Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Абсолютный выход или рожденный чтобы умирать?


ЗДАРОВА

СМОТРИТЕ ЧТО НАРЫЛ ДЛЯ ВАС НА ARIOM.RU ЕЩЕ ТАМ ЕСТЬ ЗАБАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ :)

Почти все упражнения можно выполнять стоя или сидя. Точнее, если вам удобно стоять — лучше выполнять стоя. Если у вас какие-то проблемы со здоровьем — можете сидеть. И только если в силу каких-то серьезных причин человек не может даже сидеть — тогда все нижеописанное выполняется лежа.

Глаза открыты, смотрим прямо перед собой. Представьте, что вы смотрите на мир, как фотоаппарат. Или как видеокамера. Безоценочно. Просто смотрите и воспринимаете все, что находится в вашем поле зрения. Никаких оценок: нравится, не нравится, хорошо, плохо, красиво, некрасиво. Никаких. Просто смотрите и воспринимаете все, что перед вами.

Параллельно с этим начинайте ощущать свое тело. Прочувствуйте все ощущения, которые имеют место. Как внешние телесные ощущения (прикосновения к телу одежды, обуви, стула или кресла), так и внутренние — мышечные и другие. Тоже — безоценочно. Никаких оценок: красиво, некрасиво, хорошо, плохо, — никаких. Вам нужно пройтись таким образом по всем телесным ощущениям: с головы до кончиков пальцев ног. Или наоборот: от кончиков пальцев ног до головы. Если вам неудобно — встаньте или пересядьте так, чтобы телу было удобно. Это очень важно — вашему телу должно быть удобно и комфортно.

Затем одновременно и смотрите и воспринимаете все то, что видите (безоценочно), и ощущаете все свое тело целиком.

Это первая составляющая состояния сверхобучаемости. Можно практиковаться в любое время, как только вы об этом вспоминаете. Едете в общественном транспорте на работу, сидите на скучной планерке, ждете учителя перед уроком, идете по аллее парка — в любое время. Чем чаще, тем лучше. В гештальттерапии есть такие понятия как внутренняя, внешняя и средняя зоны.

В вольной интерпретации это выглядит следующим образом.

Внутренняя зона — это наши телесные ощущения.

Внешняя — это то, что мы видим вокруг, что воспринимаем извне.

А средняя зона — это наши мысли. Тот самый поток мыслей, который постоянно крутится у человека в голове. Один студент у меня на занятии назвал это «словомешалкой». Этот поток чаще всего не только не полезен, но и вреден, так как мешает целому ряду процессов на уровне других структур разума.

Как только вы переводите внимание на внешнюю и внутреннюю зоны одновременно и делаете это достаточно качественно, то в голове наступает некое подобие тишины. «Словомешалка» исчезает.

Фриц Перлз, один из создателей гештальттерапии, называл это не иначе как «вычищением помойного ведра». Одно только это упражнение, осваиваемое и постоянно практикуемое невротиками, уже само по себе исцеляло очень и очень многих от различных психологических проблем.
Практиковаться в этом упражнении рекомендуем несколько дней подряд. Не спешите форсировать свое обучение. Лучше всего, если вы дадите себе одну неделю на отработку этой стадии освоения сверхобучаемости.

Как только вы освоите это упражнение — то есть сможете и все видеть, и ощущать все свое тело, и вам на то, чтобы это получилось, не требуется много времени, — вы можете переходить ко второй составляющей.

Необходимо не просто чувствовать свое тело, а ощущать его с любовью. Заботиться о нем. Следить, чтобы вашим рукам, ногам, плечам, коленям, локтям…. было удобно. Чтобы ничего не затекало, не пережималось. Вы можете прямо сейчас ощутить свое тело и послать любовь каждой клеточке своего организма?

Сделайте это!

Это очень важно. Каждый день хотя бы одну минуту посылайте своему телу искреннюю любовь, напитывая энергией любви и здоровья весь организм, обращая внимание на все, чем одарила вас природа (или Бог, кому как удобнее это называть). Выполняйте это упражнение в течение нескольких дней. Оптимально взять еще одну неделю.

Как это ни парадоксально, но часто за самыми важными открытиями далеко и ходить-то не надо. Просто нужно повнимательнее всмотреться в то, что у нас с вами уже есть.

Итак, продолжаем.

