Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Кино

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Кино


Информационный Канал Subscribe.Ru


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Кино, 4 августа 2003 г.
«Чти отца своего» / «Aime ton pere»

103 минуты, режиссер Якоб Бергер
France 3 Cinema/Le Studio Canal+, 2002

Чти отца своего, постер

  «...я затрагиваю еще и тему художника, человека, который вносит свой вклад в цивилизацию и в развитие человечества своим искусством, гением и воображением. Имеем ли мы право требовать от такого человека быть при этом хорошим отцом, хорошим мужем и хорошим садовником? Нет, не можем. К несчастью для его детей, он прежде всего думает о своем творчестве».
режиссер Яков Бергер о фильме «Чти отца своего»


Сынуля у Депардье, прямо скажем, лоховатой наружности: долговязый, ушастый, с нечистым лицом, глубокими залысинами и сальным каре. Нос тоже длинный и мясистый, но поменьше, поровнее, и к счастью, без фирменной «куричьей задницы», что венчает нос папочки (аристократичная мама Элизабет Гиньо все-таки разбавила деревенские гены Депардье). При всём при этом, признаю – Гийом Депардье тоже талантлив, и это несомненно.

...Писатель Лео Шепард, забившийся в какой-то отдаленной деревушке, неожиданно получает Нобелевскую премию по литературе. Отправляя домочадцев на самолете, сам он садится на мотоцикл и мчится через всю Европу за наградой. По дороге его подстерегает нелюбимый сын Поль, от которого после краткой прохладной беседы Лео уносится быстрее ветра (на спидометре мелькает 190 км/ч!). Сын не хочет отпускать папочку и гонится за ним. Папочка в итоге разнервничается и потеряет бдительность, не заметив случившуюся на дороге аварию. Когда сын подъехал к месту происшествия, Лео уже почти очухался и выползал из кустов. Раздолбанный мотоцикл валялся в кювете, и сын вызвался подвезти родственничка, а так как отказа бедный мальчик не вынес бы, пришлось папу вырубить для большей сговорчивости...

Чти отца своего, кадр из фильма

Этот фильм лучше воспринимать как долгую жизненную историю, рассказанную случайным вагонным попутчиком от нечего делать. Представьте: у вас впереди долгая дорога, делать тоже нечего, и, устроившись поудобнее, вы соглашаетесь выслушать в общем-то чужого вам человека.

Это будет история сына, история Поля Шепарда о его трудном детстве, проходящем в вечном страхе перед отцом. Маленький мальчик, ненавидящий отца за то, что отец ненавидит его. Маленький мальчик превратился во взрослого мужчину, – но оказалось, что ни время, ни наркотики не способны излечить Поля от ненависти и страха.

Это будет история отца, всемирно известного писателя Лео Шепарда, для которого смысл в жизни имеет лишь творчество. Отец, который ненавидит сына, потому что сын требует внимания, сын отвлекал и продолжает отвлекать его от творчества. Писатель должен писать, говорит Лео, а все остальное неважно. Писательство как индульгенция. Писатель должен писать, а чем он занимается в жизни кроме этого – никого не интересует. Кому какое дело до того, что Гюго избивал свою дочь? Кто помнит об этом? Все знают лишь его книги.

Любопытный получился фильм, с секретом, и даже с двойным. Никакого Лео Шепарда в действительности не существовало, но зато был такой известный английский писатель Джон Бергер, у которого был сын Якоб Бергер.

«Когда ты живешь рядом с такой подавляющей личностью, которая говорит громко и складно, ты поневоле начинаешь заикаться. Ты не уверен в себе. Я всегда хотел писать сценарии и ставить фильмы, но очень долгое время чувствовал себя словно парализованным».

Якоб вырос, и стал-таки писать сценарии и снимать фильмы. Но даже когда за плечами у Якоба уже были 40 лет и более десятка фильмов, оказалось, что проблема все ещё жива:

«Отцовский образ может стать кошмаром. Преследующим вас привидением, навязчивым присутствием, подобно невыводимой татуировке, от которой тем не менее рано или поздно надо избавиться. /.../ Выставив, разумеется, в видоизмененном виде, на показ свои печали и страдания, я тем самым изгнал их. Кто знает, возможно, через этот фильм я как бы совершил в душе ремонт. Сейчас на душе у меня покой. Словно все спорные вопросы между мной и отцом были, наконец, решены».

Чти отца своего, кадр из фильма

Это одна история. Но есть и другая. Получилось, что Гийом и Жерар Депардье до странного похожи на своих персонажей. В семействе Депардье, так же, как и у вымышленных Шепардов есть проблемы, непонимание, наркотики и даже мотоциклы. В свое время Депардье-старшему тоже не хватало ни времени, ни желания на воспитание Гийома. Сын рос и тянулся к отцу, а отец, напротив, все больше отдалялся от дома. Когда Депардье-старший ушел к Кароль Буке и бросил свою жену – мать Гийома, сын пустился во все тяжкие, задружил с героином, а скоро и загремел на полтора года в тюрьму. О любви Депардье-старшего к мотоциклам ходят легенды: он не единожды попадал в аварии и по сей день гоняет как безумный (после какого-то скандала с мотоциклом его чуть не лишили ордена Почетного легиона). Режиссер Якоб Бергер говорит, что все эти совпадения, цитирую, «абсолютно случайны».

Чти отца своего, кадр из фильма

Фильм долгий и как бы тяжелый, но смотрится легко и с интересом, и к финалу, когда зазвучит какая-то пронзительная, резкая и нежная одновременно песнь, вероятно, вам даже не захочется уходить. Кроме двух Депардье здесь есть ещё одна талантливая уродинка Сильви Тестюд. Нервная эгоистичная сестра и несчастная, болезненно зависимая от отца и страдающая от этой зависимости дочь. Сильви сделала свою работу хорошо. Но главные тут все-таки они: сын, играющий сына, и отец, играющий отца, они отвратительны, и они завораживают. На их фоне меркнут все недостатки сценария и режиссуры, и кажется, помимо того, что хорошие актеры хорошо играют свои роли, где-то на подсознательном уровне зритель чувствует другой, более глубокий диалог настоящих сына и отца. По-моему, едва ли не больше, чем режиссеру Якову Бергеру, этот фильм нужен был им, Гийому и Жерару.

Максим Потемкин


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное