Режиссер — Фрэнк Миллер В ролях: Габриель Махт, Ева Мендес, Сэмюель Эл Джексон, Скарлетт Йоханссон, Сара Полсон, Паз Вега, Джейми Кинг Продолжительность — 103 м
Кажется, когда речь заходит о кино, знаменитому художнику комиксов Фрэнку Миллеру катастрофически не хватает фантазии. Выйдя в первое самостоятельное плавание по бурным водам кинорежиссуры, он, видимо, для верности избрал ровно тот же курс, которым до него уже прошли Роберт Родригес и Зак Снайдер, переносившие на киноэкран его рисованные миры — в смысле,
заставил живых актёров бегать в пустом пространстве, а потом дорисовал всё остальное.
Занятно, что Миллер предпочел экранизировать не собственное, а чужое творение — достаточно знаменитый в Америке комикс Уилла Айзнера «Мститель», выходивший ещё с 1940 года. Впрочем, Айзнер, будь он ещё жив, мог бы и не узнать своё творение на экране — Миллер не столько экранизировал «Мстителя», как он был, сколько соорудил собственный комиксовый римейк и перетащил его на большой экран. По «Мстителю»
видно, что как художник с собственным моментально узнаваемым визуальным стилем Миллер всё так же силён, как и прежде. Но вот с постановкой художественного фильма у него всё несколько сложнее.
В самой технологии помещения живых людей в созданное на компьютере пространство заложена некоторая визуальная мертворожденность, которую приходится преодолевать всем без исключения авторам, взявшимся работать с ней. Все решают этот вопрос по своему — Родригес в «Городе грехов» брал чистой запредельщиной событий, Снайдер в «300 спартанцах» пытался выезжать за счёт драйва; братья Вачовски в «Спиди-гонщике»,
наоборот, пошли путём максимального подчеркивания этой искусственности. Миллер в «Мстителе» нашёл свой подход — он попытался втащить в этот нарисованный монохромный мир с редкими вкраплениями цвета что-то среднее между романтической комедией и комедией абсурда.
В результате «Мститель» в некоторые моменты вдруг, с этаким судорожным вздрагиванием, возвращается к жизни. Например, когда Сэмюель Джексон в нацистской форме плавит на блюдечке белого пушистого котёнка, от которого остаются только печальные голубые глазки на фарфоре. Или когда из-под земли неизвестно зачем на минутку выскакивает испанская красавица Паз Вега с огромными мечами. Или когда Скарлет Йоханссон во всё той же нацистской форме носит
туда-сюда телефон и чеканит слово «Смерть». Ну и, конечно, ключевой момент фильма — когда Ева Мендес делает ксерокопию собственного зада, а главный герой потом ищёт её по гостиницам, предъявляя сотрудникам эту «улику». Опознает её, кстати говоря, карлик-коридорный.
В подобные моменты в «Мстителе» явственно ощущается то брутально-ехидное обаяние, которым, по замыслу Миллера, должен был быть пропитан весь фильм. Но на все час сорок три минуты его не хватает никак — во всё остальное время «Мститель» смотрится тяжеловесным, деревянным, чудовищно скованным и как-то совершенно неправильно медленным. И страшно красивым при этом.
Вердикт Кочерыжкина — набор весьма эффектных картинок, довольно неубедительно — за вычетом редких моментов красоты — прикидывающийся художественным фильмом.