Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актеры советского и российского кино Выпуск №1 (196) - Памяти Александра Абдулова


Выходит 1 раз в неделю
Победитель фестиваля золотых рассылок
по понедельникам
2006 г. в номинации "Развлечения и досуг"

Приветствуем Вас на официальной рассылке сайта

"Актеры советского и российского кино"

http://www.rusactors.ru

Выпуск № 1 (196)

количество подписчиков - 3164

Памяти Александра Абдулова

Фильмография
Александра Абдулова:

1973 Про Витю, про Машу и морскую пехоту
1974 Москва, любовь моя
1975 Пропащая экспедиция
1976 72 градуса ниже нуля
1976 Золотая речка
1977 Аленький цветочек
1977 Побег из тюрьмы
1978 Все решает мгновенье
1978 Двое в новом доме
1978 Красавец мужчина
1978 Обыкновенное чудо
1979 Место встречи изменить нельзя
1979 С любимыми не расставайтесь
1979 Тот самый Мюнхгаузен
1980 Силицианская защита
1981 Женщина в белом
1981 Карнавал
1981 Факты минувшего дня
1982 Ищите женщину
1982 Предчувствие любви
1982 Суббота и воскресенье
1982 Чародеи
1983 Дом, который построил Свифт
1983 Рецепт ее молодости
1983 Поцелуй
1984 Формула любви
1984 Два гусара
1985 В поисках капитана Гранта
1985 Самая обаятельная и привлекательная
1985 Страховой агент
1985 Тайны мадам Вонг
1986 Веселая хроника опасного путешествия
1986 Сошедшая с небес
1986 Храни меня, мой талисман
1987 Гардемарины, вперед!
1987 Десять негритят
1987 Филер
1988 Убить дракона
1989 За милых дам!
1989 Леди Макбет Мценского уезда
1989 Руанская дева по имени пышка
1989 Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви
1990 Анекдоты
1990 Живая мишень
1990 Сукины дети
1990-1996 Униженные и оскорбленные
1991 Гений
1991 Дело Сухово-Кобылина
1991 Дом под звездным небом
1991 Осада Венеции
1992 Официант с золотым подносом
1992 Странные мужчины Семеновой Екатерины
1992 Сумасшедшая любовь
1993 Грех, история страсти
1993 Золото
1993 Настя
1993 Тюремный романс
1993 Я виноват - 1
1993 Над темной водой
1994 Кофе с лимоном
1994 Простодушный
1995 Первая любовь
1995 Черная вуаль
1997 Шизофрения
1998 Женская собственность
2000 Бременские музыканты и Co - постановщик, актер
2000 Тихие омуты
2000 Рождественская мистерия
2001 Фаталисты
2001 Желтый карлик
2002 NEXT - сериал
2002 О любви
2002 Ледниковый период
2002 NEXT-2 - сериал
2002 О'кей
2004 Дура
2004 NEXT-3 - сериал
2004 А поутру они проснулись
2004 Я тебя люблю - сериал
2004 Мастер и Маргарита - сериал
2005 Анна Каренина - сериал
2006 Маршрут - сериал
2007 Капкан
2007 Артистка
2007 Ленинград
2007 Ниоткуда с любовью, или веселые похороны


Интересное в сети:

Сайт актрисы Евгении Свиридовой
http://www.evgeniya-sviridova.ru

Мир искусства Волгограда
www.volgograd-art.ru

Сайт актера Романа Индыка
http://www.indyk.ru

Сайт, посвященный актеру Сергею Апрельскому
http://www.aprelsky.ru

Иван Пырьев и его женщины
http://www.pyrev.ru

Волшебный мир художника Владислава Коваля
http://www.v-koval.ru

Клан Дворжецких
http://www.dvorzhetski.ru

Дом Шукшиных
http://www.shukshiny.ru

Киноэпопея семьи Бондарчук
http://www.bondarchuki.ru

Дворянское гнездо Михалковых
http://www.mihalkovy.ru

Мир Мироновых
http://www.mironovy.ru

Жерар Депардье
http://www.depardie.ru


Загляните на сайты
Мир Дозоров Сергея Лукьяненко

http://pnof.ru

Клуб Северуса Снейпа
http://lenesnape.narod.ru - не пожалеете!


www.starsclub.ru - на этом сайте вы найдете большое количество самых разнообразных обоев на рабочий стол

www.love.rusactors.ru - сайт знакомств

www.referatovbank.ru - сайт рефератов


 

