Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эзотерика и непознанное

  Все выпуски  

Развязка "Клеверный лист"


 Красота и здоровье | Личная жизнь | Карьера | ПутешествияЗнаменитости | Психология | Авто | Мода | Рецепты | Эзотерика и непознанное | Домашний очаг | Дети Праздники Премия "Грация" Библиотека Видео

Развязка "Клеверный лист"

Дуглас Хардинг — высокоуважаемый философ, ду­ховный учитель и автор множества книг. Он разра­ботал уникальный путь пробуждения к Источнику, видения того, Кто мы на самом деле.

Дуглас Хардинг вырос в среде строгой католической организации "Exclusive Plymouth Brethren"* («Привилегированная Братия Плимута») в Суффолке в Англии. Отказавшись от их узкого фундаментализма, когда ему был 21 год, Хардинг поставил под сомнение социальную концепцию того, что значит быть человеком. Через десять лет исследований он наткнулся на ослепительно очевидное присутствие Источника — в самом центре и сердце самого себя. (Наша Истинная Природа хорошо спрятана благодаря своей очевидности!) Он вдруг стал видеть Источник, а не просто представлять его или думать о нем.

Дуглас Хардинг — высокоуважаемый философ, духовный учитель и автор множества книг. Он разработал уникальный путь пробуждения к Источнику, видения того, Кто мы на самом деле. Его оригинальный, эффективный, прямой и практичный подход проникает в самое сердце происходящего, направляя нас прямо домой, к нашей Истинной Природе, нашей Божественности.

Как ни велико его уважение к великим мистикам, начальная точка этого Пути — не Священное Писание, а непосредственный опыт себя. Что ты есть здесь и сейчас? Кто ты на самом деле? Хардинг указывает на заметный факт — то, что ты есть в центре, полностью отличается от того, что ты есть на расстоянии. Что ты такое в своей основе — «что-то», обособленное от других вещей, или Ничто, вместилище вещей?

Суть в том, чтобы забыть, что говорят другие, и посмотреть самому. Хардинг все время повторяет, что единственный и окончательный авторитет в том, что касается тебя, — ты сам. Никто другой не вправе решать, кто ты на самом деле. Хардинг прилагает это правило и к своему собственному учению: «Не верь ни одному моему слову! Проверяй!»

Рассмотрим факты. Большинство умных и ответственных молодых людей посвящают свое время и помыслы обдумыванию выбора «мирской» карьеры, перед тем как связать себя этим выбором. Они взвешивают преимущества и недостатки различных профессий. Они следуют советам. Они даже могут пробовать некоторые из альтернатив, словно проверяя температуру «профессиональной воды», перед тем как прыгнуть в нее с головой. Случайно или по неосторожности лишь немногие попадают в самый водоворот карьеры длиною в жизнь.

Но насколько по-иному выглядит ситуация, когда те же самые умные и ответственные молодые люди подходят к выбору того, что неизмеримо более важно, — своей духовной профессии! Они брошены в нее тем, что обладает всеми признаками слепого случая. У друга был друг, у которого был билет на ту увлекательную лекцию. Тебя ввели в заблуждение и заставили прочитать некую сногсшибательную книгу. В поезде ты встретил обаятельную попутчицу: на самом деле это она встретила тебя и положила в сумку еще одного ученика для своего возлюбленного гуру. Тебе было скучно и нечем заняться, и это яркое рекламное объявление яростно трепыхалось на коврике возле твоей двери, только что не поджигая его. Или, может быть, ты как во сне соскользнул в вероисповедание твоих отцов, так, как определено географически их местом проживания, социальным классом и уровнем жизни. И так далее, и так далее. Чем бы ни было то, что подтолкнуло тебя на твоем духовном пути, держу пари, что в твоем случае это было детальным изучением духовной «почвы», включая дороги, ее пересекающие, и соответствующие условия движения, не более чем это было в моем случае. То есть — далеко от этого!

Ну что ж, еще не слишком поздно исправить положение. Не важно, насколько закален или незакален путешественник, едущий по какой-либо дороге, или куда он должен или не должен прийти, чем больше он узнает о дорожных условиях впереди, тем лучше.

Видимость, погодные условия, транспортный поток, аварии, дорожные работы, знаки объездов — небезопасно и неблагоразумно закрывать на это глаза или игнорировать какие бы то ни было придорожные знаки или предостережения, передаваемые по радио. Особенно важно, если это духовная дорога, Путь, ведущий к Дому, по которому путешествуем ты и я. Отсюда следующее исследование.

