Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Восьмой выпуск - Сценарист.РУ


Сценарист.ру
       
 
О КОНКУРСЕ СЦЕНАРИЕВ

Главная задача конкурса сценариев - помочь начинающим авторам найти собственные ошибки, довести свой уровень до профессионального, найти единомышленников, а так же предоставить возможность киностудиям, компаниям, кинопродюсерам и режиссёрам найти новых талантливых авторов.

Прямое продвижение сценариев в производство, а так же материальное вознаграждение авторов на данном ресурсе на сегодняшний день не планируется. Несмотря на это, наш опыт показывает, что благодаря именно такому Интернет-ресурсу авторы достаточно часто находят покупателей на свои произведения, а заинтересованные лица - своих авторов. И мы делаем всё возможное, для удобства и быстроты получения необходимой информации друг о друге.



 

   
 
       
 
НОВОСТИ

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ
Подведены итоги голосования. В Постоянный фонд переведены лучшие сценарии:
- "СТРЕЛЯЙ, СЛЕПАЯ ЛЕНОЧКА!"
- "ТАЁЖНЫЙ ПРИЗРАК ЗОЛОТЫХ КАМНЕЙ"
- "ПОСЛЕДНИЙ УКОЛ"
Благодарим за участие в конкурсе авторов, чьи работы не набрали проходной балл и покинули конкурс.


 

БИБЛИОТЕКА СЦЕНАРИСТА

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ ИЛИ "А ОНО ВАМ НАДО?"
Кирилл Юдин
(о том, что именно вам стоит защищать и как это сделать не сильно напрягаясь)

Очень часто начинающий автор задаётся вопросом, как сохранить свои авторские права. Хочу поделиться своими соображениями по этому поводу. Возможно многие вопросы у начинающих авторов, связанные с опасением, что их творения... >>>


 

КИНОВЕДЕНИЕ

ОТМЕННО ДЛИННЫЙ, ДЛИННЫЙ ФИЛЬМ. ВТОРАЯ СЕРИЯ
Александр Липков
Многосерийный фильм возник и утвердился на телеэкране TV прежде всего как фильм детективный. Видимо, в этом была своя логика и неизбежность. Инерцию зрительского восприятия, привыкшего к рамкам, выработанным кино, легче всего было взорвать там, где ее сопротивление слабее всего. Закрученная интрига,... >>>


 

ЛУЧШИЕ СЦЕНАРИИ

ТАЁЖНЫЙ ПРИЗРАК ЗОЛОТЫХ КАМНЕЙ
Есения Романова
приключение
История исчезнувших в тайге геологов в середине 60-х годов прошлого века получившая продолжение в наши дни. >>>


 

НОВЫЕ ПОЛНОМЕТРАЖКИ

БЛЮЗ РЫЖЕГО ТАРАКАНА
Валерий Любимов
трагикомедия
Иногда Судьба может дать человеку еще один шанс, но вправе ли он им воспользоваться? >>>

ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА ИНОСТРАНЦА
Марина Монина
комедия
История о веселых приключениях двух подруг, желающих выйти замуж за иностранного дядю, но нашедших свою любовь в РФ >>>

КАРАМЕЛЬ
Денис Казанцев
комедия
История об ограблении и о том как “правильно” делить награбленное состояние.
Доработанная версия. >>>

НЕПОКОРЕННЫЕ
Денис Шевченко
драма, боевик
История о захвате заложников, храбрости и трусости, верности и предательстве. Однажды струсить может каждый, лишь мертвые сраму не имут >>>

ОНА НАС НЕ НАШЛА
Денис Катин
военный фильм, драма
>>>

ПЛАТЬЕ
Эдуард Сашко
мелодрама
>>>



 

НОВЫЕ КОРОТКОМЕТРАЖКИ

РАЙ. ВХОД СВОБОДНЫЙ
Евгений Кустов
комедия
Последний монастырский анекдот >>>


 

   
 
       
 
ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ ИЛИ "А ОНО ВАМ НАДО?"

Кирилл Юдин

(о том, что именно вам стоит защищать и как это сделать не сильно напрягаясь)

Очень часто начинающий автор задаётся вопросом, как сохранить свои авторские права. Хочу поделиться своими соображениями по этому поводу. Возможно многие вопросы у начинающих авторов, связанные с опасением, что их творения будут кем-то украдены, отпадут сами по себе.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Итак, предлагаю рассмотреть некоторые заблуждения.

Часто авторы просто не понимают саму суть регистрации авторского права на конкретное произведение. Они полагают, что пока сценарий не зарегистрирован, у автора нет на него никаких прав. На самом деле авторские права возникают с того самого момента, когда мысль обретает какую-то форму, которую можно передать другим людям. Иными словами, даже если вы просто рассказали свою историю знакомым, и они могут этот факт подтвердить – авторские права уже возникли, и охраняются законом(!).

Вдаваться в юридические тонкости видов авторских прав сейчас не будем – это очень долгий разговор. Лучше разберём конкретные варианты решения самых распространённых вопросов.

Теперь, когда мы знаем, что любое созданное нами произведение (даже нигде не зарегистрированное, даже не записанное на какой-либо носитель) уже охраняется авторским правом, нам надо определиться, как лучше защитить эти самые права, и ЧТО ИМЕННО мы хотим защитить.

Постараюсь избегать малопонятной (порой и мне самому) юридической терминологии и изложить саму суть самым доступным языком.

Первое – имя, которое вы, как автор произведения, хотите закрепить за данной работой. Это может быть псевдоним или реальное ваше имя. Запомните: имя (точнее авторство) – это то, что вы никогда не сможете передать никому на свете, ни под каким предлогом. Вы можете лишь решать под каким именем или псевдонимом будет опубликовано произведение. Единственное обстоятельство, которое может "стереть" ваше авторство – доказательство, что вы не являетесь автором конкретного произведения и никогда им не были.

Казалось бы, совершенно естественные вещи, закреплённые в законодательстве. Но некоторые всё же считают, что могут продать право подписываться как автор под их произведением другому лицу – это заблуждение.

Само собой, если это не предварительный сговор о котором вы согласно вашему негласному (и незаконному, кстати) договору никому не расскажете.

Второе. Следует чётко себе представлять, что автор сценария и автор фильма – не одно и то же. Фильм – это коллективный труд и отдельное произведение, поэтому вы можете претендовать только на авторство сценария. Конечно, если вы не являетесь одновременно и создателем фильма (режиссёром, продюсером и т.п.) Для чего я это пишу? Дело в том, что понимание этого существенно облегчает жизнь, когда вы выбираете способ защиты своих авторских прав. Особенно, если речь идёт об организациях, которые созданы специально для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности, таких как Российское Авторское Общество (РАО). http://rao.ru/orao/

С первого взгляда регистрация в таком обществе своего сценария необходима всем авторам. Но при детальном рассмотрении этот вопрос оказывается не таким простым и однозначным. РАО играет большую роль, когда стоит вопрос о коммерческом использовании созданного произведения. Например, если фильм демонстрируется без разрешения автора (владельца определённых прав) или вовсе без его ведома. РАО в таком случае, обнаружив это нарушение, принимает все меры, чтобы автор (владелец прав) получил заслуженное вознаграждение, чтобы ему был возмещён моральный вред и упущенная выгода и т.д. Всё это хорошо. Но помните, что я говорил выше? Вы не автор фильма, и ваши интересы заканчиваются передачей прав на постановку вашего сценария. Другими словами – продажей сценария. Если же вы продали сценарий, то свой гонорар вы уже получили и претендовать на что-то большее, чем всеобщее признание, не можете. А оно, это признание, не зависит от того, санкционирован ли показ фильма или нет. Даже наоборот, чем больше фильм показывают (даже незаконно), тем выгоднее автору сценария, как не противно это звучит для остальных.

ЧТО ТАКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ГДЕ ИХ ВЗЯТЬ?

Для вас главное, чтобы вашу работу или её часть (отдельные сцены, диалоги и т.д.) не продали без вас, выдав за свои. К сожалению, никакая регистрация произведения сама по себе не гарантирует, что его никто не украдёт в той или иной форме. Регистрация вам может пригодиться, если своё авторство вам захочется отстаивать в суде, но и при этом она не является единственным и неоспоримым доказательством вашего авторства.

Итак, в нашем случае, доказательствами авторства могут послужить:

1. Дата регистрации произведения в РАО

2. Дата создания (предъявления) произведения, заверенная нотариусом.

3. Дата на почтовом штемпеле

4. Показания свидетелей

5. Вещественные доказательства

6. Заключения экспертов

7. Иные факты

Обратите внимание: я не сказал, что всё это вам гарантирует победу в процессе. Это может послужить лишь доказательствами. Но доказывать своё авторство будет и ваш предполагаемый оппонент.

Теперь разберём каждый пункт в отдельности.

Что предлагает на этот счёт вам РАО? В РАО вы можете зарегистрировать свою работу. Гарантии что это ваше и только ваше произведение даёте вы лично – никто проверять это не будет. В случае спора в суде, вы сможете показать свидетельство о регистрации этого произведения, выданного РАО. Это позволит вам доказать только один факт – то, что данную рукопись вы зарегистрировали указанным числом. Если ваш оппонент умудрится предоставить доказательства, что спорное произведение он писал раньше указанной на вашем свидетельстве даты – автором будет признан он. РАО будет гарантировать исключительно дату регистрации данного произведения у них и больше ничего.

Совершенно то же самое может вам гарантировать подпись и печать нотариуса на вашем экземпляре рукописи. То есть они будут подтверждать факт того, что данная бумага (рукопись) была предъявлена нотариусу такого-то числа. Далее суд будет сравнивать даты, то есть, определять, у кого существует рукопись каким-либо способом заверенная ранее.

Что касается почтового штемпеля, то он имеет не меньшую силу доказательства, чем варианты изложенные выше. Что необходимо сделать, чтобы обычный почтовый штамп стал доказательством, но, опять же, не авторства, а даты, когда рассматриваемое произведение уже реально существовало. Берёте и отправляете самому себе ценное письмо, в которое вкладываете свою работу. Важно, чтобы это письмо было опечатано сургучной печатью, и эта печать не была нарушена до судебного разбирательства. Все необходимые штампы почта ставит на конверт сама. Можете сохранить все квитанции, на которых так же будет стоять дата оплаты. Всё. Это совершенно равнозначное с первыми двумя вариантами доказательство – даже не сомневайтесь. Но помните: конверт не должен быть вскрыт до суда. Для надёжности, вы можете попросить поставить почтовый штемпель с датой на нескольких страницах своей рукописи, перед запечатыванием в конверт. Тогда и нарушенная сургучная печать не будет поводом для сомнений.

О тонкостях заверения даты на вашей рукописи у нотариуса и расценках за данную услугу я рассказывать не буду. Захотите – узнаете без особого труда сами. А вот немного о регистрации вашего произведения в РАО расскажу.

Во-первых, сценарий, превышающий сто страниц текста с размером шрифта 14, будет вам стоить чуть больше 4 тыс. рублей плюс 3 % какого-то сбора. Вы должны будете явиться лично для регистрации в РАО или филиал этого общества, или прислать доверенное лицо, конечно, с нотариальным подтверждением полномочий. То есть, если в вашем городе нет филиала РАО, то это дополнительные финансовые расходы. Остальные условия, в принципе, не сложные и необременительные.

Тут я рассуждаю так:

Если я не могу приехать лично и мне всё равно идти к нотариусу для оформления доверенности, то не проще ли заверить свою работу (точнее дату на страницах сценария) сразу у местного нотариуса?

Если почтовый штамп на конверте имеет тот же вес, то не проще ли отправить экземпляр своего произведения себе ценным письмом?

Что такое показания свидетелей? Допустим, вы пишете сценарий, делитесь своими мыслями с кем-то. Вот этот кто-то может подтвердить, что не позднее чем, например, весной прошлого года вы делились своими мыслями о сценарии, давали почитать какие-то сцены из него. Может вы выставляли свою работу на каком-то конкурсе в Интернете, завязывалась переписка и у вас сохранился контакт с кем-либо. Эти лица так же могут быть свидетелями и подтвердить, что данная работа была предъявлена вами широкой публике не позднее такого-то числа.

Свидетелями могут быть и те, кто может узнать события или предметы, описанные вами в сценарии и подтвердить, что именно эти сцены были взяты вами из вашей реальной жизни или жизни ваших знакомых. Такие показания, кстати, более убедительны, чем любая регистрация, ведь только автор может знать, какие события он выдумал, а что наблюдал реально.

Мало что может быть более убедительным доказательством авторства, чем описание в сценарии раритета, который существует в единственном экземпляре и хранится как семейная реликвия, пусть не ваша, а вашего знакомого, соседа?

То есть если вы сможете сей раритет (любую описанную в сценарии реально существующую уникальную вещь) ещё и предъявить, то вы владеете ещё одним видом доказательства – вещественным доказательством! И в сценарном ремесле такое встречается не так уж редко. Важно об этом просто не забывать.

Заключения экспертов. Думаю, особо объяснять этот пункт не стоит. Это может быть результат экспертизы стиля писателя-драматурга, или ваши черновики, датированные экспертами определённой датой, что-то ещё. Но на это лучше не надеяться, поскольку эти заключения сообщают лишь о вероятности и стопроцентно ничего не гарантируют. В нашем случае, они могут служить как дополнения к основным доказательствам. Но работу экспертов надо оплачивать. Стоит понимать, что авторские споры решаются в порядке гражданского процесса, а не уголовного. Это означает, что сбор доказательств и связанные с этим расходы ложатся на того, кто эти доказательства желает предоставить. Все расходы оплачивает проигравшая сторона, если вы ходатайствовали об этом. Причём, если вы смогли доказать один факт из четырёх, то и возмещаться будет лишь четвёртая часть ваших расходов.

Под иными фактами я подразумеваю, например, сохранённую переписку по обычной или электронной почте, где упоминается (достаточно для идентификации) ваш труд; выставление вашей работе на различных конкурсах, в том числе и на сайтах в Интернете; опубликование в бумажных или электронных журналах, и т.д.

ЕЩЁ НЕМНОГО О РАО.

Вы, наверное, спросите, а для чего же тогда люди несут свои работы регистрировать в РАО? Выше я говорил, об авторах фильмов, вот им это очень важно (ещё более важно сотрудничество с РАО авторам музыкальных произведений). Но им важно не сама регистрация произведения в РАО, а охрана их так называемых имущественных прав, касающихся коммерческого использования продукта (произведения). Продажа сценария для постановки не является коммерческим использованием – вы уступаете конкретное право на экранизацию на конкретный срок, разово получаете гонорар и не получаете вознаграждения от коммерческого использования конечного продукта (проката фильма).

Стоит понимать, что юристы РАО будут защищать ваши авторские права только в том случае, если вы являетесь членом РАО, а это не одно и то же, что регистрация в РАО своего произведения.

Конечно, вы можете стать членом РАО, заключив договор на управление имущественными правами автора на коллективной (совместно с РАО) основе. Но это накладывает на вас некоторые обязанности, в том числе и ежегодные денежные отчисления в РАО. Кроме того, вы будете обязаны заплатить членские взносы. РАО, согласно договору, будет управлять вашими авторскими правами и, конечно, защищать их. Не надо думать только, что это грабёж со стороны РАО. Вовсе нет, но, повторюсь: для вас, если вы только автор сценария, всё это только лишняя головная боль.

У ВАС УКРАЛИ СЦЕНАРИЙ? ВЫ – СЧАСТЛИВЧИК!

Иногда, даже выгодно, когда вашу работу украли. Почему? Продать свой сценарий вы можете и очень дёшево, но ничего потом поделать с этим не сможете. А вот если вы затеете судебное разбирательство, вы привлечёте интерес если не общественности, то тех же продюсеров, режиссёров и других лиц, заинтересованных в ваших способностях. Если у вас украли сценарий, то это уже говорит о вашем таланте. Иначе, зачем воровать? Кроме того, доказав своё авторство, вы сможете получить гораздо больше материальной выгоды, чем могли бы заработать на продаже своего сценария.

Но хочу вас огорчить. На самом деле сценарии в России воруют гораздо реже, чем может показаться. Лично я сообщения об этом видел только в "желтой прессе", где выдуманные истории выдаются как сенсации.

Реально установленные факты воровства, связанные с киноиндустрией в России, касаются, как правило, прав на демонстрацию произведения, на прокат, на премьерный показ и т.п., но мне неизвестны подлинные доказанные случаи кражи самого сценария или существенных его частей.

Почему в России крайне редко воруют сценарии художественных фильмов?

Как это ни странно звучит, но это – невыгодно. Сегодня гонорар сценариста в России сравнительно невысок. Воровать у именитостей очень опасно, а начинающему автору, чей гонорар ещё ниже, проще заплатить – в общем бюджете фильма эта сумма просто незаметно растворится. Но если автор интересный, то продюсер заинтересован в дальнейшем сотрудничестве. Зачем же ему терять того, кто может принести прибыль?!

Часто начинающий автор считает, что он богат идеями, которые у него могут украсть и переделать как свои. Спешу успокоить: ваши идеи никому не нужны. Минимум что может заинтересовать – это синопсис (а это уже труд, который можно защищать точно так же, как полноценный сценарий). Но синопсис и стоит "копейки", если вам не удастся создать сценарий хорошего профессионального уровня, но вы напишете интересный синопсис, то его у вас скорее купят, чем украдут. А написание самого сценария поручат ремесленнику-профессионалу.

Теперь вы, наверное, подумали: а если мой сценарий украдут и попросят своего человека переделать его до неузнаваемости? Отвечаю: это самый невероятный случай. Переписать сценарий до неузнаваемости гораздо сложнее, чем написать свой. Другими словами, продюсеру дороже обойдётся заплатить переписчику, чем договориться о соавторстве с обоими сценаристами и спокойно работать, не боясь исков в суд.

Так что же, сценарии вообще не воруют? К сожалению – воруют. Но воруют скорее "запчасти" от сценариев. Дело в том, что сегодня Роскинопром старается перегнать бразильцев и мексиканцев по количеству и халтурности обожаемых домохозяйками мыльных сериалов. Сценарии для мыльных сериалов пишут целыми бригадами, у которых есть жесткие временные рамки и чёткое разделение труда. Работа, надо сказать, не из лёгких и, порой до тошноты, ничего не получается, а времени на вдохновение просто нет. Вот, бывает, и выдёргивают мыльные трудяги некоторые фразы или куски сцен там, где только можно.

Но не рвите себе душу. Скорее всего, такие крохи не признаются судом как воровство (плагиат). Большими же кусками могут выхватить только идиоты, и вам дико повезёт, если у вас украдёт что-то именно такой индивид.

БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ.

Лёгкие косметические переделки слишком заметны, но именно такие и могут послужить основанием к обвинению в плагиате.

Если же краденое переделать качественно, до неузнаваемости, то это почти то же, что написать свой сценарий. Это мало чем отличается, например, от того, что после прочтения какой-либо книги или просмотра фильма (пьесы) у драматурга появится своя идея. Мы все пользуемся каким-то накопленным за свою жизнь багажом знаний и опыта, и не являемся обладателями исключительных прав на общечеловеческие ценности, которые лежат в основе темы любого хорошего сценария. Поэтому искать плагиат в глубинах сюжета – бессмысленно. Чтобы признать плагиат, необходимо доказать, что какой-то сценарий или его часть не мог быть написан без использования вашего. А это крайне сложно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Какой способ защиты своих авторских прав вы изберёте – решать вам. Я только постарался внести некоторую ясность, подсказать несложные, но достаточно эффективные методы.