Актер недели

АБДУЛОВ
Александр Гаврилович

29.05.1953, Тобольск - 03.01.2008, Москва

Народный артист России (1991)
Кавалер ордена Почета (1997)
Лауреат диплома за лучшую мужскую роль на V Всероссийском кинофестивале «Виват, кино России» (1997, за фильм «Шизофрения»)
Лауреат премии «Чайка» (ТВ-6, 1997)
Лауреат продюсерской премии «Золотой овен» КФ «Кинотавр» - «Человеку кинематографического года» (1998)
Лауреат приза за лучшую мужскую роль на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000, за фильм «Тихие омуты»)
Лауреат приза «Золотая подкова» за режиссуру и исполнение роли на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001, за фильм «Бременские музыканты и Со»)
Лауреат приза «Странник» Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге
Самый популярный отечественный актер среди россиян в 2002 году в результате опроса, проведенного компанией «Гэллап Медиа» по заказу журнала «7 дней»

Детство

Александр Абдулов родился в театральной семье. Его отец - Гаврила Абдулович (в других источниках Гавриил Данилович) работал режиссером театра в Фергане, а мама - Людмила Александровна - гримером. Людмила Александровна вспоминает: "У меня уже были два сына, и третьего мальчика я никак не хотела. Как узнала, что снова мальчишка, пошла на медкомиссию, решила делать аборт. Но врачи, чтобы уговорить меня рожать, сказали, что будет девочка". Ошибка это была, или сознательный обман, но у Абдуловых вновь родился мальчик. Третьего сына назвали Александром.

Актерская карьера Александра Абдулова началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле "Кремлевские куранты". Отец для Александра всегда оставался главным действующим лицом, память о нем, по словам самого актера, - это самое прекрасное, что у него было в жизни. Отец воспитал в Александре отношение к театру как к Храму.

Несмотря на то, что актерская стезя Абдулову была предопределена, в юности он о ней не помышлял: занимался музыкой и спортом. Музыкальными кумирами для него всегда служили "Beatles". Актер этого никогда не скрывал и много лет спустя в своем авторском фильме "Бременские музыканты и Со" еще раз продемонстрировал свою любовь к великим музыкантам. Семья Абдуловых не имела особого достатка, поэтому Саша сам мастерил себе первые гитары и слыл среди сверстников чуть ли не "пятым Битлом". Принимавший активное участие в его воспитании старший брат однажды даже выстриг у него волосы, чтобы заставить брата сидеть дома и заниматься.

А учился Александр средне, зато, как признавалась мама, "где надо и не надо был активистом. В школе, что бы не случилось - окно ли разбили, кого-то избить хотели - во всех потасовках Абдулов".

Значительных успехов Александр Абдулов достиг в спорте. Профессионально занимаясь фехтованием, он был удостоен звания "Мастера спорта СССР". Впоследствии, снимаясь в "Обыковенном чуде", Александр фехтовал сам, без дублеров.

В семье ожидали, что хоть один из трех сыновей станет актером. По настоянию отца Александр пытался поступать после школы в театральное училище имени Щепкина, но неудачно. Сохраняя сына от армии, мать настояла на том, чтобы Александр год проучился в педагогическом институте. Одновременно он работал рабочим сцены у отца в театре.

Москва. Первые шаги

Через год Александр Абдулов вновь едет в Москву и поступает в ГИТИС, на курс И.М.Раевского. Кстати, оба брата Абдулова тоже пытались поступать в театральные ВУЗы, но провалились. В результате, старший брат окончил Нефтехимический институт имени Губкина. Судьба среднего брата трагична - он погиб при невыясненных обстоятельствах, ходили разговоры, что его убили, но следствие так ничего и не выяснило.

Абдулову, как и многим, приехавшим учиться в Москву из провинции, было нелегко: "Я приехал из Ферганы как дворняжка, которая собиралась завоевывать Москву. Я этого хотел. По ночам разгружал вагоны, жил в общежитии - пять лет на Трифоновской, восемь - на Бауманской". Но актер никогда не жаловался, считая, что это нормально. Тогда же он начал сниматься в кино в массовках. "Начинал с массовок, половины уже не помню. По-моему, было такое - "Фронт за линией фронта": я там бегал в атаку. Все время бегал. Человек не имеет права сидеть ждать чуда", - рассказывал Александр Абдулов.

Был в жизни Александра момент, когда в начале 70-х ему, тогда еще студенту, изменила любимая девушка. Юноша с горя вскрыл вены в комнате своего общежития. Спас его сосед по комнате, вернувшийся раньше времени в общагу. Позже об этом случае Александр Гаврилович вспоминал с улыбкой: "Дурак был".

