Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все об американских мультфильмах #29


Информационный Канал Subscribe.Ru

*******
METRONSK.NAROD.RU
Новосибирское метро
http://agdb.net.ru/
********
Всё об американских мультфильмах

выпуск #29


Знаете ли Вы, что...

Первый мультсериал появился в 1913-м году,а его создателем был Джон Рандольф Брэй


От Автора
Здравствуйте, уважаемые любители американских мультфильмов!

Сегодня в выпуске:
- Интервью: интервью с Гримом Нэтвиком (Grim Natwick), аниматором "Белоснежки и семь гномов" (1937) Уолта Диснея
- Цикл "Годы и американская мультипликация": 1906-1911 гг.
- Статья: "Антивоенные мультфильмы"
- Статья: "Студии "Ханна-Барбера" исполняется 45 лет"
- Новости: "Микки Маусу 75 лет"
- Опрос: "Считаете ли Вы американские мультфильмы садистскими?", итоги прошлого опроса

Вновь спустя месяц выходит очередной номер рассылки "Всё об американских мультфильмах". Я по-прежнему очень занят, но рассылку волей-неволей продолжаю выпускать.

На этот раз получился довольно-таки объемный выпуск. Наконец-то я публикую интервью. Интервью с Гримом Нэтвиком, который был диснеевским аниматором. Нэтвик рассказывает, как он пришел в анимацию и как работал над "Белоснежкой". В этом номере рассылки я начинаю новый цикл статей "Годы и американская мультипликация". Сегодня описание периода 1896-1911 годы, все, что произошло в американской анимации за это время. После цикла следуют две статьи - "Антивоенные мультфильмы" и "Студии "Ханна-Барбера" исполняется 45 лет". Завершается номер весьма значимой новостью - Микки Маусу исполнилось 75 лет!

Смотрите мультфильмы и читайте о мультфильмах!
 

Интервью с Гримом Нэтвиком (Grim Natwick), аниматором полнометражного мультфильма У. Диснея "Белоснежка и семь гномов" (1937)
Грим Нэтвик (16 августа 1890 - 7 октября 1990). Краткая биография.

Мирон "Грим" Нэтвик (Myron "Grim" Natwick) родился 16 августа 1890 года в штате Висконсин, США. После окончания учебы в США и художественных курсов в Вене, он работал над анимированием мультфильмов Макса и Дэйва Флейшеров с участием Бэтти Буп, которые достигли мировой популярности. В начале 30х годов он устроился в студию Уолта Диснея, где работал над серией "Silly Symphonies" ("Бесхитростные Симфонии"), а затем был одним из главных аниматоров "Белоснежки и семь гномов". После выхода "Белоснежки", Грим оставил студию Диснея и вновь перешел к Флейшерам, где санимировал их первый полнометражный мультфильм "Путешествие Гулливера" (1939). Позже Нэтвик устроился в студию Уолтера Ланца и сделал вместе со своим другом Шамусом Калхейном несколько рисованных лент с Вуди Вудпекером. В 50х он трудился на студии "UPA". В 60х-70х Грим работал на разных студиях, занимался мультипликационными сериалами. 16 августа 1990г. Грим Нэтвик отпраздновал 100-летний юбилей, но спустя 2 месяца скончался. 
 

Интервью с Гримом Нэтвиком в апреле 1988 года.

- Для начала хочу спросить у Вас насчет "Белоснежки"...

- "Белоснежка" стала главным анимационным достижением, даже по сегодняшним меркам. И конечно ни одна анимационная лента не имела такого долгого планирования. Ведь Уолт долго планировал  "Белоснежку", и только спустя 2-3 года он, наконец, её сделал. В то время в студии Уолта был самый большой штат аниматоров, который работал только на "Белоснежку". Настолько трудно было оживить героев, это не сравнимо ни с чем. Я думаю, тогда этот мультфильм стоял наравне с фильмом "Унесенные Ветром", ведь "Белоснежка" стала самой прибыльной картиной. Я прав?

- Да, самая прибыльная до "Унесенных Ветром". Меня интересует, как Вы пришли в мультипликацию, когда устроились в студию Диснея и как работали над "Белоснежкой"...

- Я начинал в 1930-м, стал работать на студии Флейшеров. Но в то время я был занят еще на 2х или на 3х студиях, в том числе на студии в Нью-Йорке, которая занималась выпуском мультфильмов с котом Феликсом. Там я познакомился с Биллом Ноланом. А кто был главой "Кот Феликса"?

- Отто Мессмер.

- Да, Отто Мессмер. Я работал над мультсериалом "Krazy Kat" с Биллом Ноланом. А в 1930-м стал рисовать Бэтти Буп до тех пор, пока Уолт Дисней не предложил мне работу в своей студии в Голливуде. Каждый из художников пробовал после меня рисовать Бэтти Буп, но ничего не выходило, так как этот персонаж отличался от того же Микки Мауса, Минни или Багса Банни. Белоснежка же была реальным, по-настоящему человеческим героем.

- Вы учились в Европе?

- Я учился там три года.

- Где?

- В Вене. Я хотел стать иллюстратором, так как в то время эта была самая настоящая "аристократическая" профессия. Иллюстраторы были самые высокооплачиваемые из всех художников. Мне довелось работать с одним из них в художественной студии в Чикаго. Его звали Дин Корнвелл. Я был "школьником" по сравнению с ним. Ведь он приехал из Кентукки и не был богатым, однако он был достаточно хорош, чтобы заработать неплохое проживание и прекрасное образование.

- И все же: как Вы попали к Диснею?

- В 1930-м я делал Бэтти Буп. Но до этого в начале 20х я работал на студии Уильяма Рандольфа Хеарста, но потом переехал в Нью-Йорк, так как там были сосредоточены всевозможные газетные издательства, которые могли бы публиковать художественные работы. Когда я работал у Флейшера, Рой Дисней от имени Уолта пригласил меня в Голливуд в студию Диснея, куда я устроился где-то в 1935-м. Главная причина, почему я был нужен Диснею, заключалась в том, что именно я мог хорошо изобразить женский персонаж, не говоря уже об анимировании.

- Вы были на Востоке США, когда получили приглашение от Роя Диснея?

- Да, работал у Флейшера.

- И именно тогда Рой Дисней сказал, что Уолт Дисней хочет Вас взять к себе...

- Верно. Однако тогда я имел так много предложений, что мог позволить себе работать на любой студии. И я устроился на студию Юба Айверкса (Ub Iwerks - давний компаньон Диснея - прим. авт.) в 1932-м году только потому, что тогда все полагали, что студия Айверкса - самая лучшая. Айверкс был творческим человеком, творческим художником, в отличие от Уолта, который был хорошим бизнесменом и неплохим художником. Но именно Айверкс, а не Дисней, создал Микки Мауса. Хотя, если говорить правду, то я выбрал студию Айверкса потому, что Айверкс предложил мне больше денег, чем Дисней! Я, вероятно, стал самым старым работником студии, так как у Айверкса большинство художников были молодыми.

- Вы говорили, что пришли к Диснею где-то в 1935-м году.

- Да, говорил. У Айверкса я работал около 2х лет. (В то время Грим Нэтвик жил в хорошем доме в Вествуде, и, как поведал его друг Шамус Калхейн, был хорошим поваром и винным знатоком. Вечерами в компании гостей Грим рассказывал истории о своей ранней жизни в Висконсине - прим. авт.)

- Когда Вы только пришли в студию, Вы стали работать с аниматором Хэмом Ласком (Hamilton Luske), который был один из создателей Белоснежки...

- Хэм Ласк, когда я пришел, работал над другим персонажем. Он был человеком с большой репутацией.Я знал Хэма очень хорошо, мы завтракали в студии каждый день все вместе. Хэм оживлял совсем других "девочек", знаменитых прежде всего. 

- Например, Софи Такер?

- Хэм Ласк санимировал её в "Кто убил петуха Робина" ("Who Killed Cock Robin?" /"Silly Symphony", 1935).

- Вы имеете в виду Мэй Вест (Mae West)?

- Мэй Вест. Хэм Ласк был единственным художником, в котором Уолт был уверен, что он сможет изобразить девочек. Кроме того, он и несколько других парней были блестящими художниками комических персонажей и большинство из них никогда не ушло работать в художественную школу. А начинали они с художниками, которые учились рисовать анимационный персонаж. Я же хотел быть иллюстратором. А работа иллюстратора предполагает изображение темы "мальчик/девочка", поэтому я мог хорошо нарисовать женский персонаж. 

- Когда Вы пришли к Диснею, то Вы работали с Хэмом Ласком над Белоснежкой?

- Нет, так как тогда работа над этой картиной еще не началась. Я пришел к Диснею за год, прежде чем началась работа над Белоснежкой. Юб Айверкс предложил мне тогда половину свой студии, лишь бы только я остался с ним! Однако, когда я узнал, что Дисней собрался делать какую-то особенную картину, то решил, что буду работать над первой особенной, и пришел к Уолту в 1935-м. До этого я хотел устроиться к Диснею только из-за того, что туда пришли 15 экс-Нью-Йоркских репортеров и художников, например Тэд Сирс (Ted Sears). Тэд Сирс стал одним из первых сценаристов студии Диснея. 

- Он показывал Вам свои художественные работы или сценарий к Белоснежке?

- Нет, я ничего не видел. Он даже не упоминал о Белоснежке. Он только лишь показывал мне студию и свою вымытую комнату для работы. (смеется) Я не думал, что тогда это было время, чтобы начать обсуждать с Уолтом заработок за "Белоснежку"! (смеется)

- Вы можете вспомнить, сколько тогда Вам платили?

- Мне платили 150 $ в неделю.

- Платил Уолт?

- Угу.

- Это много денег для того времени?

- О, да! Очень много. Но Айверкс платил мне 200 $!

- Понятно. Первое, что Вы можете вспомнить о "Белоснежке"...

- Было множество разных встреч, прежде чем мы приступили к анимированию. Тогда Уолт вызвал всех аниматоров. Я должен был сказать, кто кем будет работать. Некоторые были бывшими аниматорами короткометражек, а другие уже были режиссерами. Кроме аниматоров, были назначены и режиссеры. Всего получилось четыре режиссера для "Белоснежки", каждый отвечал за свою аниматорскую группу.

- По-моему, их было пять...

- Пять? Режиссеров было пять?

- Да. Билл Коттрелл, Бэн Шарпстин, Лэрри Мори, Уилл Джексон, Перс Пирс.

- Хорошо. Но я не помню - четыре или пять, не имеет значения...

- О чем шла речь на первой встрече с Уолтом?

- На самом деле было несколько встреч, прежде чем вызвали всех аниматоров. Но тогда нас попросили сдать свои рисунки, а также нарисовать что-нибудь новое, с любыми шутками и т.д. Я вспомнил историю из своей жизни в Висконсине и сделал множество эскизов.. черепахи. 

... продолжение следует (в след. части интервью: как Грэм Нэтвик анимировал Белоснежку, его друзья в работе над Белоснежкой, как Нэтвик покинул студию...)

