Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мои обзоры фильмов и книг

  Все выпуски  

Последняя дуэль


"Последняя дуэль" (The Last Duel, 153 мин.) - не слишком удачная попытка скрестить костюмный фильм с актуальной повесткой. В основе - реальные события, последняя санкционированная судом дуэль во Франции. В конце XIV века Маргарита де Карруж обвинила давнего друга своего мужа, Жака Ле Гри, в изнасиловании. Тот, разумеется, всё отрицал. Так как доказательства были на уровне "слово против слова", правосудие решило прибегнуть к божьему суду - поединку между оппонентами. Жак Ле Гри сражался с мужем Маргариты, Жаном де Карружем.

Режиссёр Ридли Скотт выбрал сложную форму: мы видим события глазами каждого их трёх участников событий. То есть, структура фильма повторяет "Расёмон", снятый больше 70 лет назад и тоже повествующий о суде и изнасиловании. Но только Куросава уложился в стандартные полтора часа, а Скотт растянул на два с половиной, и это сильно утомляет. Да, мы видим события в разном свете: Жан де Карруж в собственных глазах - храбрый воин и любящий муж, в глазах Жака Ле Гри - несдержанный дурак, а для Маргариты - судьба, которую она не выбирала. Но стоят ли эти открытия того, чтобы рассказывать историю трижды?

Лучшее, что есть в фильме, - исторический антураж. Всё начинается с поединка - вау, рыцарский турнир! Где-то на заднем плане строится Нотр-Дам (в реальности к этому году уже давно завершённый). Далее - рыцари скачут в высокие и неприступные замки, построенные на суровых скалах, рубятся в битвах, гуляют на пирах... Это чертовски красиво и действительно погружает в ту эпоху. Но нас постоянно выдёргивают из этого прекрасного сна, чтобы сообщить, что Маргарита не испытывала оргазма и вообще, наверное, лучше бы вышла замуж за кого-то другого.

Правда, это была эпоха, когда болезни выкашивали целые города, половина детей не переживала младенческий возраст, а взрослых пожирала Столетняя война. Так что людей занимали совсем другие проблемы. Фильм мог бы сделать акцент на мужестве Маргариты, которая поставила на кон и свою честь, и свою жизнь. Но вместо этого нас побуждают испытывать к ней сочувствие - смотрите, образованная женщина замужем за грубым мужланом и под надзором злобной свекрови. Как будто это - худшее, что произошло с ней, а вовсе не изнасилование, ради возмездия за которое она была готова отдать всё.

Так что даже актёрские работы не радуют: Джоди Комер всё больше вращает глазами, Мэтт Деймон держит на лице глуповатую гримасу, Бен Аффлек выглядит нелепо и неуместно с выбеленными волосами... Пожалуй, только Адам Драйвер кажется живым человеком, но и характер его персонажа дробится из-за трёх точек зрения.

Хотите прокомментировать? Сделайте это в Инстаграме: https://www.instagram.com/obzoryfilmoviknig/

Или "ВКонтакте": https://vk.com/Cinema_Vera
.

Прочитать прошлые выпуски, подписаться на рассылку: subscribe.ru/catalog/rest.cinema.vera.

В избранное