Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Filmz.ru - Настоящее кино

  Все выпуски  

Настоящее кино [Темы.Ру] Другой мир, Особенности кинопроката в России, Афиша


Информационный Канал Subscribe.Ru

:: сделать стартовой страницей
РАЗДЕЛЫ :: ::
ПОИСК ::
Обои на Темы.ру Про кино галерея ПОСМОТРИ! На экранах Форум о Кино

Ведущий рассылки Александр Голубчиков
Перед Вами очередной выпуск on-line журнала Настоящее кино [Темы.Ру]

Публикация номер: 145 от 2003-11-21

Все материалы этого номера и последние новости кино ищите на сайте Настоящее кино [Темы.Ру]


Отныне читайте на Темы.ру обзоры всех новинок видеорынка. Ежедневные обновления.

Посетите галерею ПОСМОТРИ!. Вас ждет более 350 фотогалерей ярких звезд с Голливудских Холмов, светский хроники, интервью и досье.


Добрый день, уважаемые подписчики. Сегодня мы снова поговорим о Настоящем кино.

Киноафиша.net 425 кинотеатров Москвы и 74 городов России и ближнего зарубежья

ХИТЫ НЕДЕЛИ:
1.Матрица: Революция / The Matrix Revolutions
2.Дети шпионов 3D: Игра окончена / Spy kids 3D: Game Over
3.Невыносимая жестокость / Intolerable Cruelty
4.Живой лес / El Bosque Animado
5.Медальон / Medallion
6.Крутые перцы / La Beuze
7.Другой мир / Underworld
8.Матрица: Революция. IMAX версия / The Matrix Revolutions
9.Развод /
11.Другая сторона постели / El otro lado de la cama
12.Опасные связи / Haute tension

СКОРО НА ЭКРАНАХ:
1.Хозяин морей: На краю Земли / Master and Commander: The Far Side of the World
2.Антикиллер 2. Антитеррор /
3.Убить Билла. фильм 1 / Kill Bill. vol. 1

Русский пирог. Мы делили кинопрокат

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Вс, 16 Ноябрь 2003 23:14:05
Категория: ПРО КИНО

В последнее время о кинопрокате в России говорят куда чаще, чем обычно. И причина тут проста. 18 ноября в Государственной Думе РФ будет обсуждаться вопрос о квотировании российского кино. Благодаря этому Карен Шахназаров стал едва не самой популярной фигурой русского кино и его апологетом на правительственном уровне, а о его фильме «Всадник по имени Смерть» (или «Конь белый») говорят едва не больше, чем о ленте «Антикиллер 2». В связи с этим становится особенно интересно, а за что нынче воюет власть? Что собой представляет кинопрокат в России сегодня, и так ли велик кусок русского пирога, чтобы вокруг него так носиться?

 

Начнем с истории вопроса. В середине 70-х годов кино в России, как и поэты, было больше, чем кино. Количество посещений кинотеатров на душу населения (включая грудных младенцев и немощных пенсионеров) составляло свыше 19 раз в год. Экранов в стране было около 5000. В это число входили и Дома Культуры и сельские передвижные установки. Прокат приносил немалый доход, при том, что зарубежного кино здесь было мало, да и то, что показывали, было чаще всего копии, завезенные контрабандой из Польши или иных дружественных СССР государств или фильмы стран союзников. Билеты стоили от 10 копеек на утренний сеанс, до 70 копеек на вечерний и 1 рубля 20 копеек на широкоэкранный или, так называемый, двухсерийный фильм – ленту, продолжительностью в два и более часа. На территории СССР работали киностудии: Мосфильм, им. Горького, Свердловская киностудия, им. Александра Довженко, Ленфильм, Рижская киностудия, Одесская киностудия, Киевская киностудия, Беларусьфильм, а также редко производившие фильмы для широкого проката Киностудия Армении и Грузия-фильм.

Закат кино в СССР начался задолго до Перестройки. Стало доступно телевидение, а в начале 80-х пышным цветом расцвел неконтролируемый рынок подпольных видеосалонов и широкая продажа, тогда еще не названная официально пиратской, видеопродукции. Новые Голливудские фильмы доходили до населения быстрее, да и выбор был шире – идеология не мешала. Никакие облавы на «домашние кинотеатры» тех лет, под предлогом борьбы с распространением порнографии, не могли предотвратить прогресса. Сегодня те, кто «подрывал», прямо или косвенно, отечественный кинопрокат, работают над тем, чтобы его возродить, возглавляя кинопрокатные компании и фирмы, тиражирующие лицензионные видеопрограммы. А были времена, когда они стояли бок о бок на рынке возле ДК им. Горбунова и боролись за место под солнцем в отдельно взятом сквере. Времена меняются.

К тому же существовал мораторий западных студий, который запрещал продавать свежие киноленты в СССР. Дело тут было вовсе не в идеологических разногласиях, а в элементарном воровстве. Ясно дело, что копии фильмов, которые ввозились для кинопроката из Польши, официально для проката не закупались. Недополучившие прибыли голливудские боссы были этим фактом очень недовольны и окончательно перекрыли кислород.

Однако в 1989 году этот барьер удалось сломать. Тогда в широкий прокат вышла лента «Унесенные ветром» - отреставрированная версия классической экранизации романа Маргарет Митчелл начала прошлого века собирала полные залы. В очередь в кассы кинотеатра «Октябрь» стоял многочасовой хвост желающих попасть на сеанс. Это было начало цивилизованного частного кинопроката в России. Правда, до его расцвета пришлось ждать еще долго.

К 1992 году спад посещаемости кинотеатров по сравнению с Золотым Веком кинопроката составил около 40%, достигнув 12 посещений в год. Кинотеатры всеми правдами и неправдами пытались заманить зрителя в залы, для чего репертуарную сетку заполняли продукцией, граничащей с откровенной порнографией. Влюбленные парочки, бывало, не найдя себе места для занятий любовью, покупали на сеанс необходимое количество билетов для того, чтобы механик запустил проектор, и предавались радостям любви в пустом зале.