"Ленком", любовь и КГБ

В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского Комсомола (ныне "Ленком") на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева "В списках не значился". За эту роль он был удостоен премии "Театральная весна". С тех пор и до последних его дней имя Александра Абдулова было неразрывно связано с театром Захарова. В числе самых известных театральных работ Абдулова - роль в знаменитом "ленкомовском" спектакле "Юнона" и "Авось".

Работая в "Ленкоме", молодой актер влюбился а американку, работающую в Москве вице-президентом крупного банка. Их отношения зашли далеко, как вдруг Абдулова вызвали на Лубянку. Чекисты объяснили, что его возлюбленная шпионка, и предложили сотрудничество. Абдулов отказался работать на КГБ, но и с любимой его вынудили расстаться. Потом он долгое время был "невыездным".

Абдулов рассказывает о своих отношениях с КГБ: "В КГБ меня вызывали много раз. Два раза даже пытались вербовать. После чего я сказал: "Ребята, я по-вашему не понимаю, поэтому разговора не будет". Когда первый раз на Кубу поехал, то ко мне, оказывается, специального человека приставили. Потом несколько раз меня вызывали накануне поездки в Париж с "Юноной", с которой перед этим меня не взяли на гастроли в Португалию и еще в какую-то страну. В Париже я в первый день лихо пошутил, хотя позже понял, что эта шутка могла кончиться для меня серьезными неприятностями. С нами поехали человек шесть "искусствоведов в штатском". И вот я вышел из гостиницы, увидел, что они стоят спиной ко мне, и на полном серьезе спросил: "Вы не подскажете, как будет по-французски: "Я прошу политического убежища?" И здоровый такой мужик, Сан Саныч, замечательный, как потом выяснилось, человек, повернулся и сквозь зубы сказал: "Я тебе дома переведу".

Первые роли в кино. Встреча с Алферовой

В середине 70-х получила развитие кинокарьера молодого актера. После ряда массовок Абдулов в 1973 году, наконец, полноправно дебютировал в кино. Тогда студенту ГИТИСа досталась маленькая роль десантника Козлова в фильме Михаила Пташука "Про Витю, про Машу и морскую пехоту". Затем актер снялся в эпизоде, даже не отмеченном в некоторых справочниках, - роли жениха в картине "Москва - любовь моя".

Возможно, в этом тоже был знак судьбы, поскольку тогда, в студенческие годы, и начался его роман со ставшей впоследствии знаменитой актрисой Ириной Алферовой. Рассказывают, что влюбленный Александр пронес Ирину на руках через весь парк, прежде чем она ответила согласием на его предложение руки и сердца.

Замуж за Александра Абдулова Ирина Алферова вышла уже, будучи беременной от болгарского бизнесмена Бойко Гюрова, который в начале 70-х гостил в Москве. В 1974 году у Ирины Алферовой родилась дочь Ксения. Александр удочерил ее и стал настоящим заботливым отцом. Собственно говоря, большинство и не знали о настоящем отце Ксении, так как этот факт супруги тщательно скрывали.

Секс-символ

Вторая половина 70-х - удачное время для Алексендра Абдулова. Он снялся в ряде известных картин: приключенческом фильме "Пропавшая экспедиция" (Рогов), комедии "Двенадцать стульев" (инженер Щукин), знаменитом телесериале "Место встречи изменить нельзя" (член банды "Черная кошка")…

Вскоре к Абдулову пришла и широкая известность. Ее принесла роль Медведя в телевизионном фильме "Обыкновенное чудо" (1978), поставленном Марком Захаровым по одноименной пьесе Евгения Шварца. В этом фильме наметился своеобразный актерский почерк Абдулова: четко очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя, великолепная пластика, ум и неповторимая лирическая интонация.

Еще одним успехом молодого актера стала мелодрама Павла Арсенова по пьесе Александра Володина "С любимыми не расставайтесь", вышедшая год спустя. В ней Абдулов играл главную мужскую роль - Митю, а главную женскую роль исполнила его тогдашняя жена - Ирина Алферова. Вместе они снялись и в лирической мелодраме "Предчувствие любви" (1982). Герой Александра Абдулова молодой изобретатель Сергей мечтает найти единственную и самую красивую…

К началу 80-х Абдулов стал уже чрезвычайно востребованным актером, нередко он снимался одновременно в нескольких картинах. В большинстве своих первых фильмов он появлялся в амплуа романтического героя. Таким стал и его Иван Пухов в фантастической комедии "Чародеи" (телеверсии знаменитой повести Стругацких), всеми силами стремящийся расколдовать свою невесту. Добрая, веселая картина с замечательными песнями, комедийными ситуациями, добросовестной игрой популярных актеров (Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Эммануил Виттогран, Михаил Светин, Семен Фарада и др.) была явно рассчитана на семейный просмотр. Режиссер Константин Бромберг точно попал в цель. Фильм полюбился миллионам зрителей и ныне продолжает пользоваться успехом.

