Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В сегодняшнем выпуске рассылке - последняя часть телепередачи на тему психологии в кино.


Телеведущая Елена Кирсанова  сделала передачу с моим участием на тему психологии в кино. Она вышла в программе «Спрашивали? Отвечаем…» на канале "Столица-Плюс" в марте этого года.  В сегодняшней рассылке – заключительная часть этой получасовой передачи. Середина диалога – в предыдущем выпуске. Просмотреть видеозапись полностью можно по адресу http://video.mail.ru/mail/bach/psinema/41.html .

А какие фильмы Вы ещё пересматриваете регулярно?

– Мне нравятся такие фильмы как «Амели» - про то, как можно во взрослой жизни сохранить детскость, непосредственность и подходить нестандартно ко всем жизненным ситуациям, проявлять себя и не оставаться в каких-то шаблонах, не загонять себя в них. Это фильм «Майор Пейн» – там больше о нестандартных подходах в воспитании детей, в воспитании окружающих, в воспитании себя в том числе. Какие ещё можно вспомнить фильмы… Если из мультиков – то «Шрек».

А чему Вы учитесь, глядя на мультики?

– Там для меня очень много творческих моментов, когда я вижу полёт фантазии создателей фильмов, от них заряжаюсь и тоже учусь воспринимать этот мир как-то более творчески, более раскрепощено.

А зачем Вам мир воспринимать более творчески?

– Чтобы получить возможность жить более продуктивно. Я же занимаюсь творческой работой, мне важно в своей работе проявлять какие-то нестандартные подходы. И сам мой тренинг довольно нестандартный. Я думаю, это важно – уметь творить, уметь проявлять свою творческую жилку...

То есть, творческий потенциал Вы черпаете в мультиках.

– В том числе. Это помогает, да – смотреть на те же вещи под другим углом зрения и заряжаться вот этим азартом и вдохновляться, так скажем, примером.

Вот мы сейчас с Вами рассказали о фильмах, которые учат общаться мужчину и женщину, женщину с мужчиной…

– Понимать. Примеры показывают.

Говорили о том, какие фильмы можно смотреть для того, чтобы победить неуверенность в себе…

– Да, придать себе уверенности больше, образец для подражания.

О каких фильмах Вы ещё говорите на своих тренингах? Чему ещё можно научиться, смотря фильмы?

– Ещё можно научиться видеть манипуляции и – или пользоваться ими, или избегать их, защищаться от них. Потому что очень много есть моментов, в том числе, как продают товар какой-нибудь, впаривают, грубо говоря. Как этого можно избежать, как это действует, как не попасться на такие манипуляции – это всё легко отслеживать.

О каком фильме Вы сейчас говорите?

– Я сейчас могу привести в пример «День сурка», где страховщик продаёт услугу по страхованию главному герою, пытается его… Вы смотрели «День сурка»?

Да.

– Там известный момент, когда встреча двух бывших одноклассников – и как главный герой пытается уйти от таких навязчивых предложений.

Я там не очень хорошо это помню. То есть, этот пример можно перенести в жизнь?

– Можно научиться видеть – за какие обычно люди дёргают, и как уходить от такого влияния. Там показываются в одном фильме один и тот же эпизод – но по-разному главный герой решает одну и ту же задачу.

Для начала нужно понимать, что сейчас тебя начинают дёргать за эти ниточки.

– Да.

То есть, когда сам попадаешь в такую ситуацию.

– Но всё-таки первый этап – это научиться видеть, как это происходит с другими, как это другие люди делают. А потом уже, когда это происходит с Вами, отслеживать это и понимать: «Да, я сейчас в такой же ситуации и как бы мне лучше сейчас поступить».

Как мне можно было бы поступить, варианты.

– Да.

То есть, там показаны варианты.

– Показаны варианты, и показано, что на это всё какие-то скрытые мотивы есть. Что манипуляции имеют какие-то составляющие части стандартные. И они могут быть по-разному выражены, но что-то общее есть.

Вот какие там составляющие в манипуляции, давайте всё-таки поподробней.

– Это целая большая тема – «Манипуляции в нашей жизни».

Хорошо, мы оставим эту тему на следующее обсуждение.

– Да, на следующую программу.

То есть Вы говорите, что можно увидеть, как Вами манипулируют, можно научиться манипулировать людьми. Но вот НЛП, о котором мы с Вами говорили, дотрагиваться до запястья человека и вынуждать его говорить то, что нам надо – это одни из вариантов.

– Как вариант.

