Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Filmz.ru - Настоящее кино

  Все выпуски  

Каким был начальный сценарий <<Скалы>>


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Каким был начальный сценарий «Скалы»
2015-05-12 19:23
Автор: Voyager

Квентин Тарантино, Аарон Соркин и Джонатан Хенсли участвовали в написании сценария данного фильма, но не один из них не был указан в титрах. Главную роль предложили Арнольду Шварценеггеру, но он отказался, о чем впоследствии долго жалел. Да, это все относится к вышедшей в 1996 году «Скале». Я люблю этот боевик, но признаться никогда не думал, что буду про него писать. Но как-то на глаза мне попалась ранняя версия его сценария, датированная 16 января 1995 года. Пролистнув ради интереса его я с удивлением понял, что кроме пары имен и места действия, все остальное в нем как-то весьма слабо напомиет итоговый фильм, так что мне стало интересно, что же из себя представляла его начальная версия.


В открывающей сцене нас знакомили с главным героем – заведующим лабораторией ФБР по обезвреживанию химического оружия Стэнли Гудспидом. Во время осмотра одной из подозрительных посылок происходит ЧП, в ходе которого погибает один из его подчиненных. После этого Гудспид решает перевестись на другое место службы – благо его отец, большая шишка в ВВС, хочет чтобы сын сидел не в лаборатории а был полевым агентом.

Тем временем, банда террористов - морпехов во главе с неким Стайтсом захватывает бывшую тюрьму Алькатрас и берет в заложники группу туристов. В ходе невероятно мощного сюжетного твиста выясняется, что в 1960-е годы там было спрятано химическое оружие для защиты от коммунистов про которое судя по всему все забыли (ну, сами понимаете, обычная история). Отец Стайтса когда-то работал с этим оружием и умер от рака. После того, как правительство не стало выплачивать семье компенсацию отказавшись признать существование химического оружия, его сын решил захватить оружие и потребовать выкуп в ответ угрожая обстрелять Сан-Франциско снарядами с ядовитым газом из самодельных мортир, смонтированным им на острове. Стайтс в этой версии не имеет ничего общего с генералом Хаммелом – это достаточно безликий злодей, который с легкостью убивает как заложников, так и своих сослуживцев, лишь бы получить свои деньги.

Наконец, мы знакомимся с нашим вторым героем – Джоном Мейсоном, который некогда совершил побег из Алькатраса. Этот ранний Мейсон также имеет мало общего с итоговым: в сценарии он описывается как мускулистый человек возрастом около 50 лет, которого некогда посадили за ограбление почты, а после нескольких побегов докинули еще так годков пятьдесят тюремного срока. Кроме таланта всевозможных побегов и любви к чтению биографий великих людей, в нем нет ничего особо примечательного.

В этой версии, вместо отправки на Алькатрас команды морских котиков, власти решают отправить туда одного Гудспида, который как и в итоговом фильме, никогда не был в бою и не рад такой перспективе. Следующие 70 страниц в сценарии не происходит ничего особого. Стайтс убивает пару заложников и снаряжает бомбы, Гудспид пытается заставить Мейсона сотрудничать и рассказать ему как проникнуть на остров, а тому почти удается сбежать (совсем не так зрелищно как в фильме). В конце концов, Гудспид убеждает начальство что в одиночку ему никак не справится и с ним следует отправить Мейсона. Однако Мейсон отказывается идти, и соглашается лишь когда ему выдают липовую бумагу о помиловании (хотя я так и не понял, что мешало дать ему настоящую – ведь в этом сценарии он же обычный преступник, который к тому же уже отсидел 30 лет).

Лишь на 90-й странице герои наконец попадают на Альктрас. Я кстати отчетливо представляю, как бедный Майкл Бэй страдал, читая этот сценарий – ведь просто представьте себе, что до 90-й из 141 страниц (т.е. 90-й минуты потенциального фильма) в нем толком ничего не происходит - нет особого экшна, взрывов, перестрелок и погонь. Экшн начинается лишь по прибытии на остров, но опять же он куда скромнее чем в фильме. Обезвреживание химического оружия в этой версии тоже выглядело мягко говоря странно – Гудспид минировал почти все снаряды, чтобы террористы не могли сдвинуть их с места, а еще одну бомбу он сжигал в мусоросжигателе – т.е. опять же, в чем был смысл посылать именно его, когда тоже самое мог бы сделать любой спецназовец, я так и не понял.

В финале Мейсона ударяют ножом в спину, после чего как бы «умирает» (но в финале понятное дело оказывается что он выжил и смог скрыться), Стайтс пытается выстрелить по городу, но Гудспид сдвигает мортиру и снаряд улетает в океан, после чего засовывает злодею в рот ядовитый шарик и колет себе в сердце атропин. Остальные террористы, увидев выстрел снарядом и поняв, что их командир сбрендил, пытаются дезертировать на вертолете, но их быстро сбивают. А, ну еще одна великолепный сюжетный поворот – ближе к финалу отчаявшиеся власти решают выплатить террористам выкуп, но из-за плохой погоды самолет с бриллиантами… просто разбивается при посадке из-за тумана.