В 80-е годы Александр Абдулов становится настоящим секс-символом страны. Немаловажную роль в этом играют его работы в картинах Марка Захарова. Персонажи Абдулова сразу полюбились зрителю и стали заметным событием кино 80-90-х годов: Рампкопф в фильме "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), доктор Симпсон в социально аллегории "Дом, который построил Свифт" (1983), Жакоб, слуга графа Калиостро в комедии "Формула любви" (1984), странствующий рыцарь Ланцелот в притче "Убить дракона" (1988).

Незаурядный дар позволяет Александру Абдулову расширить свое амплуа и с равным успехом исполнять разноплановые роли, снимаясь в картинах различных жанров и у разных режиссеров. Артист широкого творческого диапазона, Александр Абдулов снимался в комедиях ("Самая обаятельная и привлекательная" - Володя Смирнов, "За прекрасных дам", "Анекдоты"), детективах ("Ищите женщину" - убийца Роббер, "Десять негритят" - Энтони Марнстон, "Женщина в белом" - Уолтер Хартрайт), приключенческих лентах ("Тайны мадам Вонг", "Золото"), историко-костюмных лентах ("Гардемарины, вперед!" - Василий Лядащев). Актеру были подвластны и глубокие драматические образы ("Храни меня, мой талисман!" и "Леди Макбет Мценского уезда" Романа Балаяна, "Над темной водой" Дмитрия Месхиева, "Сошедшие с небес" Наталии Трощенко и "Факты минувшего дня" Владимира Басова).

В 1991 году началось сотрудничество Абдулова с режиссером Виктором Сергеевым, и их первый фильм, плутовской детектив "Гений", оказался одной из самых интересных картин тех лет и вошел в число лидеров видеопроката отечественных фильмов. Герой Абдулова - обаятельный аферист Ненашев - пришелся по душе зрителям. Не прошла незамеченной и криминальная мелодрама "Странные мужчины Семеновой Екатерины", где вместе с Александром Абдуловым снялись Наталья Фиссон и Андрей Соколов. Но другой фильм Виктора Сергеева "Шизофрения", для которого Абдулов сам написал сценарий, а консультантом был Александр Коржаков, вышедший на экраны в 1997 году, не стал открытием, как это было с "Гением"...

Трудно сказать, к какого рода героям тяготел Абдулов. Он был достаточно пластичен и многогранен и подобно многим театральным актерам был способен сыграть любую роль. Причем в большинстве случаев он играл без грима, обходился без бороды и накладных усов и только менял костюмы в соответствии с изображаемой в картинах эпохой.

Личная жизнь

Отношения с Ириной Алферовой вначале как бы отразились в фильме "С любимыми не расставайтесь", где Алферова и Абдулов вместе снимались. Они считались самой красивой и обаятельной актерской парой Советского Союза. И к тому же образцовой семьей. Но… в 1993 году их брак с треском развалился. Разводу сопутствовало огромное количество слухов. Говорили о многочисленных амурных похождениях неисправимого ловеласа Абдулова. Так ли это, или нет, но женщины его действительно всегда его боготворили…

После развода Ирина Алферова уехала в Болгарию к Бойко Гюрову. Их брак просуществовал два года. Но в чужой стране Ирина прижиться не смогла. Она вернулась в Россию, где нашла счастье в лице актера Сергея Мартынова.

Александр Абдулов пережил тяжелую операцию, после чего буквально выбрался с того света и начал новую жизнь. Он построил загородный дом, где одно время жил вместе со своей гражданской женой Галиной (бывшей балериной) и матерью. В его доме собирались многочисленные друзья, которые принимали активное участие в его строительстве. Один нашел прекрасное место, другой - доски для дома, третий выстроил необычайной красоты камин.

С Галиной Абдулов прожил восемь лет. Они очень любили друг друга, но… так и не поженились. Сам актер объяснял это тем, что он - человек связанный, причем не светскими условностями, а узами церковного брака. В свое время он обвенчался с Ириной Алферовой. И как человек верующий, относился к браку, скрепленному церковью, со всей ответственностью. Расставание с Галиной Александр Гаврилович прокомментировал так: "Просто после восьми лет совместной жизни наши с Галей отношения себя исчерпали".