Ещё о каких вариантах Вы говорите?

– Ещё есть варианты жёсткого конфликта, например. Распространённый пример – когда Вы уходите с работы, Вам, например, отказываются заплатить за то, что Вы отработали. Как ни странно, несколько эпизодов именно по этой теме пользуются у меня популярностью. Людям это помогает и придаёт уверенности – и показывает, что за свои права нужно бороться, что можно уходить не просто тихо, мирно, и в ущерб себе. А заявлять: «Я имею право, я отработал, я готов даже причинить Вам неприятности, но я получу своё».

Я всё равно буду отстаивать свои права.

– Да, всё равно Вы за мой счёт не обогатитесь.

Это какие фильмы?

– Это такие фильмы как «Бойцовский клуб» и фильм «Красота по-американски». Это фильмы, в которых главные герои чётко следуют этой позиции «я хозяин»: «Я ответственен за то, что происходит в моей жизни, и я позволяю или не позволяю происходить в моей жизни подобным вещам».

Анатолий, вот Вы сейчас говорите «Шрека» смотрите, «Красота по-американски», ещё какие-то фильмы, т.е. это всё американские фильмы, всё Голливуд. Почему не отечественные фильмы? Почему не европейские? Ведь множество фильмов существует.

– Существует множество фильмов, но, насколько я понимаю, психология-то развивается больше именно на Западе. НЛП пришло именно оттуда. Поэтому там это и все знают, и все, наверное, сценаристы учились этому. А у нас психология, насколько я знаю, долгое время находилась в таком положении… ну, не любили у нас, когда люди… как Вы представляете – свободные люди в СССР, которые не поддаются на манипуляции, которые отстаивают свои права, которые могут…

Это было невыгодно.

– Было невыгодно, и поэтому, наверное, всё-таки у нас психология была больше академической, а не практической.

Понятно. Базовая психология.

– Да, базовая психология, которая мало применялась в повседневной жизни. Сейчас, конечно, больше развивается именно практическая психология, и я думаю, фильмы – они будут меняться с течением времени. Наши фильмы будут обладать той же психологичностью.

Вы пока не практикуете в своей тренинг-программе отечественные фильмы, да? Пока всё-таки основываетесь на зарубежных?

– У меня есть некоторые эпизоды, особенно из таких фильмов как «Место встречи изменить нельзя», например. Там есть методы, как получать информацию от других людей, как уметь с ними находить общий язык - то, что Глеб Жеглов умел очень хорошо делать, именно такие методы. Думаю, в советской психологии это тоже развивалось – как разговорить человека, как его убедить в чём-то. И поэтому советские фильмы – они больше о том, как убеждать людей, как воздействовать на них…

Воздействовать. Психология воздействия.

– Да, психология воздействия, и я думаю, примеров в советских фильмах много.

Советские фильмы, мне кажется, учили быть эмоциональными.

– Открытыми, доверчивыми, верить всем, доверять…

Это тоже своего рода пропаганда была.

– Пропаганда, да, скорее всего, на это было нацелено.

Вы знаете, последний из фильмов, который я смотрела отечественный – это «Девятая рота» была. Вы не используете, никаким образом? Там, мне кажется, тоже – идти до конца, воспитывает патриотизм.

– Патриотизм воспитывает, чувство долга и так далее. Чувство – как работать в команде, там же создаётся из новобранцев микрогруппа, которая должна действовать решительно, жёстко в экстремальных ситуациях, поэтому там, естественно, можно показать, как эти связи устанавливать, как учить…

Как находить общий язык в группе с незнакомыми людьми.

– Как сплотить, как сгладить шероховатости в характерах, чтобы всё-таки друг другу подошли и работали как одна команда.

Такой фильм как «Парфюмер» – тоже на меня произвёл впечатление. Чему там можно научиться, в этом фильме, с точки зрения психологии?

– Да, в этом фильме отсутствует главный положительный герой, как обычно это бывает в голливудских фильмах. Вместе с этим, фильмы не всегда показывают как надо. Они чаще всего показывают – как не надо действовать. По крайней мере, в самом начале, в самой завязке: как не надо делать, какие ошибки допускаются. А потом уже главный герой по ходу фильма их решает, к концу – успешно обычно решает. Фильм «Парфюмер», скорее, красивый фильм, красивые декорации…

Но ведь в каждом фильме какая-то есть… для чего-то это делается – каждый фильм, каждое художественное произведение.

– Да.

Вот здесь – о чём показать? Что есть такие необычные люди, которые добиваются своей цели вот таким необычным способом?

