103 минуты, режиссер Якоб Бергер
France 3 Cinema/Le Studio Canal+, 2002
«...я затрагиваю еще и тему художника, человека, который вносит свой вклад в цивилизацию и в развитие человечества своим искусством, гением и воображением. Имеем ли мы право требовать от такого человека быть при этом хорошим отцом, хорошим мужем и хорошим садовником? Нет, не можем. К несчастью для его детей, он прежде всего думает о своем творчестве».
режиссер Яков Бергер о фильме «Чти отца своего»
Сынуля у Депардье, прямо скажем, лоховатой наружности: долговязый, ушастый, с нечистым лицом, глубокими залысинами и сальным каре. Нос тоже длинный и мясистый, но поменьше, поровнее, и к счастью, без фирменной «куричьей задницы», что венчает нос папочки (аристократичная мама Элизабет Гиньо все-таки разбавила деревенские гены Депардье). При всём при этом, признаю – Гийом Депардье тоже талантлив, и это несомненно.
...Писатель Лео Шепард, забившийся в какой-то отдаленной деревушке, неожиданно получает Нобелевскую премию по литературе. Отправляя домочадцев на самолете, сам он садится на мотоцикл и мчится через всю Европу за наградой. По дороге его подстерегает нелюбимый сын Поль, от которого после краткой прохладной беседы Лео уносится быстрее ветра (на спидометре мелькает 190 км/ч!). Сын не хочет отпускать папочку и гонится за ним. Папочка в итоге разнервничается и потеряет бдительность, не заметив случившуюся на дороге аварию. Когда сын подъехал к месту происшествия, Лео уже почти очухался и выползал из кустов. Раздолбанный мотоцикл валялся в кювете, и сын вызвался подвезти родственничка, а так как отказа бедный мальчик не вынес бы, пришлось папу вырубить для большей сговорчивости...
Этот фильм лучше воспринимать как долгую жизненную историю, рассказанную случайным вагонным попутчиком от нечего делать. Представьте: у вас впереди долгая дорога, делать тоже нечего, и, устроившись поудобнее, вы соглашаетесь выслушать в общем-то чужого вам человека.
Это будет история сына, история Поля Шепарда о его трудном детстве, проходящем в вечном страхе перед отцом. Маленький мальчик, ненавидящий отца за то, что отец ненавидит его. Маленький мальчик превратился во взрослого мужчину, – но оказалось, что ни время, ни наркотики не способны излечить Поля от ненависти и страха.
Это будет история отца, всемирно известного писателя Лео Шепарда, для которого смысл в жизни имеет лишь творчество. Отец, который ненавидит сына, потому что сын требует внимания, сын отвлекал и продолжает отвлекать его от творчества. Писатель должен писать, говорит Лео, а все остальное неважно. Писательство как индульгенция. Писатель должен писать, а чем он занимается в жизни кроме этого – никого не интересует. Кому какое дело до того, что Гюго избивал свою дочь? Кто помнит об этом? Все знают лишь его книги.
Любопытный получился фильм, с секретом, и даже с двойным. Никакого Лео Шепарда в действительности не существовало, но зато был такой известный английский писатель Джон Бергер, у которого был сын Якоб Бергер.
«Когда ты живешь рядом с такой подавляющей личностью, которая говорит громко и складно, ты поневоле начинаешь заикаться. Ты не уверен в себе. Я всегда хотел писать сценарии и ставить фильмы, но очень долгое время чувствовал себя словно парализованным».
Якоб вырос, и стал-таки писать сценарии и снимать фильмы. Но даже когда за плечами у Якоба уже были 40 лет и более десятка фильмов, оказалось, что проблема все ещё жива:
«Отцовский образ может стать кошмаром. Преследующим вас привидением, навязчивым присутствием, подобно невыводимой татуировке, от которой тем не менее рано или поздно надо избавиться. /.../ Выставив, разумеется, в видоизмененном виде, на показ свои печали и страдания, я тем самым изгнал их. Кто знает, возможно, через этот фильм я как бы совершил в душе ремонт. Сейчас на душе у меня покой. Словно все спорные вопросы между мной и отцом были, наконец, решены».
Это одна история. Но есть и другая. Получилось, что Гийом и Жерар Депардье до странного похожи на своих персонажей. В семействе Депардье, так же, как и у вымышленных Шепардов есть проблемы, непонимание, наркотики и даже мотоциклы. В свое время Депардье-старшему тоже не хватало ни времени, ни желания на воспитание Гийома. Сын рос и тянулся к отцу, а отец, напротив, все больше отдалялся от дома. Когда Депардье-старший ушел к Кароль Буке и бросил свою жену – мать Гийома, сын пустился во все тяжкие, задружил с героином, а скоро и загремел на полтора года в тюрьму. О любви Депардье-старшего к мотоциклам ходят легенды: он не единожды попадал в аварии и по сей день гоняет как безумный (после какого-то скандала с мотоциклом его чуть не лишили ордена Почетного легиона). Режиссер Якоб Бергер говорит, что все эти совпадения, цитирую, «абсолютно случайны».
Фильм долгий и как бы тяжелый, но смотрится легко и с интересом, и к финалу, когда зазвучит какая-то пронзительная, резкая и нежная одновременно песнь, вероятно, вам даже не захочется уходить. Кроме двух Депардье здесь есть ещё одна талантливая уродинка Сильви Тестюд. Нервная эгоистичная сестра и несчастная, болезненно зависимая от отца и страдающая от этой зависимости дочь. Сильви сделала свою работу хорошо. Но главные тут все-таки они: сын, играющий сына, и отец, играющий отца, они отвратительны, и они завораживают. На их фоне меркнут все недостатки сценария и режиссуры, и кажется, помимо того, что хорошие актеры хорошо играют свои роли, где-то на подсознательном уровне зритель чувствует другой, более глубокий диалог настоящих сына и отца. По-моему, едва ли не больше, чем режиссеру Якову Бергеру, этот фильм нужен был им, Гийому и Жерару.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.