 

 
Цикл "Годы и американская мультипликация": 1898-1911 гг.
Корни анимации в целом уходят в конец XIX века, когда люди всеми возможными способами пытались создать аппарат для оживления снятых кадров и последующей их проекции на экран. Во многом появлению анимации способствовали журналы комиксов с определенными персонажами. Ведь именно в комиксах художник создавал своего собственного рисованного героя и изображал его в различных позах и движениях. Годом рождения анимации считается 1888-й, когда француз Эмиль Рейно перенес кадры-рисунки на целлулоидную пленку размером 35 мм, которую, собственно говоря, и высветил на большой экран. 

Что же касается первых шагов американской анимации, то они оказались далеко не мелкими. В конце XIX века изобретатель Томас Эдисон (Thomas A. Edison), создавший фонограф, аккумуляторную батарею и много других немаловажных вещей, связанных с электричеством,  придумал кинетограф - прибор, которым он заснял процесс рисования эскизов карикатуристом и талантливым художником Джеймсом Стюартом Блэктоном (James Stuart Blackton). В 1898-м году Блэктон вместе с Альбертом Смитом снял первый в истории кукольный фильм "Цирк лилипутов" ("The Humptu Dumptu Circus"), в котором он применил деревянные игрушки и эффект иллюзии движения. 

В 1899-м году на свет появилась интересная лента Артура Мельбурна-Купера (Arthur Melbourne-Cooper) под названием "Спички: Призыв" ("Matches: An Appeal"), в котором действует прием одушевления спичек.

В дальнейшем анимация стала проявлять себя по-разному: или разбросанные буквы складывались в какую-либо надпись, или двигались неодушевленные предметы. В 1906-м году Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Смит на студии "Vitagraph" сняли серию маленьких анимационных фильмов под общим названием "Комические фазы смешных лиц". В 1907-м тот же Блэктон выпустил мультфильм "Светящиеся эскизы" ("Lighting Sketches"), в котором экспериментировал с движением и световыми эффектами. В том же году Артур Мельбурн-Купер на студии Томаса Эдисона и Эдвина Портера (Edwin Stanton Porter) снял коротенький анимационный эпизод с участием плюшевых медведей "Taddy Bear", а художник-карикатурист Уолтер Бус (Walter R. Booth) на студии продюсера Чарльза Урбана "Urban Trading Company" начал серию миниатюрных анимаций, первой из которых стала "Мультфильмы-комедии" ("Comedy Cartoons", 1907). Все последующие коротенькие ленты Буса также носили комедийный характер. 

И если некоторые художники стали применять рисунки для одушевления персонажей, то Артур Мельбурн-Купер продолжал использовать игрушки для придуманных движений, что и отразилось в фильме "Сны игрушечной страны" ("Dreams of Toyland"), в котором каждой игрушке было дано имя. Игрушечная тема продолжилась в другой картине "Toymaker's Dream", выпущенной в 1910-м году. 

В 1908-м году Уоллес МакКатчион (Wallace McCutcheon) снял фильм "Кошмар скульптора", в котором также, как и Мельбурн-Купер, применил неодушевленные предметы. Тоже самое он применял и в других своих лентах. Позже МакКатчион отошел от искусства анимации, женился на актрисе Пеарл Уайт, с которой прожил два года. Он покончил жизнь самоубийством в 1928-м.

Новаторские идеи в раннюю американскую анимацию внес одаренный художник Чарльз Армстронг (Charles Armstrong), ставший производить мультфильмы, в которых главная роль отводилась вырезанным из бумаги силуэтам людей и животных. Бумажные фигурки людей можно встретить в мультфильме Армстронга "Ta-ta! Come Again" (1911). 

Все достижения аниматорского искусства того времени смог соединить в своих великолепных рисованных лентах выдающийся художник-карикатурист, автор многочисленных комикс-журналов и просто талантливый человек - Уинсор МакКей (Winsor McCay). Ведь именно он совершил настоящую революцию тогдашней американской анимации. Набравшись достаточного художественного опыта при работе с комиксами, в 1907-м году он решил поставить свой первый рисованный фильм под названием "Маленький Нимо" ("Little Nemo", 1911), в котором созданные им раннее комикс-персонажи эффектно двигались и кричали, естественно, ничто иное как "мы двигаемся!". Для своей дебютной картины МакКей прилично потрудился: он создал более 4000 тысяч рисунков, над которыми работал более 4 лет, а кроме того от руки раскрасил все кадры, что выглядит для тех лет весьма впечатляюще. Мультфильм был принят с большим успехом, однако МакКей не остановился на достигнутом и создал еще два ярчайших анимационных фильма прошлого столетия, но это уже тема для следующего периода. Недавно в США была выпущена видеокассета-ретроспектива с шедеврами Уинсора МакКея. На мой взгляд, МакКей своими фильмами тогда сделал для развития анимации гораздо больше, чем Уолт Дисней и братья Флейшеры вместе взятые в дальнейшем. Сам же Уинсор говорил: "Я являюсь автором первых рисованных оживленных лент", и во многом это действительно так.

Лучшие работы Уинсора МакКея недавно были переизданы и вышли на видеокассете и DVD. Сегодня эта видеокассета продается и в России.

(C) DoGNik

* в следующей части цикла "Годы и американская мультипликация" описание периода 1912-1917

Статья: "Антивоенные мультфильмы"
Вторая Мировая война длилась ровно 6 лет - с 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945, и этого вполне хватило для того, чтобы американские мультипликаторы навыпускали огромное количество антивоенных мультфильмов, в которых были едко изображены, и разумеется, высмеяны нацистские лидеры и, конечно, сам вождь Третьего рейха. Лучшими "антигитлеровскими" режиссерами по праву стали Текс Эйвери, Роберт Клампетт и Фриц Фрилинг. Именно они в своих сатирических рисованных лентах смогли мастерски и оригинально, с присущим садизмом, максимально унизить и опозорить фашистскую Германию и её руководителя.