Моё личное мнение: бояться воровства не стоит. Так как вы, не напишет никто на свете, и если вы действительно чего-то стоите, то рано или поздно успех придет к вам, и придёт он, скорее всего раньше, чем материализуется гипотетическая возможность кражи вашего произведения. А чем больше у вас будет доказательств, в том числе и свидетелей самого творческого процесса, тем легче вам будет доказать своё авторство и тем меньше будет желающих погреть руки на вашем труде.

2006. Кирилл Юдин.



 

ОТМЕННО ДЛИННЫЙ, ДЛИННЫЙ ФИЛЬМ. ВТОРАЯ СЕРИЯ

Александр Липков

Многосерийный фильм возник и утвердился на телеэкране TV прежде всего как фильм детективный. Видимо, в этом была своя логика и неизбежность. Инерцию зрительского восприятия, привыкшего к рамкам, выработанным кино, легче всего было взорвать там, где ее сопротивление слабее всего. Закрученная интрига, ясность характеристик героев, четкое разделение их на «своих» и «чужих» — все это каждый раз приковывало к телеэкрану многомиллионную аудиторию, вырабатывало (либо же будило дремавшую прежде) привычку к длительному, многодневному общению с героями и тем самым прокладывало дорогу формам более сложным, глубоким. Так что будем благодарны «низкому» в искусствоведческой иерархии жанру детектива за его высокую миссию — следом за ним на телеэкран пришел роман, литературная классика.

Собственно говоря, романная форма кинематографу не в новость — сколько уже было экранизаций и «Войны и мира» и «Преступления и наказания»! Но как тесно порою бывало героям на киноэкране! Как часто жесткие рамки сеанса требовали отсечения целых сюжетных линий, причем не только второстепенных. А иногда даже несколько разных, не похожих друг на друга персонажей для компактности объединялись. Скажем, в одной французской киноверсии «Преступления и наказания» слились в одно лицо Свидригайлов и Лужин. Короче, роману нужна была многосерийная форма, предложенная ТВ.

Можно напомнить, к примеру, как сожалел на страницах «Советского экрана» режиссер Лев Кулиджанов («СЭ» № 8—1973 г.) о том, что не сделал вместо двухсерийной киноэкранизации «Преступления и наказания» телевизионную, серий примерно на шесть. Тогда не пришлось бы так «обстругивать» книгу.

Сейчас телевидение как бы берется наглядно продемонстрировать кинематографу свои преимущества, повторяя в многосерийных вариантах те самые экранизации, которые уже делались в кино. Если в свое время три серии «Хождения по мукам» Г. Рошаля казались суперметражным колоссом, то теперь тот же роман

В. Ордынский снимает для телевидения в тринадцати сериях, Е.Карелов делает шесть серий «Двух капитанов» по В. Каверину (в свое время В. Венгерову, обращавшемуся к той же книге, пришлось удовольствоваться односерийным метражом), М. Швейцер собирается снимать пять серий «Мертвых душ» Н. Гоголя, В. Венгеров ставит тринадцатисерийную экранизацию «Строговых» Г.Маркова. В замыслах телевидения также семь серий «Молодой гвардии» (режиссер Н. Мащенко), тринадцать серий «Тихого Дона» (режиссер С.Бондарчук). Кстати, обратим внимание на то, что с особым интересом телевидение относится к книгам, так сказать, серийным, к романам и повестям, объединенным преемственностью главных героев. Если прежде, обращаясь к литературе такого рода, кино чаще всего вырывало одно произведение из цикла или же переносило на экран всю книгу, но в разное время, разными режиссерами, с разными актерами, то телевидение благодаря многосерийности способно охватить их сразу, целиком.

Кинолитературных серий в плане Центрального телевидения немало: «Волны Черного моря» — экранизация произведений В.Катаева «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «За власть Советов» —7 серий (в кино было три фильма, сделанных в разное время разными режиссерами); 10-серийная экранизация трилогии К.Федина «Первые радости», «Необыкновенное лето» и «Костер» (в кино были односерийные экранизации двух первых книг); дилогия «Двенадцать стульев» — «Золотой теленок», 12 серий (в кино было два двухсерийных фильма) и т. д.

Но многосерийность — это не только суммарный временный объем, способный -вместить книгу любой длины, это еще и особая внутренняя структура, с одной стороны, отвечающая особенностям зрительского восприятия, а с другой — способная работать на выявление главной мысли произведения, временной разрыв между сериями не нейтрален — это не просто приглашение к продолжению: «что же будет дальше?» (хотя порой режиссеры только этим и ограничиваются), это еще и выявление неких внутренних структурных закономерностей, помогающих осмыслить суть, идею произведения. Пожалуй, наиболее удачным примером продуманного деления на серии в нашем телевизионном кино является «Как закалялась сталь» Н. Мащенко.

Каждая из шести серий картины (с небольшими видоизменениями) строится в основном по единой сюжетной схеме: от смерти к возвращению в строй живых и затем снова к гибели, за которой должна последовать новая жизнь. Первая серия начинается с пыток и гибели в петлюровском застенке — это сон Павла Корчагина, в котором уже заявлен весь его характер и его будущая судьба; вторая — с воскресения после безнадежно тяжелого ранения; третья (здесь авторам пришлось пойти на несколько искусственную драматизацию)— со стычки с бандитом в вагоне, четвертая —с известия о смерти Корчагина от тифа и т. д. То есть композиция каждой из серий утверждает ту же самую мысль, к которой ведет все повествование в целом,— мысль о бессмертии Корчагина, до конца отдавшего себя служению великой идее. Сколько бы жизней ни отпустила ему судьба, каждую из них он готов отдать революции.

Скажем прямо, многосерийные телеэкранизации пока что строятся чаще всего по самому простому — событийно-повествовательному принципу, они еще только на подступах к тем многообразным структурам серийного построения, который предлагает литература.

Обратимся к примерам.

«Человеческая комедия» Бальзака — прекрасный образец «многосерийной литературы», где сюжетные коллизии, людские судьбы, сама множественность и повторяемость героев образуют сложное полифоническое единство. «Повести Белкина» Пушкина— тоже особый род «многосерийной литературы», цикл, объединенный личностью рассказчика, мелкопоместного дворянина, простодушного, бесхитростного человека, выучившегося грамоте у сельского дьячка и от него же приохотившегося к «занятиям по части российской словесности». Ни кино, осуществившее постановки «Выстрела», «Метели» и «Станционного смотрителя», ни телевидение, порадовавшее талантливой экранизацией— «Станционным смотрителем» С. Соловьева, ни разу не пытались прочесть «Повести Белкина» как единое целое. Вычленение же отдельных повестей из цикла неминуемо влечет за собой их переакцентировку. Поэтому и в фильме С.Соловьева повествователь, от имени которого идет рассказ, заметно отличен от Белкина, он скорее ближе к самому Пушкину, не зря за кадром как эмоциональный авторский комментарий так часто звучат романсы, написанные для этой картины на пушкинские слова. «Записки охотника» Тургенева — также пример «многосерийной» новеллы, и, быть может, когда-нибудь телевидение возьмется прочесть эту книгу как цикл. Пока же в двухсерийной картине. В. Турова «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» оно пошло по пути, традиционному для кинематографа. С двумя рассказами о Чертопханове сценарист сюжетно соединил новеллу «Певцы», приведя своего героя в кабак, где соревнуются в пении тургеневские мужики. Путь, которым шел Туров, правомерен, поскольку он строил фильм из материала литературно однородного. Путь этот оказался и плодотворен: «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» — одна из удач телевизионной экранизации классики. И все-таки собственно телевизионного подхода к литературе, использующего возможности серийности, здесь нет. Что имеется в виду под термином «литературно однородный материал»? В творчестве многих писателей есть периоды, в пределах которых допустим достаточно свободный перенос мотивов и персонажей из одного произведения в другое. Скажем, Чехов. Мы не удивимся, если среди гостей его «Свадьбы» вдруг увидим вдову Мерчуткину, забредшую сюда из «Юбилея». Но если за одним столом с акушеркой Змеюкиной и телеграфистом Ятем вдруг окажутся дядя Ваня и Нина Заречная, это уже воспримется как абсурд. Тем не менее нечто в подобном духе уже случалось в кино: вспомним хотя бы «Анну на шее» И. Анненского, где были смешаны Чехов и Чехонте, а кроме того, в чеховских персонажах почему-то вдруг сквозили «ндравы» разгулявшихся купчиков из пьес Островского.

Можно привести как пример творческой удачи, обусловленной точным соблюдением принципа однородности литературного материала, двухсерийный телевизионный «Бумбараш» Н. Рашеева и А. Народицкого. Сценарист Е. Митько находчиво и остроумно сплавил в единое целое незаконченную раннюю повесть А, Гайдара «Бумбараш» с мотивами рассказов и повестей писателя, написанных в то же время, единых по авторскому мироощущению. В этом, естественно, была лишь предпосылка удачи — для того, чтобы фильм состоялся, нужна была еще' и творческая смелость авторов, умение понимать и чувствовать гайдаровскую героику и юмор, революционный пафос и трагизм, небоязнь говорить на равных с писателем. Кинематографисты подошли к литературному материалу не как иллюстраторы-экранизаторы, а как авторы. Это и привело их к успеху.

