Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Канн 2015: новые надежды ветеранов движения



Канн 2015: новые надежды ветеранов движения
2015-05-15 18:07

   Накатил Каннский кинофестиваль  - значит, весне конец, здравствуй, лето! – день закрытия 24 мая. 69-й фестиваль выглядит очень симпатичным уже по обложке: визуальным символом выбрано лицо Ингрид Бергман, призванное, как бы, символизировать синтез европейского и американского кино – ведь актриса была суперзвездой сначала шведской, потом – голливудской, а потом еще и итальянской.

Ну да, у Бергман получилось не только блистать за океаном, но еще и сохранить свой неповторимый европейский, северный стиль, отличный от более приземленных заокеанских красоток.  Однако программа основного конкурса в этом году как раз меньше, чем в прошлые годы, пестрит американскими именами.

Несмотря на заявление программного директора Канн, что, дескать, мы ориентируемся на молодые таланты и сформировали конкурс, как книгу, которую надо открывать и читать новые имена… из 17 режиссеров, представивших свои творения в основной конкурс, призов каннского фестиваля не имеют лишь  четверо.



Из них двое – французы, которых традиционно в конкурсе больше всех – опять же, четверо. Остальные 13 из 17 – более или менее маститые и увешанные каннскими лаврами. Самые именитые – француз Жак Одиар, (мы его знаем по фильмам «Пророк» и «Ржавчина и кость», у него 2 приза ), с фильмом «Эрран | Dheepan»,

Эрран | Dheepan; реж. Одиар

и американец Гас Ван Сент, у него в копилке уже 4 приза Каннского фестиваля и куча мрачноватых хитов – «Параноид Парк», «Слон», «Мой личный штат Айдахо» и мой любимый «Умереть во имя», а в нынешней программе – его фильм «Море деревьев | The Sea of Trees», про реально существующий в Японии, у подножия горы Фудзияма, лес самоубийц и двух самоубийц, встречающихся в этом лесу. В главных ролях – Наоми Уоттс и трудно представимый в роли самоубийцы, частый участник каннской программы Мэттью Макконахи;

Море деревьев | The Sea of Trees; реж. Гас Ван Сент; Мэтью Макконахи

по французской квоте проходит еще и 2 женщины-режиссера, бывшие актрисы, открывшие в себе недавно и режиссерский талант – это бывшая жена Люка Бессона Майвенн Ле Беско с фильмом «Мой король  | Mon roi», в котором блистают Венсан Кассель, Луи Гаррель и… на минуточку: Венсан Кассель блистает не  только здесь, но и  чуть ли не в половине фестивальной продукции,

Мой король  | Mon roi; реж. Майвенн Ле Беско; Венсан Кассель

а еще одна актриса из фильма Беско «Мой король», Эммануэль Берко, блистает на фестивале и в другой роли – режиссера фильма открытия, «С высоко поднятой головой | La tête haute», драмой исправления малолетнего преступника, в которой, между прочим, снялась Катрин Денёв.

С высоко поднятой головой | La tête haute; реж. Эммануэль  Берко; Катрин Денёв

Нечего и говорить, что обе дамы-режиссера, несмотря на небольшой режиссерский стаж, уже имеют награды Каннского фестиваля. А чтобы злые языки не говорили о том, что у французов с некоторых пор действует квотирование кинематографа по гендерному признаку, и кинопрокатчики и продюсеры обязаны предоставлять возможность женщинам киновыражаться, а каннские отборщики – отбирать фильмы француженок и способствовать их награждению,

так вот, чтобы заткнуть рот злопыхателям и завистникам, в конкурсную программу включили и фильм французской женщины-режиссера, которая – вот как бывает! – пока и вовсе не имеет наград главного киносмотра планеты. Это фильм «Маргарита и Жюльен | Marguerite et Julien» бывшей актрисы, а ныне – режиссера Валери Донзелли. Призов у нее пока нет, это ее 7-й фильм, и в нем – зато! – играет сама Джеральдин Чаплин!

Четвертый французский фильм в конкурсе – «Закон рынка | La loi du marché» не имеющего пока каннских наград Стефана Бризе.