Примерно такой сценарий (он еще не был дописан до конца и содержал в себе множество исправлений от руки) вручили Шварценеггеру. Сам Арни в одном из интервью упомянул про то, что ему предложили сниматься в «Скале», но сказал что ему предлагали роль Гудспида. Это очень странно, так как и по фактуре и по возрасту ему подходила роль Мейсона, которая на мой взгляд собственно говоря и прописывалась под него. Уж не знаю, то ли Шварц что-то напутал по старости, то ли была написана еще одна версия где Гудспид был крутым парнем – но в любом случае сценарий ему не понравился и он отказался от роли, о чем потом долго жалел.

Но с другой стороны, прочитав данную версию я могу понять его скептицизм – начальный сценарий был откровенно затянутым и содержал в себе массу нелепых сюжетных ходов. Даже интересно, чем же он так зацепил Дона Симпсона и Джерри Брукхаймера, что они решили дать ему зеленый свет?

Как бы то ни было, для дальнейшей работы над сюжетом продюсерами было выписано несколько бригад сценарных докторов, в число которых вошли упомянутые вначале Квентин Тарантино (помогавший с диалогами), Аарон Сорки и Джонатан Хенсли, а также еще несколько авторов. Хенсли внес наибольший вклад, написав последнюю съемочную версию сценария. Пару своих сценаристов привел и Шон Коннери. Они заново написали практически все диалоги Мейсона – если не ошибаюсь, из начального срипта в фильм попала лишь реплика «секреты ремесла». Ну а выбор актера помог предумать его персонажу куда более интересную предысторию "пойманного" Джеймса Бонда, чем обычного зека - мастера по побегам.

Персонажа генерала Хамела придумал Дон Симпсон – на это его вдохновил просмотр передачи о забытых солдатах погибших в спецоперациях и чтение мемуаров полковника Хэкфорта. Основным вкладом Николаса Кейджа было предложение о том, чтобы его герой не матерился, используя вместо этого всякие сочетания типа «Zeus' Butthole!». Ну а что добавил Майкл Бэй наверно нет смысла объяснять.

Пожалуй, что «Скала» это один из лучших примеров того, как команда сценарных докторов может довести до ума не самый лучший сюжет, в итоге оставив от него лишь общую концепцию. Итоговый фильм куда динамичнее, в чем-то трагичнее, зрелищнее и обладает более интересными персонажами и захватывающими сценами, нежели первый скрипт.

Правда стоит отметить, что по иронии судьбы из полудюжины людей помогавших довести сценарий до ума, в титры в итоге попал лишь один. Наибольший вклад в переделку скрипта как я уже сказал внес Джонатан Хенсли, который однако не был удостоен упоминания как один из авторов сюжета. В итоге он даже подал на арбитраж в Гильдию сценаристов – однако там посчитали, что он написал менее 50% итогового материала и следовательно согласно существующим правилам не заслуживает права на упоминание в титрах фильмах. Майкл Бэй даже написал открытое письмо, где назвал это решение позором, но это уже ничего не изменило. Уж таковы особенности голливудской системы.


Премьеры сериалов: «Мужчина ищет женщину» и «Успех в Голливуде» или когда от комедийных сериалов бьет в голову
2015-05-14 09:16
Автор: Семен Сибирцев


Мало кого сейчас удивит засилье комедийных сериалов на TV, по крайней мере, зарубежных телезрителей, которым нужно не просто выбирать, но и по большей части отсеивать много ненужного хлама, будь то действительно второсортные комедийные сериалы или бесконечные и однотипные процедуралы про копов или их нетипичных консультантов. В последнее время успехом начали пользоваться фэнтэзийные сериалы, что приводит нас к появлению таких проектов как «Гримм», «Константин» и прочих ответвлений про сверхъестественные миры. Пока речь о комедиях.
Наверное, каждый новый сезон сложно искать новые комедии, так как выходят они под весну и лето десятками. Что самое закономерное и интересное – действительно стоящие и смешные сериалы можно сосчитать по пальцам. Может, все дело в том же зрителе, которому приелись сериалы-однодневки? Может, дело в плохих актерах? А может, просто, Голливуд поглощает слабых и подпитывает, таким образом, свою душу? Но шутки в сторону, господа.

