Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Розенкрейцеры: философия, история, символы

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 68
14 сентября
2004 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. История. Кристиан Ребисс. История розенкрейцерства от истоков до наших дней.
2. Фрагменты. Астрология. Иоганн КЕПЛЕР. "О более достоверных основаниях астрологии"
3. Жемчужины мудрости. Наставления из средневековой рукописи.


1. История. Кристиан Ребисс. История розенкрейцерства от истоков до наших дней.

Мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".


Роберт Фладд

В годы появления розенкрейцерства самыми страстными защитниками Братства Розы и Креста были Михаэль Майер и особенно Роберт Фладд. Однако ни один из них не говорит о своей принадлежности к Ордену. Обладая универсальными познаниями, Роберт Фладд очень хорошо знал "Corpus Hermeticum", работы Марсилио Фичино и таких христианских каббалистов как Иоханн Рейхлин и Франсуа Жорж де Вениз. Как медик и алхимик он интересуется работами Парацельса. Вероятно, со времени своих выступлений в пользу розенкрейцерства Роберт Фладд входит в контакт с розенкрейцерской средой в Германии, если это не случилось ещё во время пребывания Михаэля Майера в Англии между 1611 и 1613 гг. В любом случае, начиная с 1617 года, в Германии у Иоханна Теодора де Бри, который оплачивает издание, начинают печататься книги этого английского врача. Труды, выходящие у этого издателя, обосновавшегося в Оппенгейме, отличаются высоким качеством гравюр, выполненных Маттеусом Мерианом. В этом отношении книги Роберта Фладда являются настоящими шедеврами; их титульные страницы украшены великолепными гравюрами, резюмирующими их содержание.

В своих книгах Роберт Фладд стремится показать гармонию макрокосма (мира) и микрокосма (человека). Обладая обширными знаниями, он занимается гармоническими соответствиями, существующими между планетами, ангелами, частями тела человека, музыкой … Он пытается осуществить синтез всех знаний, и его "Теолого-философский трактат …" свидетельствует, что он содержит, кроме прочего, фрагменты древней Мудрости, пережившей грехопадение Адама. Эта книга, кстати, посвящена Братьям Розы и Креста (1617). В 1617 г. Роберт Фладд начинает публиковать свою "Метафизическую, физическую и техническую историю одного и другого миров, то есть большого и малого …". Этой настоящей энциклопедией, охватывающей все области знания, он надеется открыть Вселенскую Мудрость, которая будет руководством для всеобщего обновления, о котором говорится в розенкрейцерских Манифестах. Он стремится показать, как Творение было рождено Душой Мира, из которой исходят математические модели, определяющие гармонию Творения. Его доказательство основано на книге "De Harmonica Mundi" Франсуа Жоржа де Вениза и на переводе и комментариях к "Тимею" Платона, изданных Марсилио Фичино. Он также обращается к элементам, которые Фичино заимствовал из "Комментария ко Сну Сципиона" Макроба относительно чисел и Души Мира.

Его трактовка Души Мира вовлекает его в полемику с астрономом Иоганном Кеплером и французским философом, математиком и физиком Пьером Гассенди (1592 - 1655). Аббат Марен Мерсенн (1588 - 1648), французский философ и учёный, борец с герметической философией Ренессанса, также не останется в стороне. Этот друг Рене Декарта упрекает Роберта Фладда за то, что он располагает на одном уровне Иисуса Христа, ангелов и Душу Мира. Масштаб реакции на труды английского врача свидетельствует о том, что его творчество было широко известно в Европе и было предметом самых значимых дебатов эпохи.

