"Одержимость" (Whiplash, реж. Дэмьен Шазелл, 105 мин.) - фильм не об ударнике и дирижере,
как может показаться на первый взгляд. Это история учителя и ученика, или история Диогена, который ходит по улицам с фонарем, чтобы найти человека. Это
погружение не только в музыку, но и собственно в одержимость, звериную жажду успеха и погоню за славой.
Главные герои: Флетчер, дирижер оркестра нью-йоркской консерватории, и первокурсник Эндрю, которому "посчастливилось" попасть в этот оркестр. В кавычках -
потому что Флетчер всем известный садист и деспот, требующий от музыкантов непонятного им совершенства. Его репетиции сопровождаются унижениями, угрозами,
запугиваниями и даже изгнаниями из оркестра за малейшую, часто мнимую, провинность. Чтобы не отстать в этой гонке, Эндрю будет стирать пальцы в кровь,
тренироваться день и ночь, рвать отношения с близкими, тратить последние деньги - да вообще что угодно делать, лишь бы остаться в этом чертовом оркестре.
Без каких-либо гарантий, разумеется.
Что характерно, играют они джаз. Музыку, создателям которой тоже приходилось тяжко биться за место под солнцем. И пьеса, которую без конца репетирует
оркестр, называется Whiplash - в переводе "Плеть" или "Работа под принуждением".
Причудливый гибрид "Черного лебедя" и "Цельнометаллической оболочки", "Одержимость" обладает удивительно ясной композицией и, хотя и прёт к своей цели
напролом, делает это с редкостным шиком. Садист с добрыми глазами Дж. К. Симмонс - весьма вероятный кандидат на "Оскара", Майлз Теллер чуть уходит в тень,
но держится молодцом, и всем их миром управляет музыка - бешеный ритм, совершенство, за которым никогда не угнаться, но без которого жизнь не имеет
смысла.