Здесь ты можешь сказать мне, что твоя приверженность к определенному духовному пути на самом деле не обусловлена случайностью. Она обусловлена твоим темпераментом.

Некоторые из нас привлечены поисками Истины, другие — поисками Добра, в то время как третьи стремятся к Красоте. Или, может быть, если ты придерживаешься восточных традиций, ты укажешь на то, насколько широко варьируются наши духовные способности или кармические наследия: с тем результатом, что немногие из нас стремятся к пути Знания, Мудреца или Видящего, многие же стремятся к пути Преданности, от-давания себя Богу или одному из Его особых воплощений или олицетворений, и некоторое число людей — к пути Добрых дел, бескорыстному служению миру, полному страданий. «Позволь мне быть верным моему призванию — ты добавляешь, — и моим талантам (таким, какие они есть), и они в конечном счете приведут меня Домой. Я путешествую моей собственной дорогой и не лезу в чужие дела, признавая, что другие путешественники выбирают другие пути и едут на других моделях транспорта, которые, возможно, используют другой вид топлива. Удачи им!»

Вполне благовидный аргумент, но я его нахожу неубедительным по двум причинам. Во-первых, я должен сказать, что это взывание к моему темпераменту или наклонностям мало что значит для меня. Я не знаю насчет тебя, но я не могу быть уверенным в своей принадлежности к типу интеллектуальному, сенсорно-чувствующему или эмоциональному, или же к типу деятельному или пассивному, или же к непризнанным уличным художникам, или (по милости Бога) к беспокойным идиотам. И более того, ни один из тех, кто вовне, не в состоянии мне этого сказать. Мое внутреннее знание таково, что если у меня в принципе есть темперамент, то это «адская» смесь из всех этих ингредиентов и даже больше, — и которому из них случится внезапно проявиться, зависит от того, кто помешивает котелок в этот момент. Моя вторая и основная причина заключается в следующем. Хотя, конечно, возможно попасть Домой по только лишь одной дороге, мое пребывание здесь действительно очень кратковременно, мой визит в лучшем случае мимолетен. Но в действительности, и я буду отстаивать эту точку зрения чуть позже, человек должен пройти несколько различных дорог, чтобы достичь Дома и наслаждаться пребыванием в Доме и чувствовать себя Дома. Так что в конечном счете подход индивидуума должен быть всесторонним и не только прямолинейным, а совмещением всех сто¬рон вместо прямолинейного приближения. Отсюда следует, что так называемый темперамент — это в большей степени воображаемое ограничение, препятствующее развитию, а не набор отличительных черт, которые следует развивать в себе.

Или, может быть (и конечно, совершенно обоснованно), вместо взывания к фантому темперамента ты толкуешь «случайность», которая толкает тебя на твой духовный путь вовсе не как случайность, а как мудрое управление доброго и всевидящего Провидения. В этом случае я полагаю, что то же самое Провидение (которое, несомненно, есть преимущественно Всесторонность и Правитель Широкого Взгляда и ни в коем случае не избирательно в отношении путей Домой к Самому Себе) сердечно поприветствует твое открытие, что твой особенный Богом данный Путь связан с другими особенными Богом данными путями Домой, и что вместе они составляют неделимую транспортную систему, единый поток или возвращение Домой. Как мы вскоре и увидим.

В любом случае здесь мы будем рассматривать четыре варианта.

Путь 1 — Путь Видящего Это путь Наблюдателя данности того, что Истинно и чье путешествие Домой в Центр Всех Вещей есть то же самое, что и его путешествие Домой в его собственный Центр.

Путь 2 — Путь Преданного Это путь самозабвенной Любви, путь тех, чье путешествие Домой есть путешествие к Богоподобному Другому, единственному достойному того, чтобы отдать себя Ему.

Путь 3 — Путь Слуги Это путь делателя хорошего, который достигает Дома случайно (так сказать), помогая другим двигаться в этом направлении.

Путь 4 — Путь Художника Путь его — это поиск, творчество и преданность Прекрасному.

Путь 1: Путь Видящего

Преимущества

Из всех путей Домой этот путь самый прямой, самый ясный, самый быстрый, и на нем нет ограничений скорости в любом направлении. Единственное правило на этом пути (и это необходимость) — ты идешь согласно тому, что видишь, а не руководствуешься слухами. Передвигаться по этому пути легко, и транспортное движение действительно очень небольшое. И для всех тех, кто идет этим путем, он представляется очевидным, и они удивлены его непопулярности.