К тому же жизнь в стране была такой, что поход в кинотеатр был последней вещью, о чем задумывался гражданин бывшего СССР. Ваучеры, обмен денежных знаков и очереди за продуктами первой необходимости в магазины. Важнейшее из искусств осталось не у дел. Коммерсанты арендовали залы кинотеатров под склады дубленок и обуви и превратили холлы в автосалоны и магазины верхней одежды, подвалы занимали ночные клубы и дискотеки. Агитационная и пропагандистская функция кино быстро утратила свой вес, уступив место быстрой наживе. Если в 1992 году в России было создано чуть более 200 кинокартин, то к 1997 их число сократилось до 12-ти. К этому времени каждый житель Молодой России посещал кинотеатр не чаще, чем 0,25 раз в год. Вот такая арифметика.

Рост числа посещений кинотеатров, наметившийся в последние годы, по сравнению с этой цифрой может показаться почти мизерным – 20% за 5 лет или 0,3 похода в кинотеатр в России на человека в год. Но для рынка в сегодняшнем его состоянии, можно сказать, это большой прогресс. Хотя, как посмотреть. На Россию и ближнее зарубежье (которое включает в себя Украину, Казахстан, Белоруссию, Прибалтийские государства, приходится по различным оценкам от 350 (по данным «Нева-Фильм») до 430 (Kinoafisha.net) действующих кинотеатров, то есть порядка 700 залов. К концу 2004 года число залов, с учетом планов по реставрации однозальных и строительству мультиплексов в регионах России, возрастет примерно до одной тысячи. Очевидно, что это число недостаточное, а потому перспективы у бизнеса кинопроката в России весьма радужные. Но есть в этой истории и ложка дегтя.

 

Опыт зарубежных коллег

Передовиком по строительству кинотеатров в странах Восточной Европы (в Западной бум, как таковой, прошел, хотя темпы строительства новых залов еще велики) в последние годы стала Польша. Кинотеатры стали появляться, как грибы после летнего дождя, увеличилось число печатных изданий, посвященных кино, культура западного кинематографа, казалось, плотно засела в сознании поляков… Ан нет! Парадокс заключается в том, что окруженная кинотеатрами публика от богатства выбора чаще в кино ходить не стала. От 0,8 до 1 походов в кинотеатр на человека в год – эта цифра, конечно, в два с половиной раза превышает отечественный показатель, но не сравнится с соседними странами, где развитие киноиндустрии шло нормальным ходом. Так в Германии и Дании цифра эта равна 2, в Англии и Франции – 3, а в далеких Австралии и США от 5 до 5,5 походов в кино в год на человека. Польские кинотеатры работают на пределе рентабельности, снижают цены на билеты до минимума. Но заманить зрителя в кино, увы, не получается. Может быть дело не столько в возделывании самой культуры кино, сколько в возможности населения тратить на искусство деньги? И в желании делать это?

Если сравнивать Москву с Польшей, то, хотя ситуация с рынком здесь и далека до насыщения, регулярность походов в кино здесь примерно одинакова – в Москве показатель достиг отметки 1,2 и… остановился. Казалось бы, до достижения заветных, и вполне реальных цифр 5 и более (никто и не говорит о 19 – сегодня такое кажется почти немыслимым, но есть к чему стремиться) далеко, полным ходом идет строительство новых кинотеатров. По меньшей мере, еще четыре мультиплекса появятся в столице в новом году – «Ашан», «Прага», Кинокомплекс на Арбате, Киноплекс на Профсоюзной, следом будет мультиплекс в подземном городе на площади Павелецкого вокзала, что уж говорить об отреставрированных однозальниках. И до насыщения спроса пока маловато – емкость Москвы около 250 залов. Но сегодняшняя публика кинотеатров, по оценкам экспертов, уже не растет, она перераспределяется. Те, кто уже ходит в кино, продолжают делать это, но уже ближе к дому или к работе. Однако роста аудитории не наблюдается.

Кто в этом виноват? В некоторой степени, конечно, сами прокатчики. Но их тоже можно понять. Есть в нынешнем народонаселении России (и отдельно взятой для примера Москвы) огромный неохваченный пласт. Так называемая категория «35+», то есть лица старше 35 лет. Они реже прочих ходят на блокбастеры, не особенно заинтересованы «Кино не для всех», и уж тем более, не посещают молодежных комедий. А вот другое кино у нас в прокате почти отсутствует. Очевидно, на нынешнем количестве залов приходится собирать пенку – кто приносит денег в кассу и наполняет кинотеатры, на того и рассчитывают при расписании репертуарного плана. К тому же обделенная кинопрокатчиками публика, будучи поглощенной домашними заботами, порой, даже не осведомлена, как это ни покажется кому-то странным, о том, что идет в кино, почем нынче это удовольствие, куда и когда стоит сходить. Образовательная функция телевидения, в этом смысле, также задвинута на второй план. Пока телевизионным боссам не станет выгоден кинопрокат, программы о кино будут задвигаться на половину второго ночи или представлять собой рассказы о Магии кино на классово чуждом несчастным «35+» канале «РТР-Культура». Тут уж невольно пожалеешь, что в России нет еще пока концернов, вроде FOX, Viacom и Time Warner Co. Ради получения прибыли от произведенных принадлежащих их студиям кинолент, в эфире и специальные программы о кино покажут, и, как следует, о каждом актере расскажут.

На сегодняшний день даже скромная попытка выхода на отечественный рынок кинопроката компании Viacom кажется осторожным шагом. Этой корпорации принадлежит не только широкая сеть кинотеатров в мире (первой ласточкой в России стал 11-ти зальный «Киностар de Luxe» в МЕГе), но и телеканал MTV, и кинокомпания Paramount Pictures. С точки зрения компании шаг верный (даст Бог, чтобы за ней последовали Time Warner (помимо сети кинотеатров в холдинг входит коммуникационная компания AOL, телекомпания CNN, киностудия Warner Bros.) и другие корпорации). Но пока выход на рынок Viacom решает только проблему досуга молодежи (с точки зрения информирования аудитории канала MTV) и самой компании, которая от проката в отечественных сетях кинотеатров недополучала всей возможной прибыли. Но до расширения аудитории, пока, далеко.

