Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: сеанс 30 ноября. Поэтическое кино Альбера Ламориса


К\Т АВРОРА, ЦИКЛ "КИНО ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ"
30 НОЯБРЯ, 16.00, БИЛЕТ 70 РУ

ДВА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМА АЛЬБЕРА ЛАМОРИСА

***************************************************

КРАСНЫЙ ШАР \ LE BALLON ROUGE
Франция, 1956, 34 мин., цветной

автор сценария
режиссер
продюсер
АЛЬБЕР ЛАМОРИС

оператор
ЭДМОН СЕШАН

композитор
МОРИС ЛЕРУ

в главной роли:
ПАСКАЛЬ ЛАМОРИС

 кадр из фильма "Красный шар"

***************************************************
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

Гран при Каннского кинофестиваля лучшему короткометражному фильму, Франция, 1956.
Оскар за лучший оригинальный киносценарий, США, 1956.
Специальный приз Британской киноакадемии, Великобритания, 1956.
Ежегодная кинематографическая награда: приз Жака Деллюка, Франция, 1956.

***************************************************
О ФИЛЬМЕ

«17 апреля 1957. Видел “Красный шар”.
Волшебно, но у нас такой сценарий не взяли бы и для учебной работы. Не смешно».
Из дневников сценариста, режиссера, писателя Геннадия Шпаликова

Такое сильное впечатление фильм Альбера Ламориса о расстрелянном, убитом камнями красном шаре, единственном друге маленького мальчика, произвел в конце 50х годов на многих. Отзвуки этого фильма слышны и в творчестве Михаила Калика («Человек идет за солнцем», 1962), и в первом, дипломном, фильме Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960).

Один из самых знаменитых короткометражных фильмов в истории поэтического кинематографа Альбер Ламорис снял, когда его маленький сын впервые в своей жизни столкнулся с жестокостью сверстников. Вместо того, чтобы вести сына в секцию борьбы, он подарил ему щемящую историю о детстве, одиночестве, дружбе, понимании, преданности... Он учил сына любви, а не агрессии. И снял его в главной роли в этом фильме.

"Красный шар" сделан в цвете, но единственное, что в нем по-настоящему яркое и цветное - это сам красный шар. Он притягивает к себе внимание зрителя. Он становится цветовой доминантой фильма, его поэтическим символом.

Сюжет прост - мальчик и шар подружились. И шар стал гулять с мальчиком везде. Родители выкинули его за окно - он не котенок и не щенок, он не может запачкать пол, но он не может и принести пользы. И шарик висит послушно на балконе. Кондуктор не пускает мальчика с шаром в трамвай, и мальчик идет пешком. Учитель не пускает с шаром в школу. И шар послушно ждет мальчика за окном все время уроков. Однажды только шар позволяет себе легкую измену - когда встречается с шариком девочки - веревочки их перепутались, но разлука была недолгой. Шар остается преданным мальчику до самой своей смерти, когда мальчишки расстреливают его на пустыре из рогаток.

Но Альбер Ламорис не оставляет в нас чувство безнадежности. Из рук девочки вырывается шарик. Шарики вырываются из рук людей, несутся из окон, и все они летят к убитому горем мальчику, малыш связывает веревочки между собой и шарики уносят его с собой...

Такая вот история. Простая, грустная и прекрасная. Как история Маленького Принца Сент-Экзюпери.

***************************************************

БЕЛАЯ ГРИВА \ CRIN BLANC: LE CHEVAL SAUVAGE
Франция, 1953, 47 мин., цветной

автор сценария
режиссер
продюсер
АЛЬБЕР ЛАМОРИС

оператор
ЭДМОН СЕШАН

композитор
МОРИС ЛЕРУ

в главной роли:
АЛЕН ЭМЕРИ

 кадр из фильма "Белая грива"

***************************************************
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

Гран при Каннского кинофестиваля лучшему короткометражному фильму, Франция, 1953.
Специальная премия за достижения в области независимого, авторского кино: Приз Жана Виго за лучший короткометражный фильм, Франция, 1953.
Номинация Британской киноакадемии в категории «лучший документальный фильм», Великобритания, 1954.

