Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ликбез для начинающего сценариста. выпуск 23


Здравствуйте,

 

На сайте у коллег из Cinemotion_lab набрела на перевод статьи блистательного сценариста Терри Россио /трилогия «Пираты Карибского моря», «Дежа вю», «Шрек», «Маска Зорро», «Легенда Зорро»/

Статья на английском языке: http://www.wordplayer.com/columns/wp03.Beachcombing.html

 

Спешу поделиться находкой с вами, поскольку наблюдения на редкость проницательны и полезны для дела. Терри сделал ни много, ни мало, а собрал в одном небольшом списочке признаки сценарный идей, на которые безотказно реагируют опытные продюсеры и студийные редакторы. Те признаки, которые указывают на потенциальную успешность проекта.

 

На самом деле коммерческий потенциал любой – подчеркиваю - любой творимой вещи означает ее полезность для других людей.

 

Существует множество вредоносных суждений, застилающих от взора очевидную истину, но тут важно понять, что заблуждения вредят только тем, кто в них верит, и никоим образом не меняют природы вещей.

 

Терри Россио «Идеи повсюду!»

 

Часто идея фильма задает ситуацию, разрешение которой составляет второй и третий акты.

 

Удивительно, насколько очевидной кажется хорошая идея для фильма, когда о ней уже знаешь. Возьмем фильм «Аполлон-13» (Apollo 13) – любой актер захотел бы надеть один из тех скафандров. Успех гарантирован! Или, например, «Непристойное предложение» (Indecent Proposal), где героиню искушают нарушить брачную клятву за миллион долларов. Это же интересно! Что, если бы Купидон влюбился в одну из своих жертв? Круто! Вне зависимости от того, насколько хорошими эти фильмы окажутся в конечном итоге, их задумки могли бы понравиться многим.

 

Представьте огромный пляж, на котором тысячи людей ищут что-нибудь необычное для своей коллекции. Они изучают каждую песчинку под микроскопом со всех сторон. И вдруг кто-то показывает на большую красивую ракушку, лежащую в лучах яркого солнца, и говорит: «Эй, смотрите-ка!» Вы любуетесь бело-розовым перламутром наутилуса и удивляетесь, как могли его не заметить. Так же находят и идеи новых фильмов.

 

Я постоянно подчеркиваю важность выбора привлекательных идей. Но как этого добиться? У всех лучших идей есть общие признаки. Зная их, вы сможете быстрее найти и разглядеть эту красивую ракушку. Вот мой список признаков сильной идеи, которую могут купить в Голливуде:

 

А. Большой и сложный мир.

Одни хорошие фильмы показывают мир более многогранным и загадочным, чем принято считать. Другие – пытаются показать более сложным и загадочным человека.

 

Б. Универсальность.

В основе сильных идей часто лежат понятные человеческие переживания, ситуации, через которые мы все прошли. Например, боязнь монстров под кроватью или желание ребенка скорее стать взрослым.

 

В основе сильных идей часто лежат понятные человеческие переживания, ситуации, через которые мы все прошли.

 

Многие из универсальных идей затерты до дыр, другие так очевидны, что мы уже не обращаем на них внимания. Придумать новую идею в этом ключе достаточно сложно. 

 

В. Эхо классики.

Многие популярные фильмы используют темы классической драматургии (или полностью построены на них). Хорошо, если в своем повествовании вы начинаете находить отголоски классических тем.

 

Возьмем, к примеру, фильм «Бэйб: Четвероногий малыш» (Babe), получивший признание, как критиков, так и зрителей. В нем есть отсылки ко многим произведениям, ставшим классикой: сказкам братьев Гримм, «Скотному двору» Дж. Оруэлла,  роману Р. Адамса «Удивительные приключения кроликов», и даже к «Рокки» (Rocky). Сюжет затрагивает проблемы самоопределения, самооценки, классовой структуры и фатума. Совсем неплохо для детского фильма о говорящей свинке.

 

Г. Потенциал для развития.

Часто в идее уже заложена ситуация, разрешение которой составит второй и третий акты истории. Например: коп из Нью-Йорка оказывается в небоскребе вместе с террористами, захватившими 30 заложников. Выход из этой ситуации дает материал для целого фильма.

