Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Untitled

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы



Выпуск 38

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.
E-mail: dmork@mail.ru


Содержание выпуска

1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 8.
2. Фрагменты. Теофраст Парацельс. "Оккультная философия".
3. Жемчужины мудрости. "Карманный Оракул" Лоренсо Грасиана.
4. Жемчужины мудрости. Фраза.
5. Электронная книга "Онтология розенкрейцеров".


1. История розенкрейцерства от истоков до наших дней. Кристиан Ребисс. Часть 8.

Мы продолжаем публикацию книги Кристиана Ребисса "История розенкрейцерства от истоков до наших дней".

Алхимия и Природа

Герметизм поначалу почти не имеет распространения в Германии. Однако он проникает во двор Рудольфа, называемого "немецким Гермесом", вместе с появлением алхимика Микаэля Майера и астронома Кеплера, которые также были читателями "Герметического свода". История европейской алхимии делится на два больших периода: вначале XII век, отмеченный её возникновением, а затем Ренессанс, когда она получает значительное развитие, особенно в Германии, которая в XVI веке познала настоящее "спагирическое цунами". Именно в это время появляются большие антологии алхимических текстов, такие как знаменитый "Theatrum chemicum (Химический театр)" и первые алхимические словари, вызванные проявившейся тогда необходимостью углубления и синтеза знаний. Важным представляется тот факт, что алхимия в XVI веке обогатилась новыми характерными чертами. Теперь она почти не интересуется изготовлением золота, но развивает мощную духовную составляющую, включает в себя медицинское применение и стремится стать всеобъемлющей наукой. Она также заявляет о себе в области постижения истории Творения, трагической космогонии, приведшей к грехопадению не только человека, но и Природы. Таким образом, алхимик является целителем человека, помогая ему обновиться, возродиться для духовной жизни; но он также и целитель Природы, заботящийся о ней и совершенствующий её. Познание, рассматриваемое как "со-рождение", "воз-рождение" и Природа теснейшим образом связаны в этой алхимии (термин "природа, натура" происходит от латинского "natura" - причастие будущего времени от "nascor" - "рождаться").

Парацельс

Парацельса (1493-1541) можно с уверенностью назвать самой яркой личностью этой эволюции. Его труд представляет собой колоссальную, по приложенным усилиям, попытку использования всех знаний своей эпохи. Он смог более глубоко проникнуть в саму сущность астрологии, алхимии, магии и народных традиций. Как врач он выступает против идей Галена, царящих в малоэффективной медицине. В своём трактате "Volumen medicinae paramirum", а также "Opus paramirum" он излагает основы новой медицины. Теория о Человеке как микрокосме, уже популяризированная Эригеном, теперь обретает новый смысл. По Парацельсу, философия есть открытие "невидимой Природы". Для него Природа имеет важнейшую функцию, поскольку, как ранее Господь говорил с человеком через Писания, так сейчас Он говорит с нами через Природу. Поэтому следует так внимательно созерцать Книгу Природы. Согласно Парацельсу, человек должен раскрыть "Природу в её свете". Действительно, Природа остаётся незавершённой, непознанной, в то же время она может найти своё откровение в человеке, рождённом, чтобы вести её к её совершенству. Алхимик, стремясь понять её законы, ведёт диалог с Творением. Через этот обмен свет, сокрытый в Природе, открывается и просветляет человека. Но тот не может достичь этого результата без подготовки, без духовного перерождения. Как отмечает Ролан Эдигоффер, Парацельс раскрывает эту трансформацию в своей "Liber de resurrectione et corporum glorificatione (Книга о воскресении и теле славы)" (1533) в особенной манере. Он настойчиво комбинирует (семнадцать раз на десяти страницах) символы Розы и Креста, связывая их с алхимической трансмутацией и воскресением. Он пишет: "Истинное золото есть то, что выходит очищенным из огня (...). Таким образом, во время воскрешения, когда нечистое будет отделено от чистого, родится новое тело, которое, будучи более светозарным, чем солнце, будет названо телом славы". Воскресение Христа - это образ нашего воскресения… : от него и в нём мы воскреснем, как роза возрождается из подобного ей семени". Парацельс - это индивидуальность огромного размаха, и если мы здесь подчёркиваем какие-то аспекты его мысли, то только потому, что они найдут очевидный отзвук в "Fama Fraternitatis" и "Confessio Fraternitatis".