Закон рынка | La loi du marché; реж. Стефан Бризе

Вторая по численности кинематография, представленная в конкурсе – итальянская. Все трое итальянских кинорежиссеров – ветераны движения и многократные призеры Каннского и прочих Венецианского и Берлинского фестивалей – Маттео Гарроне, (мы помним его по фильмам «Гоморра» и «Реальность», у него 2 приза КФ), с невероятно жевописным  фильмом «Сказка сказок | Il racconto dei racconti», в котором как раз и блистает снова Венсан Кассель, вместе с Сельмой Хайек;

Сказка сказок | Il racconto dei racconti; реж. Маттео Гарроне

Нанни Моретти,  (у него – аж 5 призов Каннского фестиваля и запомнившиеся фильмы  - печальная «Комната сына» и ироничный «У нас есть Папа!»),   с фильмом «Моя мать | Mia madre», в ролях - Джон Туртурро и сам Моретти.

 Моя мать | Mia madre; реж. Нанни Моретти

Третий итальянец – Паоло Соррентино, призер КФ и автор фильма «Великая красота», привез в Канн на этот раз фильм «Молодость | Youth», главные роли в котором играют отнюдь не мальчики Майкл Кейн, Харви Кейтель и Джейн, при всем моем уважении, отнюдь не девочка, Фонда. За молодость отвечает Рэйчел Вайс, (так же, как и Кассель, Вайс многократно появится на каннском экране). «Молодость» - интеллигентская драма о режиссере, который не хочет играть на дне рождения принца.

Молодость | Youth; реж. Паоло Соррентино

По два фильма привезли на фестиваль Китай и США. Второй американец в конкурсной программе – редкий не отмеченный пока каннским жюри Тодд Хейнс, хотя с фильмами его мы знакомы – «Вдали от рая» и «Меня там нет», тот самый, в котором Боба Дилана играет… Кейт Бланшетт!  Сейчас Хейнс снова привез ретро-драму с интересным женским дуэтом – в фильме «Кэрол | Carol» двух подруг в середине 50-х  играют Руни Мара и … ну да!  Та же самая Кейт Бланшетт.

Кэрол | Carol; реж. Тодд Хейнс; Кейт Бланшетт, Руни Мара

Китайские фильмы основной программы: «Убийца | Nie yin niang» Хоу Сэня, это один из самых возрастных, 1947 г.р., участников фестиваля, обладатель награды КФ двадцатилетней давности, и другой фильм – «И горы сдвигаются с места |  Shan he gu ren» - его снял гораздо более молодой, но тоже уже увенчанный Каннами соотечественник Сэня Цзя Джанкэ.

Убийца | Nie yin niang; реж. Хоу Сэнь

По одному фильму в конкурс представили Япония, Греция,  Австралия, Канада, Норвегия и Венгрия! Канадский режиссер Дени Вильнёв, имеющий награды КФ, известный по фильмам «Пожары» и «Пленницы», теперь снял фильм «Наемница | Sicario» с Эмили Блант и Джошем Бролиным.

Наемница | Sicario; реж. Дени Вильнёв;  Эмили Блант, Бенисио дель Торо, Джош Бролин

Из Австралии приехал режиссер Джастин Кузель, нечего и говорить, что в его багаже уже есть приз КФ, а привез он один из самых  интересных фильмов конкурсной программы – экранизацию «Макбета | Macbeth» с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр в роли супругов Макбетов.

Макбет | Macbeth; реж. Джастин Кузель; Марион Котийяр, Майкл Фассбендер

Греческий режиссер Йоргос Лантимос, недавно заинтриговавший Канны своим странным фильмом «Клык», за что и получил заслуженный приз фестиваля, снял еще одну странную притчу-антиутопию «Лобстер |  The Lobster», на социально-матримониальную тему, с Колином Фареллом, Лиа Сейду и вышеупомянутой Рэйчел Вайс в главных ролях.

Лобстер |  The Lobster; реж.  Йоргос Лантимос; Колин Фарелл, Рэйчел Вайс

Японский фильм «Наша маленькая сестра» привез на фестиваль дважды лауреат КФ Хирокидзу Корээда, известный работой «Сын в отца».