А расширить аудиторию, как ни странно, возможно. И привлекать импортный арсенал тут совсем нет необходимости. Спасение, как ни парадоксально, в отечественном кино. Ведь что получается. Наши актеры, они и сердцу милее, да и проблемы, что поднимаются в нашем кино, актуальнее будут. Да и не столь шаблонные ленты у нас снимаются, как, скажем, в Голливуде. По оценкам экспертов, при достаточном количестве отечественных фильмов (пускай их число и будет достигать только четвертой-пятой части от общего количества выпускаемых лент в кинопрокат страны), сборы от проката могут достигать до 50% общей кассы. Таков опыт зарубежных стран. Так чем мы, казалось бы, хуже?

Спасение в себе

Опыт последних лет показывает, что кино у нас в стране, все еще, снимают. На киностудии Мосфильм вот уже второй год объем выпускаемых фильмов составляет по сотне картин. Правда, большинство из них предназначены для телевизионного эфира. Но если наши сериалы почти вытеснили зарубежные, так почему бы не заполонить своей продукцией и кинорынок? Кинофильмов в 2002 году сняли 42, а в нынешнем уже 75 – прогресс на лицо. Окупить производство сериала возможно, как правило, только после второго показа этого многосерийного телевизионного творения в рейтинговом вечернем эфире. После этого, если сериал действительно популярен, его выпустят на видео и перепродадут для показа на другие каналы. А вот с производством кино для «театрального» проката ситуация несколько сложнее.

Главная проблема, как показывает практика, не снять фильм, а поставить ленту в репертуарный план кинотеатров. Проще говоря, хорошо продать его на кинорынке. Многие производители кинопродукции обижаются на прокатчиков. Мол, не дают отечественному кино дорогу в массы. И кивают на крупнейшие сети кинотеатров – холдинг «Каро Фильм», «Империя Кино» и «Формула кино». Не желают те ставить их фильмы, а всякое западное барахло катают. Порой критика бывает справедливой, спору нет. На недавней памяти фильм Алексея Балабанова «Война» был поставлен в сети кинотеатров «Каро» вечерним сеансом на первый уикенд. Сборы были весьма впечатляющие, однако уже на второй неделе ленту задвинули единственным сеансом в полночь. Стоило ли удивляться, что сборы обвалились? Но не «Каро» единым, как говорится. Сегодня объединению «Каро Фильм», «Империя кино» и «Формула кино» принадлежит 45 экранов, к концу 2004 года их обещается быть 97 (в 30 кинотеатрах), но остается еще более 600 залов! И они настроены по отношению к отечественному кино более лояльно. Показателен пример другого проекта студии СТВ и Компании «Пигмалион продакшн» «Бумер», который в независимых сетях кинотеатров собрал почти немыслимую для отечественного фильма сумму в 1,4 миллиона долларов, обогнав «Олигарха» и первого «Антикиллера» (который, к слову, помимо прочего, шел в прокате в сети «Империя кино»).

Так что плакать, казалось бы, не стоит. Отечественный кинопрокат жив и готов принимать русские фильмы. Зритель идет в кинотеатры с удовольствием и чем больше будет фильмов хороших и разных, тем чаще он это будет делать. Вот только одна проблема существует – хорошего отечественного кино, которое бы помимо своей художественной ценности несло в массы ее и желание его посмотреть, увы, не так уж и много. Фильмов для ограниченного проката у нас в стране уже снимают достаточно – «Возвращение», «Коктебель», «Небо. Самолет. Девушка», ленты Дмитрия Месхиева (с нетерпением ждем картину «Свои»). Широкого проката ленте «Трио» не досталось, но на видео, как видно, картина просто обязана пройти хорошо. Но ведь делают у нас и большое кино! Снимается «Американец» с Майклом Бэйем и Алексеем Чадовым, на завершающей стадии проект «Ночной дозор» по бестселлеру Сергея Лукьяненко, скоро начнется работа над «Волкодавом» Марины Семеновой, на подходе «Антикиллер 2. Антитеррор». Но таких фильмов, которые бы покорили зрителя и собирали достойные себя полные залы единицы. Говорить о квотировании отечественного кино в прокате рано. Хорошее кино найдет своего зрителя и ни один кинотеатр на кинорынке не пройдет мимо ленты, которая, на его взгляд, принесет его кинотеатру прибыль. Примеры последнего времени показывают, что зритель, хотя и истосковался по нашему кино, оставил, и совершенно справедливо, вне поля зрения «Солнечный удар» и, как видно, «Белое золото». Все-таки любовь к хорошему кино неистребима. И когда в кормушку положат сахарную косточку в виде хорошего фильма, зритель, подобно изголодавшему псу, накинется на него и будет с удовольствием смотреть и водить друзей. Осталось только сделать Настоящее кино, а зритель-то его не пропустит.

Закон есть закон

Казалось бы, какое отношение вся эта история отечественного кинопроката имеет к вопросу о квотировании русских фильмов? Самое прямое. Квотирование необходимо тогда, когда достойные фильмы действительно не имеют возможности попасть на большой экран. А подобного, как видно, не происходит. Другой вопрос, что чиновники озабочены больше не русским кино, как таковым, а неожиданно начавшим приносить прибыль отечественным прокатом. И к нему тянутся руки. А заботой о русском кино все прикрывается. Создание сети кинотеатров под государственным крылом для проката русских фильмов – хороший повод получить транш на реконструкцию кинотеатров. И как только субсидии будут получены, о необходимости выделять четверть прокатного времени для картин, созданных на российских киностудиях, благополучно будет забыто. Потому как рынок имеет свои законы – то, что будет приносить прибыль в первую очередь ставиться в репертуарный план. Такой он, шоу-бизнес!