– Наверное, это фильм о том, как важно в самом начале человеческой жизни направить её в нужную сторону и …

То есть, гениальность нужно контролировать.

– Гениальность не имеет знака плюс или минус, она всё-таки должна основываться на какой-то человечности. И только тогда этот гений может дать миру всё хорошее…

Свою пользу принести человечеству.

– Да. Иначе он сам по себе развивается, внутри самого себя, и не всегда это идёт всем на пользу.

Анатолий, есть такое понятие как «кинотерапия». Что это такое? Вот мы сейчас о чём с Вами говорим – это и есть кинотерапия или нет?

– Кинотерапия – это такое направление в психологии, лет 15 назад зародилось…

Где-нибудь не у нас, где-нибудь не с нашими фильмами...

– Психотерапевт Вудек начал использовать в своих консультациях фильмы, именно под запросы его клиентов. Он считал, что это даёт возможность пережить состояния, близкие с проблемами клиентов, и таким образом как-то их решить. У него был даже свой список. Он прописывал рецепт.

Рецепт просмотра определённых фильмов определённому человеку, Вы об этом говорите?

– Да, да. На его консультациях задавались какие-то…

Индивидуальный подход к клиентам.

– Да.

То есть то, о чём мы сейчас с Вами говорим – это и есть кинотерапия.

– Можно назвать это кинотерапией… но у меня не весь фильм. Я могу порекомендовать в частных консультациях, но у меня заранее построен, например, блок по уверенности – и мы просматриваем много-много вырезок по этой теме. Или отношения мужчины и женщины – тоже по этой теме. То есть, у меня библиотека эпизодов и сцен.

Хорошо, а тогда, может быть, сейчас поговорим немного о том, какие фильмы стоило посмотреть родителям, у которых дети, скажем так, не очень послушные. То есть, проблемы у детей с родителями в семье.

– Если более общий подход, если воспринимать – что растёт новое на месте старого, и старое сопротивляется новому – то в этом смысле я бы порекомендовал фильм «Шоколад». Именно о том, как новые веяния приходят, и всё новое – оно выходит в конфликт со старым, привычным, и эта вся динамика как развитие – всё-таки она полезна и детям, и родителям. Каждый может получить в этом что-то новое, что-то важное, полезное. И, опять же, я упоминал фильм «Майор Пейн» - тоже о том, как воспитывать можно, невзирая на каноны педагогики, невзирая на привычные образы воспитателя. Там показан такой оригинальный подход, который тоже имеет право на существование. Возможно, даже если просмотреть вместе с ребёнком, это заставит задуматься и обсудить – как ребёнок увидел, что ему понравилось, не понравилось, и это тоже формирует отношения, тоже формирует поведение в будущем. Конечно же, нужно смотреть, чтобы ребёнок не смотрел те мультфильмы или фильмы, где наоборот, отрицательные герои, или ещё не для этого возраста. Есть ограничения у фильмов по возрасту, в Америке за этим следят строго. Поэтому, я думаю, если родители будут отслеживать…

То есть перед тем, как дать ребёнку посмотреть фильм или мультипликационный фильм, нужно посмотреть его самому, сделать для себя выводы, и посмотреть вообще – надо ли смотреть это ребёнку.

– Да. Или на кассете есть ограничения по возрасту. Тоже нужно это учитывать.

Итак, в конце нашей беседы мы что можем сказать – смотрите фильмы, уважаемые телезрители, и учитесь из них брать что-то нужное для себя.

– Делать это не только с удовольствием, но и с пользой – смотреть наши любимые фильмы.

Но, рекомендует Анатолий, всё-таки голливудские фильмы, поскольку там психология…

– Психологичность выше обычно.

Итак, сегодня в гостях у нас был Анатолий Верчинский. Спасибо Вам за эту беседу.

– Спасибо Вам, Елена.

И мы говорили с тренером-психологом Анатолием о том, как нужно смотреть фильмы, какую пользу для себя можно почерпнуть из приятного времяпрепровождения.

Мой очередной мастер-класс "Психология в кино" состоится сегодня, 24 июля 2007 года, в 19.00 в "Сити Классе" по адресу ул. Дружинниковская, д.11/2, тел. 517-6191. Занятие состоит из просмотра вырезок из различных фильмов с моими психологическими комментариями. Подробности по адресу http://cityclass.ru/course/detail/3773/ . Приглашаю всех желающих.

С уважением,
Анатолий Верчинский


В избранное