136 минут, режиссер Лоренс Каздан
Castle Rock Entertainment / Village Roadshow Productions, 2003
Четверо взрослых мужиков, наделенных некими таинственными способностями, отправляются в какую-то лесистую снежную глушь с красноречивым названием "Дыра в стене". Мужики - друзья детства, раз в году вот уже двадцать лет подряд они приезжают сюда: насасываются пива, болтают о своем, стреляют невинных зверушек. Традиция у них, значит, такая. А тут, вопреки всем традициям, нарушая уединение таинственной четверки, выползает из лесу толстяк подозрительный с пятном на морде: заблудился мол, я, мужики, чуть не замерз, сутки уже брожу, а что до пятна - ягод каких-то красных поел, может от этого. Мужики оказались добрые, приютили толстяка, несмотря на пятно гадкое и открывшийся взрывной метеоризм. Даже на постель пустили его, стремительно разбухающего и смердящего, милосердные, а он возьми и разорвись. (Чудо что за роль!) Все позабрызгал и выпустил на свет не самым гигиеничным способом агрессивного
глиста-переростка с зубами в три ряда.
Знаете, что печально в этом антигельминтном ужастике? Ожидание. Прямо таки негаснущая надежда, что "все ещё будет". Ведь мистер Кинг - это, блин, так многообещающе! Король был прародителем стольких отличных мистических триллеров (часть списка: "Порождающая огонь", "Нужные вещи", "Сияние", "Мизери", "Побег из Шоушенка", "Зеленая миля"), что я имел все основания рассчитывать ещё на один. И я рассчитывал! Блин, даже когда дело уже близилось к концу, когда все было ясно и понятно, - даже тогда я все ещё надеялся, что каким-то таинственным образом все усложнится, устрашнится, умистичится, и я припотею к креслу от восторга и ужаса. Но начало было банальным и скучным, а некоторая вспышка интереса на ключах (сцена, когда Пит помогает даме найти потерянные ключи от авто) сменилась долгим безнадежным ожиданием, так ни во что и не перелившимся. Пациент скорее мертв, чем жив. И ведь, вроде бы, все
условия соблюдены: исходное произведение написал мастер Кинг, адаптировал сценарий Уильям Голдман, который до этого уже переделывал Кинга ("Мизери", "Сердца в Атлантиде"). Лоренс Каздан хоть ранее никогда и не снимал ужастиков, но известен своими добротными работами как режиссер ("Большой каньон", "Жар тела", "Французский поцелуй") и как сценарист ("Империя наносит ответный удар", "Возвращение Джедая" и "Искатели потерянного ковчега"). И почему у этой знатной троицы вышло такое, ну, такое... оно самое, короче, и вышло.
Лица, внушающие доверие, говорят, что дело в источнике. "Ловец снов", последняя работа Кинга, получилась не очень: рваная, торопливая, с банальным сюжетом и огромным количеством аллюзий на собственные более ранние произведения. Не читал, но насчет аллюзий - не могу не согласиться: на просмотре "Ловца" мне неоднократно вспоминалось кинговское "Нечто" (или "Оно"), причем сравнения были не в пользу первого. И там, и там - компания, отсылки в детство к истокам дружбы, борьба со Злом, но в "Нечто" все было прописано детальнее, убедительнее: и дружба, и детство, и герои, и зло.
Вероятно, что король ужасов и правда был не в форме на "Ловце" или же, напротив, - изначально писал эту книгу особо не напрягаясь, рассчитывая лишь поднять деньжат. Ведь права на экранизацию "Ловца снов" были проданы ещё до того, как сама книга увидела свет. Причем были проданы за символический доллар, но с любопытным условием - в случае экранизации Кингу причитается сумма в миллион раз бОльшая и процент от сборов.
Может, конечно, дело и в адаптации: у меня порой возникало впечатление, что из книги сначала вырвали треть страниц (причем не выборочно, главами, а регулярно: две пролистываем, одну выдергиваем), а потом оставшееся переделали в сценарий. Настолько путано, обрублено и недосказано. Ну не мог быть Кинг так небрежен к деталям даже в самой плохой своей книге! Откуда взялась эта традиция с "Дырой в стене"? Как смог один из четверки выжить после кошмарной аварии? Таинственный радар у Пита - важная часть сюжета или случайная деталь для эффекта? В конце концов, так и не прозвучало внятного объяснения, какое отношение имеет "Ловец снов" - паутинообразный амулет индейцев, средство против ночных кошмаров - к названию фильма и к борьбе с межгалактическими глистами.
Сорри, если кому-то фильм понравился, но мне "Ловец" показался неубедительной бурдой с набившим оскомину сюжетом о том, как пришельцы в n-й раз пытаются поработить землян, на сей раз особо извращенным способом. Безусловная полезность фильма - после просмотра наблюдается взрыв санитарных настроений. Типа, мойте руки перед едой и все такое.
Максим Потемкин
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.