Мужчина ищет женщину



Канал FX дарит вполне пригодные и нестандартные комедии для телезрителей, будь то «В Филадельфии всегда солнечно» или сериал про будни стэнд-ап комика «Луи». Формат у канала необычный для того, чтобы комедиям, зачастую очень своеобразным и бредовым на бумаге, давали выйти в свет. Наверное, нет точного подсчета того, сколько когда-то забраковали идей для сериалов, граничащих с наркоманским приходом. Но все же целый карт-бланш иногда дают большим именам. Например, как тому же Джею Барушею, прославившегося в образе дохлого смешного паренька из многих комедий Джуда Апатоу и Сета Рогена да снявшегося в провалившемся «Ученике чародея». Так на свет появляется ром-ком из наборов скетчей, имя которому «Мужчина ищет женщину».
Не скажешь с самого начала, что должно привлекать в сериале. Первоначально трейлер настраивал меня на действительный видео-клип, речь в котором шла бы про законченного лузера, играющего на выходных в X-BOX, курящего травку со своим шоколадным другом альфа-самцом и пытающегося в конечно счете найти себе раз не идеальную девушку, то хотя бы просто девушку. Но на деле все оказалось куда интереснее. На деле, перед нами самый настоящий антипод «Друзей» и «Как я встретил вашу маму». Если в тех семейная жизнь представлялась для зрителей как нечто трогательное и прекрасное, то здесь аки и наоборот. Во многих сериях прямым текстом говорится, что нет ничего лучше холостяцкой жизни, а семейные узы – оковы и зло. Хотя, конечно же, лучше видеть, в какой это форме преподносится.
Уже в первом эпизоде главный герой успевает прийти к своей бывшей девушке на вечеринку и узнать, что она встречается с живым 150-летним Адольфом Гитлером; также вредная сестра устраивает для него свидание вслепую с… как вы можете еще подумать? троллем! Дальнейшие эпизоды еще абсурднее: во время подготовки к очередной мастурбации, с главным героем начинает разговаривать собственная рука, жалующаяся на однообразную, моногамную и скучную жизнь, в которой больше нет страсти. Стоит ли говорить потом и о купидоне-наркомане из середины сезона.

Похотливые инопланетянки, у которых, на самом деле, нет вкуса!


Но все же, авторы не стали зарываться слишком сильно и преподнесли более чем четкую и относительно простую мысль: не бывает только черного и белого, и отношения - сложная штука; в особенности сильнее они превращаются в таковые, когда ты сам являешься сущим кошмаром. И, чтобы там не было, девушка всегда права, даже отвратительная и мерзкая шведская троллиха, тем более, если ты задрот.
На момент написания статьи уже вышел полный первый сезон, состоящий из десяти эпизодов. Несмотря на сюжетные бредни и туалетный юмор, в сериале все же можно отыскать интересные идеи. Но все же предпоследний эпизод оставил неприятный осадок, назвав себя «Женщина ищет мужчину».

Успех в Голливуде


А вот как раз и пример сериала, в котором есть только один маленький залог успеха – приглашенные звезды.
Речь в этом не-наборе-скетчей идет про двух братьев переростков, главная греза которых в этой жизни – работа в Голливуде. Но незадача состоит в том, что безработных лодырей и бездарей родители выгоняют из дома, так как тем нужно, наконец, научиться самостоятельной жизни.
Пока что, на данный момент, в сериале можно было увидеть за 4 эпизода таких приглашенных звезд как Бен Стиллер, Майкл Мэдсен или Кьюба Гудинг-Младший.


Да даже шутки здесь есть неплохие, но все же не создается впечатление, что новый сериал канала Comedy Central может похвастаться действительно хорошо подобранными актерами на главных ролях, которые то и дело не переигрывали бы, или же качественными шутками. С шутками, все же, здесь проблемы. Беготня под наркотой не вызывает даже улыбки, каждую серию добрые и глупые родители посылаются в самые разнообразные места своими 30-ти летними детьми, приглашенные звезды страшно халтурят, а весь юмор можно строить по схеме: «Дурак сказал – дурак сделал».
Вполне возможно, что данная комедия найдет своих зрителей и протянет со своей идеей сезона три, но будет ли это действительно смешно и качественно?

Угадай фильм и получи награду: этап 2
2015-05-14 17:36
Автор: GorbachevS

Друзья! Первый этап нашего турнира успешно завершился и я предлагаю поздравить победителя FlashForward92 !

Правила остаются прежними!


Турнир состоит из десяти этапов, тот кто больше всех первым отгадает все фильмы и что их все связывает, получит приз в виде 500 руб! Но будут и поощрительные призы, каждому первому отгадавшему 50 руб.! Ну а тот, кто так и не сможет отгадать, что связывает все фильмы, но сможет в каждом из десяти этапов отгадать все фильмы, тоже получит приз, за активное участие! Таким образом, кто-то может получить и главный приз и навариться на мелких наградах за каждый из десяти этапов!

Предлагаю начать второй этап!


Условия: "Вам будут представлены пять кадров пяти разных фильмов, в виде подсказки к каждому кадру будет описан интересный факт связанный с данным фильмом. Но самое главное, что все пять фильмов будет объединять что-то одно, общее! Первый, кто сможет отгадать все пять фильмов и скажет, что же их всех связывает - получит награду в размере 50 руб. на мобильный телефон либо на электронный кошелек."

1. Репортеры в данном фильме были настоящие корреспонденты!



2. Сценаристом данного фильма мог стать Питер Джексон!



3. У данного фильма есть одна общая декорация с фильмом "Крестный отец" (1972)



4. Песня для данного фильма была написана известной рок-группой специально по просьба главного актера!



5. Один известный журнал назвал эротические сцены данного фильма лучшими в истории кинематографа!