Когда началась война, ни одна из мультстудий не сняла антивоенного мультфильма. Может, из-за того, что не разобрались вообще в том, что происходит; то ли из-за того, что плохо знали Гитлера... Хотя в 1940-м году появилась скромная документальная анимация под названием "Занятый день Адольфа" ("Adolf's Busy Day", 1940), ничего интересного она не внесла в историю анимации. Однако, когда в конце 1941 года американцы наконец-то вступили в войну после знаменитой бомбардировки военно-морской базы Перл-Харбор, количество анимационных картин с карикатурой на Гитлера и его окружение стало расти как грибы после дождя. 

Все существующие на тот момент мультотделы стали своими лентами вести антивоенную пропаганду. Аниматоры, вооружившись карандашами и кисточками, принялись срисовывать главного врага всего мира: у одних выходило лучше, у других чуть похуже, однако же злая и мерзкая рожа получалась у всех одинаково и вполне убедительно. Но находились и такие смельчаки, которые не рисовали Гитлера каков он есть, а изображали в виде какого-нибудь самого "нечеловеческого" животного, например, свиньи, как это сделал мультипликатор Пол Терри в мультфильме "The Last Round-Up" (1943). Гитлер там свинья, а Муссолини обезьяна. А Текс Эйвери в своем суперизвестном рисованном фильме "Блитц Вольф" ("The Blitz Wolf", 1942) ухитрился изобразить фюрера в виде Волка, да к тому же наградил Адольфа-волчонка кличкой "вонючка". С вонючкой профессионально расправляются трое героических поросят и отправляют беднягу в ад, где Адольф искренне удивляется: "Где я? Неужели я попал...", на что ему в ответ несколько десятков чертиков гордо заявляют: "Вполне возможно!".

Но не только сказочным трем поросятам пришлось разбираться с Гитлером, но и самому известному рисованному утенку Уолта Диснея - Дональду Даку в великолепной картине, которая мгновенно стала классикой, - "Лицо фюрера" ("Der Fuehrer's Face", 1943). В этом мультфильме Дональду снится страшный сон, в котором он будто бы оказался в нацистской Германии, где над ним всячески издевались и даже заставили работать, переодев его в нацисткую униформу! В конце ленты Дак просыпается и с облегчением вздыхает: слава Богу, это был сон! "Лицо фюрера" получил премию "Оскар"-1943.

Не прошли стороной злодеяния Гитлера и Уильяма Ханну с Дж. Барберой. В мультфильме с Томом и Джерри "Одинокая мышь" ("The Lonesome Mouse", 1943), где хозяйка выгоняет Тома из дома за разбитую вазу, а Джерри пытается вернуть своего кошачьего друга домой, они сделали скрытую пародию на фюрера. Когда Джерри подходит к постели-корзине, на которой нарисован Том, он подрисовывает к морде Тома черную "кисточку" (гитлеровские усы) и затем с ненавистью плюет в "переделанного" Тома, а уже потом с восторгом рвет постель своего приятеля и кричит "Уа, уау!". В 1943-м Ханна и Барбера на "MGM" сняли антивоенный мультфильм "Псы на войне" ("War Dogs", 1943), в котором псы-военные отправились защищать  страну от нашествия врагов. В том же 1943-м году режиссер Джордж Гордон на "MGM" выпустил картину "Каникулы аиста" ("The Stork's Holiday"), где аист должен был доставить ребенка из нацистской Германии.

По-настоящему военные мультфильмы пропагандистского характера смогла выпустить анимационная студия кинокомпании "Warner Bros.". В 1943-м Чак Джонс и Фриц Фрилинг создали новый персонаж - Рядового Снафу (Private Snafu), который в своих лентах воевал и, естественно, был против фашистов. Но когда Снафу не смог удовлетворить нуждам антивоенной пропаганды, был создан еще один герой - Мистер Хук (Mister Hook). Его миссия в рисованных лентах была такая же, как и у Снафу: шутить, воевать и гнать врага. 

В 1943-44 годах "Warner Bros." сняла несколько мультфильмов с Даффи Даком, которые также носили антивоенный характер. В 1944-м Роберт Клампетт создал мультфильм "Русская Рапсодия" ("Russian Rhapsody"), в котором русские гремлины из Кремля под песенку "Эх, ухнем" разрушают самолет фюрера, летящего бомбить Москву и Сталина. В 1945-м году тот же Роберт Клампетт выпустил ленту с Багсом Банни  под названием "Герр встречает кролика" ("Herr Meets Hare"), в котором были спародированы Гитлер и рейхсмаршал авиации Германии Германн Геринг. Спустя несколько месяцев после премьеры этого мультфильма, Геринг покончил жизнь самоубийством, не выдержав ожидания смертного приговора, который был вынесен ему Нюрнберским трибуналом за военные преступления.

После окончания Второй Мировой, естественно, число антивоенных мультфильмов начало падать, пародии на Гитлера закончились... Антивоенные анимационные ленты саркастически запечатлели все то, что переживал тогда весь мир, мечтая поскорее разбомбить нацистов и его предводителя. Несмотря на мрачную тематику, эти мультфильмы являются яркой страницей в истории анимации и их по-прежнему с интересом смотрят все те, кому интересны события тех лет.

(С) DoGNik



Статья: "Студии "Ханна-Барбера" исполняется 45 лет"

Ровно 45 лет минуло с тех пор, как два мультипликатора Уильям Ханна и Джозеф Барбера основали свою собственную студию, которая смогла выпустить огромное количество анимационных фильмов и сериалов для телевидения. Множество любимейших мультперсонажей всего мира принадлежат "Ханне-Барбере". Давайте вспомним, как Уильям и Джозеф пришли в искусство мультипликации и как основали свою великую мультипликационную державу.

