Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ликбез для начинающего сценариста выпуск 17


Здравствуйте,

 

надеюсь, Вы не судите меня строго за перебои с выходом рассылки. Причина у меня самая что ни на есть уважительная - мой реальный кинопроект.  Для тех, кто присоединился к нам недавно, поясню: я затеяла снять документальный полнометражный фильм «Проект ЖЕНЩИНА». За подробностями можно заглянуть в мой ЖЖ: http://kira-kirilla.livejournal.com/

 

Дело в том, что после первоначальной разработки темы, когда я определилась с основными героиням, экспертами, набросала примерный сценарный план, и уже было настроилась на дальнейший творческий прорыв, со всей остротой настигло осознание: начинать надо с денег. И даже не с тех денег, что нам понадобится потратить на производство, а с тех денег, которые проект может заработать.

 

Тут даже дело не столько в коммерции, как таковой, сколько в том, чтобы понимать насколько продукт попадет в аудиторию, насколько он будет востребован, насколько актуальна тема.

 

В моей статье про пять ошибок начинающего сценариста первый пункт был посвящен именно этому вопросу: кому послание?  На это у меня есть ответ. Огромное количество женских тренингов всевозможной направленности подтверждают мои предположения о востребованности темы. Но мне ведь нужно не просто деньги привлечь, мне нужно найти идеологического союзника. Кроме того, мне непременно хочется, чтобы это был мужчина. Понимаете, в чем фишка?

 

В общем, вся моя энергия сейчас направлена на проект. В связи с этим я даже на фестиваль документального кино сходила. И теперь вот впечатлениями хочу с вами поделиться, потому что, действительно, оно того стоит. Я теперь думаю, что интерес мой с игрового на документальное кино переключился не случайно. Похоже, тенденция, однако.

 

Если кому станет любопытно, подробности о фестивале «АРТДОКФЕСТ» можно посмотреть тут: http://www.artdocfest.ru/

 

Итак, я посмотрела два фильма. Один на открытии фестиваля, ну, такой заглавный фильм, главная гордость организаторов – «The cooking history», автор сценария и режиссер Петер Керекес – про военные кухни. А второй  - из программы международного фестиваля документального кино в Амстердаме (IDFA) «Настоящая любовь» Хедди Хонигманн
(Нидерланды – Бразилия).

 

Начну по порядку,с «кухонных историй». Фильм из 8-ми отдельных новелл, объединенных общей темой: еда на войне. Да, именно:война войной, а обед - по расписанию. Начинается фильм очень красиво: в воздух взмывает военный вертолет с закрепленной на конце троса полевой кухней. Музыка Вагнера отсылает напрямую к фильму Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня», и сразу задается некий масштаб истории.

 

А за кадром голос молодого мужчины рассказывает, как он призвался в армию и попал служить на полевую кухню в разгар Чеченской войны. Новобранцы должны были выехать из Москвы вместе с провиантом. На деле же вышло так, что тушенку украли еще до отправки, сахар и другие «вкусности» сразу по приезду конфисковали «деды», и осталась из провианта для воюющих солдат одна перловка. Куда деваться? Пошли в село к местным, те послали оккупантов подальше. Ну, они тогда подстрелили одинокую коровенку, чтоб однополчане самих на суп не пустили. Коровенка, конечно же, имела хозяина. Тот пришел в часть жаловаться, теперь уже послали его. Тогда обиженный чечен пошел за утешением к своим, в горы. На следующий день позиции подверглись жестокому обстрелу «Градов». Вот такая история.

 

На экране в это время человек 10-ть солдатиков выстроились рядом с привязанной у тоненькой березки телочкой. Из строя отделились двое. Один, размахнувшись кувалдой, хлопнул ее по темечку, второй,  не мешкая, перерезал горло. Это было так неожиданно, что оценка того, что ты стал свидетелем чего-то экстраординарного, запоздала секунд на 10-15, а когда осознание случилось, стало понятно, что все – врать поздно. Ты это уже увидел и НИЧЕГО не произошло. Мир не перевернулся. Также на наших глазах забили еще хряка и петуха. И странно было бы делать трагедию из этого материала, поскольку речь-то шла о войне, где люди убивают брат брата. Героями фильма, в частности, были сербы и хорваты.

 

Режиссер применил такой общий ход, он просил показать, как готовится то или иное блюдо, снимал процесс приготовления, и одновременно с этим повар делился воспоминаниями.

 

Самым сильным зрелищем был рассказ моряка, потерпевшего крушение на подводной лодке в северном море. Кухонный столик вынесли на берег моря. Человек рассказывал и готовил, а в это время на море начался прилив. История дошла до момента катастрофы, когда команда лодки оказалась в воде, и через четыре часа все погибли от холода. Герой оттолкнулся от мертвых товарищей и поплыл навстречу судьбе – тут реальные морские волны накрыли стол, смыли с него продукты, и банки консервированного горошка стали медленно опускаться на дно, а ушлые крабики вцепились крепкими клешнями в куски жаркого…

 

В этот момент образная сила искусства предстала передо мной во всей своей полноте. И если вначале я внутренне морщилась от некоторой искусственности решения, то в этот момент меня захватило восхищение точностью режиссерского предвидения. Он подарил мне действительно сильное и чистое переживание. Не за этим ли мы ходим в кино?

 

Второй фильм был еще лучше. Но рассказать вряд ли получится – это то, что нужно смотреть. И сценарий к такому фильму написать невозможно. Опять же, все дело в режиссерском «ходе».

 

Там у них в Бразилии был известный поэт, национальная гордость. Нам его имя ни о чем не говорит, но дело не в этом. В недалеком прошлом поэт умер, будучи уже старым человеком. И оказалось, что кроме тех стихов, которые он публиковал, остался в его архиве целый сборник эротической поэзии, которые он не хотел издавать при жизни, а после его смерти они вышли отдельной книжкой.

 

И вот автор фильма ходит с камерой по его родному городу с томиком эротической поэзии известного национального поэта и предлагает людям прочесть эти стихи и поделиться своими ощущениями. И спрашивает: он стыдился их печатать, опасаясь, что его обвинят в порнографии, а что вы скажете на это?

 

Это был лучший фильм о любви, который я когда-нибудь видела. Прелесть его в том, что интервьюируемые  были из поколения самого поэта, им за 70, 80. В этом возрасте люди уже не врут. И они говорили о телесной любви, как о самом большом чуде и самой большой радости, которую  познали в своей жизни. А вот как это сделано, и за счет чего возникает магия кино – для этого нужно смотреть фильм. Если будет возможность – не пропустите.

 

Творческих успехов вам!

 

И – спасибо за внимание.

 

Ирина Куимова/kirilla.blogspot.com

 

Для связи: kira-kirilla@list.ru


В избранное