Для того чтобы увидеть, насколько он очевиден, насколько прям и быстр, пожалуйста, проделай это путешествие из путешествий прямо сейчас. Эта иллюстрация покажет тебе, что делать, но не освободит тебя от необходимости сделать это самому.

Держи небольшое зеркало на расстоянии вытянутой руки и брось свежий взгляд на лицо, которое ты видишь там. Внимательно изучи, на каком оно расстоянии, насколько оно маленькое, насколько сложное, насколько непрозрачное, насколько переполнено самим собой, исключая всех других; не говоря уже о том, насколько мимолетно, насколько «здесь» сегодня и «исчезло» завтра.

Ну что ж, это то, чем ты являешься для себя самого и для других в той далекой стране, на большом расстоянии от Дома.

Теперь с помощью своего указательного пальца проделай это путешествие из путешествий медленно, с должной тщательностью и вниманием вдоль твоей вытянутой руки, весь путь от твоего запястья к локтю, от локтя к плечу, от плеча к — чему?

Несомненно, к тому, что со всей очевидностью является отсутствием шеи, Адамова яблока, подбородка, всего. К Ни-чему, к безграничному Космосу, к широко Бодрствующей (повторю, широко Бодрствующей) Пустоте или Ясности, к долгожданной Открытости, которая приветствует тебя в конце путешествия.

Из всех домов твой находится на самой величественной ступени. Может ли контраст между Дворцом, из которого ты смотришь на ближайший конец своей руки, и «как-бы-это-назвать?», тем, на что ты смотришь с дальнего конца, быть еще больше, чем он есть, или еще более игнорируемым? И даже более того, это помещение подходит тем, кто в нем обитает. Ради Бога и ради себя, и ради всего на свете проверь, что ты здесь, а не там, что здесь, Дома, ты видишь — ты совершенно свободен, совершенно прозрачен, совершенно открыт, совершенно бессмертен.

Да, твой путь Домой Дорогой 1 такой простой, такой очевидный, такой быстрый, такой удовлетворяющий! И позволь мне уверить тебя, что — провалиться мне на этом месте! — это путешествие-по-руке не «экскурсия в кресле», не имитация, не предварительный и не низший по значению вариант твоего путешествия Домой. При условии, что ты дал себе труд и вытащил свое зеркало, и путешествовал с должной тщательностью, вниманием и открытым умом, это было реально, и оно вело тебя весь этот путь. Но в таком случае почему этот путь так не популярен, почему столь немногие путешествуют по нему?

Недостатки

Что ж, существуют некоторые основания, препятствия (как реальные, так и надуманные), более или менее благовидные отговорки для избегания Пути 1, словно проклятия, или даже для стирания его с карты целиком.

Первое и главное основание нетрудно обнаружить, мы уже говорили о нем. Ты, возможно, заметил, что безграничная ясность, в которой твое плечо постепенно размывается, была очень кратковременной и мимолетной. На самом деле ты, возможно, уже задавался вопросом: зачем утруждать себя и путешествовать куда-либо, если тебе нельзя остановиться там достаточно надолго для того, чтобы, по крайней мере, оглядеться, не говоря уже о том, чтобы припарковаться? Правда такова, что только после многих таких мимолетных визитов ты вознаграждаешься разрешением на парковку. И, разумеется, немногие из путешественников достаточно терпеливы и упорны, чтобы получить его.

Вторая причина непопулярности Пути 1, Пути Видящего, в такой же степени неоспорима, как и очевидна. Проблема в том, что дорога проходит по таким неинтересным местам, сквозь утомительно скучные пейзажи, унылые и серые. Скажи мне, был ли ты взволнован, трепетно возбужден и воодушевлен твоим «от-руки-к-отсутствию-рта» путешествием? Не проходило ли оно под уклон весь путь? Ты и я так много читали о наслаждениях и утешениях духовного пути — любого духовного пути, достойного такого названия. Многие ли из этих наслаждений или прекрасных утешений ты испытал на этом самом коротком и наименее трепетном из путешествий? Или собираешься испытать, если продолжишь повторять его всегда и еще день, словно сумасшедший фанатик, который сел на курсирующий под Ла-Маншем поезд и подсел на вид в этом Тоннеле, как на наркотик.

В этом месте мне бы хотелось добавить, с моей стороны, третье препятствие к нашему списку. Полвека наблюдений за путешественниками на пути Видения — включая меня самого, конечно, — убедили меня в одном. А именно, насколько легко добираться Домой достаточно регулярно этим маршрутом и тем не менее испытывать отчаянную нехватку самозабвения, смирения и активного сострадания — не говоря уже о наслаждении красотой, которая повсюду, — что наверняка стало бы нашим, если бы только мы остались Дома достаточно долго, чтобы дать этому шанс. При таком положении вещей мы, видящие, совершенно явно отнюдь не святые. На самом деле, думаю, раньше или позже, каждый из нас обнаружит, что он или она еще хуже, а не лучше, чем любой среднестатистический, благопристойный человек. В таком случае какова теперь цена духовности? — можешь спросить ты.

Это довольно плохо, но четвертый недостаток Пути 1 еще хуже и наиболее обескураживающий. Путешествие могло бы вселить в тебя страх или даже заставить обезуметь от страха, а отнюдь не наполнить. И неудивительно. Ведь ты мог допустить, что тот Ты, который продолжает проявляться в твоем зеркале — несовершенный экземпляр, дефектный во многих отношениях и на самом деле всего лишь осужденный преступник, ожидающий приведения приговора в исполнение. Допустить, что ты существуешь, и весьма кратковременно. Однако, по меньшей мере в тебе что-то есть, как бы ничтожно мало оно ни было. По меньшей мере, ты — кто-то, вопреки своему одиночеству. Но даже эта искра, этот проблеск утешения виднеется в дымке в конце Пути 1. Я спрашиваю тебя и ты спрашиваешь меня: какой смысл в этом упорном и старательном стремлении Домой, только лишь для того, чтобы обнаружить, что идущий исчезает в пути? Каков этот желанный Дом, в котором некого встречать? А вы еще говорите мне, что в наше время путешествовать по автомобильным дорогам рискованно! Вот вам шоссе, которое гарантирует смертельный исход!

Все сказано — чудовищное обвинение предъявлено. Однако я с восторгом уверяю вас, что существует радикальный ответ на все эти возражения. Даже более того, Путь 1 сам ведет нас к нему, где он принимает известную водителям форму дорожной развязки «клеверный лист», в этом случае по меньшей мере действительно приносящий удачу клеверный лист.

Позволь мне объяснить наглядно. Крупные ремонтные работы на дороге, нагромождение несчастных случаев и отвратительные погодные условия довольно часто блокируют заключительный этап Пути 1. В результате, меня словно отводят на один из трех других путей Домой, начинающихся на этом «клеверном листе». Правда, конечно, в том, что эти достаточно обычные задержки, за которые нам приносят извинения, неожиданно оборачиваются благом. Они гарантируют, что мой прямолинейный путь Домой уходит в сторону, что мой односторонний подход начинает совмещать в себе все стороны. Настойчивый видящий не столько брошен, а мягко направлен в преданность, в благое служение, в очарованность. Таким образом, наконец-то слова Мундаки Упанишады приложимы к нему: «Приблизившись отовсюду, которое присутствует везде, [как] целое, он переходит в Целое». Это не заслуга путешественника. Так заведено. Тогда и только тогда он обеспечивается безграничными по времени разрешениями на парковку для использования в самом Городском Центре. И наконец-то он способен понять, что здесь и только здесь находится его совершенствование, его несравненная безопасность и как нелепы были его страхи относительно полного уничтожения.

Подводя итог, каким бы ни был избранный или же неизбранный тобой путь Домой, сделай милость, испытай, просто испытай Путь 1, опираясь на следующие разумные доводы. Он экономичный, прямой, быстрый, и его дорожное покрытие в хорошем состоянии, и в конечном счете он неминуем. Но не ожидай слишком многого от него до тех пор и пока ты не попутешествуешь по нему достаточно часто, чтобы постоянно меняющиеся дорожные условия (под которыми я подразумеваю ухабы и задержки на дорогах, которые жизнь нам всегда преподносит) стали гарантией того, что ты будешь путешествовать Домой также и другими дорогами, особенно Путем 2. И обнаружишь, что Бог имел в виду, говоря тебе, так же как и Аль Ниффари: «Доставь радость Мне как глазам твоим, и я доставлю радость сердцу твоему».

Путь 2: Путь Преданного

Преимущества

Путешествие к Дому по этому пути, Пути Сердца, резко отличается почти во всех отношениях от путешествия Путем 1, который является Путем Глаза. Путь 1 прохладен, порой холоден, словно лед, а этот комфортабельно теплый и иногда обжигающе горяч. То было созерцание Пустоты, Ничто, Отсутствия, которое не более восхитительно, обожаемо, ярко, прекрасно и благоухающе, чем дырка в твоем носке, — а этот путь есть не только ощущение оттенка розы и ее аромата, но часто и красоты самой розы, чего-то восхитительно любимого, изливающегося на Существо или Человека или Сверхчеловека, во всех отношениях достойного любви. То было суровое упражнение на уверенность в себе, перемещение себя в ситуацию отсутствия внешнего прибежища, которое так рекомендовал Будда — это же есть самоотдавание, непринужденная передача себя Единому, который, как ты знаешь, никогда не оставит тебя и на которого можно положиться со вздохом облегчения. То была установившаяся практика — это же как увлекательная поездка на автобусе, полном веселых товарищей, таких же преданных. И, конечно же, нет ничего более увлекательного и быстрого для удаления преград, чем совместное поклонение одному Богоподобному Некто — если этот Некто действительно тот Единый, или (что более правдоподобно) весьма уникальное его олицетворение, или подмена.

Конечно же, отнюдь не удивительно, что Путь 2 должен быть гораздо более популярен, чем Путь 1. И он не только популярный, он еще и обязательный. В некоторой степени на пути и на «n-ой» ступени движения Домой из любого направления твоя личная и поверхностная воля должна быть подчинена воле того Единого, которым ты на самом деле являешься. Только когда у тебя нет собственных планов, только когда у тебя нет НИЧЕГО, что можно было бы ПРЕДЪЯВИТЬ на таможне в Рай, тебя впускают на этот путь.

Недостатки

На самом деле этот отказ от личной воли есть самое жесткое и строгое требование из тех, которые только можно вообразить. Оно настолько требовательное, что из тех многих, отправляющихся по этому пути, и внушительного числа прошедших некоторый отрезок по нему, мало кто достигает его конца или останавливается на нем на какое-то время. И так получается, что по последним участкам этого пути ездят не больше, чем по соответствующим отрезкам Пути 1. Даже еще менее, пожалуй.

Более того, на пути есть две большие опасности. Первая — риск того, что обожаемый Учитель может быть разоблачен как недостойный уважения, не говоря уже о поклонении. В конце концов, предъявляя свои права (или неудачно пытаясь отказаться от них) на звание Сат-гуру (в переводе с санскрита — Божественно Вдохновленный Учитель), или Махарадж (в переводе с санскрита — Великий Царь), или Свами (в переводе с санскрита — Господин), или Бхагван (в переводе с санскрита — Бог), или на те или иные менее возвышенные Западные эквиваленты, он действительно задает высокие стандарты для самого себя, если не сказать: напрашивается на неприятности. И если обнаружится, что вся его жизнь была опровержением тех ценностей, которые он так настойчиво проповедовал, тогда, к ужасу его последователей, добавляется публичный скандал с последующим закономерным очернением духовности в целом. Я не говорю, что это должно случиться непременно, но подобное случается. Преданные, будьте осторожны!

Второй риск: даже если Учитель отказывается от титула и не ищет власти, то все равно остается вероятность того, что преданность последователей окажется такой подсаженной на нем, что прекратится вместе с его существованием. Можно сказать так: чем менее харизматичен Учитель, тем лучше, потому что менее вероятна ситуация удержания последователя вдали от Бога. (Мне вспоминаются св. Хуан де ла Крус и св. Винсент де Поль, ни один из которых не излучал праведности.) Учителю-то хорошо утверждать (надеюсь, с достаточной долей искренности): «Если ты не желаешь или не готов отдать себя Богу, по меньшей мере отдай себя мне, это будет первый шаг к истинной цели — всепоклонения». Слишком часто оказывалось так, что это становилось последним шагом в этом направлении, и бедный ученик застревал на обочине на неопределенное время, далеко от Дома. Вероятно застревал, если он христианин, в своем идолопоклонническом поклонении смертному Иисусу, невнимательный к его предупреждению, что только Бог добрый — предупреждению, обращенному к человеку, опрометчиво назвавшему его «Добрым Учителем». Этот титул, прошу отметить, далеко не столь громок, как Махарадж, или Великий Царь, не говоря уже о «Бхагван», или «Бог». Дж.Дж. Оллиер — высоко ценимый духовный лидер в XVI веке — имел все основания сказать: «Даже взгляд на Иисуса со всей его человечностью может быть препятствием к взгляду на Бога во всей Его безупречности».

Но я должен поспешно повторить, что, несмотря на эти опасные дорожные условия и риски путешествия, это та дорога, по которой все мы должны пройти в конце и до конца. И нам предстоит окончательное подчинение: слияние с ним и подчинение ему, но решительно не попытка его достичь. На языке христианства это не что иное, как участие в Священном шествии людей, во имя поклонения Отцу, но в образе, отличном от него Самого, в образе его Сына. И наоборот, участие в поклонении Сыну не как ему самому, а как образу его Отца. Да, действительно! Самопочитание не более благовонно в Боге, чем в человеке. Поистине только Бог не имеет никакого оттенка запашка от этого нездорового аромата около себя. Только в Нем, который есть сама Любовь, наша любовь не имеет примеси самолюбия.

Путь 3: Путь Слуги

Преимущества

Это выглядит как сравнительно безопасный и непротиворечивый Путь Домой. На самом деле обычный хорошо информированный и хорошо воспитанный гражданин скажет тебе, что это единственный Путь, другие Пути (в такой мере, в какой они вообще появляются на карте) склоняются к болезненной самоозабоченности и эгоцентризму. Накормить голодного, одеть, приютить и воспитать бедного, вылечить больного — это настоящая жизнь Духа, состоящая в забвении самого себя и своего личного благополучия ради заботы и внимания к другим. И, конечно, они правы. Так называемая духовность, которая исключает других и не тронута их неблагополучным состоянием, — фальшивка и подделка. Снова в христианских терминах: прокаженный нищий есть Христос, путешествующий инкогнито, и что ты можешь сделать для него — значит, ты можешь сделать во имя Христа и в духе Христа, который заботится больше о нем, чем обо всех духовных страждущих в христианском мире.

Недостатки

И вновь, если это твой единственный Путь, ты совершенно точно попадешь в неприятности и задержишься далеко от Дома. В то время как по правде ни один из нас не может позволить себе обойти эту дорогу, правда также и то, что никто из нас не может позволить себе закрыть глаза на ее трудности и опасности. Здесь три из них.

Преданно и бескорыстно творить добро из чистого сострадания, без какого-либо поддерживающего поощрения для себя в этой святой роли, чрезвычайно трудно. Нет! Это невозможно! Был ли даже св. Винсент столь праведным, не говоря уже о матери Терезе? Я не вижу никого, кто бы добирался Домой только по этому билету. Должны быть и другие билеты, другие пути. На Пути 1, например, гарантией от самопоздравления путешественника становится исчезновение того, кого можно было бы поздравить. Не то чтобы получатель твоего милосердия наплевательски относится к твоему драгоценному побуждению, конечно. И да, конечно, лучше милосердие, которое похлопывает себя одобрительно по плечу, чем его полное отсутствие.

Наряду с проблемой разнородных побуждений существует проблема разнородных последствий. Как насчет неблагополучных последствий твоих самых добрейших действий, непредвиденных побочных эффектов твоих самых эффективных лекарств? Общеизвестно, кратковременная помощь имеет отвратительную тенденцию превращаться в долговременную преграду. Помочь беспомощным прекратить нуждаться в твоей помощи — вот помощь на самом деле, но ее нельзя назвать ни легкой, ни широко распространенной.

В заключении наиболее важное: остается вопрос о том, какая степень и уровень помощи на самом деле полезны. Материальная и даже психологическая помощь без внимания к ее духовным результатам может стать медвежьей услугой. Я вспоминаю об этих «рисовых христианах», чье обращение в веру миссионерами, полными благих намерений, было даже хуже, чем просто бесполезным. И о болеутоляющих, вызывающих состояние комы и прописываемых столь щедро умирающим с тем результатом, что Прибытие Домой, которое могло бы быть событием, венчающим жизненный путь пациента, теперь скрыто в тумане, совершенно потерялось. Если кратко, то неосмотрительно дать твоему пациенту или нищему то, что он хочет, — столь же небезопасно, как неосмотрительно дать твоему ребенку то, что он хочет; в то время как дать ему то, что ты думаешь ему нужно, может быть гибельным. Торквемада сжег тысячи еретиков заживо, потому что верил, что это было хорошо для их душ, так их души в последнюю минуту могли быть спасены от вечного адского огня.

Что делать? Как понять, в чем на самом деле нуждается человек? Проблемы, с которыми сталкивается идущий на Пути 3, начинают казаться столь неразрешимыми, что ты можешь вполне подумать: уж не тупик ли это, а не Путь Домой вовсе?

Но не волнуйтесь, добрые души. Есть защита от непредвиденных и не предусматриваемых неблагоприятных последствий твоих добрых дел, так же как и от других препятствий этого Пути Домой. Она не состоит из распрекрасных подсчетов вероятных результатов или из какого-то другого вида премудрости и призадумывания. Ты не будешь удивлен, услышав, что это дополнение к Пути Домой дорогой 3 путем сочетания ее с частыми путешествиями туда также и другими путями, в частности Путем 1. И вот как ты можешь идти по нему.

Когда ты заглядываешь внутрь, чтобы увидеть, Что ты есть на самом деле, Где ты на самом деле, посмотри вовне и увидь, чего ты таким образом достигаешь. Не продолжай задаваться вопросом, почему ты ведешь себя именно так, а не иначе, и не пытайся предвидеть все последствия этого. Прекрати игнорировать твое Единственное Око, которое есть Око того Единственного, Кто видит. Прекрати игнорировать Центральную Недвижимость, которая движет всеми вещами, не только твоими руками, дающими милостыню, и ногами, несущими Евангелие. Перестань оставаться глухим к Центральному Безмолвию, которое говорит с тобой успокаивающим и вдохновляющим голосом. Следуй этому, и все остальное добавится. Делай это и оставайся уверенным, что ты делаешь правильные вещи в правильное время для правильных людей, хотя видимость может быть обратной. Ты можешь щедро поддержать какую-либо новорожденную благотворительность или не поддержать. Жди и смотри, смотри и жди. Тебя не заставят ждать слишком долго. Жизнь Дома не контролируется правилами. Это та единственно истинная и истинно заботливая Спонтанность, которая не определяется ни привычкой, ни принципами, а прямо исходит из Источника всего сущего и ведет к Разрешению всех проблем, от которой он никогда не отделим. Знание-того-что-делать и знание-того-как-это-сделать, возникающие из твоего божественного Центра, обладают бесконечной мудростью и красотой, в то время как их аналоги, претендующие на происхождение из твоего слишком-человеческого окружения, иллюзорны и на самом деле не существуют.

Но не верь мне. Старайся верить первому и не доверять последнему с этого дня и далее и всегда.

Путь 4: Путь Художника

Преимущества

Этот Путь Домой так мало познан в тех кругах, которые ты можешь назвать духовными, что ты, вероятно, удивлен, что я вообще включил его. Ну что ж, в качестве объяснения вот подлинная история.

Кюре Д"Арс, канонизированный как св. Жан-Баптист Вианни, относится к наиболее сверходаренным и притягательным современным святым. И все же, когда один из его прихожан принес ему прекрасную алую розу, он резко развернулся и пошел прочь, чтобы это не отвратило его от Божественной Красоты. Для Кюре «похоть глаз» словно «похоть тела» создавала дьявольскую преграду на Пути Домой и отнюдь не воспринималась как божественное подталкивание в этом направлении. Я полагаю, что эта несчастная односторонность была вызвана той же причиной, что и у падре Пио, который имел много ужасающих схваток с Дьяволом в образе человеческом и также находил необходимым регулярно бичевать себя через определенные периоды времени. Этих извращений можно было бы избежать, если бы только он видел, что все прекрасное — не только телесное — свидетельствует о Красоте Единого и происходит из Того, Кому он так страстно поклоняется. Жаль, что, имея пробелы в либеральном обучении, он, вероятно, никогда не читал «Симпозиум» Платона, в котором Сократ с непревзойденным красноречием и шармом показывает, как наслаждение прекрасными Земными формами может и должно вести человека словно по ступеням к наслаждению Прекрасным как таковым, существующим на Небесах.

Но здесь ты можешь чувствовать себя более склонным разделять точку зрения французского священника, чем греческого философа, отрицая или по меньшей мере сомневаясь, что стремление к Прекрасному обязательно ведет человека по направлению к Дому. В конце концов, такие истинные поклонники Прекрасного, как Тулуз Лотрек, Поль Гоген и Пабло Пикассо (говоря только о трех Современных Мастерах), вместе с большинством Старых Мастеров не были ни святыми, ни мудрецами. В этом отношении ни Шекспир, ни Данте, ни Рембрандт или Моцарт не подвергались риску быть канонизированными. Тем не менее я должен настоять на том, что эта полная «звезд» галактика гениальности изящных искусств обеспечивает бесценную и важную услугу всем нам, и даже более того, делает это с величайшей преданностью, несмотря на высокую личную цену. В наших терминах, неведомо для самих себя, они сочетают путешествие по своему собственному Пути 4 с путешествием по Путям 2 и 3. И я не сомневаюсь, что наиболее одаренные из них (включая Мейстера Экхарта, св. Хуана де ла Круса и Руми, которые были как литераторами, так и духовными учителями) путешествуют также по Пути 1, Пути Видящего. Шекспир по меньшей мере делал это с полным осознанием: посмотрите на его предупреждение в «Око за око» о существующей опасности, что мы будем вести себя словно злые приматы, пока упорно продолжаем игнорировать нашу «прозрачную сущность», — называя иначе, нашу Центральную Прозрачность.

В этом месте ты можешь мне напомнить, что мало кто из нас является мастером в каком-либо виде искусства, тем более великим. Верно, но это не означает, что Путь 4 закрыт для нас, простых смертных. Вовсе нет. Вот еще одна (правдивая) история, иллюстрирующая мою точку зрения.

В 1964 г. я проводил семинар Видения в Буддийской летней школе возле Лондона. Среди прочих присутствующих, которые «видели», был джентльмен, который представился как Лт.-Кол. Роджер Гантер-Джонс. Прогуливаясь со мной на следующий день в саду, он был поражен красотой одного из сортов роз и спросил, из какой страны привезены эти кустарники. Однако, продвигаясь далее и смотря на другие цветы, он обнаружил, что они столь же изумительно прекрасны. Это было так, словно все цвета в мире Роджера внезапно зазвучали как песня. И вот приятное продолжение этой истории. Вниз по дороге от летней школы находилась плохо скрытая и дурно пахнущая общественная мусорная свалка. И здесь, позже на неделе, я случайно наткнулся на Роджера, пристально вглядывавшегося в хлам из старых консервных банок, поломанной мебели, битой посуды и комканных грязных газет. Там он стоял, завороженный очевидной правильностью и неизбежностью цветов и компоновкой узора в том, что виделось (в куче мусора), — абсолютным совершенством всего этого. Отнюдь не то поведение и чувствительность, которых ты мог бы ожидать от отставного военного офицера и атташе посольства.

Правда такова, что, взрослея, мы делаем ужасную, но неизбежную ошибку наложения той головы-в-зеркале на наши собственные плечи (вместо того чтобы оставить ее вовне, там, где она очень хорошо подходит к другим плечам), и это затуманивает, притупляет и искажает все, что мы видим. И единственный способ заново раскрыть этот удивительно яркий и сияющий мир, который мы потеряли взрослея, — это повернуть наше внимание к Тому, Что мы получаем от всего этого именно в этот момент, и увидеть, что прямо здесь заметить эту славу мешает не более чем пылинка. Я допускаю, конечно, что это детское наслаждение миром очень отлично от его превознесения в великих композициях из слов, красок и звуков. Но оно великое по-своему, и — о да! — глубоко творческое, и отнюдь не нечто пассивное, как ты мог бы подумать по ошибке. И, в конце концов, оно неизбежно, если ты поселишься в самом Дворце Прекрасного.

Итак, если тебе случится быть преданным приверженцем того или иного вида искусства — то есть путешественником по Пути 4, — позволь себе быть обращенным и на другие пути, и особенно на Путь 1, так часто, как это возможно. Тогда ты станешь даже еще лучшим художником, тем, кто видит, на что он или она способны. Или, если ты не считаешь себя художником, я говорю тебе: как Роджер, включи Путь 1 в маршрут на твоей карте и обнаружишь, что ты есть художник, наслаждающийся единением с Художником, Который в Центре мира занят созданием несравненно прекрасных сцен — куч мусора, пятен на старых стенах и листьев, усыпающих дорожки в саду, и так далее, до бесконечности.

Ты, может быть, отметил то, что я не смог до настоящего времени найти каких-либо встроенных помех, сравнимых с теми, что присущи другим трем путям Домой. Наша оценка Пути 4 состоит из гораздо большего числа «за», чем «против». Это значимо, если не сказать удивительно, и является одной из лучших причин, чтобы дать ему почетное место в нашем окружном пути, на нашей приносящей удачу развязке «клеверный лист». Самое плохое, что я могу сказать о Пути 4, — это то, что путешественники, идущие по нему, склонны доставлять себе и иногда окружающим неприятности. Как Моцарт, например. Ну и что? Его музыка говорит мне что-то важное о Боге, о Вселенной и обо мне, то, что не может быть сказано никакими другими способами, никаким другим языком, никаким другим человеком.

Заключение здесь

Автор
Дуглас Хардинг
Автор перевода: Анна Серегина 
Источник: Научно-популярный журнал о религии Империя Духа


Читайте еще
:

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


В избранное