Интересное имя в программе фестиваля – Йоаким Триер, вроде бы никакого отношения к отсутствующему Ларсу не имеет. И, однако, снова датчанин из Копенгагена, новый Триер снимает в Норвегии фильм «Громче, чем бомбы | Louder Than Bombs» - трагическую историю семьи, потерявшей жену и мать, с Джесси Айзенбергом и Изабель Юппер в главных ролях.

Громче, чем бомбы | Louder Than Bombs; реж. Йоаким Триер; Джесси Айзенберг

Так что тот самый «новичок», на которого, по словам Тьерри Фремо, «вся надежда» - это, надо полагать, венгр Ласло Немеш с фильмом на актуальную в этом году антинацистскую тему «Сын Саула | Saul fia» - антивоенное ретро времен 2-й Мировой.

На первый взгляд, конкурсная программа не отличается особой радикальностью, зато в ней присутствуют фильмы, имеющие шанс на более или менее широкий прокат и интерес зрителей за пределами просмотровых залов фестиваля – благодаря именам режиссеров, актеров или самой тематике фильма.

И «Макбет» с Фассбендером, и «Лобстер» - новый пара-«Клык» Латимоса, и Айзенберг в фильме неизвестного Триера «Громче, чем бомбы», и Макконахи в фильме Ван Сента «Море деревьев», и «Наемница» Вильнёва – после его же «Пленниц», и Бланшетт у Хейнса в «Кэррол», и «Молодость» Соррентино, и возрожденчески прекрасная  «Сказка сказок» Гарроне, и «Моя мать» Морретти – фестивальная программа имеет шанс обогатить копилку зрительского кино. Посмотрим!

Вместе с этим смотреть: Канн 2014
Вместо этого смотреть: Оскар 2015
В этот день в 2014 году: Ив Сен-Лоран | Yves Saint Laurent
В этот день в 2013 году: Канн 2013: Звёзды и СуперЗвёзды
В этот день в 2012 году: Канн 2012: выставка достижений или кинолаборатория?
В этот день в 2011 году: Канн 2011: Что будет?
В этот день в 2010 году: Канн 2010: Начало
В этот день в 2009 году: Булгаков
В этот день в 2007 году: Канн 2007: Азия

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





Итоги Канн 2015: Предсказуемые неожиданности
2015-05-25 14:24


Итоги Канн 2015   Распределение наград – на кинофестивале или там на футбольном/хоккейном – чемпионате – всегда бывает неожиданным. Впрочем, всегда ли? Неделю назад мы наблюдали за финальной игрой хоккейного чемпионата – и результат, ага, никого не удивил: канадцы были лучше наших, лучше всех, да и вообще – школа канадского хоккея живет  и процветает.

Что касается наших – ну да, они были вторыми, но все-таки – вторыми в мире! На кино-чемпионатах мира наших нет. Победа неизвестной девушки с короткометражкой в студенческой программе Синефондасьон, где она разделила приз за третье место – ей самой, девушке, ее друзьям и знакомым, наверное, приятна, но зрителям и поклонникам, да что там – болельщикам отечественного кино победа эта никакого утешения не принесла.

Ну да  речь не о наших несбыточных надеждах, а о том, как распределились призы между фильмами и режиссерами, которые-таки на фестиваль попали. Следует сразу сказать, что большинство режиссеров конкурсной программы в Каннах уже бывали и даже призы главного киносмотра планеты для них – не новость.



Золотая Пальмовая Ветвь 2015 Жаку Одиару – не штука, если вдуматься: за медали боролись из 19 – аж 5!!! – французских картин. Глупо было собирать такую представительную делегацию, чтобы оставить ее без призов. И не оставили! Одиар получил главный трофей – за фильм «Дипан | Dheepan».

Жак Одиар

Одиар в очередной (после «Пророка», 2009 г.) раз высекает искру из своих любимых боевых … искусством называть это трудно – любит он просто бокс, бои без правил и просто такую классическую драку – так вот, эту брутальную агрессивность Одиар научился скрещивать с социальной тематикой – и, алле – оп! – Пальмовая Ветвь.