Оставляйте свои варианты в комментариях и не забывайте, что тот первый, кто отгадает все фильмы и что их всех связывает - получит награду!

Поиски Человека-паука продолжаются
2015-05-31 15:47 Александр Голубчиков

Сообщения о том, что студии Marvel и Sony утвердила Эйсу Баттерфилда на роль нового Человека-паука в грядущей перезагрузке, оказались далекими от действительности. Поиски актера продолжаются, и Баттерфилд не единственный из кандидатов на супергеройский костюм.

Источники сообщают, что претендентов на партию Паука всего шесть, и каждый из них уже прошел предварительные пробы. Помимо Эйсы Баттерфилда, отметившегося в «Игре Эндера» и «Хранителе времени 3D», Marvel рассматривает следующих юных актеров: Том Холланд, которого можно было увидеть вместе с Наоми Уоттс в драме «Невозможное»; Джуда Льюис, снявшийся в ремейке «На гребне волны» в роли Джонни Юты в детстве (он же поработал и с Жаном-Марком Валли в его новом фильме «Разрушение*»); Мэттью Линц — его можно будет увидеть в «Пикселях» вместе с Адамом Сэндлером; Чарли Пламмер, периодически появлявшийся в «Подпольной империи»); и юный британец Чарли Роув, засветившийся в «Неверлэнде» с Рисом Ивэнсом.

Эйса Баттерфилд Том Холланд Джуда Льюис
Мэттью Линц Чарли Пламмер Чарли Роув

Этих шестерых Marvel выделили из более полутора тысяч мальчишек со всех концов света, причем, шорт-лист образовался только в последние две недели. Пробы с вышеназванной шестеркой проходили в Атланте, где в настоящее время проходят съемки фильма «Первый Мститель: Гражданская война*», в котором новый Человек-паук должен будет появиться в первый раз, а уже затем получить собственное кино, а точнее — новую трилогию.



Новые русские (—)
2015-06-01 00:25

Эта коллекция короткометражных фильмов – особая. Все шесть работ сделаны молодыми российскими режиссерами, все – безупречны и все отличает та свобода, которую редко встретишь в большом отечественном кино. Молодежь не зависит от финансового диктата, ей плевать на цензурные запреты, она смела в обращении с жанрами и не стесняется нарушать любые правила. Она переносит черный юмор британца Роальда Даля на черноземную российскую почву, сочиняет эротическую версию «Человека-невидимки», заставляет Сергея Маковецкого рыться в мусоре, превращает новогоднюю идиллию в убийственный калейдоскоп, по-свойски разбирается с сексуальностью хипстеров и обнаруживает трагедию шекспировского накала в актерских буднях. Как правило, увидеть короткометражки на большом экране могут только завсегдатаи кинофестивалей. Мы хотим исправить эту ситуацию и привести лучших из молодых в кинотеатры – талантом, силой и оригинальностью они это заслужили.


Трейлер



Право на жизнь
2015-06-01 02:06
Автор: dokerproject

На днях в основном конкурсе Международного Фестиваля документального кино «ДОКер» в Москве состоялась российская премьера австрийской полнометражной документальной ленты «Море впервые».


Надежды палестинцев на развитие событий в будущем в корне отличаются от чаяний израильтян. Этот ближневосточный конфликт, продолжаясь из поколения в поколение, отравляет жизнь и тех, и других. Первые желают вернуть, по их убеждению, несправедливо отобранные у них земли, вторые ‒ тщетно пытаются доказать своим противникам само право государства Израиль на существование. Стоит ли говорить, что аргументы для утверждения своей правоты каждая из сторон применяет отнюдь не мирные. А больше всех страдают дети, у которых отнято право на детство, насыщенное чем-то иным и более культурно значимым, нежели взлелеянной и поддерживаемой как вечный огонь рефлексией о войне между их предками.


Конфликт

Режиссер из Австрии Клара Тришлер своим документальным дебютом ‒ фильмом «Море впервые» виртуозно вскрывает болезненный территориально-этнический нарыв через отраженное действие. Таким действием и является путешествие к Средиземному морю на территорию Израиля (Яффа, Тель-Авив) палестинских ребятишек из местных деревень на западном берегу реки Иордан (Наби Салех, Наалин). Пройти этот путь вместе с героями «Моря впервые» - все равно что услышать эхо войны и собственноручно ощупать в конце своего маршрута стены того тупика, в котором многократно и трагически отражаются отголоски всех ее участников.

Драматургия фильма вытекает из естественного хода событий. В визуальном ряде ленты гармонично присутствуют все этапы, присущие классическому, ладно скроенному сценарию. Завязкой действия является приглашение детей в путешествие в Яффу, кульминацией ‒ непосредственно само купание в море, развязкой ‒ возвращение обратно в Палестину. Эпилог ‒ визит к охраняемой стене, безжалостно разграничивающей два мира колючей проволокой. Однако стройный схематический скелет фабулы облегает гораздо более значимая и трепетная человеческая материя. Главные герои киноленты: палестинские дети, их родители и израильтяне, ‒ как мирные инициаторы проведения этой акции вывоза палестинских детей к морю, так и обычные евреи, часть из которых пострадала от террористических атак.

