Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мои обзоры фильмов и книг

  Все выпуски  

Стиляги


На "Стиляг" я пошла, не раздумывая - ради прекрасных глаз Оксаны Акиньшиной и режиссерских заслуг Валерия Тодоровского. И, если Акиньшина не подвела, постановка фильма вызвала у меня сложные чувства.

Главные герои фильма - молодые люди 50-х годов, ушедшие от серой советской действительности в придуманный стильный мир с невероятно яркими нарядами, другой музыкой и танцами, свободными нравами.

Насколько я могу судить, мода, сленг, образ жизни реальных
стиляг воссозданы очень точно. Собственно, никаких причин подозревать авторов фильма в незнании отечественной истории или пренебрежении к фактам у меня нет, тем более что на очень занятном сайте фильма есть специальная энциклопедия стиляг.

Тем не менее, противостоящие стилягам комсомольцы и прочие простые граждане выглядят невероятно серыми, унылыми и убогими. И тут, наверно, надо вспомнить, что Тодоровский делал не исторически-ностальгический фильм, а мюзикл, где условности, преувеличения и так далее - обычное дело.

Хорошо, давайте смотреть на "Стиляг" как на мюзикл. Тогда первое, что мы увидим, - полноценный сюжет и замечательную игру актеров. Что неудивительно - родителей молодых героев играют Янковский, Розанова, Ярмольник и Гармаш. О Гармаше вообще хочется слагать поэмы - о его аккордеоне, семейных трусах и чтении "Камаcутры" в коммунальном сортире.

Все это прекрасно, но когда посреди драматического действия только что существовавшие по Станиславскому актеры начинают петь, становится неловко, как на индийском фильме. Тем более, когда речь идет о суровом советском времени, серьезной теме личной свободы и расплате за нее, которая не всегда ограничивалась разрезанными штанами.

А если послушать, что поют герои, становится еще страньше. Потому что в качестве саундтрека был выбран русский рок 80-90-х: "Восьмиклассница", "Ты любишь буги-вуги", "Скованные одной цепью" и, конечно же, апология стиляг - "Браво" в разных видах. Причем от большинства песен осталась одна пустая оболочка, как от мухи, съеденной пауком: припев и несколько узнаваемых тактов мелодии. Все остальное переписано под сюжет фильма. Хотя и новый текст качественный, и аранжировки интересные, только это не то, родное и знакомое, что помнишь десятилетиями. И тут возникает основной вопрос - зачем? Зачем это все? Для кого?

В 50-е не так жили, в 80-е не так пели. "Стиляги" цветут анилиновыми красками скорее на мировых киномюзиклах: "Чикаго", "Стена", "Мулен Руж" - кому что ближе. И в этом смысле фильм можно назвать не просто удачей, а прорывом - ничего подобного в нашем кино не было, по крайней мере, в постсоветский период. Но, тем не менее, цельного ощущения не остается - ни новых мелодий, ни точных мыслей, ни ощущения времени. Вся постройка оказывается замком на песке, вроде прекрасной Америки стиляг, которой никогда не существовало. "Где я не буду никогда..."


Все желающие высказаться о фильмах, книгах или о моих обзорах могут это сделать по почте или в моем блоге на Subscribe.Ru. Его адрес - http://subscribe.ru/blog/vera. Оставлять записи в блоге могут все подписчики Subscribe.Ru.

Страница рассылки -
subscribe.ru/catalog/rest.cinema.vera.

В избранное