 

Или другой пример: мальчик остается один дома и вынужден защищать свое жилище от грабителей. Многие события уже угадываются в исходной ситуации: мальчика забывают, комичная борьба с ворами, родители спешат на помощь и т. д.

 

Д. Новый опыт.

Зрителям интересно побывать «за кулисами», узнать о жизни что-то новое. Всегда приятно выйти из кинозала с особыми знаниями, которых нет у тех, кто не видел фильм.

 

Большинство хороших фильмов переносят нас в такие места и ситуации, где мы сами не смогли бы оказаться, а лучшие из них глубоко проникают в суть описываемых событий и явлений.

 

Политическая драма Майкла Ритчи «Кандидат» (The Candidate), например, показывает нам закулисный мир предвыборной борьбы. «Билл Дархэм» (Bill Durham) погружает зрителя в жизнь игроков младшей бейсбольной лиги, а «Лучший стрелок» (Top Gun) повествует об обучающем центре для летчиков-истребителей. «Скоростной спуск» (Downhill Racer), «Освобождение» (Deliverance), «Чужие» (Aliens), «Кто подставил кролика Роджера?» (Who Framed Roger Rabbit?) тоже используют уникальное место действия и тему, интересную для зрителя.

 

 

Е. Хорошие роли (и хорошие названия).

Интересная идея предполагает интересную работу для актера. Если Том Хэнкс читает ваш сценарий и хочет сыграть роль парня, влюбляющегося в рыбку, – значит, вы отлично потрудились. Кроме того, сильные идеи зачастую бывают довольно просты, и это находит отражение в названии фильма: «Охотники за привидениями» (Ghostbusters), «Большой» (Big), «Назад в будущее» (Back to the Future) и т. д.. Как выбрать хорошее название – это тема, на которой я подробно остановлюсь в одной из следующих статей.

 

Ж. Эксперименты с жанром.

Часто идея состоит в том, чтобы перевернуть некоторые из положений уже устоявшегося жанра («а пусть у нас приведения изгоняют людей!»). Иногда и целый жанр перерабатывается с использованием новых идей. Таким образом он переосмысливается, воскресает для нового поколения киноманов. «Индиана Джонс: В поисках затерянного ковчега» (Raiders of the Lost Ark), «Жар тела» (Body Heat) и «Звездные войны» (Star Wars) все попадают в эту категорию.

 

Эти интересные идеи обычно тяжело воплощать: требуется много и вдохновлено работать и обладать большим талантом.

 

З. Идею нельзя использовать дважды.

Писатель-фантаст Харлан Эллисон как-то сказал, что хорошая идея для фильма, однажды исследованная, не может быть разработана повторно.

 

Начало работы над фильмом «Всплеск» (Splash) на какое-то время остановило запуск других романтических историй про русалок. Когда Ян Де Бонт приступил к съемкам «Смерча» (Twister), Калифорнию «тряхнуло» от того, что в мусорные корзины одновременно выбросили тридцать других сценариев про ураганы.

 

Если у вас есть книга или статья, которую можно экранизировать, это выгодно отличает вас от 95 % начинающих сценаристов. Студии понравится, если ваша идея уже нашла одобрение у читателей.

 

Случается, что на основе одной идеи снимается параллельно несколько фильмов – например, «Большой» (Big), «Все наоборот» (Vice-versa), «Яблоко от яблони» (Like Father, Like Son), «Опять 18» (18 Again!), – но обычно студии все же пытаются этого избежать.

 

И. Узнаваемая жизнь.

Однажды я прочитал логлайн, который звучал примерно так: «Феи из дымоходов крадут у маленького мальчика его любимую салфетку и улетают с ней в затерянную волшебную страну Летнего Полюса. Чтобы вернуть свою салфетку, мальчику приходится отправиться за ними вдогонку на велосипеде, едущем задом наперед».

 

Я сразу стал думать, что здесь не так. Ведь в «Винни-Пухе» тоже много всего необычного, как и в «Мэри Поппинс», и в «Звездных Войнах». Наконец, мне стало ясно: в моем мире не существовало ничего из описанного автором и, чтобы понять, о чем вообще идет речь, требовалось приложить усилие. Кто-нибудь из вас слышал о феях, которые живут в дымоходах, или о «затерянной волшебной стране Летнего Полюса»? А у кого из вас была

любимая салфетка?

 

Для контраста, давайте разберем фильм «Лжец, лжец» (Liar, Liar): мальчик (пока понятно) загадывает на день рождения желание (так), чтобы его отец – беспрерывно лгущий адвокат (в это легко поверить) – не мог врать (ага!) на протяжении суток. Каждый из этих элементов нам знаком, поэтому режиссер может ими играть по своему усмотрению. Такую идею легко продвигать – понятно, какими будут трейлеры, постеры, и как объяснить зрителю, о чем пойдет речь. (Возможно, это и имеют в виду управляющие студий, когда говорят, что хотят получить нечто оригинальное и, вместе с тем, проверенное временем).

 

Надеюсь, что знание этих принципов поможет вам придумать великолепную идею для фильма. По крайней мере, вы окажетесь на верном пути, если будете использовать их в своей работе.

Если и после этого вы не удовлетворены результатом, то попробуйте еще несколько приемов:

 

1. Почитать.

Да-да, вам нужно много читать. Так вы начнете разбираться в законах жанров и научитесь использовать их творчески. После чего можете...

 

2. Приобрести права на экранизацию.

Если у вас есть книга или статья, которую можно экранизировать, это выгодно отличает вас от 95 % начинающих сценаристов. Студии понравится, если ваша идея уже нашла одобрение у читателей.

 

Напишите 110-страничный сценарий, уберите из него все лишнее, и вы получите 35 великолепных страниц. А потом продолжайте писать в том же духе.

 

3. Поэкспериментировать с жанрами.

Как будут выглядеть «Секретные материалы», если представить, что это комедия? Получится что-то наподобие фильма Барри Зонненфельда «Люди в черном» (Men in Black).

 

4. Обновить декорации. «Чужая Земля» (Outland) с Шоном Коннери – это, по большому счету, новый вариант вестерна «Ровно в полдень» (High Noon), только в космосе. Фильм Стива Мартина «Роксана» (Roxanne) – чудесный пересказ истории «Сирано де Бержерак» (Cyrano).

 

5. Развить идею до конца.

Во многих сценариях истории хватает всего на 35 страниц, и авторы ее просто растягивают, чтобы получить требуемый объем. Напишите 110-страничный сценарий, уберите из него все лишнее, и вы получите 35 великолепных страниц. А потом продолжайте писать в том же духе. То, что вы найдете за пределами очевидной концовки, иногда может оказаться изюминкой всего фильма.

 

6. Убить своих любимчиков.

У всех писателей есть любимые идеи. Главное – не зацикливаться на какой-то одной. Напишите свою историю. Если она хороша, вы ее продадите, если нет – переходите к следующей. Вы не продвинетесь дальше, если будете перерабатывать одну и ту же идею пять лет подряд (а я видел такие случаи).

 

7. Писать о том, что любите.

Забудьте о коммерческих соображениях. Подумайте, что вам на самом деле интересно? Вспомните, о чем думаете и говорите. Это может быть все что угодно: исследование глубоководных пещер, модели поездов, молекулярная физика или ваша нездоровая страсть надевать кофточки своей подружки. Искренность – великая сила. По иронии судьбы часто именно некоммерческие стороны проекта и делают его прибыльным.

 

Как же понять, что вы действительно нашли ту самую великую идею и движетесь в правильном направлении?

Для начала вы увидите зависть в глазах коллег и получите предложения о совместной работе.

Второй сигнал – вам перезвонит продюсер.

Дальше больше: с вами захотят связаться сразу несколько агентов.

И самый верный признак того, что вы нашли великолепную идею для фильма, – ваш сценарий купили!

 

 

Обратили внимание на последний признак? Думаете: противоречие? Нет, диалектика в действии!

 

А еще, не зацепился ли ваш взор за термин логлайн? Мне давно уже хочется предложить вам поупражняться в некоторых сценарных навыках? И составление логлайнов – один из самых занятных приемов. И просто, и сложно одновременно. Хотите? Тогда дайте знать. К следующему выпуску подготовлю первое задание.

 

 

Творческих успехов вам! И – спасибо за внимание.

 

Ирина Куимова

 

kira-kirilla@list.ru

 

kirilla.blogspot.com

 

Мой «женский проект» развивается здесь.

http://kira-kirilla.livejournal.com/

 

 


В избранное