Увидев в афише фильма "Не брать
живым" (Green Zone, 125 мин.) имена Мэтта Деймона (главная роль) и Пола Гринграсса
(режиссер), каждый подумает, что это будет очередной "Борн на
Востоке".
В каком-то смысле это так и есть.
Герой Деймона, офицер Рой Миллер, действует в Ираке в 2003 году, вскоре после свержения режима Саддама Хусейна. Задача
Миллера - найти оружие массового поражения, ведь сведения о нем были главным предлогом для начала войны.
Отряд Миллера лезет под пули, несет потери, но никакого оружия не находит. Как мы сегодня знаем - потому что его там просто
нет. Обозленный Миллер идет к начальству выяснять правду и незаметно для себя влезает в большую политику. А в политике каждый
блюдет свои интересы и никого не волнует ни истина как таковая, ни судьба американских солдат, ни будущее Ирака, которое
американцы как бы защищают, ни - тем более - жизнь самого Миллера.
Собственно, фильм разбегается на несколько линий. В одной мы имеем политический памфлет про циничных государственных
чиновников и безответственных журналистов. В другой - бодрый боевик с Деймоном, который ищет неизвестно что и находит совсем
не то. В третьей - хронику реальных событий в Ираке, в четвертой - размышления о демократии, которую американцы пытаются
навязать далекой и непонятной им стране. В пятой - судьбу человека, пошедшего против системы.
Нельзя сказать, что все эти ниточки четко связаны и образуют единый узор. Но у зрителя есть возможность потянуть за ту из
них, которая ему интересна. Для меня, например, самой яркой показалась тема несовпадения менталитетов. Хотя столько по ней
уже сказано - от классического "Восток есть Восток" до недавней "Совокупности
лжи", опасный и загадочный Восток по-прежнему притягивает европейские (американские) умы. И мы
завороженно смотрим, как наша прямолинейная логика гибнет в лабиринте арабских улиц.