Иоганн Кеплер

Иоганн Кеплер (1571 - 1630), бывший студент Тюбингенского университета, часто общался с Валентином Андреэ. С 1600 по 1612 гг. он был членом "Магического Двора" Рудольфа II, где работал в качестве помощника великого астронома Тихо Браге. Находясь под большим влиянием неоплатонизма и пифагорейства Ренессанса, в своём труде "Mysterium cosmographicum" (1596) он поначалу обращался к концепции Души Мира. Однако при переиздании книги в 1606 г. он заменил её понятием "Силы". С его точки зрения движением планет управляет Сила, а не Душа Мира. Кеплер создаёт труд, соперничающий с "Метафизической историей …" Роберта Фладда. В работе "Гармония мира" (1619) он пишет, что опирается на математику, а не на герметизм, как Роберт Фладд. Впрочем, он обвиняет последнего и в том, что тот смешивает их.

Роберт Фладд немедленно отвечает работой "Veritatis proscenium" (1621), подчёркивая, что его теории наследуют теориям Франсуа Жоржа де Вениза и розенкрейцеров. За этим следует ответ Кеплера - "Апология" (1621), на которую Роберт Фладд в 1622 г. отзывается трудом "Monochordum mundi symphoniacum". Вскоре работы Исаака Ньютона подтвердят теории Кеплера, однако, несмотря на то, что термин "Сила" пришёл на смену понятию "Души Мира", происхождение этой Силы остаётся неразгаданной тайной!

Фридрих V

Эволюция розенкрейцерства примет решающий оборот с восхождениием на престол Фридриха Пфальцского. Чтобы лучше представить это, следует кратко напомнить историю Богемии той поры. Эта немецкая провинция была присоединена к короне Габсбургов Фердинандом I (1503 - 1564). Его сменил не троне его сын Максимилиан II (1527 - 1576). Хотя наследник был католиком, он не преследовал протестантов и казался открытым для восприятия эзотеризма. Джон Ди посвятил ему свою "Иероглифическую Монаду" (1564). После его смерти императором стал его сын Рудольф II. Этот представитель династии Габсбургов отдалился от своего племянника Филиппа II, короля Испании, ревностного католика, чей религиозный фанатизм Рудольф II не одобрял. Обладая утончённым умом, Рудольф II страстно увлекался науками, искусством и герметизмом. Он содержал большой двор, при котором одновременно находились Тихо Браге, Иоганн Кеплер и Михаэль Майер. Все маги Европы встречались здесь, сюда же приезжали Джордано Бруно и Джон Ди. В правление этого монарха была написана "Fama Fraternitatis", текст которой поначалу распространялся в Германии в рукописной форме.

После смерти Рудольфа II трон перешёл к его брату Матиасу II, уже немощному старику. "Магический Двор" Рудольфа переезжает к нескольким протестантским князьям, разделяющим эту же страсть. Часть его обосновывается в Хайдельберге при дворе Фридриха V, пфальцграфа и зятя английского короля; другая часть у Христиана Анхальтского, советника Фридриха, князя, личным врачом которого был Освальд Кролл, один из известных учеников Парацельса. Наконец, некоторые, среди которых был и Михаэль Майер, едут ко двору Мориса в Гессе-Кассель. Последний, как представляется, играл важную роль в распространении розенкрейцерских идей. Действительно, издатель двух первых розенкрейцерских Манифестов Вильгельм Вессель не мог напечатать ничего, что не получило бы предварительного одобрения ландграфа Гессе-Касселя. В правление Матиаса II вновь разгораются конфликты между католиками и протестантами, потому что новому монарху не свойственна веротерпимость его предшественника. Именно в это время была напечатана "Fama Fraternitatis" (1614), а затем составлен и издан второй Манифест "Confessio Fraternitatis". Пессимизм этого нового текста показателен для эпохи, в которой предчувствуется неизбежность катастрофы.



2. Фрагменты. Астрология. Иоганн КЕПЛЕР. "О более достоверных основаниях астрологии"

В первой части данного выпуска рассылки ("Истории розенкрейцерства…") одна глава посвящена Иоганну Кеплеру (1571-1630) - одному из основателей современного естествознания. Продолжая тему, мы хотим предложить вашему вниманию фрагмент из трактата Иоганна Кеплера "О более достоверных основаниях астрологии".