в материале использованы данные «Нева-фильм», «Бизнес-журнал» и собственная информация


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:

Другой мир. Бал монстров

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Пт, 21 Ноябрь 2003 09:29:08
Категория: РЕЦЕНЗИИ

Развевающиеся плащи и замирающие в воздухе перед взрывом снаряды, медленные крупные планы и сумрачное бирюзовое освещение – все, чего так недоставало со времен выхода на экраны «Матрицы» и о чем ностальгировали при просмотре «Эквилибриума» нашло свое воплощение в вампирском боевике «Другой мир». Любители выдержанного стиля и нестареющие душой почитатели жанра останутся довольны.

 

В прокате в России с 3 ноября 2003 года. В Москве – с 20 ноября
Расписание показов на kinoafisha.net

Нынешние оборотни – выходцы из тоннелей метро и городских коммуникаций, наркоманы и бандиты, а вампиры – элегантные представители правящего над всей нечистью клана. Они разгуливают на своих встречах в нарядах a-la «прием при дворе Королевы Виктории», разъезжают по городу в авто представительского класса. Налицо противостояние униженных и оскорбленных вервольфов, и угнетающих вурдалаков в колыбели нечисти – старой Европе.

Но классовая борьба вдруг сменяется охотой на некоего Избранного – студента медицинского колледжа Майкла Корвина. Тут невольно вспоминается Матрица – тот же недоуменный взгляд жертвы охоты, те же попытки вырваться из незнакомого мира. Разве что права выбора парню никто не предоставил – таблеток на ладони не протянул – просто поставили перед фактом. С одной стороны любовь и очаровательная вампирша Селена, с другой – почти неизбежность превращения в оборотня и риск быть архаровцами-оборотнями уничтоженным. Ни дать, ни взять – Ромео и Джульетта. Осталось только лестницу под окном, серенаду, да няньку, которая все прегрешения юной Капулетти покрывать будет.

Любовь и нечистая кровь способна творить чудеса. Селена, как какая-нибудь Тринити или чемпионка мира по художественной гимнастике, делает сальто назад и пролетает над сварой особо опасных противников, а едва укушенный бывший студент-медик и перспективный оборотень (без погон) в одном лице уже прыгает из окна высокого этажа и приземляется, как кошка, на мягкие лапы, словно Блэйд какой-нибудь. Видно, нужную программу обучения ему уже загрузить успели. Все это проходит сперва едва ли не в тишине, но под конец музыкальное оформление словно просыпается, в ленте появляется дремавший до поры драйв.

Угодить не получилось, разве что, ценителям жанра хоррор и треш-страшилок. Бегающие по подземельям оборотни слишком идеальные, а диалоги среди вампиров чересчур возвышенные для обычного вампирского кино. Что, на самом деле, не может не радовать. Ведь «Другой мир» - это не совсем традиционное вампирское кино. Скорее оно является продолжателем традиций «Блэйда» и «Интервью с вампиром», нежели «Американского оборотня в Лондоне». Любопытен тот факт, что сценарий ленты был написан за несколько лет до экранизации комиксов «Блэйд», сам же является оригинальной историей. В основе ленты нет комиксов или романов, хотя некоторая манера комикса все-таки в «Другом мире» присутствует, но это можно списать на дань традициям. И хочется надеяться, что история действительно задумывалась, как лента из трех частей, и продолжения будут не менее занимательными, в отличие от повернувшей вспять от стиля к заумным разговорам в своих надуманных продолжениях «Матрицы».

В прокате в России с 3 ноября 2003 года. В Москве – с 20 ноября
Расписание показов на kinoafisha.net


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:
Эквилибриум / Equilibrium, США, 2002
Эквилибриум. Новая жертва фантастики

Другая сторона постели. Махнемся женами?

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Пт, 21 Ноябрь 2003 02:18:52
Категория: РЕЦЕНЗИИ

Когда в ролике присутствует слишком много обнаженных тел, знайте – для рекламы собирают все, что было в фильме, иногда даже показывают одни и те же сцены по второму разу. Надо же как-нибудь пригласить зрителя в зал, а уж понравится ему фильм или нет – дело второе. Билеты куплены, деньги уплочены. Подобное опасение может возникнуть и по отношения к «Другой стороне постели». Но создатели ленты постарались, чтобы обнаженным телам сами зрители уделяли как можно меньше внимания.

 

Когда молодые люди дружат молодыми семьями – это, иногда, (всякое возможно, верно?), приводит к тому, что пары… меняются партнерами. Хороша жена у друга, уведу его подругу. Подобные скачки по постелям с примесью морали жизни в браке и вне его во все времена были темами для водевилей. Потому как иначе, без юмора, песен и танцев, изобразить потешную историю любви «по дружбе» как-то не получается. К тому, чтобы сменить партнера, каждый из героев, казалось бы, готов, но стабильность отношений с супругом все-таки останавливает от объявления суженному, что время расставания пришло и семьям предстоит поменяться половыми партнерами раз и навсегда с занесением в книгу записи актов гражданского состояния.

«Другая сторона постели» получилась, пожалуй, даже чересчур водевильной. Так перемешать колоду, чтобы в шуточках о сексе и его последствиях не обойти ни одного острого угла от регулярной смены партнеров и показного мачоизма до гомосексуальных отношений, - этому стоит поучиться. Истории бы хватило на целый сезон комедийного сериала для телевидения, а уместилось все в полтора часа кинопленки. Редкое время, когда в кино можно пойти с большим удовольствием и партнером по постели, чтобы потом не пришлось объяснять смысла просмотренного, потому как отвлекаться на сентиментальные глупости вроде «обнять-поцеловать, да за шкирку потрепать» во время просмотра и не захочется – все происходит на экране.

В прокате в России с 20 ноября 2003 года
Расписание показов на kinoafisha.net


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:

Опасные связи. Резня бензопилой по-французски

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Чт, 20 Ноябрь 2003 17:50:45
Категория: РЕЦЕНЗИИ

В домике на отшибе, посреди кукурузных полей, живет семья фермеров – отец, мать, сынишка. Есть у них и старшая дочь. Она сексуальна, пышногруда – найдутся и мужчины, которым понравится такой тип лица. Весьма хороша собой. После года обучения в колледже она возвращается к родителям и везет с собой подругу. Ничто не предвещает того, что к финалу в живых останется только двое.

 

В прокате в России с 20 ноября 2003 года
Премьера 20 ноября 2003 года. Кинотеатр «35 ММ»
Расписание показов на kinoafisha.net

Стоит только обратить внимание на возраст Александра Анжа, чтобы заподозрить неладное. Рожденный в семье режиссера Александра Аркадии в 1978 году, Анжа не мог не нахвататься впечатлений от «Детей кукурузы» и «Сияния» Стивена Кинга, «Резней бензопилой по-техасски», «Джипперс-Крипперс» и подобных фильмов о маньяках и восставших из мертвых. Где бы кровь лилась бессмысленной рекой, потрясали своими прелестями красавицы в душе и девушка в темной комнате (чтобы хоть как-нибудь развлечь зрителя перед тем, как «все начнется») занималась мастурбацией.

Любопытен и сам факт появления подобного кинофильма, поскольку во Франции нет бескрайних кукурузных полей, да и проблема сексуальных маньяков не стоит остро – секс доступен едва не на каждом углу. Страна такая. Это больше американская проблема, где люди не могут найти удовлетворения своей похоти из-за навязанного церковного воспитания и ненормальных отношений в семье. Факт непричастности французского к подобного рода дешевым извращениям (там привыкли шокировать иначе – «Необратимостью» или «В моей коже», например) и заставляет недоумевать зрителя посвященного, потому как «Опасные связи» напоминают все американские фильмы ужасов вместе взятые, а для Франции вообще этот жанр нетипичен. Но стоит дождаться развязки, когда все станет ясно и режиссерскому ходу будет найдено замечательное объяснение.

Возможно из-за того, что «Опасные связи» стали своего рода данью традициям дешевых ужастиков, кровь здесь льется в буквальном смысле бурлящею рекою, как если бы собрали всех жертв киноманьяков. Убийства смакуются. Раскромсанные головы, отрезанные руки и забрызганный пульсирующей из разорванной сонной артерии стенной шкаф, в котором затаилась одна из жертв… И все это происходит под жизнерадостную музыку. Убийца в одежде слесаря переезжает из одних интерьеров в другие – дом сменяется бензоколонкой, потом лесом, где угрюмый садист вершит свою кровавую жатву. При внимательном рассмотрении переизбыток насилия и заштампованность скорее похожи на изящный стеб, хотя никто в глаза не смеется и даже намека, что все здесь отдает черным юмором, нет.

И до тех пор, пока все карты не будут выложены на стол и зритель не узнает, что было в прикупе, это блуждание по живописным местам французской глубинки может вызвать только два чувства – животный ужас и ощущение пугающей бессмысленности происходящего. Оставаться в живых для человека – естественно. Выживать в любых ситуациях тоже. А потому в качестве урока из ленты можно вынести главное правило для девушек, которые отправляются в сельскую глубинку на отдых – берегите нервы и учитесь держать себя в руках, чтобы увидев какое-нибудь зверство, не истошно закричать, не потирайте эротично мылом соски в душе напротив открытого окна - это может вызвать не вполне адекватную реакцию окружающих. Ну, и занимайтесь спортом – иногда это помогает... спасти собственную жизнь.

В прокате в России с 20 ноября 2003 года
Премьера 20 ноября 2003 года. Кинотеатр «35 ММ»
Расписание показов на kinoafisha.net


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:

Открытый простор. Как стать ковбоем

Автор: Анна Семкина Дата публикации: Пт, 14 Ноябрь 2003 12:45:34
Категория: РЕЦЕНЗИИ

Главная особенность фильма – не улыбающийся Кевин Костнер. Совсем. Ну, может, немного в самом конце и уж очень вымученно. Еще одна «новинка» – Костнер, признающийся в любви посреди огорода. Это странно, даже страшно. Мистер «Ирония», Мистер «Таинственность и утонченность», Мистер «Прозрачные говорящие глаза» канул в лету. Есть усталый, обозлившийся на весь свет старый и раздраженный Волк. Хватка у Акеллы еще крепка, да и не стар он вроде, но промахнуться уже может. Поневоле задумаешься, что с людьми делает болезненный развод…

 

В прокате в России с 13 ноября 2003 года
Премьера 21 октября 2003 года. Кинотеатр «Орбита»
Расписание показов на kinoafisha.net

Свободные ковбои Чарли Уэйт (Кевин Костнер) и Босс Спирмен (Роберт Дювалл) разъезжают по прериям, пасут стадо лошадей и учат суровой мужской жизни малолетнего сироту Баттона (Диего Луна). Своей демонстративно вольной жизнью они начинают сильно раздражать владельца крупного ранчо и феодала Дентона Бакстера (Майкл Гэмбон). Вспыльчивый ирландец Бакстер подкупает городского шерифа, набирает банду головорезов и начинает охотиться за Чарли и Боссом. Формально яблоком раздора послужил земельный вопрос: где и кому можно выгуливать стадо. На дворе Дикий Запад конца 19 века – земли много и она еще никому не принадлежит.

Логики в сюжете маловато, зато много красивой природы и еще больше ненужных деталей. Принцип господина А.Чехова «Если-на-стене-висит-ружье-оно-должно-непременно-выстрелить» не работает вовсе. Для чего в фильме нужна была серьезная любовная линия, если в центре несправедливо угнетаемый Бакстером город, непонятно. А если главное - отношения Чарли Уэйта и Сью Барлоу (Аннетт Беннинг), зачем тогда такая подробная интрига с шерифом и его подопечными? Длиннющие панорамы местности, во время которых, зевая, отмечаешь хорошую работу оператора и забываешь, чем окончилась предыдущая сцена, завораживают. Саундтрек вторит природе: гроза – музыка тревожная, солнце и счастливый смех сорванца Баттона – бравурные звуки. Роберт Дювалл – прекрасный актер, но верхом на лошади в его годы он смотрится как-то неоднозначно. Хотя, может, потому, что перед съемками упал с лошади и сломал шесть ребер. Аннетт Беннинг полностью в тени и за весь фильм так ее из нее и не выходит. Хотя, может, это оттого, что она просто без косметики. Самобытностью за версту несет только от обаятельного громилы Майкла Гэмбона. Вот уж кто порезвился на славу! Негодяй Дентон Бакстер получился у Гэмбона по-театральному колоритным. Есть что-то в его облике, отдаленно напоминающее Джина Хэкмена из «Непрощенного». Да и сами фильмы в чем-то похожи… Занудства, во всяком случае, в обоих хватает.

А вообще «Открытый простор» очень хорош для двух возрастных категорий: или для совсем маленьких, или для глубоко пожилых. Одним для познавания нового, другим для созерцания старого. Фильм обстоятельно рассказывает, откуда есть пошли ковбои, как они определяют погоду назавтра по приметам, откуда берут чистую одежду, как готовят суп и т.д. и т.п. Ни на грош романтики, все скрупулезно и практично. Бытовуха, одним словом.… Такая вот новая разновидность великого когда-то жанра Вестерн. Как брезгливо сказал террорист Ганс Грубер, направляя пистолет на полицейского Джона МакЛейна в «Крепком орешке»: «Что ж, похоже, на этот раз Джон Уэйн не уедет в сторону заката!»

…Костнер играет на троечку. Что, впрочем, тоже простительно, так как он весь в режиссуре. Но отчего-то создается впечатление, что актер и не хочет играть. Его хватает только на финальную сцену перестрелки – единственную в фильме, где Кевин не бродит как неприкаянный с пустыми глазами и отрешенным взглядом. Ощущение, что актер- режиссер Костнер решил уйти в прерии, как уходят в запой. И только записка на столе: «Буду не скоро. Не ждите». Впрочем, кто знает, может, побродив там, он вернется. И собственный психоанализ под названием «Открытый простор» окажется для него удачным.

В прокате в России с 13 ноября 2003 года
Премьера 21 октября 2003 года. Кинотеатр «Орбита»
Расписание показов на kinoafisha.net



Статьи по теме:

Белое золото. Экзотика на экспорт

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Пн, 17 Ноябрь 2003 03:43:46
Категория: РЕЦЕНЗИИ

Для современного российского кино «Белое золото» - продукт очень показательный. В частности для жанра приключенческого, который, как никакой другой, пострадал от развала отечественного кинематографа. А потому изготовленный на американские деньги фильм с отечественным режиссером – каскадером, русскими актерами, говорящими на английском языке и английскими же титрами с закадровым переводом – это своего рода экзотика.

 

В прокате в России с 11 ноября 2003 года
Расписание показов на kinoafisha.net

На Западе давно существуют схему создания блокбастеров, благодаря которым даже постановщик трюков может создать уверенно собирающий свою кассу блокбастер средней руки. За примером далеко ходить не надо – «Пункт назначения 2» из этой серии. Особой драматургии там не требуется, а отсутствие таланта и дыры в сюжете залатываются дополнительными бюджетными вливаниями.

У нас же, как обычно, хотели как лучше, а получилось «по-Черномырдински». Отсутствие таланта и бюджета, как такового, видно невооруженным глазом. Джип, обстреливаемый с вертолета в сибирской тайге, должен перевернуться после попадания под переднее колесо гранаты. Но видит зритель всю подноготную фокуса - пиротехника запаздывает (видимо что-то отсырело), а потому джип сперва наезжает на трамплин, а потом под ним что-то схлопывается и неэффектно взрывается. Машина, как и положено, переворачивается. На второй дубль нового джипа не нашлось, старый отремонтировать не получилось – автосервис далековато, да и экономили, так что оставили, как есть.

Или же показательная погоня по достопримечательностям столицы. Как видно, для демонстрации экзотики, в фильм, предназначенный, прежде всего для трансляции по кабельным каналам американского телевидения, решили показать, и Москву зимой и тайгу Золотой Осенью, и таежный поселок староверов, и порожистую холодную речку. Так вот, не углубляясь в дебри, человеку далекому от познаний географии Москвы, не может не показаться странным, что за время погони машины трижды проезжают мимо Новодевичьего монастыря. Дальше уже для знатоков. Показательного алкоголика и талантливого геолога по совместительству (его убедительно сыграл Игорь Ясулович) находят в Томске на подобии стадиона. Что он там делает – это уже не так важно, но натурой для трибун стадиона, на которой наши герои почему-то въехали на джипе, послужила тренировочная база московской ассоциации каскадеров «Прометей». Вероятно, это своего рода дань школе трюкачей, но можно было, по крайней мере, постараться, чтобы в кадр не попали новостройки-небоскребы с Минской улицы.

«Белое золото» стало очередным показательным примером неприемлемости калькирования приемов американского кинематографа на отечественную почву. Создавать трюковой блокбастер тоже надо уметь. У Иванова этого не получилось. Это не более, чем заурядная поделка для телевидения штатного захолустья на фоне российской экзотики. Печально только, что редкий зритель этого “g-movie” по нему будет получать представление о состоянии российского кино в целом. А вот проповедников квотирования русского кино в прокате необходимо привязать к креслам кинотеатров и показать подряд «Белое золото», «Солнечный удар» и «Другая женщина, другой мужчина» на закуску. Чтобы был повод лишний раз подумать.

В прокате в России с 11 ноября 2003 года
Расписание показов на kinoafisha.net


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:

Возвращение. Кофе без кофеина

Автор: Мария Мельникова Дата публикации: Пт, 14 Ноябрь 2003 12:34:45
Категория: РЕЦЕНЗИИ

То, что у большинства зрителей после просмотра фильма «Возвращение» возникает устойчивая ассоциация с Тарковским – вполне понятный факт. Посыл: долгие планы, неподвижная камера, задумчивые лица. В кадре подолгу ничего не происходит. Вывод – схожий визуальный ряд. Через Тарковского так или иначе прошли все. И мы, и иностранцы. Поэтому картинка у «Возвращения» воспринимается как родная. И ностальгическая. По такому кино. А тяга к родному дорогого стоит.

 

Для меня кино – это, прежде всего, история. Если в фильме нет истории, тогда можно сделать фотовыставку. По крайней мере, набор открыток смотреть на киноэкране мне неинтересно. В «Возвращении» истории не прослеживается. В основу фильма положен скорее некий эпизод из целой истории. Он выглядит так: «Через 12 лет в семью на некоторое время возвращается отец. Он зачем-то берет с собой двух своих сыновей и двигает на остров за каким-то сундучком. Во время трагической случайности он погибает. Сыновья возвращаются домой (действие не закончено)». Как максимум это короткометражка. И то, возникает масса вопросов: зачем вернулся – а не просто сам поехал на остров? Что было в сундучке? Вернутся ли дети домой, и что скажет мать? Главный вопрос был: зачем мне это показывают? Для чего я трачу на это свое время?

Героев полюбить я не успеваю. Да и времени мне на это не дают. Ну да, два нормальных пацаненка, живущих у мамочки с бабушкой за пазухой. Один из них в придачу еще и трус – боится высоты, и перебороть этот страх не может. Ну никак. Радостей жизни никаких особо у них не заметно. У их мамы-бабушки тоже. Так, живут себе, коптят небо. Как миллионы других, но почему их за это нужно любить? Испытание приходит в виде отца. Он их мучает, помыкает ими, даже бьет. Издевается как хочет. Они терпят и позволяют издеваться дальше. Опять же не повод для любви. Тем более, для сопереживания или идентификации. Втихомолку делают по-своему. Гордиться ими после этого, что ли? А потом отец погибает (по косвенной вине одного из сыновей), а фильм через несколько минут заканчивается. Хотя хотелось бы узнать, как мальчишки выберутся из этой ситуации.

Отец их вообще существо отвратное. Как внешне, так и по сути. Страшный, похотливый (за девицей в автомобильное зеркало засматривает), злой, детей бьет и мучает (об этом уже говорили), да еще и бандит-контрабандист или вроде этого (незаконная сделка или что-то такое на корабле). То, что он погибает, воспринимается как справедливое возмездие. И совсем непонятно, почему мальчишки не радуются избавлению.

Проблема отцов и детей, которую поднимает режиссер в своем фильме, вечная. Миллион раз она возникала, и миллион раз на нее пытались дать ответ. Соблазн поговорить на эту тему велик, режиссер не устоял, продюсер тоже, решили снять кино, дать свою версию. Понятно. Не понятно, что хотели сказать. То, что с отцом плохо, а без отца еще хуже? Не знаю. У всех по-разному. Особенно, с таким отцом. Знаю, что во многих произведениях (литературных, кинематографических и даже живописных вроде «Иван Грозный убивает своего сына») эта проблема ставилась куда острее. И правдоподобнее. Здесь нам преподнесли некий просчитанный созерцательный эпос с претензией на то, что это кусок жизни.

Что ж, расчет оправдался. Хотели сделать европейское фестивальное кино – сделали. Очень ловко и точно. Искусственное синтетическое кино. Так, как у них модно. Так, как им нужно. Кино, которое можно смотреть либо по обкурке, либо после большой личной семейной драмы, либо убеждая себя в собственной исключительной интеллектуальности и избранности. Типа «я это понимаю». Людям приятно считать себя исключительными. Даже если таких вокруг – хоть лопатой ешь. Хорошо, что я этого не понимаю. Мне от этого становится скучно. И тоскливо. Уж лучше я еще раз пересмотрю Тарковского. Уж он-то не суррогатен.

Расписание показов на kinoafisha.net
эксперт проекта Темы.ру
Статьи по теме:

Развод. Свободные и брошенные

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Вт, 11 Ноябрь 2003 03:05:12
Категория: РЕЦЕНЗИИ

Почему после развода мужчину называют свободным, а женщину брошенной, задавалась вопросом жена «того самого Мюнхгаузена». И действительно, почему? И как выглядит развод с точки зрения таких разных культур – изысканной и подчас вычурной Франции и пуританской, но практичной Америки? И почему все считают, что развод и процесс совокупления – это повод для шуток?

 

В прокате в России с 30 октября 2003 года
На экранах Москвы с 13 ноября 2003 года
Расписание показов на kinoafisha.net

Какой представляется Франция человеку, никогда не бывавшему в этой стране? Стереотипы, которые созданы американским кино – это виднеющаяся из каждого окна и из любого места на набережной Сены Эйфелева башня или, на худой конец, Триумфальная арка на Елисейских полях. Непременное свидетельство происхождения американской Статуи Свободы - ее парижская невысокая сестрица и любвеобильность французов. Утверждать, что всего этого в «Разводе» избежать удалось, нельзя. Есть тут и башня и свобода и любители свободной любви – без них и история не получилась бы. Но вот только все здесь не такое, как принято. Не типичное, а такое, каким встречает приезжающий в Париж иностранец. Похожее на то, как про это рассказывают, но другое.