Дипан | Dheepan; реж. Жак Одияр

И то сказать, арабские мигранты на парижских улицах – реальная проблема пятой республики. О них и фильм "Дипан" в любимой автором манере. Можно говорить о том, что фестиваль давно и часто дает призы не за искусство кино, а за политически грамотную и актуальную тематику. А можно посмотреть с другой стороны: ну да, кино – это актуальный инструмент высказывания по наболевшим вопросам, и да, попадание в яблочко – это тоже мастерство. Ты пойди еще, нащупай его – бьющий нерв современности!

Одиару это удалось. (Дважды!) Но не будем сбрасывать со счетов и французский фактор. Считаем дальше: приз за лучшую мужскую роль получил французский актер Венсан Линдон в фильме француза Стефана Бризе «Закон рынка | La loi du marché», повествующем о – как нетрудно догадаться из названия,  -  сложном положении рабочего, оставшегося без работы согласно этому самому закону рынка.

Закон рынка La loi du marché; реж. Стефан Бризе; Венсан Линдон

И вот этот безработный Венсан Линдон обыграл … кого только он не обыграл! И ветерана-одноклубника Жерара Депардье обыграл, (Депардье сыграл главную, практически одну из двух имеющихся, роль в фильме «Долина любви» Гийома Никлу, фильм вошел в конкурсную программу в последнюю минуту перед открытием, и – надо ли говорить? – он, конечно, французский:);

еще Линдон обставил – дважды! – французскую звезду международного масштаба, Венсана Касселя, который сыграл главные роли сразу в двух конкурсных лентах, «Мой король» и «Сказка сказок»; что уж говорить о звездах заокеанских – Колин Фарелл, ("Лобстер", Йоргас Латимос) и Мэтью Макконнахи, ("Море деревьев", Гас Ван Сент), тоже полетели домой ни с чем.

Так же как и их товарищи по цеху, но не по положению – без наград остались и ветераны сцены, лучшие из лучших -  Харви Кейтель и Майкл Кейн из фильма Паоло Соррентино  «Молодость». А ведь жюри возглавляют сразу два американца! Но братья Коэны ничем не поспособствовали отечественной сборной, полностью сдавшись на милость принимающей стороны – и приз получил Линдон. Вот какой гениальный Венсан Линдон и как гениально он сыграл безработного во французской ленте!

Но, сказать по правде, на его победу, несмотря на внушительных соперников, ставки делались и принимались. А вот победительница в номинации «Лучшая женская роль» стала воистину темной лошадкой. Даже две лошадки! Приз разделили на двоих. И если одна из них – Руни Мара, собрала какое-то количество положительных откликов после выхода на фестивальные экраны фильма «Кэрол | Carol» американского режиссера Тодда Хейнса,

Руни Мара

то вторая – Эммануэль Берко, («Мой король | Mon roi»), упоминалась в фестивальной прессе только как режиссер – женщина-режиссер! – фильма открытия фестиваля, «Молодая кровь | Son of a Gun». И вдруг – приз за лучшую женскую роль из любовной драмы «Мой король» про непростые отношения немолодой и не очень красивой женщины с героем-любовником в исполнении Венсана Касселя. Собственно, в связи с еще одним упоминанием Венсана Касселя этот фильм и упоминался.

Мой король | Mon roi; реж. Майвенн ле Беско; Эммануэль Берко, Венсан Кассель

Нет, не только из-за Касселя, а  еще и потому, что сняла его – женщина-режиссер! – Майвенн Ле Беско, еще одна участница не просто французского десанта, нет – французского женского!!! -  десанта в Каннах. Высказанное несколько лет назад на каннском фестивале беспокойство по поводу засилья мужчин в режиссерских креслах французы попытались исправить, предоставив фестивальную трибуну, то есть – сцену и, на минуточку! – место в конкурсной программе!!! – женщинам режиссерам.

 Майвенн ле Беско,  Эммануэль Берко

И даже как-то их поощрили: Берко – сразу дважды: и тебе фильм открытия, и приз за лучшую женскую роль. А Мейвенн удовольствовалась сознанием, что актриса ее фильма взяла столько высокую планку. Была и третья француженка, с фильмом «Маргарита и Жюльен», настоящая песнь свободе – за небратскую любовь реальные брат и сестра поплатились жизнью в нелюбящем шутить 16 веке.