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: О ФИЗИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ.

[Существуют три основных источника физических причин: Солнце, Луна и планеты. Свет - первейший механизм, посредством которого они оказывают свое влияние. Отраженный свет увлажняет, испущенный - нагревает.]

Тезис 3.

Какова причина, таково и следствие. Разумеется, истинные астрологи, рассматривая причины своих предсказаний, включают в них как физические, так и политические причины, но когда они дают волю своему восторгу, то рассматривают по большей части неадекватные, воображаемые, глупые, ложные и, наконец, совершенно не заслуживающие внимания. Если они иногда и изрекают истину, то восторг тут же подхватывает их и уносит прочь; истину таких предсказаний следует отнести за счет счастливой случайности; не следует думать, будто она чаще всего и по большей части проистекает от некоторого высшего и потустороннего инстинкта.

Тезис 4.

Одни физические причины известны всякому, другие - лишь весьма немногим; кроме того, многое в природе существует по причинам, ныне никому не известным. Из тех же причин, которые мы считаем известными, одни - такого рода и имеют такое объяснение, что нам всем понятны; другие же - такого рода и связаны с такими причинами, что понятны немногим или не понятны никому.

А. СОЛНЦЕ.

[Физическое предназначение Солнца - быть источником тепла. Эффективность нагрева зависит от трех факторов: продолжительности светлого времени суток, природы атмосферы и угла наклона солнечных лучей к горизонту. Кроме того, следует учитывать и теплоемкость самой Земли.]

Тезис 5.

Самая общая, самая сильнодействующая и самая достоверная причина, известная каждому, - приближение или удаление Солнца. По этой [причине] зимнее солнцестояние приходится примерно на Рождество Христово, 21 декабря, незадолго до 6:00 пополудни, а летнее солнцестояние - на 21 июня в 10:30 вечера. Первое [есть причина] зимнего холода, второе - летнего тепла.

[1. Продолжительность светлого времени суток.]

Тезис 6.

Действие этой причины очевидно из следующих фактов. В Праге, что в Богемии, высота полюса составляет 50°5'45". Наклонение эклиптики в этом столетии составляет 23°31'30" по наблюдениям Тихо Браге, этого феникса астрономов, которого мы недавно потеряли. Таким образом, Солнце, источник нашего тепла, светит зимой над горизонтом не более 7 часов 49 минут и поэтому нагревает наш воздух лишь непродолжительное время, а зайдя полностью за горизонт, перестает отдавать тепло в течение [примерно] вдвое большего времени. С другой стороны, летом Солнце остается над горизонтом в течение 16 часов 22 минут и все это время отдает тепло, прекращая делать это лишь на менее чем вдвое меньшее время*1.

[2. Природа атмосферы.]

Тезис 7.

Но наш воздух так же, как вода и земля (рассматриваемая как элемент), если только не нагревать их непрерывно, сразу возвращаются в свое натуральное состояние и охлаждаются. По этой причине [учение] Аристотеля*2 о том, что воздух теплый по самой природе, ложно.

Тезис 8.

Ибо всё, что содержит материю, в той мере, в какой оно содержит материю, холодно по своей природе. Но всё теплое само по себе обладает такой природой от какой-то одушевленной силы, либо вживленной, либо генерируемой.

[3. Наклон солнечных лучей.]

Тезис 9.

Еще одна более сильнодействующая причина, по которой Солнце, когда стоит высоко, греет сильнее, чем когда стоит низко, заключается в следующем: лучи от низко стоящего Солнца падают косо и [бьют] слабее, тогда как лучи от высоко стоящего Солнца падают прямее и [бьют] сильнее. Никто до сих пор не смог объяснить, почему нематериальный солнечный луч ведет себя при этом так же, как плотные материальные тела, когда они сталкиваются друг с другом.

[4. Численная оценка трех причин.]

Тезис 10.

Таким образом, поскольку высота Солнца в Праге летом почти в четыре раза больше, чем зимой*3, из этой причины и причины, о которой упоминалось ранее, следует, что в самый короткий день к элементам от Солнца приходит не более одной восьмой тепла, приходящего в самый длинный день лета*4.

Тезис 11.

Но даже эта восьмая часть тепла идет зимой нам на благо. Из-за наклона лучей Солнце, которое зимой лишь немного поднимается над горизонтом, противостоит большей толще нашей плотной атмосферы. Предположим, что поверхность спокойного воздуха, преломляющая солнечный луч, находится на высоте одной немецкой мили*5 перпендикулярно [радиусу Земли]. (Она вряд ли может располагаться выше, ибо разве не на такой же высоте находится материя, создающая сумерки и преломляющая лучи, которые идут от звезд?) Поэтому летом солнечному лучу противостоит толща в одну целую и одну девятую немецкой мили, а зимой - в три и одну треть [немецких мили]. По этой причине солнечные лучи в три раза слабее, а с учетом всех трех причин зимой на нашу долю вряд ли приходится одна двадцать четвертая летнего тепла*6.

[5. Теплоемкость Земли.]

Тезис 12.

Хотя указанные три причины наиболее отчетливо проявляются в дни зимних и летних солнцестояний, тем не менее, в дни первых холод - не самый лютый, а в дни последних жара - не самая сильная. Дело в том, что здесь вмешивается еще одна причина, сама по себе приводящая к тому, что зима становится более суровой с начала февраля, а лето более жарким - с начала августа или около того. Дело в том, что земля и вода - тела плотные и их нельзя нагреть мгновенно, а после того, как их около месяца июня нагревает Солнце, поднимающееся на наибольшую высоту, они удерживают тепло, глубоко внедренное в них (хотя по ночам и отдают часть этого тепла через поверхность) из-за плотности их материи и размеров их тел; и таким образом они накапливают тепло июня из прошлого с теплом июля и августа. То же можно сказать и о холоде зимы.

Тезис 13.

То же самое суждение применимо и ко второму часу пополудни, который жарче двенадцатого часа, хотя Солнце уже начинает клониться к горизонту. Воздух в этом случае обнаруживает то же свойство, которое обнаружила земля [в тезисе 12]. Ибо воздух, будучи очень разреженной материей, изменяется гораздо быстрее земли, но все же не мгновенно. По крайней мере поверхность Земли, если не все ее тело, обладает [этим свойством].

Тезис 14.

На основе того же принципа можно предсказать, что по той же причине сентябрь и октябрь теплее марта и февраля, даже если продолжительность дней одинакова.

Б. ЛУНА.

[Физическое назначение Луны - увлажнять. Помимо месячных циклов влажности, она влияет и на суточные циклы влажности, как о том свидетельствуют приливы.]

Тезис 15.

Другой физической причиной предсказаний является Луна. Опытом доказано, что всё равномерно влажное увеличивается, когда Луна прибывает, и уменьшается, когда Луна идет на убыль. Одно только это служит причиной большинства выборов и предсказаний в домашнем хозяйстве, земледелии, медицине и судоходстве. Причина этой естественной наклонности, по мнению физиков, осознана не до конца.

Тезис 16.

Сила Луны проявляется двояко: помесячно, о чем я уже говорил, в зависимости от изменяемого вида Луны, и каждые полмесяца, а потому и дважды в течение суток; последняя проявляется особенно сильно в медицинских кризах и в приливах и отливах моря, о чем более подробно - дальше.

Тезис 17.

Всякий раз в те дни, когда в календаре новолуние, гуморальные жидкости, поскольку они зависят от Луны, идут на убыль; в дни же полнолуния они прибывают. Но наряду с уже упомянутыми днями гуморальные жидкости сильно движутся в четверти Луны. Это простое и чисто астрологическое доказательство, но если его применять к различным областям, то астролог вышел бы за границы своей собственной профессии и стал бы землепашцем, врачом, химиком и т. д.