Смерть Гермеса

Вклад многих традиций в гуманизм Ренессанса дал жизнь идее терпимости между всеми религиями, философиями и традициями. Николай Кузанский сформулировал подобные мысли на Флорентийском соборе в 1439 году. Следом за ним Пико дель Мирандола искал соответствия между различными традициями. Другие пойдут ещё дальше. Так, Франческо Патрици, который будет говорить о всеобщей философии, "Пансофии", в своей книге "Nova de Universis Philosophia" (1591) обратится к папе Грегуару ХIV с просьбой ввести преподавание герметизма в христианских школах с целью учреждения настоящей религии. Увы, эти прогрессивные идеи имели мало веса перед доминирующими политико-религиозными интересами, и уже в этот период мы присутствуем при росте религиозной нетерпимости. Религиозные войны, начавшиеся в XVI веке, вскоре задержат распространение герметизма.

Другой элемент, который прошёл, тем не менее, незамеченным, вскоре остро поставит под вопрос "египетское наследие". В 1614 году Исаак Казобон (Isaac Casaubon) издаёт "De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes XVI" - текст, в котором он доказывает, что "Герметический Свод" вовсе не имеет египетского происхождения и что его авторство принадлежит не Гермесу Трисмегисту, но христианам, жившим примерно во II веке. Это открытие замедляет развитие герметизма Ренессанса. Однако, даже если оно и наносит ощутимый ущерб эзотерической традиции Ренессанса, оно не отрицает того факта, что на Запад, действительно, были переданы знания из далёкого прошлого, с "Востока Света", полюсом которого может считаться Египет. В любом случае можно сказать, что в эту эпоху были заложены основы того, что составит комплекс западного эзотеризма (алхимия, астрология, магия, каббала, нумерология, предсказания...). В то же время можно с удивлением отметить, что открытие Казобона совпадает во времени с реорганизацией и новым этапом истории западного эзотеризма, обозначенным публикацией "Розенкрейцерских манифестов" в 1614 году. Христиан Розенкрейц придёт на смену Гермесу Трисмегисту, и Египту вскоре предстоит покинуть авансцену (но, как мы увидим, он вскоре вернётся).

Это обновление Традиции, это вновь-рождение, произойдёт в атмосфере кризиса, предречение которого можно было прочесть в "Тригоне Огня", начерченном на небесах. О чём же говорил этот таинственный астрологический аспект? … Продолжение следует...


2. Фрагменты. Теофраст Парацельс. "Оккультная философия".

Мы предлагаем вашему вниманию фрагмент из "Оккультной философии" Парацельса.

Глава 3. О символах.

Но чтобы мы могли к ним приступить и поведать, какие слова или символы правдивы и истинны, необходимо сперва выявить и разъяснить два из них. И хотя много других может быть найдено, всё же эти надо особо ценить и почитать прежде всех иных символов, пантаклей и печатей. Обратите же внимание на изображение оных.

1. Две скрещенные треугольные фигуры рисуют или гравируют таким образом, что они заключают в себе и подразделяются на семь внутренних частей, образуя шесть внешних углов, в которых чертятся чудесные буквы величественного Имени Божьего - "Адонай" - сообразно их истинному порядку. Это один из тех символов, о которых мы уже говорили.

2. Есть и другой, превосходящий предыдущий и в мощи и в силе. Он имеет три скрещенных угла, изображающихся таким образом, что взаимопересекаясь, они включают в себя шесть внутренних частей и пять внешних углов, в которых чертятся пять слогов высшего Имени Бога, то есть "Тетраграмматон", также сообразно их истинному порядку.

Я бы нарисовал эти фигуры, но поскольку их можно легко найти во многих других местах и книгах, то я предпочёл опустить их.