Кстати, уходя от Алферовой, Абдулов как истинный джентльмен оставил ей квартиру. Сам долго ютился в театре. Галине он также оставил московскую квартиру и машину. Расставание с Галиной далось Александру Гавриловичу непросто. Однако свои переживания артист на люди не выносил. Но даже обычные зрители тогда заметили, что Абдулов за пару месяцев сильно осунулся и похудел. И только близкие друзья знали, что после расставания с подругой Александр с трудом вышел из тяжелой депрессии. Но психологические срывы - следствие взрывного темперамента артиста - случались все чаще и чаще.

В жизни Абдулова было немало женщин. Сам же актер не любил распространяться о своей личной жизни: "Не понимаю мужчин, которые рассказывают о своих женщинах. Мое личное не должно быть достоянием всех".

Последние два года своей жизни Александр Абдулов жил в гражданском браке с Юлией Милославской. Говорили, что она помогла ему обрести второй дыхание в жизни. В декабре 2006 года они все же решили связать друг друга узами брака, а 21 марта 2007 года у них родилась дочь. Юлия оставалась с Александром Гавриловичем до его последних дней...

Личные качества

Александр Абдулов был очень азартным человеком. Когда он был моложе, страсть к рулетке заставляла его провести не один час в казино. Последние годы самым его большим увлечением стала рыбалка. Приезжая в свой загородный дом к матери, он с удовольствием отправлялся на речку. Близкие считали Александра Абдулова добрым, отходчивым и очень надежном человеке, который в трудную минуту всегда приходил на помощь.

В работе Абдулов обычно предпочитал постоянных партнеров. Так, он снялся в четырех картинах у режиссера Виктора Сергеева, написал сценарий для пятой - "Шизофрения". Абдулов всегда с благодарностью вспоминал великих русских актеров, с которыми ему пришлось встретиться в работе. Среди них, прежде всего, - Евгений Леонов и Татьяна Пельтцер. С последней его связывали не только партнерские отношения в знаменитом спектакле "Поминальная молитва", но и настоящая дружба.

Характерными чертами артистического дарования Александра Абдулова всегда были сценическое обаяние, внутренняя и внешняя пластичность, мощный темперамент и самоирония. Такие качества позволили актеру создать на сцене "Ленкома" ряд интереснейших образов, ставших "визитной карточкой" театра. Это - Хоакин ("Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" Пабло Неруды), Фернандо Лопес и Человек театра ("Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова), Никита ("Жестокие игры" А. Арбузова), Трубецкой ("Школа для эмигрантов" Д. Липскерова), Менахем Мендл ("Поминальная молитва" Гр. Горина).

В своих театральных работах Абдулов всегда поражал непредсказуемостью выбора ролей и масштабностью характеров героев. Для таких на первый взгляд несвойственных его амплуа образов, как Верховенский ("Диктатура совести" М. Шатрова) и Сиплый ("Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского), актер использовал особенно яркие и безжалостные краски. Самой значительной своей ролью в театре Абдулов считал Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского "Игрок" - спектакле "Варвар и еретик". За эту роль Абдулов был удостоен премии Фонда К.С.Станиславского и "Хрустальной Турандот", а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евг.Леонова.

Александр Гаврилович стремился постичь все этапы работы в фильме, примеривая на себя то роль сценариста, то оператора, то режиссера, в качестве которого он выступил в полудокументальной ленте "Храм должен называться храмом".

Непокорный характер Абдулова часто вызывал неудовольствие чиновников от культуры, которые порой требовали даже закрытия спектаклей с его участием и вычеркивали из списка претендентов на награды.

Александр Гаврилович обладал незаурядным организаторским талантом. В среде творческой и предпринимательской интеллигенции огромным успехом пользовались благотворительные вечера "На задворках№, организованные Абдуловым. Средства от этих вечеров направлялись на шефскую помощь детским домам и неимущим людям. При его непосредственном участии был по сути дела возрожден Московский международный кинофестиваль, который актер возглавлял в течение нескольких лет.

Последние работы

В киноролях последних лет наглядно отразилось взросление и духовное совершенствование актера. Одной из самых значительных ролей конца XX века в его исполнении стал профессор Каштанов в фильме Эльдара Рязанова "Тихие омуты" (2000). В этом образе Абдулову удалось обнаружить и раскрыть тонкость, лиризм и философичность натуры своего героя, что роднило его с персонажами чеховской драматургии. Александр Гаврилович рассказывал о картине "Тихие омуты": "…изначально снималась большая телевизионная картина, которая должна была стать продолжением "С легким паром". Но Эльдар Александрович решил сделать из нее киноверсию и сильно сократил. Многие линии исчезли, появились двусмысленности. Мне дико обидно, что с "Тихими омутами" произошла такая история. Изначально это была длинная, хорошая, добрая, красивая картина. А в результате... …в телевизионной версии был другой финал: я бросался на машину, в которой сидела моя возлюбленная, упирался в лобовое стекло и признавался в любви. Кстати, из-за этой сцены я чуть не лишился ног: машина покатилась вперед, и я был зажат между двух автомобилей".