Билл Ханна родился 14 июля 1910 года в городе Мерлоуз, штат Нью-Мексико. Его отец был выходцем из Ирландии, а мать американка. Билл был третьим из семи детей в семье и был единственным сыном. Все семейство было вынуждено без конца скитаться по штатам, так как отец Билла был строителем и работал в разных местах (штаты Орегон, Юта и Калифорния). Билл быстро нашел общий язык со своим папой, который ласково называл его "братом", так как его окружали только жена да дочери. 

В 1919-м году Билл вступил в ассоциацию бойскаутов (почти тоже самое, что наш пионерлагерь) в Лос-Анжелесе, тогда же он пристрастился к музыке и рисованию, стал писать стихи и играть на различных инструментах. Когда Билл учился в школе, он частенько захаживал в кинотеатры, где смотрел мультфильмы с участием кота Феликса. Уже тогда его привлекло искусство мультипликации, но он не придал этому особого значения. После окончания школы в Комптоне (Калифорния) в 1928-м году, Билл Ханна поступил в колледж на факультет журналистики. Но он проучился там всего лишь год, так как в 1929-м году, когда началась Великая депрессия, покинул журналистику и отправился на поиски работы, дабы заработать себе хоть сколько-нибудь на жизнь.

В 1929-м году вместе со своим отцом Билл участвовал в строительстве нового кинотеатра в Голливуде. В течение почти полугода он выполнял "черную работу", таскал стройматериал и тяжелое оборудование. Он был счастлив, когда, наконец, распрощался со строительством, а потом устроился на бензоколонку и стал мыть автомобили. 

При помощи знакомого своей сестры, в 1930-м Ханне удалось попасть в мультипликационный отдел киностудии "Warner Bros.", где Леон Шлезингер, Хью Харман и Рудольф Айзинг замышляли снять новую анимационную серию под названием "Looney Tunes". Когда работа над первыми рисованными фильмами началась, в обязанности Билла входило только решение всевозможных организаторских "задач", однако спустя несколько месяцев он стал заниматься чисткой целлулоидных листов. Наравне с этим, он частенько подкидывал Айзингу и Харману свои коротенькие сценарии для мультфильмов. Через год после начала работы на "WB", Билл основательно подружился с этими двумя шефами и даже был назначен главой отдела рисования. Ханна также писал музыку и тексты песен к "Looney Tunes", а также рассчитывал музыку с анимацией, в чем ему помогло музыкальное образование, отличное знание математики и прекрасное чувство юмора. 

Билл Ханна говорил, что его дни с Хью Харманом и Руди Айзингом были самыми счастливыми на свете. В студии царила домашняя атмосфера, которая благоприятно сказывалась на развитии творческих идей, которыми Билл располагал как никогда. Единственная неприятность, которая постигла Ханну, случилась тогда, когда Билл, недовольный заработком у Хармана с Айзингом, решил пойти работать у Диснея. Однако Уолт посоветовал Биллу всего лишь поговорить с Руди насчет денег и все будет нормально. И действительно, после разговора Билл тут же получил прибавление к зарплате.

Когда в 1933-м году Харман и Айзинг покинули "WB", то многие из сотрудников, включая Фрица Фрилинга, остались со Леоном Шлезингером, чтобы продолжать делать "Веселые Мелодии" и "Looney Tunes". Однако Билл Ханна, надеясь на Руди и Хью, решил уйти вместе с ними. В течение трех месяцев, когда Харман и Айзинг вели переговоры с различными студиями в поисках пристанища, Билл рисовал рекламные плакаты и рисунки. Надежды Билла на Хармана и Айзинга оправдались - уже летом 1934 года был подписан контракт со студией "MGM" и основана там мультипликационная студия. Руди и Хью вновь возглавили режиссерские посты, набрали аниматорскую группу и приступили к созданию музыкального анимационного сериала "Радостные гармонии" ("Happy Harmonies"), для которого Билл со своим музыкальным талантом понадобился как никогда.

В 1936-м году Билл Ханна был вознагражден Хью Харманом и Рудольфом Айзингом за хорошую работу в их коллективе. Его назначали режиссером мультфильма "К весне" ("To Spring"), красивой музыкально-анимационной сказки, в которой при каждом наступлении весны эльфы красят все деревья и траву в зеленый цвет, однако им препятсвует владыка зимы, который делает все, чтобы долгожданная весна не наступила. Билл прекрасно справился с возложенными на него задачами, в том числе и анимационного характера. В те же успешные годы Билл познакомился со своей будущей женой, сестрой подруги одного техработника анимационного отдела "MGM".

Джо Барбера  родился 24 марта 1911 года в Нью-Йорке в семье итальянских иммигрантов. Позже Джо и его родители перехали в Бруклин. Джо Барберу и его двоих братьев воспитывала его бабушка по материнской линии, жившая в Сицилии. В восьмилетнем возрасте Джо научился рисовать и пошел учиться в церковную школу. Вскоре Барбера перешел в обычную среднюю школу, где он по-настоящему применил свои "художественные" способности, став редактором школьной газеты. 

После окончания школы, Джо работал портным, а также занимался боксом. Барбера так искусно колотил по груше, что личный тренер пророчил ему карьеру боксера. Когда началась Великая Депрессия, Джо осел в компании Ирвинга Труста, которая располагалась на Манхэттенской Уолл-Стрит. Там Барбера обучался изобразительному искусству и другим не менее важным наукам, в том числе и точным. Джо изнывал в этой компании, ведь у него "страдала" математика. "6 жутких лет в компании, вот что это было", - вспоминал Джо. 