Но единственный ли это путь? Может быть, и литературно неоднородный материал способен сложиться в цельный, единый по мысли авторский замысел? Это доказал Михаил Швейцер своей «Каруселью», сделанной для телевидения: он намеренно соединил Чехова и Чехонте. «Карусель» — фильм односерийный, но режиссер построил его по циклическому, серийному принципу: на экране — цепь свободно скомпонованных, сюжетно не связанных рассказов, сцен, зарисовок, .шуток, объединенных по принципу калейдоскопа вихрем вращающейся карусели. Этот пестрый, перепутанный и перемешанный материал при всей своей кажущейся случайности организован предельно целенаправленно: современный художник прослеживал в нем, как в шутливых юморесках Антона Чехонте вызревал горький и гневный смех позднего Чехова.

«Карусель» Швейцера подсказывает для многосерийных экранизаций новые пути, отличные от уже накатанной колеи «отменно длинных, длинных» романных кинотелеверсий. Ведь можно переносить на экран не только роман, а «Избранное» писателя.

Торная дорога к богатствам русской и мировой литературы телевидением уже проложена—дело теперь за тем, чтобы в стороне от нее не остались лучшие произведения, «золотой фонд» и романной литературы, и новеллистики, и драмы, и поэзии.'Ведь хотим мы того или нет, но телевидение все больше-перенимает у литературы функцию формирования духовного мира человека, которую та несла .на протяжении веков. А потому телеэкрану все больше нужны не только занимательные и развлекательные истории, но произведения, учащие глубоко глядеть на мир, мыслить, соотносить свою личность с эпохой, историей. Ему нужны все богатства, накопленные литературной классикой..

«Советский экран», № 11, июнь 1975 год



 

ТАЁЖНЫЙ ПРИЗРАК ЗОЛОТЫХ КАМНЕЙ

Есения Романова
приключение
История исчезнувших в тайге геологов в середине 60-х годов прошлого века получившая продолжение в наши дни.

НАТ. ТАЙГА НОЧЬ

Льёт дождь. Женщина в плотной брезентовой куртке, таких же брюках, заправленных в кирзовые сапоги тащит за капюшон накидки лежащего на земле мужчину. Ей около двадцати. Длинные распущенные волосы, перепачканное лицо. Её зовут КСЕНИЯ.

ТИТР– 1966 ГОД, УРОЧИЩЕ ГОРНОГО АЛТАЯ.

При свете молнии её лицо кажется обезумевшим, настолько она напугана происходящим. Мужчина, которого ещё недавно звали ИГОРЬ, мёртв. Его рука с часами, откинутая в сторону, оставляет на влажной земле след.

Гремит гром. Ксения останавливается, переводя дыхание, опускает руки. Голова мужчины падает на землю. Пошатываясь, она направляется в обратную сторону.

НАТ. ТАЙГА БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ НОЧЬ

Ксения проходит мимо раскрытой палатки, направляясь ко второй, находящейся напротив. Сверкает молния. В её отблеске, она неожиданно замечает стоящего рядом с палаткой улыбающегося Игоря. Ксения замирает, но молния гаснет, и на том месте, где только что стоял он, уже никого нет.

ИНТ. ПАЛАТКА НОЧЬ

Внутри палатки горит свеча, подвешенная вверху на металлической крышке. В палатке беспорядок: три раскладушки, две из которых перевёрнуты, спальники, лежащие на земле, раскиданные рюкзаки с вещами. Возле входа лежит карабин с поцарапанным прикладом.

Входит Ксения, рукавом куртки вытирая мокрое от дождя лицо. Что-то хрустит у неё под ногами. Нагнувшись, она видит раздавленные очки, а рядом два поблёскивающих жёлтых камня.Подняв их, она подносит камни ближе к свече. Это золотые самородки.

Ксения тяжело опускается на рюкзак.

Щёлкает затвор карабина, выбрасывая из патронника гильзу и досылая туда патрон. Ксения в мокрой одежде и сапогах устраивается на раскладушке, прижимая к себе карабин.

Смотрит на закрытый полог палатки. Пламя свечи горит ровно. Под мерный перестук дождя её глаза закрываются.

Полог палатки неожиданно распахивается. Ксения вздрагивает. Она готова закричать от ужаса… На входе в палатку стоит Игорь, с рваной раной на плаще, залитым кровью, с побелевшим лицом.

Он близоруко щурит глаза…

ИГОРЬ
Мои очки… Я не могу без них.

КСЕНИЯ
Ты? Ты жив?

ИГОРЬ
Скорее всего, нет. Ты не знаешь, куда они могли запропаститься?

КСЕНИЯ
Они… У тебя под ногами.

Наклонившись, Игорь поднимает очки со сломанной дужкой и отсутствующими стёклами, одевает их.

ИГОРЬ
Другое дело… Кстати, не хочу тебя пугать, но пока ты не вернёшь… Самородки на место, мне придётся некоторое время побыть с тобой.

Ксения лихорадочно трёт лоб.

КСЕНИЯ
Я… Я ничего не понимаю.

ИГОРЬ
(улыбнувшись)
Я отведу тебя туда.

Ксения поднимает взгляд на Игоря и неожиданно, прикрыв глаза, заваливается набок, теряя сознание.

ИНТ. ПАЛАТКА УТРО

Через полог палатки внутрь проникает утренний свет.Ксения открывает глаза, резко приподнимается. В палатке никого нет.

ИНТ. ДЕРЕВЯННЫЙ СРУБ УТРО

Изба-зимовка с полатями, печкой, грубо сколоченным деревянным столом, скамейками по обе стороны от него, с маленькими оконцами и тусклыми стёклами. На полатях,
устланными шкурами животных, лежит голый человек.

Он без сознания, тяжело дышит. На его теле и лице многочисленные раны, покрытые мазью жёлтого цвета и листьями растения. Возле него старик, коренной алтаец –КУМАНДИЕЦ. Он собирает остатки листьев в мешочек и вместе с металлической банкой с мазью убирает на деревянную полку.

КУМАНДИЕЦ
Жить-то ты будешь, паря… Макар точно знает. Говорит, хороший помощник будет…
А мне без помощника-то никак… Совсем плохо… И тайга плохо… Придёт человек, забирай жёлтый камень… Деревья убивай, медведь убивай… Плохо… Макар говорит, нельзя так, а то тайга совсем мёртвый станет…

Кумандиец выходит в покосившуюся дверь.

НАТ. ТАЙГА ВОЗЛЕ ДЕРЕВЯННОГО СРУБА УТРО

Дымится костёр, в котором сверху на дровах лежит охапка высушенных растений. Ударяя в бубен и выкрикивая заклинания, перед ним с закрытыми глазами сидит кумандиец.

Столб дыма поднимается вверх… И уже там, вверху, растекается над тайгой, заполняя её пространство и медленно оседая вниз.

продолжение сценария    



 

БЛЮЗ РЫЖЕГО ТАРАКАНА

Валерий Любимов
трагикомедия
Иногда Судьба может дать человеку еще один шанс, но вправе ли он им воспользоваться?

НАТ. ТАЕЖНАЯ СВАЛКА РАННЕЕ УТРО

На склоне огромной кучи, состоящей из бытовой рухляди и промышленных отбросов, восседают двое чумазых бомжей. Они с неподдельным аппетитом набивают желудки остатками чьего то вчерашнего праздника. Того, что покрупней, зовут ТОЛСТЫМ. Его худощавого напарника с рыжей паклей волос, ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ.
Между партнерами завязывается небольшая перебранка. Ее причина остается нам не известной. Их голоса заглушает некогда популярная композиция Lerri Carner «ANOTHER BAD DAY». Она звучит из динамиков старенького CD – плеера.
Постепенно к звукам музыки добавляется шум двигателя приближающегося автомобиля…

…На территорию свалки, но с другой стороны, на полном газу вкатывается навороченный джип…

…Бомжи переглядываются, прислушиваясь к визгу тормозов. Первым приходит в себя Толстый. Резким нажатием он останавливает проигрыватель, поднимается на ноги. Лоснящееся от грязи и жира лицо вытирается подолом рубахи.

С обратной стороны доносятся резкие хлопки закрывшихся автомобильных дверей и неразборчивые мужские голоса.

ТОЛСТЫЙ
(констатирует)
Чужие.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Сразу убежим или потом, как накатят?

ТОЛСТЫЙ
Для начала завтрак со стола убери, а там видно бу…

Золотая Рыбка отчетливо видит, как с обратной стороны свалки со свистом вылетает блестящий предмет и попадает другу в затылок. У Толстого округляются от боли глаза, и он всей массой валится к нему под ноги. Смахнув накатившуюся слезу, Золотая Рыбка опускается перед напарником на колени. Толстый приподнимает голову, хрипит.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Что?

ТОЛСТЫЙ
Кабздец… Вот и смерть моя пришла.

С этими словами его голова резко опускается на груду отходов.
Заботливый друг склоняется над ним, причитая.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Что я без тебя делать то буду? Не умирай, Толстый, слышишь, не умирай! Ты ж мне за отца был, даже больше! Я для тебя, что хошь сделаю, любое твое желание! Как же я без тебя?

Он прижимается к телу Толстого, плачет навзрыд. Ему кажется, что с ним разговаривает сам архангел Гавриил.

ТОЛСТЫЙ
(не поднимая лица)
Бабу свою, Лильку, отдашь?

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
(не поднимая головы)
Лильку? Отдам… на неделю, иль нет, на месяц. Все равно от нее никакого проку.

ТОЛСТЫЙ
(оставаясь в том же положении)
И долг карточный священный простишь?

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
(продолжает кивать)
Так и быть прощу!

ТОЛСТЫЙ
(все еще загробным голосом)
А пузырь водяры…

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Куплю… даже литру…

Еле сдерживаясь от смеха, Толстый поднимает голову, тычет приятеля в бок. Но тот не реагирует.

ТОЛСТЫЙ
(поднимаясь)
Вот и договорились, Золотая Рыбка!

Худощаво – рыжий бомж нервно стискивает зубы.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
(не подозревая подвоха, в сердцах)
Господи, и ты туда же. Сколько раз я говорил этому засранцу Толстому не называть меня Золотой Рыбкой?

Когда взгляды обоих старожилов встречаются, последний застывает от неожиданности с открытым ртом.

ТОЛСТЫЙ
(держась за затылок)
Чем это в меня залудило?

Он осматривается по сторонам. Наткнувшись взглядом на блестящий предмет, подбирает его.

Все это время Золотая Рыбка бегает вокруг него с радостными возгласами.

ЗОЛТАЯ РЫБКА
Ура! Толстый жил, Толстый жив, Толстый будет жить! Толстый и сейчас живее всех живых!.

ТОЛСТЫЙ
(останавливает друга)
Глянь! Не финты себе – хреновина!

На его ладони лежит губная гармошка.

Золотая Рыбка с завистью смотрит то на гармошку, то на вершину кучи, откуда она прилетела. Неожиданно как рванет на гору.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Глядишь, может, и мне на голову чего хорошего свалится!

Толстый, спрятав гармошку подальше, устремляется за другом.

ТОЛСТЫЙ
(кричит Золотой Рыбке)
Работаем по второму варианту.
(на камеру)
Если получится, тикаем после получки.

Но Золотая Рыбка его уже не слышит. У него одна заветная мечта – взять высоту…

…На другой стороне, у подножия свалки, четверо здоровых молодчиков в белых рубашках закапывают глубокую яму…

…Затаив дыхание, бомжи наблюдают за происходящим, спрятавшись за груду хлама.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
(кивая на джип)
Какое точилово!

ТОЛСТЫЙ
Чужие. Я в нашем городке все броневики знаю.

ЗОЛТАЯ РЫБКА
Что они там закапывают? Может бабло?

ТОЛСТЫЙ
Щаз! Бабло сливают, а не закапывают.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Если наркоту или оружие?

ТОЛСТЫЙ
Ага, средь белого дня – наркота, боеприпасы? Им для этого дела сюда нужно еще пару автоматчиков приставлять.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Слушай, Толстый, а если это ядерные отходы?

ТОЛСТЫЙ
Тогда отпиши Гринпису писец. Золотой Рыбке он уже не понадобится!

Он смеется над другом в свой грязный кулак…

…Молодчики заканчивают засыпать яму, бросают лопаты. Трое направляются собирать всякий хлам, для того чтобы им завалить сверху закопанное…

…Бомжи видят, как один из напрошенных гостей, по виду СТАРШИЙ, остается на месте. Расстегивая ширинку, он разговаривает по мобильному телефону. До приятелей долетают звуки струи и голос старшего.

СТАРШИЙ
(в трубку)
Как договорились… В списках не значится…

Золотая Рыбка поворачивается к Толстому.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Он чего место что ли метит, как собака?

Но ответа не следует. Толстый наблюдает за тем, как молодчики, сделав свое дело, направляются к машине.

…Ревет мотор. Джип легко разворачивается на месте и на бешеной скорости рвет с места, покидая территорию свалки…

продолжение сценария



 

ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА ИНОСТРАНЦА

Марина Монина
комедия
История о веселых приключениях двух подруг, желающих выйти замуж за иностранного дядю, но нашедших свою любовь в РФ

НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ОФИСОМ БРАЧНОГО АГЕНТСТВА «ЦВЕТЫ РОССИИ» - ДЕНЬ

Солнечный летний день.

Из троллейбуса выскакивает НАТАША, 28 (блондинка),
за ней спокойным шагом выходит СВЕТЛАНА, 28 (брюнетка).

Наташа бежит к брачному агентству «Цветы России».
Светлана идёт туда же, не торопясь.

НАТАША
Бегом, я то опоздаем!

СВЕТЛАНА
Успеем. Туда мы всегда успеем.

Перед входной дверью брачного агентства «Цветы России» Наташа неожиданно резко тормозит.
Светлана не успевает остановиться и врезается Светлане
в спину.
Наташа этого даже не замечает из-за своего волнения.

НАТАША
Ну, как я выгляжу?!

СВЕТЛАНА
Как всегда – хорошо.

НАТАША
Хорошо или очень хорошо?

СВЕТЛАНА
Феерично.

Наташа поворачивается к входной двери в брачное агентство «Цветы России», глубоко выдыхает и решительно открывает дверь.

ИНТ. БРАЧНОЕ АГЕНТСТВО «ЦВЕТЫ РОССИИ» - НЕБОЛЬШОЙ ЗАЛ С ПОДИУМОМ В ЦЕНТРЕ - ДЕНЬ

В зал неуверенно входит Наташа, за ней спокойно
– Светлана.

В зале – небольшая толпа девушек, молодых женщин
и женщин, которым за…
Все – блондинки: натуральные или крашенные.

Распорядительница агентства АГЛАЯ ИВАНОВНА, 55 (высокая, здоровая, этакая «шпалоносица» с громовым голосом и вечной «Беломориной» в зубах) критически оглядывает Наташу и Светлану.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Светлане, тыча
в неё пальцем)
Облондиниться не желаем?

СВЕТЛАНА
(Аглае Ивановне)
Зачем?

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Светлане)
Женихи – люди капризные.
Им подавай Мэрилин Монро.
На худой конец – Помелу Андерсен.

СВЕТЛАНА
(Аглае Ивановне)
Облондиниться не желаем.
Я – сама по себе. Вот,
с подругой пришла.

Она гордо шагает к стульям, стоящим около подиума, садится и достаёт из сумки журнал по искусству.

Аглая Ивановна рассматривает, не стесняясь, Наташу.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
Натуральная блондинка – хорошо… Шику, правда, маловато. Да ладно, исправим.
(Наташе)
Турция, южные страны – как?

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Нет! Только – не Турция.
С моим именем только –
в Турцию.
(видя удивление
Аглаи Ивановны)
Песня есть такая про Наташ. В Турции.

Лицо Аглаи Ивановны не меняет выражение удивления.

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Ладно, пролетели.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Разговорчики! Встать
в строй!

Наташа от окрика Аглаи Ивановны подскакивает и быстро занимает последнее место в очереди «невест».

Аглая Ивановна, дымя «Беломориной», ходит вдоль очереди собравшихся «невест», шагая твёрдо и глядя себе
под ноги.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
Если вы, барышни, думаете, что выйти замуж
за иностранца – лёгко
и просто, то вы крайне заблуждаетесь.

Она останавливается и обводит всех кандидаток
в невесты тяжёлым взглядом: нет ли возражений?
Все молчат: возражений нет.

Аглая Ивановна продолжает вышагивать вдоль строя «невест».

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(продолжая)
Для начала я научу вас быть женственными.

В толпе «невест» - редкий нервный смех.

Аглая Ивановна резко останавливается и оглядывает очередь «невест».
Она подходит к Наташе и приближает почти вплотную
к ней своё лицо.

У Наташи от страха перехватывает дыхание.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Не поняла…

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Мне совершенно не смешно.

Аглая Ивановна обводит строй «невест» колючим взглядом.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
Вам и не должно быть смешно, когда говорю я. Итак, начнём с походки. Каждая из вас пройдёт по этому подиуму,
и мы посмотрим тогда, кому будет смешно.

Аглая Ивановна пригвождает взглядом Наташу к месту.
Наташа беспомощно смотрит на подругу.
Светлана разводит руками.

Аглая Ивановна поворачивается к «НЕВЕСТЕ» №1, 19 , стоящей первой в строю и машет ей.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(«невесте» №1)
Пошла!

«Невеста» №1 неуверенно поднимается по трём ступенькам
и коряво идёт по подиуму.

Все остальные «невесты» сразу же оборачиваются на Аглаю Ивановну и испуганно ждут её реакции.

Аглая Ивановна, глядя на походку невесты №1, в ужасе закатывает глаза.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
Вы понимаете, что первое впечатление вы произведёте на жениха внешностью
и походкой. А походка должна быть женственной, летящей… Если хотите, манящей! А что мы сейчас видели? Гибрид испуганной голодной мыши
и детского сборного конструктора. Ладно, будем учиться.
(Наташе,
ласково шипя)
Начнём с вас, голубушка.

Наташа неуверенно поднимается по ступенькам.
Ей кажется, что каблуки стали или выше,
или неустойчивее.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Девушка, вы до этого дня никогда не ходили
в туфлях на каблуках?

Наташа замирает на месте, боясь повернуться к Аглае Ивановне, чтобы не упасть.

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Я всегда ношу туфли
на каблуках.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Что?! Ничего не поняла
из вашего, голубушка, лепета. Лепетать будете потом, на свидании
с женихом. А сейчас извольте отвечать громко
и по-военному чётко!

НАТАША
Теперь мне понятно ваше тёмное прошлое.
(Аглае Ивановне)
Я всегда ношу туфли только на каблуках!

АГАЛЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Что-то незаметно. Ладно, поднимайтесь и пройдите
по подиуму летящей походкой.

Наташа поднимается, приосанивается и идёт по подиуму, подражая моделям.

Получается не правдоподобно.
Аглая Ивановна тяжко вздыхает.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(бурчит)
И так каждый раз: всё
с начала!
(Наташе)
Не надо так издеваться
над нашими топ-моделями. Поверьте, у них жизнь –
не сахар. Вы, голубушка,

(ДАЛЬШЕ)
АГЛАЯ ИВАНОВНА (ПРОД.)
пройдите с прямой спинкой,
но по-своему, по-женски. Представьте, что я – ваш потенциальный жених, и вы хотите очаровать меня.

Наташа возвращается на исходную позицию.

НАТАША
Очаровать тебя, наша шпалоносица, - это что-то
из области нереального…

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе,
певуче)
Я всё слышу.

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Я молчу. Шаги считаю,
мало ли пригодиться…

Аглая Ивановна машет рукой Наташе.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Пошла!

Наташа выпрямляет спину и старается идти по подиуму непринуждённо. Получается уже лучше.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Так, уже хорошо. Ещё свободней. Так. Хорошо.
От бедра, от бедра. Хорошо!

У Наташи на лбу от усердия выступает пот.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Всё, стоп! Хватит. Теперь спускайтесь ко мне.

Наташа осторожно спускается и подходит к Аглае Ивановне.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе, безапелляционно)
А теперь откройте рот, голубушка, да пошире.

Наташа, опешив, смотрит на Аглаю Ивановну.

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Зачем? Что вы там хотите увидеть?

АГЛАЯ ИВАНОВНА
Наш клиент, иностранец, первым делом заглядывает невесте в рот. Потому что лечение на западе – занятие весьма дорогое. И, выбирая себе невесту, он, этот самый
иностранец, сразу же подсчитывает, во сколько
вы ему обойдётесь.

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Я что, попала на лошадиную ярмарку?

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(Наташе)
Ну, не лошадиную,
а на ярмарку невест,
что практически – одно
и то же в настоящее время,
в настоящем месте.

Аглая Ивановна громко смеётся своей шутке.
Все остальные робко улыбаются.

НАТАША
(Аглае Ивановне)
Ну, знаете ли…
(Светлане)
Уходим!

Светлана молча убирает журнал в сумку, поднимается
и идёт к выходу.
Наташа идёт за ней.

НАТАША
Возмутительно…

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(«невестам»)
Кто ещё хочет показать здесь свой норов и уйти?

Все «невесты» молчат.
Аглая Ивановна поочерёдно обводит всех тяжёлым взглядом.
Никто не уходит.

АГЛАЯ ИВАНОВНА
(смягчившись)
Очень хорошо.
(рявкает)
Открыть рот! Всем!

НАТ. СКВЕРИК НЕДАЛЕКО ОТ БРАЧНОГО АГЕНТСТВА «ЦВЕТЫ РОССИИ» - ДЕНЬ

Наташа и Светлана сидят на скамейке и едят мороженое.
У Наташи – кислое выражение лица.
Светлана спокойна.

НАТАША
Хорошо, что там денег
с невест не берут, а только – с женихов. Жаль, конечно, что не получилось…

СВЕТЛАНА
Чего ты зациклилась на иностранцах? Тебе что, наших мужиков мало? Взять хотя бы Женьку из соседнего дома. Парень серьёзный,
в компьютерах толк знает.

НАТАША
Хочу замуж за иностранца,
и всё тут.

СВЕТЛАНА
Твоё дело… Наташка, а что ты мучаешься? Давай твою лучшую фотографию поместим
в Интернете. Посмотрим,
что получится.

НАТАША
Точно! Напишу немного
о себе, и буду собирать «урожай». Глядишь, и тебе найдём жениха заморского.

СВЕТЛАНА
Не надо нам никакого Таити. Нас и здесь хорошо кормят. Не созрела я ещё, подруга, для женихов, а тем более – для заморских. Пойдём лучше домой. Кстати, у тебя есть фотография для Интернета?

НАТАША
Да, в агентстве сделали.

Наташа достаёт из сумочки пакет со своими фотографиями
и протягивает Светлане.
Светлана с интересом рассматривает фотографии Наташи.

СВЕТЛАНА
Сногсшибательные фотографии!
Всё! Пошли к тебе домой. Займёмся вплотную твоей судьбинушкой, раз тебе так приспичило за иностранного дядю выйти замуж. Сегодня
в Интернете поместим твои фотографии, а завтра посмотрим на «урожай».

продолжение сценария



 

КАРАМЕЛЬ

Денис Казанцев
комедия
История об ограблении и о том как “правильно” делить награбленное состояние.
Доработанная версия.

НАТ. СЕЛЬСКАЯ ДОРОГА ДЕНЬ

Стоит яркий, солнечный день. Мы видим старую разбитую сельскую дорогу, по краям которой расположены поля золотистого цвета, засеянные пшеницей. Вдалеке видны работающие комбайны, собирающие урожай.

По сельской дороге на огромной скорости несется черный Мерседес. Мерседес обгоняет впереди идущий транспорт, на его фоне остальные машины кажутся стоящими на месте.

Наконец Мерседес обходит старый желтый автобус ЗИЛ. От правого заднего колеса Мерседеса отскакивает камень и летит в лобовое стекло ЗИЛа. На стекле ЗИЛа образуются трещины.

ВОДИТЕЛЬ ЗИЛА увидев, как в стекло попадает камень, недовольно смотрит по сторонам, что-то бурчит под нос, бьет рукой по рулю. Водитель ЗИЛа - немолодой, лет тридцати пяти-сорока, мужчина. Внешне Водитель ЗИЛа оставляет неприятное впечатление: лысеющая голова, непропорционально большие глаза, маленькие губы, подбородок, уши.

ИНТ. АВТОБУС ЗИЛ ДЕНЬ

В старом автобусе находится семь пассажиров: БАБКА 1, БАБКА 2, БАБКА 3, БАБКА 4, ДЕД, а так же друзья КОЛЯ и БРАТ. Все пассажиры, кроме Коли и Брата, сидят порознь. Сидение, находящееся за Водителем ЗИЛа свободно.

Внешне бабки похожи друг на друга: у них схожие черты лиц и одежда. Возле Бабки 1 стоит корзина с курами, возле остальных бабок лежат набитые вещами сумки советских времен. Куры постоянно кудахчут.

Дед пьян. Он спит, положив голову на находящееся перед ним сиденье.

Коля и Брат - типичные деревенские парни крепкого телосложения, лет двадцати. Оба парня коротко пострижены, однако заметно, что их стрижки несимметричные и абсолютно неподходящие к их круглым головам. Оба парня одеты неряшливо, однако, чувствуется, что оба парня очень хотели принарядиться. Коля - светловолосый парень, он одет в черные туфли, широкие спортивные штаны и темно-зеленую рубашку. Брат - темноволосый парень, он одет в кроссовки, такие же как у Коли спортивные штаны и красную футболку, с логотипом команды Chicago Bulls - быком. Парни вольготно сидят на задних сиденьях автобуса.

КОЛЯ
Конь так не ходит!

БРАТ
Точно, ты-то много знаешь…

КОЛЯ
Че ты хочешь сказать, я всю жизнь, да и ты братан, мы оба всю жизнь живем в деревне. Этот гроссмейстер мне говорит, что… Не ну ты хоть раз видел, чтобы конь сначала так вперед, а потом, бац, в сторону. Я всю жизнь живу, ни разу не видел, чтобы кони так ходили.

БРАТ
Да-а-а, я тоже не видел.

КОЛЯ
Ну-у-у. Я ему в башню и дал, разводит меня…

БРАТ
Шахматы - шняга.

КОЛЯ
Не, тут ты зря, а вот шахматисты…

БРАТ
Чувствуешь? Ну и вонь! Ё, чем воняет! Э, заглуши этих чертовых кур, че они разорались?

БАБКА 1
Не твое дело, ишь ты нашелся, куры ему воняют, орут, может они, и пахнут чем, а ты прям, не пахнешь, силы много умом калека, жарко им, вот и орут. Сам то, че орешь, сидит тут, ишь ты нашелся!

БАБКА 2
Че те надо от ее куриц! Чё злишься!

БАБКА 3
Э-э-э злится он я в твои годы и не такое терпела, вот морду наел!

ДЕД
Ка-а-ак, на речке, на реченьке-е-е…

КОЛЯ
(Громко)
Ну-ка тихо всем! Ты -
(показывает пальцем на первую бабку)
заглуши куриц, ты -
(поочередно на вторую и третью бабку)
не влезай не в свое дело, ты -
(на деда)
спи.
(тише)
А ты, братан, терпи, скоро будем в городе.

БАБКА 1
Не, ты че меня затыкаешь, смотрите, расселся там! Ты молчи, ты не молчи, ты может мэр какой-то!

БАБКА 2
Э-э-э, я то в твои годы молчала, сидела.

БАБКА 3
Злость прямо прет!

В сторону парней поворачиваются все бабки и начинают на них орать. В автобусе стоит гул от негодования бабок и пения деда.

Водитель автобуса недовольно слушает все это, затем резко бьет по тормозам. Пассажиры бьются о стоящие перед ними сиденья. Бабки начинают отчитывать водителя.

БАБКА 2
Ты что-ж, ирод, делаешь? Погубить нас хочешь?

ВОДИТЕЛЬ ЗИЛА
(прерывисто и нервно)
Ну-ну все… Хватит.

БАБКА 1
О, командир, какой, раскомандовался!

БАБКА 4
Научили на свою голову машину водить!

КОЛЯ
Да твою-ж мать!

ВОДИТЕЛЬ ЗИЛА
(орет)
Ну-ка заткнулись все, зат-кну-лись! Все я не еду…

БАБКА 2
Че разорался - то, и на тебя управу найдем! Позвоним, кому надо и найдем.