Со стороны режиссера здесь сделана удачная попытка формирования основных типажей, что приближает документальную картину «Море впервые» к фильму-эпопее, основанному на портрете массового героя. Это своего рода документальный слепок времени, выраженный через фигуры каждого из представителей слоев населения этих территорий. Именно они оказываются наиболее податливым материалом для описания ключевых персонажей, через взгляды и поведение которых наиболее ярко прослеживаются актуальные общественные тенденции двух враждующих, но территориально и исторически тесно связанных между собой народов.

Кинореализм протеста

«Море впервые» является плодом совместной работы австрийско-палестинской команды. Вторым продюсером ленты выступила Сарита Шарма, директор студии Kinomation. Клара Тришлер совсем не новичок в разработке данной темы. Она успела уже поработать как в Израиле во Всемирном Центре Исследований Холокоста, так и военным корреспондентом в секторе Газа. Может быть, оттого в своем пограничном киноисследовании ей удалось пройти буквально по лезвию этического противостояния, преследуя в высшей степени гуманистические задачи. Прекрасная операторская работа Якоба Фура, динамичный монтаж Свени Плаас, продуманное звуковое сопровождение, наконец, грамотный сценарий ‒ все эти приемы приближают ленту «Море впервые» к настоящему произведению искусства.


Фильм действительно не скучно смотреть, ‒ благодаря мастерской работе Якоба Фура воспринимаешь все окружение фактически глазами ребенка, с удивлением ежесекундно открывающего для себя все новые грани мира. Особенно остро это ощущается в момент ожидания и воплощения чуда ‒ короткого визита к морю. Зритель переживает вместе с маленькими героями: боится, проходя таможенный досмотр, трясется, томясь от жары в автобусе, восторгается, впервые видя море, весело ныряет и с любопытством обозревает город на катере. В ритме видеоряда есть ошеломительная экспрессия, свойственная неуемной юной энергии. Для этого используются приемы ручной камеры, сопровождающей действия детей и подчас неожиданные ракурсы с ассиметричной, немного хулиганской композицией кадра. Сцены быта сменяются панорамами окружающих пейзажей, но ни один из видов, будь то интерьер или природные окрестности не является безлюдным. Люди насыщают пространство внутри кадра повсеместно: шутят, отдыхают, работают, протестуют. И если в Израиле в целом обычные граждане не особо заняты доказательством своей правоты палестинцам, то одним из самых важных дел палестинцев является их ежедневный будничный протест «против оккупации», ставший единственно возможным образом их жизни.

В «Море впервые» нет никакого предварительного исторического экскурса, а детали военной коллизии приоткрываются по ходу действия. Клара Тришлер использует собственные приемы для раскрытия данной темы. Во многом это происходит через мир окружающих героев вещей и их значение для людей ‒ газовые снаряды, бумажки-разрешения, ключи от дома в Яффе. Режиссер намекает, что характер человека определяют те обстоятельства и тот круг общения, в которые он заключен с самого рождения. Лента начинается с изысканного обыгрывания простых, бытовых нюансов: девочка самозабвенно играет с зайчиками отражений блесток на ее платье в комнате, но уже через несколько секунд ее просят принести с улицы пустые гранаты-канистры со слезоточивым газом. Она недоуменно крутит их в руках: «этим в нас стреляют солдаты» и тут же замечает, что в снаряде еще остался газ. Зритель подключается с первых кадров ленты к ребяческому субъективу, выходя из роли безразличного наблюдателя. Эмоциональное присоединение зрителя можно проследить и в сцене при раздаче приглашений, где плачущая девочка, так и не получившая на этой неделе от куратора заветного разрешения на выезд к морю, вызывает глубокое сопереживание. Такая попытка сближения с объектом наблюдения ‒ еще одна грань документального кинореализма, мастерски прощупанная режиссером.

Разрушение стереотипов

«Море впервые» ‒ участник уже трех фестивалей 2014 года: Международного аудиовизуального в Биаррице, национального австрийского Diagonale и турецкого МКФ Nar. Вдобавок, на создание ленты Тришлер выиграла стипендию, а за сам фильм уже получила награду «Лучший человек. Культурный фильм» на Mountain Film Festival, проходящем в Аризоне. В этой картине нет явного произраильского или пропалестинского подхода к теме. Отобразив на экране разные точки зрения на вопрос мирного урегулирования, режиссер выявила парадоксальные черты всей ситуации, окружающей героев. Это безоценочное суждение без явно навязанного средствами монтажа авторской точки зрения на проблему. Даже мнения евреев в их рассуждениях порой совершенно полярны. Еврейские мирные активисты по своей инициативе помогают осуществить мечту многих палестинских детей – увидеть то, что находится за стеной. Одна из активисток вспоминает о чувстве стыда от совершенных деяний, которое испытал ее сын, вернувшись со службы в израильской армии. В свою очередь, кто-то из евреев называет палестинцев не людьми, а дикарями или пламенно протестует против подобных инициатив, заклеймив данную еврейскую мирную организацию в прессе как террористическую. Очень показателен в этом плане диалог спорщиков на пляже. Один уверяет: «Им придется чего-то лишиться ради мира. И нам тоже. С обеих сторон многие не хотят уступать. Если израильтяне не хотят разделить Иерусалим на две части, а вы хотите, да, можете забрать Тель-Авив! Мне все равно. Дайте мне жить. Для меня это просто кусок земли, мне плевать.» Второй израильтянин ему парирует: «Но люди умирали за эту землю!», на что первый ему отвечает: «Так значит, еще больше людей должно умереть?».