На Восточном Побережье США Джо работал помощником налоговщика, и продолжал трудиться у Ирвинга Труста. Однако куда приятней для него было занятие рисованием. Свои первые рисунки он пытался засунуть в издательства различных журналов, однако далеко не все их публиковали. Но через некоторое время он продал свои рисунки одному предпринимателю за 25 долларов и для себя он точно решил, что будет заниматься только рисованием, чем помогать людям, связанным с налогами и прочими банковскими делами. Осенью 1929 года в кинотеатре он увидел первую "Бесхитростную Симфонию" Уолта Диснея под названием "Пляска Скелетов" ("The Skeleton Dance") и был буквально околдован этим мультфильмом, ничего подобного раньше он не видел. Эта "Пляска..." еще больше вдохновила его, и он окончательно понял, что будет мультипликатором. Восторженный, Джо написал письмо Уолту Диснею с надеждой, что творец нового анимационного шедевра возьмет его на работу к себе в студию. Дисней пообещал, что когда он будет проездом в Нью-Йорке, он встретится с Барберой. Но Уолт так и не приехал, встреча не состоялась. Позже Барбера вспоминал: "А хорошо, что тогда я не встретился с Диснеем. Ведь я бы мог устроиться к нему в студию, и уж точно тогда не было бы ни Тома и Джерри, ни Флинтстоунов...".

И вот Джо с головой погрузился в учебу. Он учился профессионально рисовать, штудировал умные книжки, посещал дополнительные занятия сначала в студенческой Художественной Лиге, а потом в Институте "Пратт" в Бруклине. Когда учеба в вузе подходила к концу, он сказал своему преподавателю Пратту, что чрезвычайно заинтересован мультипликацией и хочет устроиться на работу по специальности. Пратт, согласившись, отправляет Джо в студию Флейшеров, где уже осваивался бывший студент Уилард Бовски (Willard Bowsky). 

Первой работой Джо у Флейшеров стала раскраска целлулоидов. Барбера позднее вспоминал, что это была настолько скучная работенка, ведь цветов-то тогда было всего два - черный и белый. Вот и красил Джо эти целлулоиды в однообразные и надоедливые два цвета. Через несколько лет он понял, что это занятие абсолютно бесперспективное, и хотя Дэйв Флейшер умудрялся давать ему по доллару за удачную шутку, он ушел со студии и потерял свою дополнительную работу в банке, таким образом, на несколько месяцев став безработным. Но вот удача повернулась к нему лицом - встретившись со своим давним школьным приятелем, Джо удалось попасть в анимационную студию безнесмена Вана Беурена (Van Beuren). Ван-Беуренский "цех" мультфильмов располагался недалеко от Флейшеровского, поэтому Джо не пришлось никуда переезжать. 

Приятель посоветовал Джо, чтобы он, придя на студию, заявил :"Я уже был аниматором!". Не сказать же Беурену о раскраске целлулоидов... С горем пополам Барбера был назначен художником-фазовщиком. Его старшим аниматором был Карло Винчи (Carlo Vinci). Винчи заметил, что Джо понятия не имеет, как и что вообще делается в этой студии, поэтому быстренько проинструктировал его насчет аниматорской работы и прочих технических дел. Освоившись, Джо стал более-менее продуктивно работать, а уже через несколько месяцев был назначен помощником аниматора.  Должность была неплохая, однако Джо тянуло в отдел сценария, в котором он бы мог придумать массу шуток для новых короткометражек.

Через энное количество лет, студия Вана Беурена начала "разваливаться". Джо предчувствовал, что студия была обречена. У Вана Беурена просто не хватало сил, чтобы поддерживать свою аниматорскую команду в надлежащем виде, и чтобы делать её успешной и более качественной. Персонажи мультфильмов Беурена были малопривлекательными. Последней каплей стало создание Коровы Молли, но и она не принесла команде известности и финансовых средств. Ван Беурен был вынужден закрыть свою студию в 1936-м году, спустя шесть месяцев после того, дистрибьютор его студии "RKO - Radio Pictures Inc." подписал контракт с Уолтом Диснеем, посчитав мультфильмы Беурена неприбыльными. Весь штат сотрудников студии, потерпевшей фиаско, был благополучно распущен. 

После краха Ван-Беуренской студии, Джо Барбера решил отправиться в Калифорнию, устраиваться на работу к Диснею. Но повременил с этим, и сначала заехал в студию мультипликатора Пола Терри "TerryToons", так как располагалась она в Нью-Рошилле, недалеко от Нью-Йорка. Терри тут же нанял Джо на работу, так как был страшно разозлен на Диснея, ведь многие из сотрудников "TerryToons" "перебежали" к нему в компанию. 

В студии Пола Терри творилось меньше хаоса и анархии, чем у Вана Беурена, Терри делал самые дешевые мультипликации, лишь бы только штат не растерять. Джо трудился у Терри в качестве сценариста. Вместе с Барберой сценаристами "служили" Джек Зандер (Jack Zander) и Дэн Гордон (Dan Gordon), которые стали хорошими друзьями Барберы на долгие годы. Так, Джек Зандер работал над "Томом и Джерри" в 1940-1943 аниматором, а Дэн Гордон, брат аниматора Джорджа Гордона,  в 60х на студии "Ханна-Барбера" сценаристом.