Тезис 18.

Но иногда полезно предостеречь этих людей. Например, я предостерегаю химиков: полнолуние неблагоприятно для плавки металлов, ибо воздух становится излишне влажным. Но даже при этом имеется большой выбор аспектов*7, [благоприятных] для их работы.


Примечания

*1 Светлое время суток 7 часов 49 минут указано верно. Тёмное время составляет 24 часа минус 7 часов 49 минут, т. е. 16 часов 11 минут, что примерно вдвое больше светлого времени.

*2 Аристотель в трактатах "Физика" и "О небе" изложил теорию, согласно которой Вселенная состоит из подлунного мира, состоящего из четырёх первичных элементов - земли, воды, воздуха и огня, и окружающей его эфирной области (мира надлунного). Каждый из четырёх подлунных элементов обладает двумя качествами (свойствами): огонь - качествами тепла и сухости, воздух - тепла и влажности, вода - холода и влажности, земля - холода и сухости.

*3 Угол, образуемый солнечными лучами с горизонтом, на широте Праги в день летнего солнцестояния равен 63,4°, т. е. почти в 4 раза больше, чем в день зимнего солнцестояния (16,4°).

*4 Из-за уменьшения вдвое светлого времени суток и уменьшения в четыре раза - из-за наклона солнечных лучей к горизонту.

*5 Немецкая миля - примерно 1/3000 радиуса Земли, в 3- 4 раза больше английской мили.

*6 Треть эффективной толщины, умноженная на 1/8 от совместного действия трех других причин, рассмотренных в тезисе 10, дает 1/24.

*7 Имеются в виду аспекты в астрологическом смысле.



3. Жемчужины мудрости. Наставления из средневековой рукописи.

Мы хотим предложить вашему вниманию замечательный текст, найденный в Балтиморе в 1692 году в одной старой церкви. Он написан неизвестным автором.


Идите своим путём спокойно среди гама и суеты и помните о мире, который может быть в тишине.

Не изменяя себе, живите, как только возможно, в хороших отношениях со всяким человеком.

Говорите мягко и ясно свою правду и слушайте других, даже людей, неизощрённых умом и необразованных; у них тоже есть своя история.

Избегайте людей шумных и агрессивных; они портят настроение.

Не сравнивайте себя ни с кем: вы рискуете почувствовать себя никчёмным или стать тщеславным. Всегда есть кто-то, кто более велик или более мал, чем вы.

Радуйтесь своим планам так же, как вы радуетесь тому, что уже сделали.

Интересуйтесь всегда своим ремеслом; каким бы скромным оно ни было - это драгоценность в сравнении с другими вещами, которыми вы владеете.

Будьте осмотрительны в своих делах, мир полон обмана.

Но не будьте слепы к добродетели; другие люди стремятся к великим идеалам, и повсюду жизнь полна героизма.

Будьте самим собой.

Не играйте в дружбу.

Не будьте циничны в любви - в сравнении с пустотой и разочарованием она также вечна, как трава.

С добрым сердцем принимайте то, что советуют вам годы, и с благодарностью прощайтесь с молодостью.

Крепите свой дух на случай внезапного несчастья.

Не мучайте себя своими химерами. Многие страхи рождаются от усталости и одиночества.

Подчиняйтесь здоровой дисциплине, но будьте мягким с собой.

Вы - дитя мироздания не меньше, чем деревья и звёзды: вы имеете право быть здесь.

И пусть это для вас очевидно или нет, но мир идёт так, как он и должен идти.

Будьте в мире с Богом, как бы вы Его ни понимали.

Чем бы вы ни занимались и о чём бы ни мечтали, в шумной суете жизни храните мир в своей душе.

Со всеми коварствами, однообразными трудами и разбитыми мечтами мир всё-таки прекрасен.

Будьте к нему внимательны.

Постарайтесь быть счастливыми.



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.amorc
Отписаться

В избранное