Книгу, которую просто интересно читать, называют чтиво. Как назвать кино, которое просто интересно смотреть? Смотриво?
Тогда "Призрак" (The Ghost Writer, реж. Роман Полански, 128 мин.) - это такое "смотриво".
Строго говоря, это, конечно же, триллер, причем политический. Бывший английский премьер (Пирс Броснан), очевидно срисованный
с Тони Блэра, решил написать мемуары. Литобработкой воспоминаний занялся его давний друг и коллега, пресс-секретарь. Однако
тот внезапно погиб - то ли несчастный случай, то ли самоубийство. Но книгу надо закончить поскорее, поэтому в помощь премьеру
нашли "писателя-призрака", иначе говоря, "литературного негра" (Эван МакГрегор) - лишенного амбиций, но не таланта любителя
денег, женщин и выпивки.
Тот приезжает в дом бывшего премьера, расположенный на угрюмом острове Мартас-Виньярд - любимом месте отдыха американских
политиков, и тут-то начинается то самое "смотриво".
То есть, совершенно наплевать, что за "страшную тайну" найдет писатель-призрак в мемуарах премьера и что с ним за это
сделают. Не так важно, кто окажется главным злодеем - сам политик, его жена (Оливия Уильямс), секретарша (Ким Кэттролл) или
уволенный им министр иностранных дел. И уж совсем безразлично, что они все делали до 17-го года, ах, простите, в начале 70-х,
когда стартовала политическая карьера будущего премьера.
Истина совсем не в этом. Истина в одиноком доме, где под кроватью все еще стоят тапочки покойника. В огромных окнах,
открывающих безнадежный, но прекрасный пейзаж - высохшие травы, нависшее небо, свинцовые волны. В живых призраках, населяющих
этот дом, - плетущая козни стареющая жена, навязчивые охранники, угрожающе сексуальная секретарша, почти безмолвная прислуга.
Но, в отличие от героя "Острова проклятых", писатель-призрак не страдает паранойей. Напротив, он
ввязывается в политические хитросплетения, которыми никогда раньше не интересовался, с беззаботностью человека, которому
ничего не грозит. Как будто он видит это все в кино или ищет правду через Google.