Режиссёр: Хоакин Ористрель В ролях: Луис Торас, Линор Уорлинг, Алекс Брендемюль, Мерседес Сампьетро, Нурио Примс, Ана Райо
Так, что тут у нас – лесбиянки, трансвеститы, наркотики, бордели, нимфоманки, минеты, первые шаги порноиндустрии, инцест. Ничего себе горячительный списочек, не правда ли? И вся эта радость – в одном фильме сразу! Да, в «Убить Фрейда», испанской авантюрной комедии про психоанализ, имеется в наличии все это, и еще многое другое. Что? Не любите комедии про психоанализ? Так, хорошо, присядьте, успокойтесь, сделайте глубокий вдох, теперь выдох, вот так. Ну что ж – вы хотите поговорить об этом?
Мало кому так ловко и здорово удаются увлекательные пошлости, как испанцам. Вот и режиссер Хоакин Ористрель, знатный пошляк, экранизировавший когда-то свой собственный скандальный роман «Между ног», выстраивает вокруг визита Зигмунда Фрейда в Испанию в 1913 году уморительнейший фарс, напичканный сексом под завязку. Все дело крутится вокруг исчезновения молодого психоневролога Леона Прадо, чья супруга Альма, находясь на девятом месяце беременности, преисполняется решимости его отыскать, и привлекает к этому процессу Себастьяна, мужа своей сестры, также врача и по совместительству обладателя самых умопомрачительных бакенбард, что когда-либо фигурировали на киноэкранах. Вскоре они приходят к выводу, что ключ к разгадке тайны его исчезновения кроется в его диссертации о четырех пациентках. Далее разворачивается увлекательнейшая история с поцелуями, погонями, переодеваниями,
неожиданными разоблачениями и даже падением огромной люстры с потолка. Всё совсем как в старые, добрые времена, в общем.
Этакая старомодная, грамотно стилизованная по кино начала 20-го века суета подкупает своей основной интонацией, одновременно шаловливой и задумчивой. Да, юмор в «Убить Фрейда» порой становится довольно откровенным, однако он напрочь лишен той суетливой хихикающей жеманности перешептывающихся девятиклассниц, с которой обычно подаются такого рода шутки в пошлых комедиях американского происхождения. Ористрель, будучи заодно одним из сценаристов, не страшится шутить как ниже, так и выше пояса – так, в одной из наиболее убойных сцен одному из героев делают минет как раз тогда, когда он вслух зачитывает собственную диссертацию под названием «Эмоции как гормональное расстройство». Такой баланс разухабистого и утонченного сохраняется весь фильм – картина как бы раскладывается на несколько самостоятельных слоев, которыми можно наслаждаться в отдельности. Если ты
не видишь безукоризненно подобранный паноптикум персонажей (ценители и последователи Фрейда, без сомнения, оценят тот сонм проблем, которым наделили их авторы фильма) или блестяще проработанный портрет эпохи, в которой нашедшие друг друга лесбиянки отправляются в Париж к подругам Гертруде и Коко позировать Модильяни, то всегда остается другой, более поверхностный план, в котором постоянно происходит что-нибудь забавное.
Порой, конечно, хочется ухмыльнуться по поводу того, что идея убийства Фрейда принадлежит скорее нашему времени, когда всем уже давно и прекрасно известно, какое влияние оказали на любого современного человека его работы, но не 1913 году, когда он казался большинству всего лишь эксцентричным возмутителем спокойствия – но это, право слово, мелочи. Эту карту создатели фильма бьют решительным ответным ходом в виде блестящего сюжетного поворота о докторе, который вместо того, чтобы помогать своим пациентам, сам понемногу перенимает их психозы. Отличная язвительная усмешка в адрес самой концепции психоанализа. Да, а еще я бы настоятельно рекомендовал вам задержаться после начала финальных титров – для того, чтобы услышать танго, посвященное благодарным народом Аргентины двум докторам, познакомившим Аргентину с психоанализом. О, какой там текст! Понятия не имею, реальное ли это
историческое танго, или создатели фильма придумали его сами, но так или иначе, произведение это совершенно выдающееся.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.