Вы освоили состояние безоценочного восприятия своего тела и того, что находится вокруг вас, освоили как обращать внимание на свое тело, ощущение себя, своего организма с любовью, принятие себя с любовью. После этого можно переходить к третьей составляющей состояния сверхобучаемости.

Много лет работая с измененными состояниями сознания, наблюдая и исследуя поведение, желания, мотивы, другие тонкости подсознания и телесного разума, нам удалось привести все то, что я наблюдал, к одному общему знаменателю — модель разума 4V. Или, другими словами, к четырехвекторной модели, включающей сознание, телесный разум, подсознание и сверхсознание.

В принципе никакого открытия Америки в этом нет. Все термины известны еще со времен советской психологии. Как мы можем прочитать в кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М., 1985), сознание — высший уровень отражения действительности, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.

В этом же словаре мы можем прочитать: надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Это — сверхсознание.

К сожалению, в этом словаре не нашлось столь же лаконичных определений телесного разума и подсознания. Поэтому нам придется сформулировать их самостоятельно.

Под телесным разумом подразумевается восприятие нашим организмом внешних воздействий, нашего настроения, желаний и других проявлений психической активности и соответствующие ответные реакции на уровне физиологии.

Ну и соответственно подсознание — огромная составляющая нашего разума, в которой хранится вся память о том, что мы видели, слышали, делали, чему учились сами. И что делали другие люди в нашем присутствии с самого-самого начала и до сегодняшнего момента. Плюс к этому масса алгоритмов, предрассудков, умозаключений, о которых мы можем знать, а можем и не догадываться, какими бы абсурдными они ни казались на первый взгляд.

Третья составляющая предлагаемой технологии подразумевает дальнейшую «сборку» разрозненных компонентов личности человека в единую, гармоничную систему.

Вы можете на расстоянии одного метра ощущать другого человека?

А на расстоянии нескольких метров?

Можете, просто не все это явственно ощущают. Как показывают современные исследования (и многовековые народные наблюдения), люди могут чувствовать, что происходит с их родными не только за несколько метров, но и за тысячи километров.

Безусловно, родственные связи, особенно между матерью и ребенком, — самые сильные. Но если есть сильные, значит, есть и обычные связи.
Подсознательный разум в состоянии высокой активности может свободно воспринимать настроение, самочувствие другого человека на любом расстоянии. Это также давно установлено учеными при проведении опытов с глубоким гипнотическим трансом, при замере уровней активности различных зон коры головного мозга, другими способами.

Мы подойдем с прямопротивоположной стороны.

Как известно, в состоянии гипнотического транса обучаемость возрастает в сотни раз. Об этом наглядно свидетельствуют и опыты доктора Райкова, и потрясающие возможности метода Георгия Лозанова, многочисленные эксперименты других ученых в разных странах.
Но как же быть простым смертным, проживающим в Нижних Карасях или, к примеру, в Урюпинске?

Где добыть этого доктора Райкова? И нужен ли он нам? Кто знает, к чему может привести сеанс гипноза? Вдруг нам что-то там навнушают, и…
Да, с гипнозом и гипнотизерами лучше быть очень осторожными. Как же тогда быть?

Давайте активизировать подсознание сами. Самостоятельно и безо всяких гипнотизеров.

Как известно, Милтон Эриксон для наведения гипнотического транса использовал уже известные гипнотические феномены.

Если человек представлял что-то достаточно ярко и погружался в это представление, то в то же время он погружался и в гипнотический транс.
Нам нужна высокая активность подсознания, чтобы активизировать огромнейший потенциал знаний, умений, опыта, который хранится в глубинных сферах нашего разума. И не нужен гипнотический транс.

Именно это умение вы сейчас и продолжаете осваивать.

Представьте, что вы чувствуете всех, кто находится с вами в одной комнате. Только не надо представлять, как вы гладите по волосам девушку, которая вам нравится, или кладете руки на плечи мужчине (если вы — девушка).

Речь идет о несколько других ощущениях. Если бы вы стояли рядом с человеком, может быть, очень-очень близко. Вы бы наверняка ощутили его тепло. Так?

Вот примерно такое же ощущение тепла вам и нужно почувствовать на расстоянии. Конечно, ощущение может быть несколько иным. Возможно, оно и будет совсем другим. Просто попробуйте ощущать людей на расстоянии. И при этом вы находитесь в состоянии безоценочного восприятия и окружающего мира (все видите и спокойно воспринимаете), и своего тела (ощущаете все свое тело). И с любовью и вниманием относитесь к своему телу.
Получается?
Вот это и есть состояние сверхобучаемости.

Проделайте это в первый день 2–3 раза. И так в течение недели — каждый день 23 раза.
А дальше можете форсировать свое развитие и свои навыки, применяя по порядку и без такового все, что прочитаете в книге. Идеально, если вы для начала выполните упражнения № 1, 2, 3, 4, 5. Не торопитесь! В день осваивайте не более одного упражнения. А уже потом будете применять все остальное. Успехов! И очень больших!

Упражнение 1
Выполняется стоя или сидя. Позвоночник прямой, дыхание спокойное.
Войдите в состояние сверхобучаемости. Согните руки в локтях. Удерживайте это состояние. Мысленно скажите себе твердым и четким голосом:
— Я водитель, веду машину!
Продолжайте все видеть перед собой, ощущать (с любовью) все свое тело и ощущать окружающих людей. Переведите внимание с рук на ощущение дыхания. На ощущение всего тела и на восприятие окружающего мира, продолжая чувствовать окружающих людей. Руки начинают сами двигаться, ведомые и направляемые вашим внутренним разумом.
Проходит 5–9 секунд, независимо от того, пошли руки или нет, проговариваете другую фразу:
— Я пианист, играю гаммы!
Или:
— Я дирижер, дирижирую оркестром!
И далее в том же духе. На каждый настрой отводится от 5 до 10–15 секунд. Обязательно контролируйте состояние сверхобучаемости. Включаются или не включаются движения рук — просто перебираете разные настрои.
Это упражнение хорошо выполнять 2–4 раза в день по 3–4 минуты, перебирая последовательно несколько настроев. Начинать лучше с того настроя, на который у вас лучше всего включаются движения.
Многие ждут, что в этом упражнении руки будут двигаться с такой же скоростью, как в обычной жизни. Отнюдь. У большинства движения очень медленные, плавные. И только по мере освоения курса скорость может увеличиться.
У меня занималась бабушка лет шестидесяти. У нее не включались движения рук ни на один настрой. Я подошел к ней и предложил взять следующую фразу:
— Я боксер, боксирую на ринге!
Вы бы видели, как у нее пошли руки! После этого и другие учебные настрои начали хорошо включаться.
Другой казус — с женщиной 25–30 лет. То же самое — не включаются идеомоторные движения рук. Я вижу, как она закрывает глаза, входит в состояние, ждет несколько секунд, потом открывает глаза, мысленно подбирает другую фразу, закрывает глаза, а руки как не шли, так и не идут. И вдруг руки пошли. Но движения были какие-то непонятные. Ни водитель, ни скрипач. Когда перешли к обсуждению упражнения, она радостно сообщила:
— Я использовала настрой, что шлепаю ребенка! И руки сразу пошли!
Алиев рекомендует, если движения рук при этом упражнении сразу же не включаются, то лучше брать в качестве мысленной установки что-то привычное, то, что вы часто делаете в своей жизни. Остается только догадываться, каково приходится ее малышу :)

Упражнение 2
В этом упражнении мы подходим к трем основным типам настроев. Это:
∙ ОБРАЗ;
∙ ДЕЙСТВИЕ;
∙ ОБРАЗ плюс ДЕЙСТВИЕ.
Последовательно вам нужно перебрать в состоянии сверхобучаемости настрои этих трех типов. Попробуйте выполнять это упражнение как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Как стоя, так и сидя.
Учебные настрои типа «образ»:
— я водитель;
— я дирижер;
— я пловец;
— я гитарист.
Учебные настрои типа «действие»:
— я веду машину;
— я играю на скрипке;
— я мешаю сахар в чае.
Учебные настрои типа «образ плюс действие»:
— я боксер, боксирую на ринге;
— я программист, пишу программу;
— я пианист, играю гамму;
— я птица, парю высоко в небе.
Можете брать другие образы или действия. Главное, перебрать все три типа настроев.