В 2000 году состоялся режиссерский дебют А. Абдулова в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм "Храм должен остаться храмом") - "Бременские музыканты и Со" - мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. Съемки картины проходили как в России (Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии), так и в других странах: Азербайджане, Египте, ЮАР и даже на острове Бали. В процессе съемок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор считал свой фильм не традиционной, известной всем сказкой о зверях-музыкантах, по его словам, рассказом о бродячих актерах, в котором отразилась в том числе и судьба самого Александра Абдулова, поехавшего в юности из далекой Ферганы "завоевывать" Москву. Режиссер утверждал, что ему удалось снять фильм только при помощи его многочисленных друзей. Это касается и финансовой стороны: на фильм не было потрачено ни копейки государственных денег. Сам автор сыграл в своем фильме Шута, от лица которого ведется повествование. Остальных персонажей сыграли самые популярные актеры кино - целое созвездие, элита российского кинематографа. Финал фильма, когда Бременские музыканты появляются на экране в костюмах "Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" и улетают на "Желтой подводной лодке", Абдулов считал данью своей любви к "Beatles" и поклоном ушедшему веку. Главной мыслью и даже девизом фильма являются строки: "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...". Актерское братство, взаимовыручка, самоотверженность для Абдулова - были не пустыми словами, а жизненным кредо.

С 2001 по 2007 год Александр Гаврилович снялся в большом количестве фильмов и сериалов. Среди наиболее заметных: "Желтый карлик" Дмитрия Астрахана, "О любви" Сергея Соловьева, сериалы "NEXT", "NEXT-2" и "NEXT-3" Олега Фомина…

В мини-сериале "Ледниковый период" актер сыграл подполковника милиции Клепко, человека честного и неподкупного, борющегося с мафией. Как говорил Абдулов, ему очень хотелось показать тип милиционера, каких, к сожалению, остается все меньше.

Большой резонанс вызвала вышедшая в 2006 году картина Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" - долгожданная экранизация великого романа Михаила Булгакова. Александр Абдулов, с присущим ему обаянием и иронией, великолепно исполнил в ней роль Коровьева - слуги Воланда.

Неожиданный финал

2007 год, как и все предыдущие, для Александра Гавриловича был напряженным: работа в театре, съемки в фильмах "Капкан" (где Абдулов вновь появился в паре с Ириной Алферовой), "Артистка", "Ленинград". В июле Александр Гаврилович приступил к экранизации романа Александра Беляева "Гиперболоид инженера Гарина".

Тем неожиданней стало известие о его болезни, впервые сообщенное СМИ в конце августа. Ему сделали операцию, но общее состояние после этого лишь ухудшилось. Добавились проблемы с сердцем и давлением. Александр Гаврилович отравился на консультацию в Израиль, где прозвучал страшный приговор - рак легких четвертой стадии.

Исход был предрешен, но в это просто не хотелось верить. Миллионы людей слали слова поддержки, надеялись на чудо. Сам Александр Гаврилович, славящийся своим жизнелюбием и сильным характером, до конца своих дней боролся со страшной болезнью. Чудес не бывает. Утром 3 января 2008 года он ушел из жизни...

Игорь BIN

Фотоальбом Александра Абдулова

Источники:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Анна Велигжанина, "Александр Абдулов влюбился в... шпионку" ("Комсомольская правда" 29 мая 2003);
Александр Абдулов. Биография. http://www.biograph.comstar.ru;
Интервью с Александром Абдуловым http://www.peoples.ru;
Мария Ремизова, Юлия Пчелина, "Тайная любовь Александра Абдулова" ("Комсомольская правда");
Екатерина Обегова, "Александр Абдулов игрок по жизни" ("Аргументы и факты");
Данилова Ирина, "Александр Абдулов" (http://zhurnal.lib.ru);
Александр Абдулов. Биографический обзор http://www.molva.ru;
Александр Абдулов http://russia.rin.ru;
Александр Абдулов http://www.prazdniki.ru;
Елена Измайлова, "Александр Абдулов: Я мужчина свободный и одинокий" ("Мое!" 06.04.04);
Мария Ремизова, "Тайна дочери Александра Абдулова", "Комсомольская правда"

Одно из последних интервью

Александр Абдулов: "Не успел сыграть Дон-Кихота!"