Однако что-то пошло не так –  женщине-режиссеру Валери Донзелли надо было постараться, чтобы свободолюбивая и на ура воспринимающая любой нетрадиционный секс каннская публика зашикала, а каннское жюри не угостила ни одним, каким-нибудь отдаленно экуменическим, призом. Не прокатило. В общем, расширив представительство женщин в кино по квоте, нужно тогда и призы им квотировать, что ли!

Однако  неудача третьей француженки – то немногое, что высоколобой публике удалось предугадать. В остальном же -  все – поголовно все! – кинокритики и киноаналитики – пристыжено сгрудились в сторонке и курят в углу. Так, например,  они-то предсказывали -  безоговорочную! – победу актрисе из фильма – да, «Кэрол» - но другой, не Руни Маре, а Кейт Бланшетт, сыгравшей старшую из двух женщин, сумевших полюбить друг друга в непростые для этой затеи 50-е годы.

Тодд Хейнс, Кейт Бланшетт, Руни Мара

Эх, да что там говорить – многие и вообще склонялись к тому, что «Кэролл» - лучший фильм фестиваля, вот только лесбийская драма совсем недавно побеждала в Канне, («Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, 2013 г.)… Вероятно, жюри тоже вспомнило об этом совпадении  - и «Кэролл» досталась лишь ½ женского приза. Единственное, в чем каннские букмекеры не промахнулись – так это в высокой оценке, которую официально получил фильм венгра Ласло Немеча – «Сын Саула | Saul fia»: картина про Холокост получила заслуженный Гран-при.

Ласло Немеч

Приз жюри достался Йоргасу Латимосу с его «Лобстером | The Lobster», хотя ироничной и абсурдной черной комедии прочили более высокую награду, за лучший сценарий. А вот награда лучшему режиссеру – снова никто не угадал: ее получил режиссер из Тайваня, Хоу Саосянь,  за невыразимо прекрасный по картинке фильм «Убийца | Nie yin niang» - о женщине-киллере из средневекового Китая, (который трудно не сравнить с «Крадущимся тигром….»)

Убийца | Nie yin niang; реж. Хоу Сяосянь

За бортом остался не только каннский любимец Гас Ван Сент с суициидальной камерной драмой «Море деревьев | The Sea of Trees», но и тройка итальянских тяжеловесов – Паоло Соррентино с философской притчей «Молодость | Youth», Нанни Моретти – с трагикомедией «Моя мама | Mia madre», (ах, да – Моретти получил-таки приз экуменического жюри:) и сюрреалистическая «Сказка сказок | Il racconto dei racconti» Маттео Гарроне, про которую все говорили: «Это безумно красиво, невообразимо, причудливо, но за такое в Канне никто призов не дает».

Несмотря на всю пристрастность судейства, мы имеем в 2015 году очень яркую картину состояния мирового кино, настолько пробудившегося от еще недавней «Зимней спячки» (Золотая Пальмовая Ветвь Канн-2014, Нури Бельге Джейлан), что даже странно видеть, как главным предметом рассмотрения этого здоровяка, главным объектом его внимания – на сегодняшний день является …. Смерть в разных своих обличиях:

от насильственноей, от рук «Убийцы» или «Наемницы» (фильм конкурсной программы, Дени Вильнёв), от болезни («Моя мама») или – стоящая неумолимо над душой («Молодость»), в аду концлагеря («Сын Саула») или от топора палача… Можно видеть в этом пристальном внимании опасные симптомы общего планетарного кризиса, а можно – четкую фестивальную  установку на победу: побольше мрачности, во всех ее проявлениях, и, глядишь, золотой ключик у нас в кармане. Что поделаешь – еще когда было сказано большим экспертом: хорошими делами прославиться нельзя!

Вместе с этим смотреть: ПостКанн 2014: Зимняя спячка – это диагноз?
Вместо этого смотреть: Оскар 2015: Все по чесноку
В этот день в 2014 году: Кухня в Париже
В этот день в 2013 году: Каннская классика
В этот день в 2012 году: Учитель на замену | Detachment
В этот день в 2011 году: Жених напрокат | Something Borrowed
В этот день в 2010 году: План Б | The Back-up Plan
В этот день в 2009 году: Ангелы и демоны | Angels & Demons
В этот день в 2007 году: Бобби | Bobby

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное