МАЙ 2009, ПРОЕКТ «КИНО ПО ВОСКРЕСЕНЯМ», К\Т АВРОРА
10 мая, 16.00, билет 70 ру РАСЁМОН
RASHÔMON реж. Акира Куросава, Япония, 1950, 88 мин.
в ролях: Тосиро Мифуне, Мачико Куо, Масаюки Мори и др.
В далеком 1951 году, на кинофестивале в Венеции, мир узнал о японской кинематографии. Это была лента лента «Расёмон» никому неизвестного тридцатиоднолетнего режиссера Акиры Куросавы. Фильм, получивший Гран При фестиваля, взволновал и кинематографистов и зрителей. Фильм был настолько необычен и даже революционен, что на родине за отход от типичных принципов японской кинематографии и формировании новой, в своем роде уникальной стилистики, Куросаву объявили предателем. А на Западе – признали гением
кино. Четыре точки зрения на одно и то же событие – убийство самурая и изнасилование его жены, являются смысловым и концептуальным стержнем ленты. Эмоциональная история смерти повествуется у древних ворот Расёмон, где монах, дровосек и обычный простолюдин укрылись от проливного дождя. Монах рассказывает о событиях, которые произошли в суде, где три свидетеля – убийца, изнасилованная жена и вызванная медиумом душа умершего самурая, представили разные версии произошедшего. Какой же была истина? Один
из персонажей произносит золотые слова, которые можно вынести на входные ворота всего мирового кино: "Я не против того, чтобы послушать интересную историю, пока не кончится дождь, но избавьте меня от нудных проповедей". И один из самых своих морализаторских и философских фильмов Куросава снимает именно так — как интересную историю, которую тебе предлагают послушать, пока не кончился дождь.
17 мая, 16.00, билет 70 ру ТОКИЙСКАЯ ПОВЕСТЬ
TÔKYÔ MONOGATARI реж. Ясудзиро Одзу, Япония, 1953, 136 мин.
в ролях: Тисюу Рю, Чиеко Хигашияма, Сэцуко Хара, Харуко Сугимуро и др.
Одзу долгое время считался настолько глубоко национальным режиссером, что ни один из его фильмов вплоть до смерти автора не был представлен ни на одном международном фестивале. Те, кто считался выразителями японского духа — Куросава, даже Мидзогути и Итикава, — на родине казались «экспортными» режиссерами, в определенной степени «адаптировавшими» национальную эстетику, культуру и мировоззрение к восприятию западного зрителя. Одзу числился режиссером эзотерическим, недоступным
за пределами Японии. Все, что он снимал, можно расценивать как большой — длиною в целую жизнь — фильм на одном материале. Коротко говоря, это кино о японской семье, о родителях и детях, о традициях и их медленном, но неотвратимом разрушении. И его съемочная группа, прежде всего оператор Юхару Ацута и актеры Тисю Рю и Сэцуко Хара, была по сути его семьей — Одзу умер холостяком. И теперь, пожалуй, ни один список фильмов-фаворитов, составляемых самыми авторитетными режиссерами мира, не обходится
без Одзу. Чаще других в них фигурирует черно-белый шедевр «Токийская повесть». Повесть эта проста, печальна и светла: пожилая супружеская пара едут в Токио навестить своих детей…
24 мая, 16.00, билет 70 ру ПРОЩАЙ, КОВЧЕГ
SARABA HAKOBUNE реж. Суджи Тераяма, Япония, 1984, 127 мин.
в ролях: Цутому Ямазаки, Маюми Огава, Ёсио Харада и др Тераяма- выдающийся японский поэт, драматург, писатель, театральный и кино-режиссер, известный также за увлечение фотографией и спортивным обозревательством (бокс и конные скачки) и за склонность к организации уличных демонстраций. Пожалуй, один из самых неординарных и в то же время, самых малоизвестных в России японских гениев. Его последний фильм был вдохновлен романом Габриэля Гарсиа Маркеса
"Сто лет одиночества", хотя он ни в коем случае не представляет из себя литературную экранизацию. Действие перенесено в загадочную деревушку на юге Японии. То ли эпическая сказка, то ли эротическая драма, то ли киноэссе об историческом прогрессе и печальной судьбе традиций и о времени -- у этой последней работы великого режиссера есть неотразимый ностальгический шарм. Для тех, кто хорошо знает роман Маркеса будет особенно интересно наблюдать трансформации, которые претерпели герои и события при трансплантации
в японскую культуру.