Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ликбез для начинающего сценариста


ликбез для начинающего сценариста. выпуск 1.


 

В помощь новичкам. Чтобы годами не бродить в трех соснах, и, не дай бог, не заблудиться в них навсегда, предлагаю  воспользоваться картами, составленными опытными проводниками.


 

Здравствуйте,

 

Вы начинающий литератор? Уже определились с направлением творчества? Попробовали себя в чем-то? Значит, коллеги. Меня тоже увлекает писательство.

 

Если Вы еще в сомнениях, и пока не решили, с чего конкретно начать, или же остались по каким-то причинам не удовлетворены первыми пробами пера, то попробую  завербовать вас в лагерь начинающих cценаристов. У меня есть очень веские аргументы, почему новичкам имеет смысл практиковаться в сценарном ремесле. И не менее убедительные доводы в пользу тренировки на сериалах. Но в первом выпуске начать хотелось бы с другого.

 

Вместо долгих вступлений давайте обсудим принципиальную вещь. Нужно ли писателю изучать теорию драматургии? Знать и понимать ее законы? Творить, соотносясь с ними? Очень важные вопросы. Ответы во многом определят наш путь и творческую судьбу.

Можно творить, что называется, по наитию. Вот только что говорила по телефону с приятелем. Он писатель, у него за плечами опубликованный роман. Совершенно меня огорошил заявлением, что избегает всяческих правил. Не верю. Рисуется. Мы с ним вместе одну историю сочиняли, так что я кухню подсмотрела.

 

Знаете, что я Вам скажу, наитие означает, что каким-то образом, в силу вашей заинтересованности предметом и некой к нему предрасположенности, вы интуитивно почувствовали и уловили самые общие, основные, принципы драматургического построения. Точно-точно. Могу доказать.

 

Вот, например, кажется очевидным утверждение, что каждая история должна иметь начало, середину и конец. Оно сегодня даже как будто бы и смешно своей простотой. Ан нет, этому важнейшему открытию мы обязаны гениальности Аристотеля. В трактате «О поэтике» он сформулировал принцип, которым мы сегодня пользуемся, ни на секунду не утруждая себя критическими размышлениями.  Что означает прочное усвоение данного принципа на уровне навыка.

 

Аристотель писал:

Целое — то, что имеет начало, середину и конец. Начало есть то, что само, безусловно, не находится за другим, но за ним естественно находится или возникает что-нибудь другое. Конец, напротив, то, что по своей природе находится за другим или постоянно, или в большинстве случаев, а за ним нет ничего другого. Середина — то, что и само следует за другим и за ним другое. Поэтому хорошо составленные фабулы должны начинаться не откуда попало и не где попало кончаться, а согласоваться с выше указанными определениями понятий.

 

Теперь давайте взглянем по другую сторону медали. Что питало мысль ученого? Размышления над шедеврами. Аристотель  тщательно анализировал закономерности, позволявшие авторам достигать совершенного исполнения, и, таким образом, формулировал правила.  Стоит ли нам ими пренебрегать?

 

Интуитивный метод имеет множество яростных защитников и преданных последователей. Профессионалов среди них немного. Да, давайте уточним терминологию. Профессионал в нашем случае – тот, кто зарабатывает на жизнь творческим трудом. Иначе говоря, человек, владеющий навыком настолько, что результаты его творчества оцениваются другими как несомненная польза и соответственно вознаграждаются. Профессионал – это тот, кто работает для других. Шекспир, например.

 

Лично я убеждена, что в основе высокого искусства и мастерства лежит ремесло. Знание конкретных приемов обработки избранного материала и умение творчески их применять. Руководствуясь только и исключительно интуицией, Вы, скорее всего, потратите кучу времени на неизбежные ошибки и разочарования. Они в любом случае будут, но только за конечный результат «свободного полета фантазии» никто никогда не поручится.

 

Если же Вы с уважением отнесетесь к опыту Ваших предшественников, посвятите некоторое время изучению драматургических принципов, и освоению творческих приемов, тогда – да, безусловно, вы сможете непринужденно жонглировать ими, затачивая под свои цели. Но мастерством надо прежде овладеть.

 

Слишком прозаично? Не хватает чарующих воображение описаний волшебства вдохновения? Обещаю, с ним непременно разберемся в следующих выпусках. А пока, поразмышляйте над понятиями ремесла и мастерства.  Выводы, к которым Вы можете прийти, сослужат Вам добрую службу.

 

Творческих успехов Вам!

До новых встреч.

 

Ирина Куимова

kira-kirilla@list.ru

http://kirilla.blogspot.com/

 


В избранное