***************************************************
О ФИЛЬМЕ

Этот короткий фильм Альбера Ламорисса воспринимается как  легенда, или предание. Жил-был белогривый конь, не желавший покориться никому из людей, стремившихся обуздать его неуемную мощь, чтобы поставить жеребца под седло.

Там же, среди живописных просторов юга Франции, среди заводей и белопесчаных пляжей Камарги вел свой немудреный промысел рыбачок Фолько, двенадцатилетний мальчик с открытым взглядом и упорным характером.

Правда одет босоногий Фолько как-то не по-рыбацки: в обтягивающие белые штаны и некогда элегантную рубаху, зияющие теперь дырами, как будто по ним прошлись фехтовальной шпагой. Ни дать, ни взять — изгой дворянских кровей, опекающий маленькую сестру и седовласого деда, живущих вместе с ним в глиняном домике у воды.

Отчаянному мальчишке хватило отваги, чтобы показать свою смелость и  завоевать доверие дикого скакуна, и он готов сделать все возможное, чтобы избавить друга от невольничьей узды, бежать, скакать, плыть в далекую даль, на свободу…

Нет предыстории. Совсем мало слов, скупой закадровый текст и несколько реплик в одиноком диалоге, все остальное — природная красота и животная мощь, ярость борьбы и стремительность погони, представленные динамичным, просто-таки «говорящим» видеорядом этой картины.

Белый конь, мальчик в белом, белые пески. Лаконизм совершенной визуальной выразительности. Многозначность связей, способная в любой душе пробудить поток разнообразных чувств, мыслей и воспоминаний.

Gordy

О РЕЖИССЕРЕ

Альбер Ламорис

Альбер Ламорис родился 13 января 1922 года в Париже, Франция. В конце 40-х годов, будучи фотографом, пробует себя как кинорежиссёр. Его дебют в кино — «Бим» (1950) — 45-минутная экранизация детской книжки Жака Превера «Бим, маленький ослик». Это первый из шести фильмов, поставленных Ламорисом, ставших французской детской классикой и принесших ему мировую известность. «Белая Грива» (1953), свой следующий фильм он снимает в живописном ландшафте Камарга на юге Франции. «Белая Грива» и следующий короткометражный фильм «Красный шар» (1956) приносят режиссеру всемирную славу и самые награды на самых престижных фестивалях.

В начале 60-х годов Ламорис приступает к постановке полнометражных фильмов, которые пользуются значительно меньшим успехом, а затем снимает короткометражные документальные фильмы.

Ламорис погиб в вертолётной аварии 2 июня 1970 в окрестностях Тегерана, в Иране, во время съёмок документального фильма «Ветер влюблённых». Позднее этот фильм был отредактирован по записям Ламориса и в 1978 году номинировался на приз Оскара за лучший документальный фильм.

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ О ФИЛЬМАХ АЛЬБЕРА ЛАМОРИСА

После "Пепла и алмаза" пришел черед влияния Ламориса с его поэтикой, условностью, красотой, даже красивостью формы. Тогда мы работали вместе с Андреем (Тарковским) и это влияние видно и в его "Катке и скрипке" и в моем "Мальчике и голубе".

Почему Ламорис так на нас повлиял? Он еще раз сломал наше представление о кино. "Белая грива", "Красный шар", "Приключения золотой рыбки" (это, правда, не его фильм, а его оператора Эдмона Сешана, но в нем та же эстетика), "Путешествие на воздушном шаре" - эти фильмы подняли на новый виток звуковое кино. Диалога в фильмах не было, сюжет развивался вне слов, но звук при этом играл очень важную роль. Это было как бы чистое кино, очень непростое по форме, привлекательное еще и тем, что оно не требовало звезд, даже вообще актеров. Ему достаточно было очень немногих типажей, в нем действовали бессловесные или вообще неодушевленные персонажи (лошадь, рыбка, надувной шарик, мальчик), а это значило, что подлинный автор - режиссер, что он насыщает своим отношением весь окружающий мир, делает его антропоморфным, делает его своим.

Поэтическая метафора Ламориса пришла в Россию одновременно с "Маленьким принцем" Экзюпери и модой на Экзюпери. Их мироощущения в моем восприятии как бы соединились воедино. Не сомневаюсь, что идеи поэтического кинематографа у Тарковского складывались под очень существенным влиянием Ламориса .

В своем подражании Ламорису я опоздал на год.


В избранное