Некоторые израильтяне и нигроманты иудеи (по Парацельсу, "нигромантия" - наука об элементалах, духах четырёх стихий), многого добились этими двумя символами. И ныне они высоко почитаются многими и оберегаются как величайшие тайны, ибо обладают столь большой мощью и силой, что если только нечто можно совершить посредством каких-нибудь символов или слов, то это можно сотворить ими или же одним из них. Мне бы хотелось знать , где и в каком месте в книгах нигромантов можно найти какой-либо другой символ, которым можно было бы творить подобное против злых духов и колдовства магов. Ибо они, эти символы, воистину освобождают того, чей дух и разум околдованы настолько, что вынужден он действовать против собственной воли или природы. А если ему причинён ущерб или же терпит он телесную боль, то фигуры эти, изготовленные в должный день и час, в двадцать четыре часа избавят его от колдовства.

В таких случаях хороши и многие другие средства, вроде тех, о которых я упомяну в дальнейшем, когда перейду к рассказу о бурях и временах года.

Короче говоря, символы эти обладают столь великой силой и мощью, что если бы нигроманты только ведали об их силе и действенности и веровали в них, то тут же отринули всё остальное. Даже все свои прочие символы, слова, имена, знаки, фигуры, пантакли, освящённые печати Соломона, венцы, скипетры, кольца, пояса и какие бы то ни было ритуалы, на которые они уповали прежде, надеясь ими оберечься от своих опасных экспериментов и операций, которыми они призывают, заклинают и пытаются приневолить духов. Воистину, то, о чём говорилось, суть подлинные пантакли, и именно их надо использовать против всех нечистых духов, которые действительно страшатся их, даже те, кто блуждает в стихиях. И всё же вера укрепляет и подтверждает все эти вещи.

Но некоторые могут мне возразить, сказав, что нарушаю я третью заповедь Божью из первой Скрижали Моисеевой, где Господом Богом запрещено употреблять Имя Его всуе. Но кто из мудрых может утверждать, что этим я Бога оскорбил? Ведь не использую я символы эти и не применяю их, как это делают нигроманты и колдуны. Но лишь в случае крайней нужды, для помощи людям и при тех хворях и немощах, где не помогают ни лекарства, ни квинтэссенции золота, ни сурьма, ни им подобные секреты, хотя они и обладают огромною силой и действенностью.

Врачу надо знать первопричину всех болезней, дабы мог он различить, которая происходит от скверного мяса или питья, а которая от яблок, трав и иных плодов земных. И полезно знать ему тайны трав и кореньев, которыми можно излечить болезнь. Но если причина кроется в минералах, такие болезни надо исцелять тайнами известных металлов, ибо тайны трав и кореньев совсем иные и здесь бессильны.

Подобным же образом, если болезни вызваны влиянием небес, ни одна из вышеупомянутых тайн не сможет избавить от них, но оные должно исцелять астрологией и небесными влияниями.

Наконец, если та или иная хворь или напасть накликаны на человека неким сверхъестественным путём, колдовством или же какими-либо магическими чародействами, то ни одно из названных трёх лекарств не поможет. Но существует магическое средство, которым можно её исцелить, о чём мы уже говорили.

Многие из претерпевающих подобные страдания от колдовства и по сей день отвергаются невежественными врачами, ибо эти вещи были доселе сокрыты от них. Невежды не прекратят болтать языком, пока не смогут их научить звери, растения или камни, что, как мы полагаем, произойдёт ещё не скоро, и тогда они обретут мир.


3. Жемчужины мудрости. "Карманный Оракул" Лоренсо Грасиана.

Творчество испанского писателя Лоренсо Грасиана (1601 - 1658) относится к рассматриваемому нами в "Истории розенкрейцерства…" периоду времени. Можно утверждать, что у европейского читателя века Просвещения "Карманный Оракул" Лоренсо Грасиана был настольной книгой. Мы хотим предложить вашему вниманию несколько эссе из этого сборника.

Общаться с теми, у кого можно научиться.

