрагменты. Фома Кемпийский. О Подражании Христу.

Среди знаменитых школ эпохи позднего Средневековья прославилась Виндесгеймская обитель, находившаяся на территории Ренании, близ города Майнца. Она дала миру одно из самых замечательных духовных руководств, когда-либо написанных рукой человека, - "О подражании Христу".

Эта книга, написанная фламандским иеромонахом Фомой Кемпийским в 1427 году, за прошедшие несколько столетий оказалась самым тиражируемым, после Библии, богословским сочинением, выдержавшим свыше пяти тысяч переизданий. Была очень популярна среди российских розенкрейцеров 18 века.

Предлагаем вашему вниманию главу из этой книги.


Глава 16. О терпимости к чужим недостаткам.

Что человек не в силах исправить в себе или в других, то должен переносить терпеливо, доколе Бог иначе не устроит. Подумай, что так будет лучше для твоего испытания и терпения, без которого не оценить заслуг наших. Но должен ты в таких затруднениях молиться, чтобы Бог тебе помог, чтобы терпеть в кротости.

Если кто, раз или два быв обличен, не послушает, не спорь с ним, но предай все Богу, да будет воля Его и слава продолжала действовать во всех рабах Его: силен Бог и злое превратить в доброе. Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, ибо и у тебя есть много, что другие переносить должны. Если себя не можешь сделать таким, каким желаешь, как можешь сделать, чтобы другой был таков, каким тебе угодно? Мы желаем, чтобы другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем.

Желаем, чтобы другие были строго обличаемы, а сами не хотим, чтоб нас обличали. Не нравится нам широкая вольность в других, а сами не хотим, чтоб отказывали нам в том, чего нам хочется. Желаем, чтобы другие были стеснены правилами, а сами никак не позволяем, чтобы нас к чему строго принуждали. Явно отсюда, как редко мы умеем судить о ближнем тем же судом, каким об себе судим. Если бы все были совершенны, как бы тогда возможно было нам терпеть от людей ради Бога?

Но вот. Бог так устроил, чтобы учились мы носить бремена друг друга (Гал.6:2), ибо нет никого без порока, никого без бремени, никто сам в себе не доволен, никому своей мудрости недостаточно; но приходиться друг друга терпеть, друг друга утешать, друг другу помогать и увещевать друг друга. А сколько у кого есть силы, яснее откроется в случае несчастья; случаи не делают человека слабым, но показывают, каков он есть.



4. Жемчужины мудрости. Руми. Из сборника "Маснави".

"Маснави" Джалал ад-Дин Руми по праву считается энциклопедией суфизма и источником мистических идей. "Маснави" - вершина творчества поэта, сочинение, задуманное и осуществленное им как стихотворное руководство для членов неформального братства, основанного им около 1240 года. Суфизм создал немало вдохновенных произведений, близких по содержанию, но можно смело утверждать, что ни одно из них не получило такого распространения (только рукописей на языке оригинала дошло до наших дней более 500) и не изучалось так внимательно (в виде комментариев, переложений и переводов), как "Маснави". Поэма содержит 25 632 бейта, что даже по меркам персидской классической поэзии позволяет считать ее весьма внушительной. Объем ее почти достигает "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, вместе взятых и вдвое больше "Божественной комедии" Данте.

Притчи образуют длинную цепь следующих друг за другом или вытекающих друг из друга остроумных и мастерски написанных рассказов. В ряде случаев основная история, давшая начало целой серии притч, становится как бы рамкой, окаймляющей рассказы, а вся серия превращается в единое повествование. Подобных повестей можно насчитать в "Маснави" более 30.

Как известно, творение Руми получило исключительную популярность. И дело не только в том, что он создал емкое "руководство", в котором обосновал теорию и практику мистицизма, но и в том, что он мастерски изложил весьма сложные философские концепции простым, изящным и доходчивым языком.

Творение Джалал ад-дина Руми - подлинная энциклопедия мусульманского мистицизма. Ее читали, заучивали наизусть и по ней учились на всем Ближнем и Среднем Востоке, но особую популярность она снискала себе в Иране, Северной Индии. Пакистане и Турции. В Турции, например, вплоть до начала XX в. "Маснави" читали и толковали для широкой аудитории в специально построенных для этой цели зданиях. На окраине мусульманского мира, в Восточном Туркестане, дервиши братства "Накшбанди" считали обязательным знать наизусть не менее семисот бейтов поэмы.

Предлагаем вам одну притчу из "Маснави", которая называется "Рассказ о том, как человек, мучимый жаждой, бросал с высокой стены кирпичи в текущий поток".



Почти на самом берегу потока
Стена стояла, вознесясь высоко.

Почтенный муж на той стене однажды
В тоске сидел и пропадал от жажды.

Глядел он вожделенно на поток,
Но со стены достать его не мог.

Нечаянно он бросил вниз кирпич,
В ответ поток издал призывный клич.

И показалось: всплеск глухой и краткий
Похожим был на голос друга сладкий.

Чтобы услышать этот звук опять,
Стал в воду камни жаждущий бросать.

Ему казалось, спрашивал поток:
"Какой тебе в твоём деянье прок?"

"В моём поступке, - думал муж усталый, -
две несомненных выгоды, пожалуй.

И первая из этих выгод двух,
Что плеск желанный мне ласкает слух.

Тот звук подобен звуку Эсрафила
Для душ усопших, чей удел - могила.

Мне шум напоминает дальний гром
В тот день, когда иссохло всё кругом.

Тот звук желанен, как грошей бренчанье
Для бедняков, что просят подаянье.

На звон ключей похож он, как ни странно,
Сулящий волю узникам зиндана.

Когда я со стены кирпич бросаю,
Корысть мне в этом деле и другая:

Становится стена намного ниже,
А значит, я к воде желанной ближе!"

Плоть есть стена, ты плоть смири однажды,
Когда и вправду жаждешь ты и страждешь.

Чем мы надменней, шея чем длинней,
Тем нам свою главу склонять трудней.

Мы каменные стены разрушаем,
Когда, молясь, колена преклоняем.

Мы рушим все преграды меж собой
И благодатною живой водой.

И чем стена соблазнов наша ниже,
Тем мы к прозрачному потоку ближе.



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

В избранное