Упражнение 3
Войдите в состояние сверхобучаемости.
Возьмите бумагу, ручку. Напишите столбиком: 864 умножить на 357. Проверьте, что вы все еще в состоянии сверхобучаемости, мысленно скажите себе:
— Я великий математик, нахожу произведение трехзначных чисел!
И начинайте умножать столбиком. Обратите внимание на то, как у вас получается умножение.
После того как решите этот пример, напишите другой. Настрой тоже нужно сделать другой. И так 4–5 раз подряд (или с перерывами, если время не позволяет). Каждый раз обращайте внимание на то, как у вас решаются примеры, как работает ваша голова. Типовые настрои для этого упражнения:
— я отличник, уверенно решаю пример;
— я счетовод, правильно считаю;
— я калькулятор, быстро перемножаю числа;
— я чудо-счетчик, пишу готовый ответ.
Кроме этих настроев, можете взять и другие, на ваше усмотрение.
Если есть желание, можете разнообразить упражнение, взяв не умножение, а деление. Для младших школьников можно брать сложение, а не умножение чисел.
При выполнении этого упражнения многие замечают, что в одном настрое им считается легче, чем в другом. А в каком-то вообще даже таблица умножения из головы вылетела. Если и у вас возникли такие же казусы — вы смогли наглядно убедиться, что в этом удивительном состоянии не только руки сами начинают включаться, но и мышление работает по-разному.
Если счет у вас не пошел, забыли, как умножить, к примеру, 7 на 8, то это очень хорошо. Вы столкнулись с уникальным парадоксом торможения сознательного мышления. Дело в том, что когда человек впервые проговаривает тот или иной настрой в этом состоянии, то это может вызывать некоторое торможение. В нашем случае данный феномен у многих проявляется в виде трудностей при решении простых примеров. На моих занятиях многие это связывают с тем, что привыкли считать, только пользуясь калькулятором, вот и подзабыли таблицу умножения.
На самом деле далеко не все так просто. У кого-то мозг сравнительно быстро привыкает к такой активности подсознания, и человек решает следующие примеры намного легче. А у кого-то все происходит еще интереснее.
Подсознание у некоторых занимающихся при проговаривании следующего настроя начинает находить возможности для гораздо более сильной активизации, включается намного интенсивнее, параллельно вызывая торможение на сознательном уровне. И человек соответственно начинает впадать в легкое подобие ступора. Он тупо смотрит на пример, не в состоянии даже начать его решать. Проходит 1–2 минуты, другие уже все посчитали, а у некоторых «счастливчиков» взгляд все еще на примере, а в решении не написано ни одной цифры.
Это действительно самые настоящие счастливчики. Их внутренний разум способен к очень сильной активизации по их команде. И соответственно в дальнейшем их возможности во всем, что связано с сознательным взаимодействием с бессознательным, просто колоссальны.
А во время тренинга они перебирают еще несколько настроев, решая примеры, и торможение отступает.
Напоследок я рекомендую всем проговорить настрой с открытыми глазами, глядя на пример:
— Я умножаю 365 на 874.
Обычно, когда настрой проговаривается с открытыми глазами и активизация подсознания меньше, то и торможение отсутствует.
Из этого упражнения следует сделать два очень важных вывода.
1. Ни в коем случае не стоит брать в ответственной обстановке настрой, который вы до этого ни разу не использовали. Может возникнуть торможение, которое возможно, если настрой новый для разума. И тогда вместо успеха человек может получить полное фиаско… Опробуйте как можно больше настроев из тех, что описаны в книге, и своих собственных, и тогда вы будете уверенно «въезжать» в любую ситуацию, используя это состояние.
2. Грамотно применяя алгоритмы технологии сверхобучаемости, вы можете кардинально изменить уровень своих возможностей практически в любой сфере жизни, работы или учебы, поскольку смогли наглядно убедиться, что разные настрои в этом состоянии дают разное включение работы мышления, а не только движений рук. Другими словами, вы наконец-то получили «клавиатуру» к своему «биокомпьютеру»: доступ к управлению своим разумом!

Упражнение 4
Это упражнение хорошо выполнять во время простого, ни к чему не обязывающего общения. Вам нужно входить в состояние сверхобучаемости, мысленно проговаривать настрой и продолжать общение с тем человеком, с которым вы разговариваете.
Проделайте это несколько раз, давая себе каждый раз разные установки, сохраняя это состояние.
Учебные настрои:
— я гений общения;
— я дипломат;
— я специалист по цветам;
— я знаток истории;
— я кинолог;
— я говорю уверенно;
— я говорю красивым голосом;
— моя речь льется плавно и красиво;
— я спокоен, речь плавная (для людей, имеющих проблемы с речью);
— я рубаха-парень;
— я авторитетный ученый.

