В ролях: Павел Деревянко, Анна Семенович, Юрий Стоянов, Юрий Гальцев, Алексей Булдаков, Михаил Крылов, Ксения Собчак, Анфиса Чехова, Тимати Продолжительность – 110 м
Авторы «Гитлера» утверждают — при создании своего фильма они в первую очередь ориентировались на абсурдную пародийную школу в духе великой троицы Цукера -Абрахамса – Цукера, авторов «Аэроплана!» и «Голого пистолета». Формально, и правда, похоже – по крайней мере, безостановочный парад второ- и третьестепенных шуток (некоторые из которых, кстати, чрезвычайно удачны), которые ещё надо успевать
выхватывать из фона, прилежно срисован именно с цукеровско-абрахамской манеры. Правда, увлёкшись сочинением этих комических виньеток, «Гитлер-капутовцы» напрочь упустили самое важное – что центральным объектом пародии всегда была яркая и узнаваемая киношная форма, воспроизводимая с максимальной тщательностью.
Грубо говоря, если взять тот же «Аэроплан» или «Горячие головы» и тщательно соскоблить всю обильную юмористическую шелуху, там останется предельно простая, но всё же внятная жанровая история, которую вполне можно было бы разыграть и с совершенно серьёзным лицом. Это факт, что в «Аэроплане» эти шутники позволяли себе вставлять не просто
сюжетные повороты, а целые диалоги, изъятые из фильмов-катастроф, снятых когда-то по серьёзке. Бессмертная фраза про то, что «Нам не только нужно найти на борту человека, который умеет водить самолёт, но и чтобы он не ел на ужин рыбу!» как раз является блестящим примером такого манёвра (да, её правда говорили в другом фильме на полном серьёзе).
В центре «Гитлера» же нет вообще ничего, кроме неутолимого желания пошутить – что, честно сказать, довольно странно, при наличии богатейшего наследия советских фильмов про разведчиков, которое можно было бы фантастическим образом обыграть. И вся тщательно придуманная и выстроенная комическая пиротехника в результате повисает в пустоте – это как подтяжки,
которые, какими бы фантастически интересными и красивыми они не были, всё равно не имеют никакого смысла при отсутствии штанов. Вот штанов-то на «Гитлере капут» и нет – как метафорических, так зачастую и буквальных. И расписанное в рамках рекламной кампании фильма американское кинообразование сценариста и постановщика Вайсберга совсем не помогает делу – по «Гитлеру» видно, что он и правда научился
грамотно ставить и двигать камеру, но эта грамотность совершенно никак не пожелала магическим образом трансформироваться в умение рассказать историю.
Максимум, на что он способен – это рассказать анекдот; чем, собственно, и занимается почти два часа. Про Штирлица и Мюллера, про гаишников и телевизор, про Тимати и Ксюшу Собчак, и так далее, и так далее, и так далее. Временами забавно, это да. Но представьте себе, например, купе поезда – книжка дочитана, в плэйере села батарейка, по вагонному
радио по кругу альбом Аллы Пугачевой «Не делайте мне больно, господа», а один не очень-то умный, но страшно настырный попутчик травит анекдоты два часа подряд, и до темноты, когда можно будет легитимно накрыться одеялом с головой, ещё несколько часов. Представили? Вот это и есть фильм «Гитлер капут».