Видимо, это опасность подстерегает каждого серьезного китайского режиссера – рано или поздно он ощутит внутри себя
этот зов, эту потребность бросить все свои дела и снять красивую и дорогую сказку про летающих китайцев. Чен Кайге –
не первый, кто поддался этому соблазну; его бывший соратник и помощник Чжан Имоу уже дважды исследовал эту тему, один раз
блестяще («Герой»), другой чуть похуже («Дом летающих кинжалов»). Поговаривают, что именно стремление
заткнуть за пояс бывшего коллегу вдохновило Чена Кайге на создание «Клятвы», самого дорогого фильма за всю историю
китайского кинематографа. Что ж, если судить по этому фильму, то придётся признать, что зависть – не самый лучший советчик,
когда дело касается высокого искусства.
У себя на родине «Клятва» побила все рекорды кассовых сборов. И если вам вдруг в голову придут некоторые забавные
ассоциации (самый дорогой проект национального кинематографа, рекордные кассовые сборы) с одним фильмом отечественного производства,
то вы будете не так уж и далеко от истины. Создателей «Клятвы» и «Ночного дозора» объединяет одна
черта – заполучив рекордный бюджет, они точно так же, как и «дозорные» в своё время, поддались эйфории
и решили, что они сделают «красиво» везде, где только смогут. В результате это «красиво» временами
отчаянно напоминает отличный принцип украшения предметов и мест, высказанный в фильме «Восток есть Восток» -
«Два мотка скотча, и так красиво!» Красивости так и сочатся с экрана в зал, да только они слишком уж часто для
такого эпического повествования напоминают мультик. Местами всплывают ассоциации с блестящим фарсом Стивена Чоу «Разборки
в стиле кун-фу» - но если там компьютерная мультяшность была намеренной и работала на общий комический эффект, то на
«Клятве», по идее, хихикать не пристало.
Однако удержаться местами решительно невозможно – скажем, в сцене, где главный герой обгоняет огромное стадо быков,
мчась на четвереньках по стене глубокого каньона (не спрашивайте). И это далеко не единственный раз, когда мощные, впечатляющие
по задумке сцены проваливаются из-за откровенный топорности компьютерной графики. Есть и моменты, в которых графика выполнена
просто на отлично – что, в свою очередь, озадачивает еще больше. Видимо, создатели «Клятвы» слишком широко
размахнулись, и только в процессе осознали, что не сумеют вытянуть все задумки на нужном уровне.
Это довольно обидно – не будь этой многочисленной халтуры в области спецэффектов, из «Клятвы» могла
бы выйти прекрасная эпическая сказочка, с благородными воинами, коварными злодеями, прекрасными принцессами и добрыми богинями.
В сюжетном плане в фильме присутствует некоторая неразбериха, но это, по правде говоря, довольно забавно – в разбирательстве
в том, что кому напророчила всесильная богиня, и кого на этот раз любит (или думает, что любит) прекрасная принцесса, присутствует
некая безотчетная, детская почти радость. Сцены поединков по большей части сняты весьма впечатляюще – скажем, эпизод
в самом начале фильма, когда доблестный генерал Гуан-мин бьётся с полчищами варваров. Но в целом же, увы, Чену Кайге стоит
засчитать промах – до того уровня филигранности, на который вышел Чжан Имоу с «Героем», ему так и не удалось
добраться. А жаль.
Серж Кочерыжкин
Этот фильм вы можете увидеть в мультиплексе "Каро фильм"
ул. Телевизорная, 1 (Торговый квартал на Свободном) Автоответчик и бронирование билетов - (3912)
911-001
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория
новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале
"Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.