Решающая встреча Уильяма Ханны и Джозефа Барберы произошла летним деньком 1937 года в анимационом отделе киностудии "MGM". Тогда Джо уже уволился с "TerryToons" и все никак не мог найти себе новую привлекательную должность. В тот год на "MGM" творилась полная неразбериха: от мультфильмов совершенно не было прибыли, рабочих рук не хватало и руководство кинокомпании решило пополнять штат своего мультотдела, лишь бы хоть как-то повысить кассу рисованных лент. Так как Харман и Айзинг были и режиссерами, и продюсерами, ясно, что для них эти две должности были тяжелым бременем. Продюсером анимационного отдела был назначен Фред Куимби, бывший завотделом короткометражных фильмов. Куимби, не раздумывая, "выкрал" у Пола Терри несколько талантливых людей, в том числе Джека Зандера и сценариста Тэда Сирса, ну и, конечно, Джо Барберу. Хотя последний из вышеназванных пришел в отдел сам. Джо был назначен сценаристом анимационных фильмов, заработок ему был предложен почти 90 долларов. 

Несмотря на пополнение штата, "MGM"овская мультипликация продолжала загибаться. Новая серия анимационных лент "Капитан и дети" ("The Captain and the Kids"), созданная по немецким комиксам "Katzejammer Kids", с треском провалилась, несмотря на то, что мультфильмы режиссировали Билл Ханна и пришедший на помощь Фриц Фрилинг, который через год своего пребывания на "MGM"-овской студии, вернулся на "Warner Bros.", разочаровавшись в "Капитане и детях". Пришедший в студию "газетный" художник Милт Гросс (Milt Gross) не исправил положения, а Рудольф Айзинг не мог пополнить кассу мультотдела от своих красивых мультфильмов. Тогда Джо Барбера, посоветовавшись с Биллом, подсказал Фреду Куимби, что успеха у студии не будет никогда, пока не появятся двое персонажей, которые бы были противоположны друг другу по характеру и по внешности и постоянно бы между собой соперничали, подобно коту и мыши. "А что, кот и мышь - неплохая идея", - подумал Куимби. 

Основав мультсериал "Том и Джерри", Билл Ханна и Джо Барбера сколотили себе состояние, славу, популярность и любовь зрителей. Приключения кота и мыши принесли "MGM"-овской студии аж 12 номинаций на "Оскара", семь из которых оказались выигрышными. В 1940-м году мультотдел "MGM" был на грани закрытия, однако выпустив в свет первую рисованную комедию "Puss Gets the Boot", Билл и Джо доказали, что, собственно, рано "MGM"-овским боссам прикрывать анимацию, все у нее еще впереди. Мультотдел продержался еще 18 лет.

После закрытия анимационного отдела в начале 1958 года в связи с тем, что руководство кинокомпании посчитало анимационные короткометражки малоприбыльными, более 110 сотрудников мультотдела были уволены, в том числе Билл и Джо. Естественно, что большинство безработных пошли искать пристанища в другие кинокомпании, однако Ханна и Барбера, будучи продюсерами, посчитали, что им под силу организовать собственную компанию. Подписав контракт с "Columbia Pictures", они создали анимационную студию с простеньким названием "Ханна-Барбера", при этом не надеявшись, что она просуществует сколько-нибудь лет. Ведь тогда на кинорынке было высочайшая конкуренция! Постепенно штат сотрудников студии начал пополняться. В результате к концу 1958 Ханна и Барбера имели высокопрофессиональный коллектив, готовый к предстоящей работе.

Первым мультсериалом Ханны и Барберы считается "Шоу Рафа и Редди" ("Raff and Reddy Show"), выпущенным для телевидения. Но первый успех студии принесли приключения мышат Пикси и Дикси и пса Хаклберри Хаунда. Настоящий фурор на телевидении проивело появление таких знаменитых мультсериалов как "Флинтстоуны" (1960), "Top Cat" (1961), "Джетсоны" (1962), "Джонни Квест" (1964). Впринципе, эти анимационные серии были дешевыми, анимация особо не привлекательна, однако сценарий просто превосходный. Storyboard-артистам Ханна-Барберовской студии удалось сочинить просто массу уморительных историй, которые были воплощены в рисованных лентах. Среди самых известных сценаристов - Тони Бенедикт - работал над "Джетсонами"; Кэл Ховард придумывал приключения Флинтстоунов.

Пышно отпраздновав десятилетие студии, Ханна и Барбера приступили к созданию новых анимационных приключений - "Скуби-Ду, где ты?" (1969), "Джози и котики" (1970), "Powerpuff Girls" (1973) - все эти и другие мультсериалы пользовались неслыханной популярностью. "Ханна и Барбера" стала настоящей фабрикой мультфильмов. В студии работало более 200 человек, на каждого из которых были возложены определенные задачи.

В середине 1980-х производительность студии стала падать из-за высокой конкуренции других компаний, ставших производить анимационные товары для телевидения. Сняв мультсериалы "The Smurfs" (1981) и новые приключения "Супердрузей" ("SuperFriends"), студия прекратила свое существование в начале 90х. Джо Барбера и Билл Ханна срежиссировали свои последние полнометражные мультфильмы с участием "звездных" Джетсонов и Флинтстоунов. Основатели легендарной студии устроились в анимационную студию кинокомпании "Warner Bros.", где продолжили свою продюсерскую деятельность. 

Ныне мультфильмы Ханны-Барберы по-прежнему очень популярны. Некоторые мультсериалы были экранизированы. Издано множество компьютерных игр с персонажами, созданными студией. Радует и то, что один из основателей студии - Джо Барбера - до сих пор занимается продюсированием, несмотря на возраст. Теперь Барберу можно смело назвать живой легендой мультипликации, ведь он стал свидетелем тех анимационных событий, о которых теперь, кроме него, вспомнят разве что только Кэл Далтон (Cal Dalton), аниматор WB, в декабре празднующий 95-летие, и давний друг Джо Барберы Джек Зандер, которому в августе этого года также исполнилось 95 лет. И если Джо всю свою жизнь посвятил непосредственной работе с мультипликацией, то Джек с конца 50х читал лекции по анимированию в киношных университетах и был хорошим преподавателем. 