Народный любимец Александр Абдулов еще совсем недавно говорил в интервью обозревателю «Фонтанки»: «Лучше не петь дифирамбы после смерти, а любить актеров при жизни…». В конце декабря россияне назвали его лучшим актером 2007 года, а он в это время был в реанимации. Конечно, все знали, что Абдулов тяжело болен, знали про ужасающий диагноз, видели, как он исхудал, но в душе продолжали верить: такого человека не «свалить», еще чуть-чуть и произойдет чудо – он поправится!

Александр Абдулов поражал по-настоящему юношеской энергией. Он успевал все: играть главные роли в «Ленкоме», руководить собственной антрепризой, сниматься сразу в нескольких фильмах и сериалах, быть телеведущим, путешествовать и оставаться заядлым рыбаком. Был у Александра Гавриловича еще один талант: «сто друзей»! Он был идеальный друг, и у него было множество друзей в каждом городе. Они звонили беспрестанно, жизнь Абдулова проходила под трель мобильника.

Режиссер Олег Фомин, снявший Александра Абдулова в сериале «Next», в «Фаталистах» и других фильмах, недавно рассказал потрясающую историю:

Саша очень хороший хозяин, обожает гостей. Мы снимали второй «Next» у него на даче на Валдае. Засиделись съемочной группой до шести утра. И мой сынишка Данька перед сном попросил: «Саса, Саса, мы пойдем рыбу ловить завтра?» И «Саса» пообещал. И вот когда под утро компания стала расходиться, вдруг мой сын проснулся и прямиком к Гаврилычу: «Саса, а рыбалка будет?» У Саши сил никаких, но слово есть слово. Натянул спортивный костюм, и две эти фигуры: высоченный Саша и кроха Даня побрели в лучах восходящего солнца на озеро.

…54 года 7 месяцев и 4 дня – это совсем немного. Александр Абдулов был нарасхват, всем нужен. Несколько часов своей бесценной жизни он уделил для интервью обозревателю «Фонтанки». Многое из сказанного им звучит уже иначе после случившегося…

Александр Гаврилович, чье мнение для вас важно?

- Мамы. Марка Анатольевича [Марка Захарова – главного режиссера «Ленкома» - прим. М.С.]. И моих соратников.

А критиков?

- Сейчас критики как таковой практически не существует. Очень мало специалистов, которые могут сделать профессиональный анализ спектакля. Остальные же краткое содержание перескажут, потом начнут огульно поливать или безудержно хвалить. Пишут, как хорошо выглядела актриса, в какой прекрасной форме находится актер… И теперь, когда очередной театровед мне начинает втолковывать, что у меня что-то не так, я перебиваю: «Странно! А мама смотрела – ей понравилось! Кому я должен верить – тебе или маме?!»

В другие театры ходите часто?

- Я боюсь в театр ходить. Там темно, тепло (улыбается).

Вы сыграли в «Мастере и Маргарите»… Не боитесь мистических напастей, которые по легенде досаждают тем, кто прикоснулся к экранизации булгаковского романа?

- Это все вы, журналисты, выдумали! Сколько статей написано, что злой рок помешал закончить несколько предыдущих попыток экранизаций романа. Я же считаю, не из-за мистических обстоятельств не получалось, а по одной маленькой причине – не умели делать. Не те, видно, были режиссеры!

Володя Бортко же к делу относился серьезно, как к нормальной картине. Не искал какую-то мистику, а снимал серьезное кино по Булгакову. Бортко снял от «А» до «Я». Он все время говорил: «Как только вынимаю одну фразу Булгакова – рассыпается все!» А прежде режиссеры, бравшиеся за роман, были обеспокоены тем, как бы найти неожиданное решение, всех сразить своей концепцией!

Вы сыграли столько ролей… А какой роли все еще ждете?

- Вот жду, когда Марк Анатольевич возьмется за «Дон-Кихота», и я сыграю Дон-Кихота…

А что «Дон-Кихот» уже на подходе?

- Был момент, когда я звонил Александру Володину [замечательный питерский драматург, не так давно ушедший из жизни - прим. М.С.], мы говорили о том, что и как будем делать…

Остались какие-то наброски?

- Нет, ничего…

А кто может заменить Володина?

- Это только говорят, что нет незаменимых. А ушел Володин, и все замерло… Хотя мечта о Дон Кихоте осталась.

А о короле Лире по-прежнему мечтаете?

- И о Лире мечтаю. Надо найти режиссера, что возьмется за это.

Во время питерских гастролей «Ленкома» за кулисами в один из дней вы полушутя-полусерьезно повторяли знакомым, что вам сегодня так не хочется работать!.. А потом вышли на сцену и сыграли блистательно! Как удалось через «не хочу» себя преодолеть?

- Что значит преодоление? Каждый спектакль – преодоление. Каждый спектакль – завоевание. Каждая картина – тоже завоевание. Сегодня – один зал, одно завоевание. Завтра зрители будет абсолютно другими. У нас вся профессия в этом состоит. Мне понравилось, как сказал мой старший товарищ Леонид Сергеевич Броневой: «Никакой опыт не спасает - 50 лет ты отработал, или вчера театральный институт окончил. Ты совершенно белый лист, беспомощный человек. Это страшные потемки, в которых ты пробираешься с ужасом».

Скажите, а желание подражать западным звездам у вас никогда не появлялось?

- Жизнь все-таки идет по спирали. Когда-то в советские времена сын режиссера Данелия из Америки привез мне кассету с фильмом «Полет над гнездом кукушки». Этого фильма тогда в Москве еще никто не видел. Посмотрев «Кукушку», я понял такую вещь: мне нужно уходить из театра, из кино! Не потому, что я так не смогу, а потому, что никогда в жизни такой материал в этой стране не дадут мне сыграть. Никогда! Столько времени прошло, и вот в «Ленкоме» мы взялись за ту самую «Кукушку». И я все время думал: как уйти от Николсона? Чтобы не подражать! Как сделать так, чтобы это была абсолютно другая ситуация?..

Какое самое необычное творческое предложение вам сделали в последнее время?

- Предложили сыграть адмирала Нельсона в сериале «Люди Отечества» – один съемочный день, одна сцена! Я так, по одному дню, еще никогда не снимался… Но самое смешное, когда на меня надели шляпу и парик, я посмотрел в зеркало и ахнул: «Ну, Нельсон, и все!».

Можно ведь сделать отдельный сериал про адмирала Нельсона!

- Вполне!

Многим запомнился ваш неожиданный телеопыт – программа о легендарной актрисе Татьяне Пельтцер. Последует ли продолжение?

-Я давно хотел сделать цикл под названием «Моя история». Сейчас много таких ностальгических передач, но я хочу рассказывать только о тех людях, с кем у меня что-то связано лично.

То есть о ваших друзьях?

- Я не могу говорить о Леонове как о друге. Но я с ним 25 лет был на сцене. И мне есть, что о нем рассказать. С Юрием Владимировичем Никулиным я был знаком лет двадцать. С оператором Пашей Лебешевым еще больше… Я даже песню спел, специально написанную для этого ТВ-цикла. Мысль там такая, что лучше не петь дифирамбы после смерти, а любить актеров при жизни.

Появятся ли передачи, посвященные современным актерам?

- Только ушедшим…

В книжных магазинах в глазах пестрит от мемуаров артистов всех мастей. Пишете ли вы свои воспоминания?

- Нет. Хотя мне, в принципе, есть что написать и что рассказать. У меня довольно богатая жизненная история.

У многих зрителей вы ассоциируетесь с образом настоящего мужчины… Трудно сегодня быть настоящим мужчиной?

- Все трудней и трудней.

Александр, как вы относитесь к ныне модному хождению известных актеров в бизнес?

- Если у кого-то получается, почему нет. Про наших актеров говорить не буду – не мне их судить. А вот Бриджитт Бардо под Каннами открыла отель на том самом месте, где она снялась когда-то в одной из культовых картин, недалеко от Монте-Карло. Сейчас этот отель едва ли самое модное место на Лазурном берегу. Там мадам Бардо и свои собственные скульптуры разместила, и свои фотоработы (она ведь еще и скульптор, и фотограф!)… Вот это бизнес – для денег и для души!

Вы так сочно рассказываете. Уж не задумали построить свой отель?

- Хотеть-то я хочу. Но кто ж даст! Разве что в Астрахани. Пусть без скульптур, но с рыбалкой!

Александр Гаврилович, что составляет для вас сейчас смысл жизни?

- А как всегда! Чтобы были живы все мои близкие, родные, любимые люди.

А о себе любимом что же ничего не скажете?

- Ну а что себе пожелать? Жить да работать — подольше…

Михаил Садчиков,
специально для Фонтанки.ру http://www.fontanka.ru

 

Ваши отклики и замечания по Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru .

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


Озон: кино, музыка, книги

В избранное