БАБКА 3
Ей-е…

продолжение сценария



 

НЕПОКОРЕННЫЕ

Денис Шевченко
драма, боевик
История о захвате заложников, храбрости и трусости, верности и предательстве. Однажды струсить может каждый, лишь мертвые сраму не имут

НАТ.РАВНИНА ОКАЙМЛЕННАЯ ЛЕСОМ С ОДНОЙ СТОРОНЫ - ДЕНЬ, ВОСПОМИНАНИЕ

Чрез оптический прицел с линиями прицела видна открытая местность, за ней лес. Изображение медленно смещается, словно снайпер разглядывает местность. Чуть правее руины, в которых угадывается православный храм. Прицел фокусируется на храме. Отчетливо виден полусгоревший купол храма, несколько воронок от взрывов. Прицел фокусируется на максимуме. На полусгоревшем куполе сидят два черных ворона.

В кадре появляется БЕРЕЗИН – мужчина лет тридцати пяти-сорока с открытым волевым лицом, одет в камуфляж. Березин кладет винтовку, увитую для маскировки травой, на землю. Смотрит вдаль с грустью.

В кадре появляется МАЙОР, старше Березина, с лицом, прорезанным морщинами, тертый калач. Одет так же, как Березин. Сидит, привалившись спиной к естественному земляному возвышению. Глаза закрыты.

В нескольких метрах от Березина и майора РАДИСТ возится с рацией. Рация типичная для военных, приличных размеров, замаскированная травой.

РАДИСТ
Лиса вызывает Гром.
Лиса вызывает Гром.
Как слышите меня. Прием.

Радист щелкает переключателями.

РАДИСТ
Лиса вызывает Гром. Как слышите меня.

ГОЛОС ИЗ РАЦИИ
(сквозь сильные помехи)
Слышу вас, Гром. Доложите обстановку.

Радист выжидательно смотрит на майора.

МАЙОР
(Не открывая глаз)
Докладывай.

РАДИСТ
(в наушник от рации)
Гром. У нас тихо. Зайцев не видно. Как поняли. Повторите.

ГОЛОС ИЗ РАЦИИ
Понял.Зайцев нет. Продолжайте наблюдение.

РАДИСТ
Есть продолжать наблюдение.

Радист откладывает наушник, вытирает пот со лба.

БЕРЕЗИН
(продолжая смотреть на руины храма)
Сколько церквей сожгли, суки. Ни Бога не боятся, ни людей.

Майор открывает глаза, потягивается.

МАЙОР
Нас боятся. И то хорошо.

Радист улыбается.

Березин продолжает смотреть на храм.

Слышится характерный звук реактивного самолета. Березин, майор и радист падают на землю, лицами вниз. Радист накрывает руками наушники от рации.

Над ними с большой скоростью пролетает самолет.

Все поднимаются с земли.

БЕРЕЗИН
(презрительно сплевывая)
Опять на Белград полетели, с детьми воевать.

МАЙОР
У них своя работа, у нас своя.

Рация начинает шипеть. Радист подхватывает наушник. Березин и майор смотрят на радиста.

ГОЛОС ИЗ РАЦИИ
Лиса,берлога обнаружена. Уходите на базу.
(продолжение)
Как поняли, прием? Повторяю, уходите на базу.

Майор подбегает к рации. Выхватывает у радиста наушник.

МАЙОР
Вас поняли. Уходим на базу.
Повторяю. Уходим на базу.

Смотрит на Березина.

МАЙОР
Горана засекли. Пора сваливать.

БЕРЕЗИН
Если уйдем, оставим им голый тыл. У них же нет здесь больше постов.

МАЙОР
Послушай, старший лейтенант Березин.

Подходит к Березину ближе.

МАЙОР
(продолжая)
Во-первых, у нас приказ,
а в армии приказы нужно исполнять.
А во-вторых, мы здесь задницами рискуем
не за Родину,за Сталина, а за бабки по контракту.
Только на хрена деньги мертвым?

Подходит к Березину вплотную, берет его за отворот камуфляжа. Заглядывает в глаза.

МАЙОР
Мертвым ни бабки не нужны, ни бабы.
Им вообще ничего больше не нужно.
Если не свалишь, через полчаса тебе
тоже нужно не будет. Уяснил?

Березин не отвечает. Не отводит взгляд.

МАЙОР
(встряхивает Березина)
Я тебя спрашиваю,старлей, уяснил?

Березин отводит взгляд

БЕРЕЗИН
Уяснил.

Майор быстро подбирает с земли автомат. Радист закрепляет рацию на спине. Быстро удаляются, не оглядываясь, в сторону леса.

Березин берет винтовку. Звучит музыка сомнения.

продолжение сценария



 

ОНА НАС НЕ НАШЛА

Денис Катин
военный фильм, драма

НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ДОРОГА - ДЕНЬ

Старая деревянная телега едет по дороге в деревню. На телеге сидят ПОЖИЛОЙ МУЖЧИНА и МОЛОДОЙ ПАРЕНЬ лет 17.

Спереди виднеется небольшая деревня – Сосенки, в 50-60 домов, расположившихся на небольшом холме, чуть поодаль широкая дорога и мост через эту речку.

НАТ. РЕЧКА – ДЕНЬ

Косуля пьет воду в реке. Трое мальчиков семи лет, прячущиеся в кустах, подкрадываются и пугают ее. Косуля скачет прочь, вдогонку ей несется детский смех.

НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ДОРОГА – ДЕНЬ

Телега подъезжает к деревне. При въезде, слева от дороги, на засохшем дереве с обломанной верхушкой, в своем гнезде стоят два аиста. Один взлетает, летит над ней, потом взмывает ввысь над деревней.

ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ – ДЕНЬ

Вид из окна - мальчик лет семи – МИКОЛА, сидит на стуле возле открытого окна, высунув голову наружу. Замечает в небе летящего аиста, высоко вскидывает голову и прищуривается от яркого солнечного света, ударившего в глаза. Улыбается.

НАТ. НЕБО – ДЕНЬ

Аист делает круг над деревней, низко летит над головами трех женщин, которые несут в руках большие корзины с бельем, и медленно садится на лугу.

НАТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ – ДЕНЬ

Телега въезжает на площадь. От нее в разные стороны расходятся несколько улиц. С одной стороны площади церковь, с другой школа - новое длинное одноэтажное бревенчатое строение с надписью над крыльцом - “Сасенская пачаткавая школа”.

Мимо два мальчика прогоняют свинью, где-то скрипит колодезный журавль.

Телега останавливается, и парень спрыгивает на землю.

ПАРЕНЬ
Спасибо, что подвезли, дядька Иван.

ДЯДЬКА ИВАН
(отъезжая)
Не за что, сынок.

НАТ. РЕКА – ДЕНЬ

Женщины подходят к реке. Первая женщина – ВАСЯ, на вид лет 28-30, вторая – АДАРКА, примерно одного возраста с Васей, третья – УЛЬЯНА, совсем молодая, красивая девушка лет 16-17.

На той стороне плескаются те же самые трое мальчишек, которые испугали косулю у реки.

ВАСЯ
Митька и Грышка, а ну пошли домой!

Она берет тряпку и идет к ним вброд – речка в этом месте мелкая. ГРЫШКА, увидев маму, выходит на берег, МИТЬКА же ныряет на дно, но вода скрывает его не полностью. Третий мальчик - СТЕПА, весело смеясь, продолжает купаться.

ВАСЯ
Уже и лето к концу подошло, а они все плещутся.

Вася достает Митю из воды за трусы и начинает хлестать тряпкой по заду. Митя сначала сопротивляется, потом затихает и вскоре начинает всхлипывать. Все это время Грышка испуганно смотрит на мать, а третий мальчик заливается смехом.

ВАСЯ
Я же сказала, пошли домой, бездельники несчастные.

Вася отпускает Митю, тот сразу выползает на берег и начинает одеваться.

ВАСЯ
И дружка вашего тоже забирайте.

Она с угрозой поворачивается к Степе, который тотчас прекращает смеяться.

НАТ. РЕКА – ДЕНЬ

Адарка и Ульяна молча поласкают белье. Возвращается Вася.

АДАРКА
Зря ты так, Вася.

ВАСЯ
А что мне еще делать, коль они целыми днями только и знают, что плескаться в реке. Никакой помощи от них по дому. Через неделю в школу, а они еще бегают. Ух!..
(делает грозный жест рукой в ту сторону, куда ушли мальчики)

АДАРКА
Да, в школу…

ВАСЯ
Тебе добра - твой хоть и никакой помощник по хозяйству, зато не бегает абы где. Все равно пользы больше.

Адарка на мгновение прекращает полоскать.

УЛЬЯНА
Вася, как ты можешь так говорить. Тебе бы радоваться надо, что все твои дети здоровые, могут ходить и бегать. Посмотри, Грышка какой крепкий растет - красавец выйдет парень, от девок отбоя не будет. Да и Митька тоже не промах, смышленый малыш – сразу видно.

ВАСЯ
А ты чего вмешиваешься? Сама еще недавно чем занималась. Поговоришь, когда своих детей будешь расти. А уж какие они будут, мы посмотрим.
(собирает свои вещи и уходит)

АДАРКА
(глядит вслед уходящей Васе)
Зачем ты? Невзлюбит тебя теперь.

УЛЬЯНА
Она меня и так не любит.

продолжение сценария



 

ПЛАТЬЕ

Эдуард Сашко
мелодрама

ИНТ. ПАРИКМАХЕРСКАЯ, САЛОН ВЕЧЕР

Конец рабочего дня. В парикмахерской три девушки – РИТА – 24-ёх лет, НАТАША – 25-ти лет, СВЕТА – 30-ти лет, и один парень – ВОВА – 22-ух лет. Девушки заканчивают работу, убирают свои столы. Одна девушка, Рита, одевается.

РИТА
Светка, ну, ты приберёшь, хорошо? А то скоро закроют.

СВЕТА
Приберу, приберу, давай, беги.

НАТАША
Покажешь хоть?

РИТА
Конечно. Я и сама не выдержу, такое не показать. Да я лопну, если не покажу. Всё, побежала. Светка, с меня шоколадка.

СВЕТА
Лучше деньги верни.

РИТА
Верну-верну.

СВЕТА
Беги уже, а то действительно закроют.

НАТАША
Или купят.

РИТА
Я им куплю, я же договорилась, что после работы зайду и приобрету. Да и магазин там не из дешевых, не каждый может позволить себе. Пока, лечу. До завтра.

СВЕТА
Лети, пока. Завтра к девяти.

РИТА
Помню.

Рита уходит.

ВОВА
Что вы за люди, женщины, что последнее на тряпки выбрасываете?

СВЕТА
Эх, Вовка, лишен ты чувства прекрасного. Потому и стрижки у тебя «под горшок».

НАТАША
А у него вообще нет чувств, у него одни инстинкты, и самый развитый из них – инстинкт продолжения рода.

СВЕТА
И что ж ты с таким инстинктом не женишься?

ВОВА
А я тренируюсь, чтобы к часу Икс быть подготовленным на все сто.

НАТАША
Смотри, дотренируешься, не останется от тебя ничего.

ВОВА
Ой, только не надо меня пугать. Лучше убирайте быстрее, а то у меня дела еще.

НАТАША
Знаем мы Ваши дела, Вальдемар. Опять новая лахудра.

ВОВА
Много вы знаете... И почему лахудра? Хрошая девушка!

СВЕТА
Если с тобой, значит лахудра.

ВОВА
Все! Убираем, закрываем и уходим, лахудрочки мои.

ИНТ. КВАРТИРА ИГОРЯ, КУХНЯ ВЕЧЕР

На кухне трое мужчин среднего возраста – ИГОРЬ, АНТОН, ПАВЕЛ. Они распаковывают свертки, накрывают на стол.

ИГОРЬ
Может, все-таки пойдем в комнату?

АНТОН
Кухня, только кухня и ничего кроме кухни. Давно так не сидели, чтобы на кухне, одни, без жен. Как в студенческие годы, помните?

ПАВЕЛ
Золотые времена. Я, помнится, даже плешивым не был.

АНТОН
Да ну?! Когда это было?

ПАВЕЛ
Я уже и сам забыл, но было. Так соскучился по расческе.

АНТОН
Я вот каждый раз ломаю голову, что ему подарить на день рождения, но теперь-то мне будет легче, я уже знаю, что искать.

ИГОРЬ
Вы давайте побыстрее, а то не долго нам без жен сидеть. Скоро насидятся на своем девишнике и домой, и весь кайф обломают.

АНТОН
Неее, раньше полуночи и не жди. Пока нарадуются, пока наплачутся, пока нажалуются, а еще надо нас обговорить. Так что скоро не жди.

ИГОРЬ
Какой кошмар, они что, действительно все это делают? А когда же пить?

АНТОН
Ну, в этом деле им равных нет. Как собирется женская компания, эти женщины так напиваются, что порою завидно становится.

ПАВЕЛ
Я же говорил, что они несовершенны.

АНТОН
Несовершенны, а все равно – мы женаты.

ИГОРЬ
А где, кстати, наш холостяк? Ведь договаривались же...

ПАВЕЛ
Он, скорее всего, борется за мужскую независимость...

АНТОН
Или за то, чтобы попасть под женский каблук.

ИГОРЬ
Какой кошмар, он что, не видит, что стало с нами?

АНТОН
Видит, потому и стремится к такой жизни, а то, наверное, надоело самому готовить, стирать, убирать.

Пока говорит Антон, Павел наливает в рюмки текилу, готовит соль и нарезает лимон.

ПАВЕЛ
Так, берем тайм-аут, есть важное дело.

АНТОН
Для такого важного дела можно и прерваться.

Все берут по рюмке.

ИГОРЬ
Ну, чтоб не в последний раз.

АНТОН
Браво, Гоша! Лучше и не придумаешь.

Павел
Вперед!

Все одновременно слизывают соль, выпивают текилу и закусывают лимоном.

ИГОРЬ
(морщась то ли от текилы, то ли от лимона)
Ух... Так что у него сейчас, всерьез что ли?

ПАВЕЛ
Да кто его знает. Вроде сохнет без нее, томится. Веришь, иногда смотреть тошно. Работа и она, больше ничего у него в этой жизни не осталось. Правда, сейчас у них вроде напряг какой-то.

ИГОРЬ
Жалко человека.

АНТОН
А ведь когда-то и мы так...

Звонок в дверь.

АНТОН
О, явился!

Игорь идет открывать дверь. Говорит на ходу.

ИГОРЬ
Только бы не жена. Мы же так мало успели.

продолжение сценария



 

РАЙ. ВХОД СВОБОДНЫЙ

Евгений Кустов
комедия
Последний монастырский анекдот

ИНТ. КВАРТИРА МАКСА КОМНАТА ДЕНЬ

Играет старинный клавесин. В комнате стоит стол, на котором лежат папирусные свежие свитки с древними письменами, лежит огромный меч в богатых ножнах, желтоватая партитура написанная от руки, чаша вина, тарелка с фруктами, разорванная пачка презервативов и медная изящная коробочка с белым порошком, на коробочке надпись на латинском «Lapis philosophorum».

Пара блестящих глаз моргает и коситься вправо. Другая пара глаз глядит влево. В глазах отражается восторг.

Обладатель одной пары глаз – МАКС, суетливый парень. Обладательница второй пары глаз – МАША, милая и спокойная девушка.

МАКС
(восторженно)
Мне пришла в голову потрясающая идея!

МАША
(спокойно)
Ага. И мне.

Макс подсаживается к Маше поближе на диване. Кладет ей ладонь на ногу.

МАКС
Я сразу стал прокручивать в голове все мысли. В полной путанице я сумел выкристаллизовать одну, но золотую!

МАША
И что это?

МАКС
Экспедиция за вечностью!

МАША
Туда?

МАКС
Да. В эдемский сад. Как я раньше не догадался? Вспомни, ведь там до сих пор стоит дерево жизни. Если бы Адам съел яблоко с этого дерева, то мы были бы вечными как боги.

МАША
Чудная идейка. Я бы еще хотела райского яблочка от дерева познания добра и зла. Что чувствовала Ева, когда съела его?

МАКС
Века уходят, а женское любопытство не пройдет никогда.

МАША
Ой. Кто бы говорил. Какое оно на вкус, вино? Так до Иуды чаша и не дошла. Ты хоть пробовал?

МАКС
Да еще не успел. Он на меня так глянул, это точно он предал Иисуса, не врет Библия. А Иисус на меня посмотрел и говорит: Пейте, пейте в воспоминание обо мне. Великий он все-таки человек. А собрал вокруг каких-то идиотов.

МАША
Это апостолы.

МАКС
Я и говорю. Он им про смерть и муки, а они – теперь мы круты!

МАША
А ведь они оказались правы. Крутая религия получилась.

МАКС
Ну конечно. А ведь он сейчас там. Мы только что с ним пили, но теперь мы здесь, а две тысячи лет пронеслись как один миг.

МАША
Славный порошок.

Маша любуется на баночку с белым порошком. Макс протягивает руку за чашей вина и подносит к губам.

МАКС
Будешь?

МАША
А то.

Макс протягивает ей чашу, но возвращает и вытирает рукавом край.

МАКС
Вдруг Иуда успел отхлебнуть? Надо вытереть тщательно.

МАША
Да ладно, он прикольный малый. Усики такие…

Они выпивают вино. Довольные откидываются на спинку дивана.

МАКС
Вот сколько мы барахла натаскали из наших экспедиций, а ведь владельцы всего этого давно стали прахом. Жизнь наша так быстротечна и уже не за горами адские муки. Ты куда думаешь попасть после смерти?

МАША
Я думаю туда.

МАКС
Я скорее всего тоже. Уж больно я грешен. А что виной? Молодость. Но это не прощает. А ты то что грешна?

МАША
Порошок, пьянство, внебрачные сексуальные связи. К бабушке в то воскресенье не съездила. Да куча всего!

Макс обнимает ее и приближает свой рот к ее уху.

МАКС
Вот моя грешница, вот поэтому нам нужно побывать в раю до смертного часа (благо есть порошок), посмотреть как там, и съесть вечной жизни, чтобы здесь проводить наши счастливые дни вместе до бесконечности. Любовь и волшебные путешествия. Да разве рай с этим сравниться?!

МАША
Тогда надо подготовиться. Собирай вещи. А я приготовлю эликсир активной жизни.

ИНТ. КВАРТИРА МАКСА КУХНЯ ДЕНЬ

Играет веселая музыка. Идут сборы. Маша на плите варит в кастрюле эликсир, мешая его ложкой. В кастрюле кипит вода и плавают какие-то куски. Она приправляет варево солью и пряностями. Макс складывает в рюкзак вещи, убегает из комнаты и прибегает вновь. Он кладет в рюкзак бинокль, перочинный ножик, моток веревки, стопку сменной одежды, спички, салфетки, большую шоколадку и записную книжку с ручкой.

МАКС
Готово.

МАША
Готово.

Маша разливает по тарелкам наваристый мясной бульон. Макс нарезает бородинского хлеба крупными ломтями. Садятся за стол и хлебают бульон чавкая и обдувая горячее содержимое ложек. Быстро жуя темный хлеб, они торопятся быстрее пообедать. Покончив с бульоном, они выпивают по кружке крепкого чая, положив по пять кусков сахара каждому.

МАКС
Ух! Хорошо. Теперь мне под силу взять горную вершину.

МАША
Агам. Я готова.

продолжение сценария



 

   
 

© 2006 screenwriter.ru


В избранное