Упражнение 5
Последний комплекс типовых упражнений, который вам предстоит освоить перед применением поистине бескрайних возможностей сверхобучаемости, — удержание этого состояния в движении, на ходу.
Выполняется стоя. У вас должно быть впереди несколько метров для ходьбы. Войдите в состояние сверхобучаемости. Мысленно дайте себе одну из следующих установок и начинайте медленно идти вперед:
— я штангист, выхожу на помост;
— я марафонец, иду по улице;
— я гимнаст;
— я боксер;
— я борец сумо;
— я Брюс Ли;
— другие настрои на ваше усмотрение.
Настрои для прекрасной половины человечества:
— я балерина;
— я Надежда Кадышева;
— я Алина Кабаева (Ирина Чащина);
— я Донна Роза;
— я супермодель;
— я Людмила Зыкина;
— я само совершенство.

Эти настрои можно брать не только у себя дома, но и по пути на работу или с работы, в парке, на прогулке и т. д.
Вы можете заметить, как меняется ваша походка, манера себя держать, даже внутреннее состояние. А можете и не заметить. Почти в каждой группе бывают такие люди, которые не ощущают никаких изменений при выполнении упражнений в этом состоянии. Зато это очень хорошо замечают остальные участники. И подбадривают, поясняют неуверенным, что на самом деле со стороны очень заметны изменения и в походке, и в осанке, и даже в манере говорить.

Что характерно, степень активизации внутреннего разума при выполнении таких упражнений у всех людей разная. Даже один и тот же человек при разной деятельности может по-разному чувствовать это состояние. А может и вообще ничего не ощущать.

Из практики своей работы я заметил, что примерно 70-80 % владеющих этой техникой сознательно данное состояние не ощущают. Часто, и об этом также упоминает в своих работах Х. М. Алиев, как только проходит новизна, проходит и ощущение нейтрального состояния. В то же время навык продолжает также хорошо работать.

Ощущение этого удивительного состояния у каждого человека индивидуально. Кто-то сравнивает это с внутренней тишиной, словно ты нырнул под воду и плывешь. Там наверху шум, плеск, а под водой все приглушенно, почти ничего не слышно. Так и в этом состоянии: посторонние мысли исчезают, метание разума из стороны в сторону прекращается, человек предельно (и в то же время естественно, безо всякого напряжения) концентрируется на той или иной конкретной деятельности.

Некоторые ощущают это теплом в груди, теплом или легким покалыванием в ладонях, слабым надавливанием в какой-либо части тела, еле уловимым ощущением «мурашек» ит.д.

Общее, что присуще всем людям в этом состоянии, — это гармоничная работа обоих полушарий мозга, повышение активности внутреннего разума (подсознания) с сохранением нормальной активности сознательного мышления. Имеется в виду не нормальное мыслительное состояние, а отсутствие феномена торможения, который может иметь место при активизации подсознания.

Именно при вхождении в это удивительное состояние начинают работать феномены тесной связи сознания и тела, сознания и внутреннего разума, феномены, описываемые на страницах этой книги.

Самым первым моим шагом на пути к созданию технологии сверхобучаемости была отработка алгоритма развития математического мышления, при настойчивом применении которого даже труднообучаемые ученики достигали быстрого прогресса в учебе.

Отрывок из книги
Станислава Мюллера "Стань гением: секреты супермышления"

Цигун для лечения близорукости
[печать] Версия для печати
Данный комплекс упражнений выполняется в три этапа. Первый этап - «релаксация с обращением взгляда вовнутрь». Принципы упражнений данного этапа основаны на представлениях традиционной китайской медицины о взаимосвязи функций зрения и внутренних органов - печени, почек, сердца и других. Упражнения способствуют «раскрепощению» и улучшению состояния глазных мышц. Второй этап - «движения глазными яблоками в состоянии покоя».