Еще одна важная мысль, которая приходит после просмотра «Моря впервые» касается разрушения стереотипов. То, что обычно считают незамутненным и непредвзятым, например, детский взгляд на события, может быть вполне себе предвзятой вещью, оставаясь при этом чистосердечно незамутненной в своей обрезанной сути. Такой себе зашоренный вид на мир. Любой кризис начинается прежде всего в умах. Новому поколению задается определенный камертон восприятия реальности. И это диктует впоследствии все поведенческие паттерны. Возникает идея, что национальная специфичность ‒ вовсе не какой-то генетический природный феномен, а продукт воспитания окружающей среды. Можно ли назвать выбор этих детей сознательным, если фактически самого права на выбор они были лишены, оказавшись заложниками «свободы» и идеи «национального единства»? Этой ребятне закладывают фундамент личности и ядро нравственных ценностей окружающие их люди. Но свободна ли при этом их воля, не знающая никакого иного смысла существования кроме вечного «боя за правду»? И разве не самое большое противоречие в том, что общество может объединять война?

Стена

Интересно, что столь юные существа имеют вполне конкретные представления о политической ситуации и бойко отвечают на вопрос: «Как ты себе представляешь Израиль?», имея конкретные, пусть и завышенные ожидания о прекрасном: «Наверняка, это красивая страна. Ведь они забрали всю нашу землю». Хотя совершенно теряются в вопросе описания самого моря: «Как ты его представляешь?» «Я не знаю. Очень большое...». При этом у этих детей хватает здравой осознанности, чтобы утверждать, что это море не принадлежит армии, «оно принадлежит нам». И все-таки, увидеть море после унизительной процедуры проверки на границе могут только женщины и дети, и то, по особому разрешению, которое само по себе выбить непросто, ‒ этим занимается особый человек. Между Палестиной и Израилем выстроена стена с колючей проволокой, охраняемая вооруженными израильскими формированиями. Стоит отметить, что против создания этой стены неоднократно выступали местные жители из Наби Салеха.

phpBB [video]

Продолжительность трипа в Израиль ‒ всего один день. Конечные пункты назначения разделяет всего-навсего 35-40 км. Землю по ту сторону границы дети искренне считают своей, подло украденной у них евреями ‒ бездомными самозванцами, по выражению юной палестинки. Эта девочка утверждает: «Это на самом деле не их страна. Они родились без дома». Она с гордостью показывает свой диплом за победу на конкурсе арабского языка, зачитывая страшные по своей сути стихи, довольно однобоко и враждебно трактующие события прошлого. Цитата: «Это приговор: Международный Суд был собран еще раз, потому что голубоглазый человек сказал так, и этим приказал испортить жизнь всему мирному населению. Он заставил их получать хлеб и соль через враждебность, и стоять, и смотреть как их земли стали домом для чужих. В один день они обойдут землю и поднимут головы и осуждающе воскликнут, глядя на Луну: «Долго нас еще будут грабить?» и будут приговорены к жизни». Нетрудно уловить что под «голубоглазым человеком» подразумевается Иисус Христос, который являлся иудеем по своему воспитанию и рождению. Если подобная поэзия и дает надежду «угнетенному народу», то исключительно в качестве оды для последующего возмездия.

К большому сожалению для обеих сторон, священная земля Палестины стала предметом раздора, а не объединения носителей разных религий. Как доказывают маленькие палестинцы: «Это на самом деле не Израиль, а Палестина!» Они растут в среде, где активно пропагандируется довольно бескомпромиссная точки зрения на вопрос обладания территориями, с которых, как они считают, их несправедливо вытеснили евреи. Для этих «цветов жизни» не существует вопрос поиска правды – он уже давно решен их родителями. С детства их настраивают на грядущее возмездие как воздаяние за страдания, подсовывая им эту достойную их существования цель как единственную мечту. Подобное развитие подрастающего поколения скорее способствует усугублению последующего конфликта и его разжиганию, чем мирному разрешению.

«Мы хотим жить вместе»

Путешествие в Израиль, к Средиземному морю, может так и остаться первым и последним в жизни палестинского ребенка. Детей сопровождают их матери. Палестинским арабам-мужчинам разрешение не выдается вовсе: «Двадцать лет назад мы могли просто взять машину и поехать туда, провести классный день и вернуться обратно. А сегодня они запрещают нам…». Спасения от вездесущей жары в виде выхода к морю у жителей Наби Салеха нет. Даже доступ к последнему колодцу в деревне заблокировали израильские солдаты, оккупировав часть деревушки. Палестинцы выходят на акции протеста и внушают детям иную жажду – грезу о возвращении беженцев на места родины предков. Заодно прививается статус угнетаемых жертв ‒ изгоев на собственных землях. В просвященных после таких лекций детях растет страсть к отмщению за несправедливые гонения и оттого процесс сражения в будущем за расширение своих геополитических границ кажется неотвратимым. Иначе, к чему тогда показательный показ ключей от «нашего дома в Яффо»: «Однажды мы вернемся и откроем наш дом. Мы можем пойти к морю и искупаться!» Понятно, что в этих домах давно живут другие люди и вернуться мирно уже невозможно. «Яффо и Хайфе, и Акко. Это земли, что евреи отняли у нас», ‒ сообщает мужчина внимательно слушающей его мелюзге. Так и зритель узнает, что тот из арабов, кто мог остаться на тех территориях, это уже давно сделал, ‒ этих людей теперь называют израильскими арабами, или арабами 1948 года. Но многие из них ушли: некоторые в Амман, некоторые в Саудовскую Аравию, кто-то в Ливан или Сирию.

Любопытно, что историю с ключами рассказывает человек, до этого заявлявший на камеру: «Мы хотим жить вместе. Мы не можем обойтись без них, а они не могут обойтись без нас. У нас слишком много общих интересов». Скажут ли так в будущем спокойно об общих о совместных интересах с израильтянами его дети? Есть большое сомнение…

Что ж, видимо исключительно общие интересы не дают прийти к единой точке зрения участникам этого долготекущего спора и все подкладывают своим отпрыскам мины замедленного действия в виде ключей от отобранного жилья. Ключей, которыми уже ничего невозможно открыть. Впрочем, с тех времен, когда их предки покинули дома, последние могли и вовсе исчезнуть с лица земли. А память об утраченном не исчезает, она бережно передается потомкам беженцев, как доза с набирающим силу ядом, обрастая злом словно мифическим мхом.

Игра и анархия

После визита в Израиль у детей не происходит трансформации в сознании. Ничего по сути кардинально не меняет это однодневное чудо – романтичное путешествие к морю. Для такого изменения такое чудо должно быть систематическим, а не стаканом воды, поданным врагом умирающему от жажды путнику в пустыне. Ведь именно так и воспринимают взрослые палестинцы подобный добровольный жест помощи в виде позволения приехать покупаться в море на несколько часов. Во второй части фильма, после вояжа к морю, маленькую палестинку спрашивают о ее выборе самого желанного для нее места проживания. Этим местом оказывается вовсе не территория Израиля, а ее родная деревушка Наби Салих. Ее подруга говорит тоже самое. Так может, зря все эти опасения и предосторожности со стороны израильтян? Может быть, этим обделенным детям нужно только право на «общее море»… Однако, пока у них другой приговор, вынесенный текущей политической ситуацией. Девчушка задорно поет куплеты из «песен свободы», прославляющие борьбу против оккупантов. И невдомек бедняжке, что подобная чересчур ранняя зацикленность на идее национального единства ‒ симптом оскудения духа, черта ограниченности в образовании и первый шаг к выходу на смертельную линию фатума. Караулящая за поворотом этих ребят опасность войны, навстречу которой они с таким азартом направляются, может быть жестокой, мгновенной и гибельной.

Трехэтажный терапевтический лагерь для палестинской детворы больше похож на зарешеченный склад. Пропагандистский контекст проводимых здесь восстановительных процедур также довольно своеобразен. Малышня под благородным прикрытием снятия стресса танцует «танец птиц свободы» и с шекспировскими страстями воссоздает на импровизированной сцене трагическую драматургию допросов: один малец играет за невинную жертву - пойманного араба-палестинца, второй ‒ за грубого, сильного охотника ‒ представителя израильских спецслужб. Что это? Выбросы эксцессов патриотизма как сублимация войны или целенаправленное бесцеремонное зомбирование? В самом мире ребят нет лицемерия, ‒ малыши наивны и искренне верят в навязанные им идеологические установки. У них просто нет никакой альтернативы мыслить иначе. О какой независимости взглядов можно говорить, когда все благородные порывы этих маленьких граждан Палестины завязаны только на сопротивлении израильскому режиму? Роли воспитанников в этом военном спектакле заранее распределены, а культурологическое содержание их игр не предполагает никакого расширения искусствоведческого или же научно-популярного кругозора. Для чего все усилия цивилизации? К чему были придуманы все книги мира? Для чего созданы театры? Во имя чего совершают научные открытия? Этим детям недоступны подобные горизонты ни сейчас, ни завтра. Им предлагают примерить маску обиженных повстанцев, а позже безропотно встроиться в систему продолжающейся битвы с евреями. Пока тяга детишек к участию в протестных мероприятиях носит характер анархии и игры, но пройдет время, они подрастут, и появится среди них лидер, ведущий молодежь в атаку. И «племя младое» с тем же энтузиазмом встанет под знамена, нисколько не сомневаясь в своей правоте. Спасет ли однодневный визит к Средиземному морю их искалеченную войной психику? Предупредит ли, сохранит? Вряд ли. Но он им очень нужен. Глоток свежего воздуха перед тем, как нырнуть на дно.

Светлана Лоцманова
Kinofication School


___________________________________________________________________________

Первый этап Международного Фестиваля Документального Кино «ДОКер» проходил с 22-го по 26-е мая в Москве. Программа фестиваля, в которую вошли 45 фильмов из 32-х стран, состояла из российских и международных премьер. Показы Фестиваля посетили более 2 тысяч зрителей. В состав жюри входили знаменитые документалисты и кинокритики из разных стран: Виктор Косаковский, Туе Стин Мюллер, Матеуш Скальски, Петер Керекеш, Алексей Вахрушев и другие. Победителями киносмотра оказались фильмы из Китая, Польши, Франции, Перу, Венесуэлы, Китая, Испании, Дании и Великобритании.

На сентябрь 2015 года запланирован 2-й этап Фестиваля - «ДОКер-Уикенд», под который в данный момент на краудфандинговой платформе Planeta.ru организован сбор средств. Второй этап будет включать в себя торжественную церемонию награждения победителей фестиваля, мастер-классы с известными деятелями неигрового кино и повторные показы лауреатов фестиваля с возможностью задать вопросы авторам.

Расфокусин (—)
2015-06-01 04:00

Бывший лаборант Паша пытается изобрести в домашних условиях вещество «Расфокусин». Его открытие даст возможность публичным людям быть не в «фокусе» на нежелательных фотографиях. Препарат в действии он испытывает на своей жене…



Верпаскунген (—)
2015-06-01 04:00

Одинокий пассажир застревает наполустанке вчужой стране, где-то между Берлином иКлостерфельдом, ина свою беду начинает вчитываться внадписи нанезнакомом языке



Измена (—)
2015-06-01 04:00

Понять однажды, что ближе всех женщин и увлечения тебе Она — бесценно! Хотя, это может стать причиной неприятностей, особенно если выражать свою привязанность на людях.



Чиппендейл (—)
2015-06-01 04:00

Хозяин антикварной лавки Михаил занимается тем, что разъезжает по деревням в поисках антиквариата. Оказавшись в глухой татарский деревне он вдруг обнаруживает там комод работы Чиппендейла — редчайший экземпляр, который позволит ему в дальнейшем жить без забот. Осталось только не показать владельцам антиквариата истиной ценности этой вещицы.



Новые русские (—)
2015-06-01 04:00

Эта коллекция короткометражных фильмов – особая. Все шесть работ сделаны молодыми российскими режиссерами, все – безупречны и все отличает та свобода, которую редко встретишь в большом отечественном кино. Молодежь не зависит от финансового диктата, ей плевать на цензурные запреты, она смела в обращении с жанрами и не стесняется нарушать любые правила. Она переносит черный юмор британца Роальда Даля на черноземную российскую почву, сочиняет эротическую версию «Человека-невидимки», заставляет Сергея Маковецкого рыться в мусоре, превращает новогоднюю идиллию в убийственный калейдоскоп, по-свойски разбирается с сексуальностью хипстеров и обнаруживает трагедию шекспировского накала в актерских буднях. Как правило, увидеть короткометражки на большом экране могут только завсегдатаи кинофестивалей. Мы хотим исправить эту ситуацию и привести лучших из молодых в кинотеатры – талантом, силой и оригинальностью они это заслужили.



Каждое воскресенье: Следующая глава (On Any Sunday: The Next Chapter)
2015-06-01 04:00

По мотивам документального фильма Брюса Брауна «Каждое воскресенье», снятого в 1971 году, авторы решили сделать кинохронику мира современного мотоспорта.



Спасение (—)
2015-06-01 04:00

Главная героиня фильма — молодая монахиня католического монастыря в Варшаве, сестра Анна. Ей двадцать шесть. Два года назад, она приняла «вечные обеты», что означает, что она уже до конца посвятила свою жизнь монашеству, без права возврата к мирской жизни. Это был ее сознательный выбор, и сестра Анна ощущает свое движение по духовному пути очень гармоничным. Монашеская жизнь — это то, что принимается ею как великое благо и у нее нет, каких-то явных внутренних противоречий с тем, что она будучи молодой девушкой, навсегда оставила жизнь в миру. Орден, к которому принадлежит сестра Анна, имеет также свою миссию в Индии, в местности Ладакх, это тибетская область на территории Индии. Ладакх — буддийский край, где абсолютное большинство жителей коренные тибетцы исповедующие традиционную форму тибетского буддизма. До поступления в монастырь, сестра Анна закончила институт иностранных языков и она хорошо знает английский язык, поэтому именно ее выбирают для этой миссии. И вот Анна первый раз в жизни покидает Польшу и отправляется в горы индийского Тибета.



В избранное