Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: 31 марта, закрытие фестиваля 'шедевры чехословацкого кино'


ФЕСТИВАЛЬ "ШЕДЕВРЫ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО КИНО" >>>
день шестой, он же последний, 31 марта, вторник, к/т Дружба, 19.30
билет в предпродаже 80 ру, в день сеанса 140 ру

КЛАССИКА КУКОЛЬНОЙ ЧЕШСКОЙ АНИМАЦИИ
Работа с куклами - самое известное и знаменитое направление чешской анимационной школы. Образ куклы занимает особое место во всей чешской культуре - достаточно пройти в Праге по Старому городу, как вскоре обязательно набредешь на витрину, с которой на тебя будут смотреть выставленные на продажу удивительные куклы ручной работы, выполненные в самых разных техниках: из дерева, материи, металла, куклы большие, куклы маленькие, страшные и веселые. Так же и в анимации. Для Чехии это направление - не просто разновидность экранного творчества, а отражение старой как мир традиции, восходящей к средним векам.

 

КРЫСОЛОВ/ KRYSAR
реж. реж. Иржи Барта (Jiří Barta), 1985 г., 53 мин.

Иржи Барта (род. 1948 г.) начал свою художественную деятельность в 1969 году при пражском университете прикладного искусства, где и занялся анимацией. Вплоть до 1978 года работал на пражской студии под руководством Иржи Трнки (гениального аниматора, чьи мультфильмы до сих пор считаются образцом национальной кукольной мультипликации, и чью работу мы также представляем в этой программе). Долгое время Барта общался с Яном Шванкмаером и вдохновлялся анимацией Юрия Норштейна, Прийта Пярна и многих других, авангардных и сумасшедших для своего времени режиссеров, исповедовавших поэтический взгляд на современную анимацию. В 1985 году по мотивам древней немецкой легенды, обработанной чешским писателем Виктором Дыком им был снят полнометражный кукольный фильм "Крысолов". Эмоциональный и драматичный мир, представленый в Крысолове, окутан мрачной атмосферой немецкого средневекового экспрессионизма. Режиссер разрабатывает типичные для кафкианской Праги мотивы метафизической бездны, которая скрывается за красивыми фасадами замков и ландшафтов.

 

ОБУВЬ-ШОУ / THE SHOE SHOW
реж. Гарик Секо (Garik Seko), 1984 г., 11 мин.

Герои этой мелодрамы о любви и измене - обувь, всех размеров, форм и цветов, которую принесли в мастерскую на починку. Примечательна фигура художника-постановщика этой картины. Эстер Крумбахова - легендарная личность в чешском кино. Сценарист, художник, художник по костюмам, декоратор, режиссер - она прославилась работой над лучшими фильмами Веры Хитиловой ("Маргаритки", "Мы едим плоды райских деревьев") и Яна Немца ("Алмазы ночи", "О празднестве и гостях"). В СССР в это же время схожее направление в кукольной анимации - человеческие истории, разыгрываемые неодушевленными предметами - разрабатывал Гарри Бардин.

 

ФРАНТИШЕК НЕ-БОЙСЯ / FRANTA NEBOJSA
реж. Аурел Климт (Aurel Klimt), 2002 г., 15 мин.

Одна из пяти новелл анимационного сборника "Фимфарум Яна Вериха", созданного по сказкам для взрослых чешского классика юмористического жанра, одного из основателей пражского "Освобожденного театра", писателя и артиста Яна Вериха. Сборник награжден национальной кинопремией "Чешский лев", премиями чешских кинокртиков. Текст сказки в переводе на русский язык, фрагмент мульфильма, а также уникальную запись авторского исполнения можно найти ЗДЕСЬ

 

РУКА / RUKA
реж. Иржи Трнка (Jiří Trnka), 1965 г., 18 мин.

Последний фильм классика чешской анимации. Иржи Трнка был знаменит и любим не только как мультипликатор. Его многогранный талант сделал его известным художником, иллюстратором, скульптором, сценаристом и режиссером анимационных фильмов, а также одним из основателей чешской мультипликации. Куклы с детства были страстью Трнки, поэтому не удивительно, что после окончания пражского Художественно-промышленного института он создал собственный кукольный театр.

Иржи ТРНКА (Trnka) (1912 – 1969) начал творческую деятельность в 1928 году как резчик кукол, художник и актер в кукольном театре в Пльзене. После окончания Пражского художественно-промышленного техникума (1935) работал как художник-график; в 1936 основал кукольный Деревянный театр Трнки, в 1941-45 оформлял спектакли Национального театра в Праге. Он пробовал себя в мультипликации, занимался живописью и книжной графикой, а в 1945 стал руководителем студии "Братья в трико", где поставил несколько рисованных фильмов ("Посадил дед репку", "Подарок", "Попрыгунчик и эсэсовцы", "Животное и разбойники"; за последний получил премию на МКФ в Канне). В 1946 Иржи Трнка покинул студию рисованных фильмов и, основав новую студию, занялся кукольной мультипликацией. Им были созданы фильмы "Шпаличек" (1947), "Соловей императора" (по сказке Г.-Х.Андерсена, 1948, премия за творчество на МКФ в Локарно, 1955), "Ария прерий" (1949), "Роман с контрабасом" (по рассказу А.Чехова), "Чертова мельница" (1949), "Принц Байяя" (1950, премия на МКФ в Локарно, 1954), "О золотой рыбке" (1951), "Веселый цирк" (1951), "Старинные чешские сказания" (1953, премия на МКФ в Венеции в 1954), "Два морозца" (1954), "Похождения бравого солдата Швейка" (по роману Я.Гашека, на основе иллюстраций Йозефа Лады, 1955), "Цирк Гурвинека" (1955). После постановки в 1959 полнометражного фильма "Сон в летнюю ночь" (главная премия за неигровой фильм на МКФ в Канне, приз на МКФ в Венеции) Трнка постепенно отходит от кинематографа. Он еще поставил несколько фильмов – "Страсть" (1961, главная премия на МКФ в Оберхаузене, 1964), "Кибернетическая бабушка" (1962), "Архангел Гавриил и Госпожа Гусыня" (по новелле Дж.Боккаччо, 1964), но основными его занятиями в конце жизни стали книжная иллюстрация и деревянная скульптура. Последний свой фильм "Рука" Иржи Трнка снял в 1965. Этот фильм не только получил множество призов на фестивалях, но и был назван одним из лучших в мировой мультипликации – в списке из пятидесяти фильмов, составленном общими усилиями кинокритиков в 1984, "Рука" стоит на четвертом месте. Его мы и показываем в нашей программе.

Оцените литературный талант Иржи Трнки, скачав его сказку САД


В избранное