Здесь упражнения служат для регулирования снабжения ци и кровью окологлазных тканей, повышения функциональных возможностей глаз. Третий этап - «перемещение ци для сохранения зрения». Он включает «наполнение» ци области даньтянь, а также подведение ци к пальцам и точкам лаогун в центрах ладоней посредством техники «открытия и закрытия», с тем чтобы использовать ци для терапевтического воздействия на глаза - коррекции дефектов зрения, удаления из глаз «патогенной информации», улучшения циркуляции ци и крови в периферии глаза. Таким образом можно повысить силу зрения, добиться устойчивого терапевтического эффекта.
I. «Релаксация с обращением взгляда вовнутрь»

1. Исходное положение: сидя на скамье или стуле. Голову и туловище держите прямо, под прямым углом к бедрам. Глаза чуть прикрыты, на лице легкая улыбка, руки свободно лежат на бедрах. Стопы параллельны, расставлены на ширину плеч, плотно прижаты к полу. Полностью расслабьтесь.

2. Дыхание: естественное. При выполнении вдохов и выдохов сосредоточивайтесь на установке «расслабление».

3. Выполняемые действия:

1. «Постукивание зубами». Легко и ритмично сомкните зубы 24 раза. Это упражнение оказывает укрепляющее воздействие на зубы и десны, помогает погрузиться в состояние «покоя».

2. «Перемешивание моря». Выполните 24 круговых движения языком в полости рта сначала слева направо (начиная движение снизу вверх), затем 24 движения справа налево. После каждого цикла из 24 движений накопившуюся слюну сглатывайте в три приема, мысленно опуская ее в область даньтянь в нижней части живота. Сглатывание слюны оказывает благотворное воздействие на пищеварительные процессы.

3. «Игра на небесном барабане». Наложите кисти ладонями на области ушей, поместив пальцы на затылок. Указательные пальцы поместите на средние. «Соскальзывающими» движениями указательных пальцев 24 раза легко постучите по затылку. Регулярное выполнение данного упражнения способствует устранению головокружений, «ряби в глазах», снижения прозрачности кристаллического тела глаза и других расстройств зрения.

4. Сосредоточение (упражнение на расслабление):

1. Сначала сосредоточьтесь на расслаблении области глаз, потом переведите «внутренний взор» на область носа, затем горла, груди, живота, бедер, голеней, верхней части стоп, пальцев ног, последовательно расслабляя их. Затем в течение одной-двух минут удерживайте фокус внимания в точках дадунь (у ногтевого ложа большого пальца ноги с внешней стороны).

2. Сосредоточьтесь на расслаблении области бровей, далее переводите «внутренний взор» на области висков, боковые стороны лица и шеи, плечи, верхнюю часть рук, тыльные поверхности предплечьев и кистей, пальцы рук, последовательно расслабляя их. Затем в течение одной-двух минут удерживайте фокус внимания на точках чжунчун, расположенных на кончиках средних пальцев.

3. Сосредоточьтесь на расслаблении области глазного дна, далее ведите фокус внимания к затылку до парных точек юйчжэнь, по задней поверхности шеи, спины, поясницы, задней боковой поверхности ног, пяткам и нижним поверхностям стоп, мысленно расслабляя их. Затем в течение одной-двух минут удерживайте фокус внимания на точках юнцюань на сводах стоп.

4. Закончив расслабление, в течение трех минут сосредоточивайтесь на нижней области даньтянь.

5. Еще раз выполните описанное выше упражнение на расслабление, затем в течение пяти минут сосредоточивайтесь на нижней области даньтянь, наложив на нее ладони (мужчины - левую руку на живот, правую - на левую; женщины - наоборот).

6. Завершение упражнения: потрите ладони друг о друга, затем протрите ими лицо («сухое умывание»). Потом кончиками средних пальцев 10 раз протрите боковые стороны носа снизу вверх (от крыльев носа до точки иньтан между бровями), затем 10 раз в обратном направлении (сверху вниз). Потом обеими руками 10 раз «причешите волосы» от точек тайян во впадинах у внешних уголков глаз к затылку, при каждом движении нажимая большими пальцами на точки фэнчи (под затылком, в костной ямке позади уха, на уровне наружного слухового прохода) и далее проводя ими по шее вниз. Закончив упражнение, медленно открывайте глаза. Минут пять подвигав головой, туловищем, конечностями, приступайте ко второму этапу комплекса.
II. «движения глазными яблоками в состоянии "покоя"»

1. Исходное положение: сидя в состоянии «покоя». Выполнять в течение трех минут.

2. Дыхание: естественное, во время вдоха сосредоточивайтесь на установке «покой», во время выдоха - на установке «расслабление».

3. Характер сосредоточения и выполняемые действия:

1. «Вращение глазными яблоками при сомкнутых веках»: обращая «внутренний взор» в соответствующих направлениях, скосите глаза влево вниз и выполните глазными яблоками 10 вращательных движений, начиная сверху вниз, против часовой стрелки, затем 10 аналогичных движений по часовой стрелке. Медленно откройте глаза.

2. «Вращение глазными яблоками при разомкнутых веках»: выполните движения, аналогичные предыдущим, но с открытыми глазами. закончив упражнение, медленно закройте глаза и спокойно посидите 2 минуты.

3. «Взгляд вдаль»; широко раскройте глаза и устремите взгляд вперед на объект, расположенный не далее 20 метров от вас. Лучше всего, если он будет зеленого цвета. Упражнение выполняется около 20 секунд в течение 10 дыхательных циклов (вдох - выдох). Дыхание естественное.

4. «Закрыв глаза, следить за дыханием» : легко прикрыв глаза, направьте «внутренний взор» на носовые ходы. Выполняйте упражнение в течение около 20 секунд подобно предыдущему. Упражнения (3) и (4) выполняются поочередно, по пять раз каждое. Затем следует «сидение в состоянии покоя» в продолжение 10-15 минут - кисти наложены на область даньтянь, сосредоточиться на состоянии «покоя и пестования». Упражнение выполняется так же, как описанное в пункте (5) первого этапа.
III. «Перемещение ци для сохранения зрения»

1. Исходное положение: естественное положение стоя («стояние столбом»). Голову и корпус держите прямо. Ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленях, взгляд направлен вперед, подбородок несколько подан «на себя». Избегайте наклона вперед, назад или в стороны. Полностью расслабьтесь.

2. Дыхание: естественное.

3. Характер сосредоточения и выполняемые действия:

1. «Стоять прямо в состоянии покоя и пестования»: кисти рук наложены на область даньтянь, как в упражнении (5) первого этапа и последнем упражнении второго этапа. Во время и вдохов, и выдохов сосредоточивайтесь на точках лаогун в центрах ладоней. Выполнив упражнение в течение 5 минут, свободно опустите руки.

2. «Открытие и закрытие (области даньтянь) с помощью движений руками»: медленно поверните кисти ладонями вперед, затем переместите их от себя примерно на 15 сантиметров и поверните ладонями друг к другу. Очень медленно округлите ладони, словно удерживая ими «шар». На выдохе несколько сближайте округленные ладони, сосредоточиваясь на точках лаогун в их центрах; на вдохе несколько разводите кисти, чуть расправляя ладони и сосредоточиваясь на области даньтянь. Выполните упражнение 12 раз. Затем повторите его еще 12 раз, изменив принцип согласования движений и дыхания на обратный: на выдохе раздвигайте ладони, сосредоточивайтесь на области даньтянь, на вдохе - сближайте, сосредоточиваясь на точках лаогун. Завершив упражнение, свободно опустите руки.

3. «Удаление болезнетворной ци»: продолжая предыдущее упражнение, медленно поднимите кисти к глазам, приблизьте ладони к глазным впадинам, смотрите на точки лаогун.

Слегка сомкните кончики пальцев, мысленно «вытягивая болезнетворную ци», очень медленно опустите руки по сторонам туловища и, направив пальцы вниз, «прищелкните пальцами» и встряхните кистями, мысленно удаляя из них «болезнетворную ци». Очень медленно расслабьте кисти, направляя кончики пальцев вниз в течение 10 секунд и выполните примерно пять дыхательных циклов (выдох - вдох). Представляйте себе, что с выдохом «собранная» пальцами из глаз «болезнетворная ци» удаляется через кончики пальцев. Выполните упражнение (3) в целом пять раз (большее число повторов нежелательно).

4. «Питание ци для защиты зрения»: наложите кисти на область пупка, в течение трех минут сосредоточивайтесь на области даньтянь. Затем потрите ладони друг о друга (нагрейте их), сомкните пальцы и наложите округленные ладони на области глаз на три минуты. Избегайте прикосновения к глазам.

4. Заключительное упражнение: потерев ладони друг о друга (нагрев их), протрите ими лицо, «причешите волосы», нажимая на точки фэнчи, растирая шею аналогично упражнению (6) первого этапа.

Источник:
У Сюйхуа
Ян Шэн - пестование жизненности
"Цигун и Жизнь" 1991, N2

:)


В избранное