Да будет твоё общение с друзьями школой знаний, а беседа - изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума пребывает. Но обычно мы об этом забываем, ибо тщеславие заслоняет выгоду. Благоразумный посещает славных мужей, чьи дома - ристалища доблести, а не обиталища суетности. Вельможи просвещённые не только сами подают словом и делом пример величия, но и круг их приближённых образует некую академию благих и изысканных нравов.

Знать своё главное достоинство

Развивать лучшую из своих способностей, не забывая об остальных. Каждый мог бы в чём-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие; у одних преобладает ум, у других - доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чём не достигают превосходства. Лёгкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование.

Ценить других

Нет человека, который не может чему-то научить, и нет мастера, которого в чём-то не превосходит другой мастер. Заимствовать полезное от каждого - умение весьма важное. Мудрый ценит всех, ибо замечает в каждом хорошее и знает, как трудно сделать хорошо. Неразумный же никого не ценит, ибо не видит хорошего и замечает только дурное.

Самопознание

Познай свой нрав, свой ум свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа - нет; пусть же тут будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своём облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности.

Одна неудача сто удач перетянет

На солнце во всём блеске не глядит никто, но, как затмится, смотрят все. Твоих удач чернь не станет считать, зато подметит каждую неудачу. Дурных людей больше знают и громче осуждают, нежели добрых хвалят; многие прозябали в безвестности, пока не совершили преступлений. Всех твоих удач не хватит, чтобы перевесить ничтожный промах. А потому не обольщайся, человече, зложелательство подметит в тебе только дурное, но не доброе.

Знать самому, либо слушать знающих

Без разума, своего или заёмного не проживёшь; многие, однако, не знают, что не знают, а другие, не зная, думают, что знают. Недуги глупости неизлечимы из-за того, что невежды, себя не зная, не ищут того, чего им не хватает. Иные могли бы стать учёными, кабы не думали, что ими уже стали; самодовольные, они - хоть и знают, что оракулы мудрости редки, - почили на лаврах и никого не слушают. Не бойся же спросить совета, величия твоего это не умалит, а для ума не зазорно: уменье выслушать совет, оно то и говорит об уме. Только обсудив все резоны, поступишь разумно.

Не ограничивайся одной попыткой

ведь если не удалась, ты с бедой не справился. Один раз, особенно первый, легко ошибиться: не всегда человеку везёт, всему своя пора, почему и говорится: "в пору - в гору". Итак, к первой попытке добавь ещё одну - и если эта удастся, первая будет выкупом за вторую. Всегда стремись к лучшему, добивайся большего. Любое дело зависит от многих обстоятельств, успех - нечастое счастье.

Знать свой чёрный день - помнить, что он бывает

В такой день ничего не удаётся; как ни меняй игру, судьба неизменна. С двух ходов надо такой день распознавать - и отступиться, как только заметишь, светит тебе или не светит. Даже для разума есть своё время, никто не был разумен всегда. В добрый час и рассуждаешь хорошо и письмо напишешь удачно. Всякому достоинству своя пора, сама красота не всегда в чести. Рассудок порой сам себе изменяет - то ниже себя, то выше; любому делу его день. В одни дни ничего не удаётся, в другие удаётся всё и с меньшими усилиями, словно делается само собой: ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет. Тогда лови её, не упускай ни частицы. Но муж рассудительный не станет по одному случаю заключать, что день злосчастен или благоприятен, - неудача ещё может обернуться добром, а удача - худом.


4. Жемчужины мудрости. Фраза.

"Я не настолько самолюбив, чтобы отстаивать любой вздор только потому, что я его однажды изрёк…"
Торкват Северин Боэций (480 - 524)


5. Электронная книга "Онтология розенкрейцеров".

Уважаемые подписчики рассылки! Мы хотим сообщить вам, что на нашем сайте www.amorc.org.ru в свободном доступе появилась электронная версия книги Сержа Туссена "Онтология розенкрейцеров". Книга предназначена для свободного распространения. Вы можете порекомендовать эту книгу своим знакомым, которые интересуются вопросами духовного развития.


Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное