Свистуны (La Gomera, 97 мин.): я много слышала о румынской новой волне, а первый фильм посмотрела
только сейчас. Он оказался не слишком румынским - ни по деталям быта, на по месту действия (оно наполовину проходит на Канарах), ни даже по именам персонажей. А сюжет
вообще напомнил старую-старую историю, но это я поняла только на финальных титрах.
Но попробуем по порядку. Немолодого следователя Кристи (Влад Иванов) буквально атакует дерзкая красавица Гильда. Она хочет, чтобы он вытащил из тюрьмы ее
возлюбленного, Золта. Гильда и Кристи немедленно ложатся в постель, но девушка предупреждает: это только в интересах дела, ничего личного. Всюду камеры и прослушка -
чтобы общаться дальше, Кристи должен выучить особый язык свиста, которым владеют на острове Гомера (такой
язык и вправду существует). И вот седой дядька превращается в ученика, а его горячая красотка - в учительницу. Однако никакой идиллии: Гильда и Золт здорово
задолжали местным мафиози, и угроза расплаты висит надо всеми.
Приключения, мягкий юмор, эротика - все это легко смотрится, однако суть совсем не в них. Режиссер Корнелиу Порумбою сделал абсолютно киноманское кино, в котором
только и успеваешь отмечать отсылки к классике. Даже имя главной героини позаимствовано из нуара "золотой эпохи" Голливуда. С другой стороны - живущий собственной
жизнью саундтрек. Фильм начинается под "Пассажира" Игги Попа, и желающие могут усмотреть в этом намек на лишенное ярких событий существование, которое вел главный
герой до встречи со своей femme fatale. Плюс опера, которую любят некоторые персонажи: сочные голоса оперных див, поющие о неземной любви, диссонируют с криминальными
разборками и низкими страстями. Или это не случайное расхождение, а некий тонкий смысл, который режиссер не хочет сообщать открытым текстом? В мире, где все против
всех, а разговаривать можно только свистом, поневоле начнешь искать тайные знаки и скрытые намеки. Потому что словить пулю в живот очень просто, а победитель получает
всё. Или достаточно убедительную иллюзию.