Разбираемся с представлениями, прислушиваемся к поколению, пересчитываем перышки и торопим события
John Lennon «Working Class Hero: The Definitive Lennon» 2005, Parlophone
Это уже не первая коллекция Джона Леннона, выходящая в 2005 году, четверть века спустя его трагического убийства. До этой было еще как минимум две, “Electric” и “Acoustic”, где самые известные вещи Леннона появлялись в довольно сырых обработках, что самым неожиданным образом придавало им живости, яркости и шарма. На “Working Class Hero” же песни Леннона представлены в своем самом безобидном и причесанном виде – пиликает пианино, тянут своё скрипочки, и всё представляется безоблачным и воодушевляющим. В принципе, ничего плохого в этом нет, была в творчестве Леннона и такая благостная сторона, однако словечко “definitive” в названии несколько раздражает. То, что собрано здесь, никак не может претендовать на звание исчерпывающей подборки творчества Леннона. Впрочем, если вы представляете себе пост-битловского Леннона исключительно в качестве
просветленного человека с добрым взглядом, который сидит за пианино и слегка гнусаво тянет “Imagine all the people living life in peace”, с непременной Йоко Оно, восседающей рядом со столь же просветленным взором, то “Working Class Hero” как раз для вас – здесь целых два диска такого просветленного добра. Все стандарты на месте, этого не отнять – “Watching the Wheels”, “Jealous Guy”, “Oh My Love”, “Oh Yoko!”, “Imagine”, наконец. Однако если вы цените в Ленноне нерв и рок-н-ролл (практически единственным напоминанием о котором является развязная живая версия “Come Together”), то вам не сюда.
Audio Bullys «Generation» 2005, EMI
Английские «Аудио хулиганы», похоже, метят на звание голоса поколения, раз назвали свой второй альбом таким образом. Что ж, место пока вроде бы вакантно (ну не Робби Уильямса же назначать на столь ответственную должность?), а у Audio Bullys хватает не только наглости, чтобы туда метить, но и таланта, чтобы смотреться в выбранной должности адекватно. «Слушайте музыку!» – даёт установку в начале заглавного трека искореженный эффектами голос, и это, в общем-то, самая правильная установка. Поколение в понимании Audio Bullys разговаривает нынче языком запинающегося минималистичного техно (“Shot You Down”), отмороженного сумрачного хауса (“Generation”, “I Won’t Let You Down”), мутноватого брейкбита (“Eq-ing”), уверенного в себе хип-хопа (“Keep On Moving”, “Made Like That”) и футуристического
реактивного r&b (“All Sing Along”). Поколению также не чужды моменты расслабленной рефлексии, оформленные в виде меланхоличных поп-песенок с привкусом диско (“Take You There”) и ска (“This Road”). Высказанные группой предположения о предпочтении поколения, быть может, и не совсем точны, однако вера Audio Bullys в свою правоту отличается немалой заразительностью.
Юрий Цалер «Птица Зу» 2005, Фирма грамзаписи Никитин
Пятиминутка музыкальной грамотности – «Птицей Зу» звалась группа, образовавшаяся 14 лет назад в городке Первоуральске Свердловской области. Основателями группы были братья Цалеры, Стас и Юрий – последний много лет спустя добился известности в качестве бессменного гитариста группы «Мумий Тролль». В буклете к этому альбому Илья Лагутенко признается, что именно записи «Птицы Зу» убедили его взять Цалера в состав своей команды. Собственно, перед нами вовсе не сольный диск Юрия Цалера, как можно подумать, глядя на обложку, а те самые записи «Птицы Зу», сделанные в разное время где-то в середине 90-х. Лагутенко в творчестве «Птицы Зу» привлекло «влияние столь любимой мною манчестерской волны» – и, в общем, не услышать этого влияния практически невозможно. Первоуральские парни явно вдохновлялись многими
уроженцами Манчестера, от отцов-основателей The Stone Roses до подзабытых команд второго эшелона вроде Inspiral Carpets и откровенных попсовиков EMF. Тот факт, что все эти песни записывались в разное время, очень сильно заметен – альбом получился довольно разнородным. Проникновенная «Ты увидишь», сочетающая саунд каких-нибудь Oasis с мелодикой группой «Песняры», соседствует с подростково-злобным рэп-номером «Забота», выполненном едва ли не под «Мальчишника», а следующая за ней «Нарисуй мне» сделана вполне в духе гитарной альтернативы середины 90-х. Тут же присутствует диковатая гитарная плясовая «Подвески» и весьма прямодушная «Помада», выполненная в стиле «группа The Cure в ускоренном воспроизведении». Всё это разношерстное музыкальное баловство сочетается с весьма трогательными текстами,
полными, как выражается Илья Лагутенко в буклете, «тревожной подростковой дерзости». Лучшим номером пластинки стоит счесть яростно гремящий пост-панк «Я тебя обманул». В целом понятно, почему музыканты решили выпустить песни «Птицы Зу» хотя бы сейчас, через много лет после распада группы – даже сейчас чувствуется, насколько этот коллектив отличался от принятых тогда на российской рок-сцене стандартов.
Slipknot «9.0. Live» 2005, Roadrunner
Профильные музыкальные журналы не раз награждали Slipknot титулом лучшей концертной группы своего жанра – и вот они решили в очередной раз продемонстрировать оправданность этого звания и выпустили полнометражный концертный альбом. 16 треков этого альбома исполнены фирменной Slipknot’овской смертоносной брутальности – ураганные ритмы, мозгодробительные громкости. В стане Slipknot никаких изменений, стало быть. Материал подобран со всех трёх альбомов довольно равномерно – пять вещей с первого, четыре со второго, шесть с третьего, плюс одна совсем ранняя песенка в качестве приятного сюрприза. Человеку, более или менее знакомому с творчеством Slipknot, выбор материала может показаться довольно предсказуемым – конечно, “Duality”, конечно, “Pulse of the Maggots”, конечно, “People = Shit”, разумеется, “Wait and Bleed”
на закуску. Хотелось бы всё-таки услышать что-нибудь менее очевидное – например, я бы с удовольствием ознакомился с концертным исполнением совершенно истерической вещи “Scissors”, закрывающей их дебютный альбом неким звуковым подобием полной дезинтеграции всего живого. Еще один (относительный) минус – что одну из лучших своих песен, невероятную “Iowa”, в представленной здесь концертной версии группа почему-то бросает играть через каких-то шесть минут, хотя должно быть не меньше четырнадцати. В остальном же – business as usual; Slipknot мочат на грани возможностей, поклонники неистовствуют, все остаются счастливы и довольны. Из всего материала “9.0. Live” хотелось бы отдельно отметить зверскую версию вещицы “Eyeless” с первого альбома, а также совершенно замечательную паузу, которую группа выдерживает в начале “Surfacing”,
завершающую альбом на типично-Slipknot’овской ноте – “Fuck it all, fuck this world, fuck everything!”.
Coldcut «Sound Mirrors» 2005, Ninja Tune
Хотите знать, что такое историческая несправедливость? Пожалуйста – рассмотрим это на примере одного английского дуэта. Английский дуэт при своем появлении производит небольшой фурор, представив на суд слушателей невиданную до того стилистику оголтелого звукового коллажа, и становится законодателем мод, попутно обеспечив собственному лейблу культовый статус. Потом дуэт потихоньку занимается своими делами, в то время как целое поколение музыкантов старательно проникается выдвинутыми дуэтом идеями. Результат? Когда дуэт выходит из многолетнего молчания с новой работой, проникшееся их идеями поколение музыкантов уже насочиняло столько всего, что новая работа дуэта на этом фоне выглядит простым переливанием из пустого в порожнее. Именно такая судьба настигла “Sound Mirrors”, первый за 9 лет альбом оригинального материала дуэта Coldcut. Впрочем, я, конечно, преувеличиваю –
альбом получился вполне неплохим, сочным, энергичным и довольно заводным. Вот только называть музыкантов, его создавших, революционерами чего бы то ни было, пожалуй, будет преувеличением. Coldcut – надежные профессионалы, выдающие интересную, нестандартную музыку, начиная от развязного рок-хип-хоп номера “Everything Is Under Control” до пышущей жаром дэнсхолл-песенки “True Skool” и замечательной меланхоличной вещицы “Mr. Nichols”, в которой поверх печального бита зачитывается текст, написанный писателем Соулом Уильямсом. Неплохи также и городской электронный блюз “Man in a Garage”, и нервное африканское электро “Boogie Man”. Но всё это вполне вписывается в современные рамки продвинутой поп-музыки – некоторые вещи с “Sound Mirrors”, например, “This Island Earth”, можно легко представить себе в исполнении,
скажем, Destiny’s Child. Так что неутомимые новаторы и экспериментаторы в конце концов вдруг взяли и обернулись первоклассными поп-продюсерами. Что, в общем, ни в коем случае не плохо, но просто требует несколько иного отношения к их творчеству, вот и всё.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение» ∙ пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83; ∙ Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74 ∙ Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.