Фильм "Два дня" (90
мин.) оказался неожиданным ответом на мои размышления последних дней. Ход моих мыслей был примерно таким. Вот есть в нашей
стране власть. Неважно, как она называется, но есть некие небожители, которые все могут и все за нас решают. И есть мы - люди
внизу. Мы их дружно ненавидим, они нас - презирают. И фактически мы - уже два разных биологических вида, у которых нет шансов
ни понять друг друга, ни перейти из одной категории в другую.
Так начиналась эта история для меня. А для Дуни Смирновой сначала были разговоры с Федором
Бондарчуком, который попросил Дуню написать сценарий для него и Ксении Раппопорт.
В итоге получилось, что она - литературовед, живет и работает в музее-усадьбе выдуманного русского классика Щегловитова. Он -
замминистра, приехал в музей по какому-то важному делу, но вместо обычного визита на пару часов по недоразумению задержался
на пресловутые два дня.
Достаточно времени, чтобы обозначить позиции. С одной стороны - "последний оплот российской интеллигенции", нищие и
полуголодные музейщики в разваливающейся усадьбе. С другой - "хозяева жизни" в роскошных костюмах и с неограниченными
возможностями.
Тут бы фильму скатиться в комедию на злобу дня, но он этого абсолютно не делает. Все оказывается сложнее и ближе к жизни.
Интеллигенция демонстрирует нежелание и неумение решать свои проблемы, бегство от реальности в меланхоличную усадьбу с
единорогами и грифонами. А в чиновнике, под маской циника и дельца, обнаруживается неглупый, образованный человек, способный
и на искреннее раскаяние, и на глубокое чувство.
Впрочем, здесь команда фильма еще раз разбивает стереотипы. Водевильный сюжет и правда жизни соединяются и заставляют
поверить в происходящее. Над разговорами влюбленных хочется от души смеяться (эта особенность придавала особое очарование и
прошлому фильму Дуни Смирновой о любви - "Связь"). "Раскаяние" и "исправление" героев оказывается очередной обманкой, а вместо
хэппи-энда нас ждет двусмысленный финал.
И несмотря ни на что, повторяя себе тысячу раз, что так не бывает и еще неизвестно, чем это кончится, выходишь из зала с
ощущением настоящего чуда.