Взгляд Джеймса Айвори на диких американцев в стране, погрязшей в истории, искусстве, изяществе и любви ироничен и невероятно добр. Сатира над нынешними хозяевами недопустима. И получается, что там, где заканчивается культура для одних – начинается повод для иронии других. Области культур настолько часто пересекаются, что диву даешься. И вот в фешенебельном ресторане американцы, словно прибывшие на экскурсию в зоопарк, начинают фотографироваться на фоне экзотических мирно обедающих французов. А семидесятилетний потомок древнего рода, из года в год, очаровывает по привычной схеме приезжих из дальних стран женщин, позволяет им почувствовать истинный аромат французского стиля обольщения. Он знакомится и дарит красную «сумочку Келли» из коллекции Hermes, впервые изготовленной дизайнером для актрисы Грейс Келли (стоит каждая красная сумочка 18 тысяч долларов). А расстается с ними, присылая на память шарф. Каждая следующая поклонница, таким образом, узнает маленький секрет новой избранницы, но предупредить о развитии событий – значит раскрыть маленькую тайну ловеласа. А ведь каждой женщине хочется хотя бы ненадолго быть возлюбленной потомка древнего французского рода. Экзотика! И вот эта, немного вульгарная в иных обстоятельствах, дорогая и неподходящая к любому наряду сумка, как красный плащ на быка, действует на добропорядочных французов, для которых правила поведения в общественных местах, в том числе и манера одеваться, стоят, порой, выше иных жизненных ценностей. А для бывших возлюбленных и родственников – поводом бить тревогу.

Нынешние аристократы несколько превратно понимают понятие жизни a-la France. Да, они обставляют свои интерьеры в стиле Людовика XIV, выходят к столу в шелковых халатах, а на людях не показываются иначе, как в выходном платье. Но это люди старой формации, их можно понять – тлен старой Франции уже попахивает нафталином и в сегодняшней жизни кажется чем-то отмирающим, хотя и довольно живучим. У нынешних потомков древних родов уже не так много денег, но марку они и сегодня держать умеют. Тем не менее, их попытка поддержать стиль старой Франции, очевидно, перешло всяческие пределы. Чего стоит выражение недовольства по повод отсутствия в доме прожившей несколько лет в Париже американки сахара-рафинада. Для местных выходцев из высшего общества наличие в доме сахарного песка считается чем-то из ряда вон выходящим, хотя, по сути, блажь и потакание устаревшим понятиям – не более того.

«Развод» немного нетороплив, как и положено лентам о стиле жизни. Он тонок, изыскан и подчеркнуто ироничен. Погружение жизнь другой страны, где традиции играют существенную роль, обнаруживает у наблюдающего за процессом понимание причин нелюбви американцев и французов. Это слишком разные культуры. Для французов американцы – бестолковые новые хозяева жизни. Для американцев немного дико выглядят парижане. Но и то, и другое отношение - это уже вопрос воспитания.

В прокате в России с 30 октября 2003 года
На экранах Москвы с 13 ноября 2003 года
Расписание показов на kinoafisha.net


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:

Крутые перцы. Без травы не катит

Автор: Александр Голубчиков Дата публикации: Вт, 11 Ноябрь 2003 00:49:00
Категория: РЕЦЕНЗИИ

Создание комедий на тему обезумевших от дури растаманах с недавней поры стало хорошим тоном. Но у каждого режиссера получается делать подобные ленты по-разному. После «Реквиема по мечте» Аронофски становилось страшно. После творения Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и страшно и смешно. «Формула 51» Ронни Ю оказалась просто забавной авантюрой. Французы пошли по пути «ливерпульской» версии.

 

Отвязные ведущие французского канала MCM объединили свои усилия в углублении и без того не особенно радужного образа пристрастившихся к дури. В их представлении бесталанные ЗК, выйдя на свободу, будут становиться звездами эстрады (хотя и в собственных мечтах) или миллионерами, подрывающими устои рынка оборота наркотиков всей страны.

Да еще и представлять опасность для нации и всего мира, поскольку найденное ими в бункере зелье – не имеющее срока годности секретное оружие Второй Мировой. Главное чтобы после ништяка пришел чернокожий игрок из сборной по американскому футболу и так долбанул тыкве, что мир начал видеться в иных красках. Все остальное доделывается силой воображения.

Так светлокожий Альфонс давно возомнил себя внебрачным сыном Джеймса Брауна и решил устроить свою музыкальную карьеру с помощью недоумка и мелкого афериста друга детства Скотча. Но музыкальным студиям такое счастье особенно не требуется – даже у человека без слуха уши сворачиваются в трубу от подобного пения, но вот после косячка Альфонсу собственная бездарность не кажется уже такой вопиющей. К тому же на их особенную дурь подсаживаются все, кому не лень, а за чемоданом с заветным зельем начинаются охотиться боссы наркомафии.

Как бы то ни было, настроение от этого французского флика примерно такое же, как после просмотра бестолкового шоу на телевидении. Вроде бы в процессе все выглядит забавным, а недостатки хорошего настроения компенсируются смехом за кадром. Но после окончания просмотра в голове остается только пыль этого творения. Или пепел, как после хорошего косяка – было хорошо, но он закончился и воспоминаний не осталось.

В прокате в России с 30 октября 2003 года
Премьера 30 октября 2003 года. Кинотеатр «МДМ-Кино»
Расписание показов на kinoafisha.net


Александр Голубчиков [Темы.ру]
Статьи по теме:
Формула 51 / The 51-st state, США/Канада/Великобритания, 2002
Формула "51". Вторсырье, как национальная идея

... вот какое оно, Настоящее [КИНО].


Мнение редакции может быть не совпадать с Вашим. А что Вы думаете про такое [КИНО]? Приходите, общайтесь, любите Настоящее Кино, и оно к Вам вернется.

За все вопросы, касающиеся подготовки публикаций, отвечает Координатор проекта Темы.ру Координатор проекта Темы.ру Александр Голубчиков.

Не стесняйтесь обращаться по интересующим Вас вопросам. Главное, чтобы вопросы были интересные и касались Кино или деятельности сайта.

Предыдущие выпуски рассылки можно найти в архивах Subscribe.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное