Ижевский киноклуб: 31 марта, закрытие фестиваля 'шедевры чехословацкого кино'
ФЕСТИВАЛЬ "ШЕДЕВРЫ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО КИНО" >>>
день шестой, он же последний, 31 марта, вторник, к/т Дружба, 19.30
билет в предпродаже 80 ру, в день сеанса 140 ру
КЛАССИКА КУКОЛЬНОЙ ЧЕШСКОЙ АНИМАЦИИ
Работа с куклами - самое известное и знаменитое направление чешской анимационной школы. Образ куклы занимает особое место во всей чешской культуре - достаточно пройти в Праге по Старому городу, как вскоре обязательно набредешь на витрину, с которой на тебя будут смотреть выставленные на продажу удивительные куклы ручной работы, выполненные в самых разных техниках: из дерева, материи, металла, куклы большие, куклы маленькие, страшные и веселые. Так же и в анимации. Для Чехии это направление - не просто
разновидность экранного творчества, а отражение старой как мир традиции, восходящей к средним векам.
Иржи Барта (род. 1948 г.) начал свою художественную деятельность в 1969 году при пражском университете прикладного искусства, где и занялся анимацией. Вплоть до 1978 года работал на пражской студии под руководством Иржи Трнки (гениального аниматора, чьи мультфильмы до сих пор считаются образцом национальной кукольной
мультипликации, и чью работу мы также представляем в этой программе). Долгое время Барта общался с Яном Шванкмаером и вдохновлялся анимацией Юрия Норштейна, Прийта Пярна и многих других, авангардных и сумасшедших для своего времени режиссеров, исповедовавших поэтический взгляд на современную анимацию. В 1985 году по мотивам древней немецкой легенды, обработанной чешским писателем Виктором Дыком им был снят полнометражный кукольный фильм "Крысолов". Эмоциональный и драматичный мир, представленый в Крысолове,
окутан мрачной атмосферой немецкого средневекового экспрессионизма. Режиссер разрабатывает типичные для кафкианской Праги мотивы метафизической бездны, которая скрывается за красивыми фасадами замков и ландшафтов.
ОБУВЬ-ШОУ / THE SHOE SHOW
реж. Гарик Секо (Garik Seko), 1984 г., 11 мин.
Герои этой мелодрамы о любви и измене - обувь, всех размеров, форм и цветов, которую принесли в мастерскую на починку. Примечательна фигура художника-постановщика этой картины. Эстер Крумбахова - легендарная личность в чешском кино. Сценарист, художник, художник по костюмам, декоратор, режиссер - она прославилась работой над лучшими
фильмами Веры Хитиловой ("Маргаритки", "Мы едим плоды райских деревьев") и Яна Немца ("Алмазы ночи", "О празднестве и гостях"). В СССР в это же время схожее направление в кукольной анимации - человеческие истории, разыгрываемые неодушевленными предметами - разрабатывал Гарри Бардин.
Одна из пяти новелл анимационного сборника "Фимфарум Яна Вериха", созданного по сказкам для взрослых чешского классика юмористического жанра, одного из основателей пражского "Освобожденного театра", писателя и артиста Яна Вериха. Сборник награжден национальной кинопремией "Чешский лев", премиями
чешских кинокртиков. Текст сказки в переводе на русский язык, фрагмент мульфильма, а также уникальную запись авторского исполнения можно найти ЗДЕСЬ
Последний фильм классика чешской анимации. Иржи Трнка был знаменит и любим не только как мультипликатор. Его многогранный талант сделал его известным художником, иллюстратором, скульптором, сценаристом и режиссером анимационных фильмов, а также одним из основателей чешской мультипликации. Куклы с детства были страстью Трнки,
поэтому не удивительно, что после окончания пражского Художественно-промышленного института он создал собственный кукольный театр.
Иржи ТРНКА (Trnka) (1912 – 1969) начал творческую деятельность в 1928 году как резчик кукол, художник и актер в кукольном театре в Пльзене. После окончания Пражского художественно-промышленного техникума (1935) работал как художник-график; в 1936 основал кукольный Деревянный театр Трнки, в 1941-45 оформлял спектакли Национального театра в Праге. Он пробовал себя в мультипликации, занимался живописью и книжной графикой, а в 1945 стал руководителем студии "Братья в трико", где поставил несколько
рисованных фильмов ("Посадил дед репку", "Подарок", "Попрыгунчик и эсэсовцы", "Животное и разбойники"; за последний получил премию на МКФ в Канне). В 1946 Иржи Трнка покинул студию рисованных фильмов и, основав новую студию, занялся кукольной мультипликацией. Им были созданы фильмы "Шпаличек" (1947), "Соловей императора" (по сказке Г.-Х.Андерсена, 1948, премия за творчество на МКФ в Локарно, 1955), "Ария прерий" (1949), "Роман с контрабасом"
(по рассказу А.Чехова), "Чертова мельница" (1949), "Принц Байяя" (1950, премия на МКФ в Локарно, 1954), "О золотой рыбке" (1951), "Веселый цирк" (1951), "Старинные чешские сказания" (1953, премия на МКФ в Венеции в 1954), "Два морозца" (1954), "Похождения бравого солдата Швейка" (по роману Я.Гашека, на основе иллюстраций Йозефа Лады, 1955), "Цирк Гурвинека" (1955). После постановки в 1959 полнометражного фильма "Сон в летнюю
ночь" (главная премия за неигровой фильм на МКФ в Канне, приз на МКФ в Венеции) Трнка постепенно отходит от кинематографа. Он еще поставил несколько фильмов – "Страсть" (1961, главная премия на МКФ в Оберхаузене, 1964), "Кибернетическая бабушка" (1962), "Архангел Гавриил и Госпожа Гусыня" (по новелле Дж.Боккаччо, 1964), но основными его занятиями в конце жизни стали книжная иллюстрация и деревянная скульптура. Последний свой фильм "Рука" Иржи Трнка снял в 1965.
Этот фильм не только получил множество призов на фестивалях, но и был назван одним из лучших в мировой мультипликации – в списке из пятидесяти фильмов, составленном общими усилиями кинокритиков в 1984, "Рука" стоит на четвертом месте. Его мы и показываем в нашей программе.
Оцените литературный талант Иржи Трнки, скачав его сказку САД