Пока жив основатель, будет жива и студия, хоть теперь она и не производит анимационную продукцию, но радует нас прошлыми мультсериалами.

(c) DoGNik
 



Новости: "Микки Маусу - 75"

75 лет исполняется в этом году знаменитому герою диснеевских мультфильмов - Микки Маусу. Недавно с Микки были связаны не очень приятные события - нашли статую в возрасте более 300 лет, которая точь-в-точь похожа на мышонка! Но как бы то ни было, Микки появился на свет в мае 1928 года в своем первом мультфильме "Сумасшедший аэроплан", аниматором которого стал Юб Айверкс (Ub Iwerks). Именно Юб является "отцом" этого рисованного героя. Внешность Микки, конечно, получилась не очень привлекательная: мышонок человеческого размера был весь черным, глаза были в форме "дисков"... Впоследствии дизайн Микки претерпел серьезные изменения, в частности, были переделаны глаза. 

В том же 1928-м году Микки появился в мультфильме "Пароходик Вилли", которому было суждено стать первым звуковым мультфильмом мира. Пароход свистел, Микки пищал и кричал вместе со своей подружкой Минни голосом Уолта Диснея. Начиная с "Пароходика Вилли", Уолт озвучил более 100 мультфильмов с Микки Маусом, но, когда в начале 1940х Дисней был слишком занят, чтобы продолжать озвучку, "голосом" Микки стал Джимми МакДональд, позднее отвечавший за звуковые эффекты в мультфильмах дисневской студии.

В 30х годах Микки находился на пике своей популярности. Вышли такие ленты как "Blue Rhythm", где Микки с Минни поют разнообразные песни; "The Band Concert" (1935), в котором Микки играет роль дирижера оркестра; "On Ice" ("На льду", 1935), где действие разворачивается на катке. В легендарном мультфильме "Чистильщики часов" ("Clock Cleaners", 1937) Микки Маус, во главе с Дональдом Даком и Гуфи занимается чисткой башенных часов. Практически во всех своих лентах Микки был "серьезным" персонажем, он особо не смешил зрителей. Зато на пару с Дональдом или Гуфи Микки блистал только так. Троица Микки Маус, Дональд Дак и Гуфи в ленте "Одинокие привидения" ("The Lonesome Ghosts") мастерски выгоняют ничего не боящихся призраков из нежилого дома. 

Микки Маус, с переработанной внешностью,  участвовал также в "Фантазии", полнометражном мультфильме Уолта. 

В 40е годы Микки появлялся в мультфильмах в основном в компании своих рисованных друзей, но были и сольные картины, например, "Маленький смерч" ("The Little Whirlwind", 1941), где Микки, убирая двор своей подружки Минни, сталкивается с маленьким смерчем, от которого отчаянно пытается избавиться. Маленький смерч, дабы отомстить коварному мышонку, взывает на помощь своего "папашу" - Большого смерча, который раскурочивает двор Минни и подбрасывает Микки в воздух. В 1947-м году Микки Маус появился в 30-минутной анимационной картине "Mickey and the Beanstalk" ("Микки и волшебный боб"), после которой начался спад в производстве мультфильмов с участием Микки.

В 1990-м был снят мультфильм "Принц и нищий" ("The Prince and the Pauper"), в котором вновь появился Микки вместе с Гуфи и Дональдом Даком. 

Всего Микки Мауса можно увидеть в 132-х анимационных фильмах, что, согласитесь, достаточно много для одного персонажа. Но среди всех рисованных героев Диснея он выделяется прежде всего тем, что появлялся в новаторских лентах и тем, что его озвучил сам Уолт Дисней, на студии которого Микки и "родился".

(c) DoGNik
 
 

Опрос
 Итоги прошлого опроса "Как Вы относитесь к экранизациям мультфильмов или мультсериалов? ("Человек-Паук", "Скуби-Ду")". Всего проголосовало 16 человек
*Конечно, хорошо. В чем вопрос? - 0 человек
*Неплохо. Есть мультфильмы, достойные экранизации... - 2 человека
*Не очень. Скучно смотреть... - 1 человек
*Плохо. Есть фильм, а есть мультфильм. И между ними нет связи... - 7 человек
*Очень плохо!!! - 6 человек

НОВЫЙ ОПРОС. Тема нового сегодняшнего опроса звучит так: 
Считаете ли Вы американские мультфильмы (Том и Джерри, Дональд Дак и т.д.) садистскими?

*Да!
* Нет!
Понятия не имею...

{ Чтобы проголосовать: нажмите на вышепредложенный вариант (тот, который Вы считаете нужным) и просто-напросто по указанному адресу с указанной темой отправьте пустое письмо. Результаты голосования Вы сможете посмотреть в следующем номере. Спасибо за Ваш голос! }
 

 На сегодня всё.

Уважаемые подписчики! Свои и вопросы и пожелания вы можете направлять мне на мой электронный адрес - dgn@online.sinor.ru. Всегда буду рад любым вашим письмам.
Если вы хотите прочитать предыдущие выпуски рассылки, заходите в архив рассылки на Subscribe.Ru

До встречи со мной и с американской мультипликационной классикой!

Ведущий и автор рассылки - DoGNik

(с) 2002-2003, бесплатная рассылка "Всё об американских мультфильмах", выходящая на Subscribe.Ru с 04.04.2002г. Внимание! Перепечатка/копирование материалов рассылки допускается только с письменного разрешения автора. Автор всех присутствующих материалов в рассылке -  DoGNik. Соавтор рассылки Максим Рудник. Сотрудничество с автором приветствуется.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное