Иное кино ИНОЕКИНО на ЛЕНФИЛЬМЕ. Анимация Ирины Евтеевой
Проект ИНОЕКИНО выпускает второй DVD диск из серии «Иноекино на Ленфильме». На диске представлены
анимационные работы петербургского режиссера Ирины Евтеевой «Петербург» (52 мин,
2003) и трилогия Вечные вариации: «Демон», «Тезей» и «Фауст» (10, 11, 17 мин.,
2004-2006), диск содержит дополнительные материалы – интервью Ирины Всеволодовны
(благодарим Александра Николаевича Позднякова), слайды и статью о творчестве
режиссера.
«Петербург» повествует об анимационном
путешествии героя в кинематографическом пространстве старых фильмов, о
наводнении образами, маскараде, метели, о стражах города, о проекциях, которые
отражают подчас трагические события. Компьютерщик Алексей попадает не в реальное
прошлое Петербурга, а входит буквально в пространство старых фильмов и вступает
в контакт с его героями. Желание героя обрести себя (свое время) заново через
прошлое, рисование во время съемки, изменяющее и по иному трактующее смысл
известных эпизодов, диалог с уже запечатленными кадрами становится сюжетным
ходом и смыслом картины.
«Вечные
вариации» - фантастическая драма, своеобразная феерическая, визуальная
фантазия на тему живописного ощущения давней оппозиции: мгновения и вечности.
Любовь, о которой идет речь во всех трех фильмах, присутствует и в непреодолимом
мгновении («Фауст»), и в быстротекущей вечности («Демон») и в трагическом их
несовпадении («Тезей»).
В первом фильме цикла я
пытаюсь выявить в изображении атмосферу русского романтизма начала ХХ века, так
блистательно отображенного Врубелем. Естественно, две фамилии – Врубеля и
Лермонтова, должны образовать силовое и драматическое поле этого замысла.
Особенно Врубеля, так как его время, «серебряный» век, проецируется на
повествование. Но постановка не станет прямой экранизацией живописного и
стихотворного «Демона», или его музыкальных интерпретаций. Это скорее
экранизация некого круга ассоциация, позволяющая снять фильм о времени и любви.
О том, что прошло и не вернется, но останется навсегда.
Второй фильм –
«Тезей» мыслился как живописная экранизация цветаевской
трагедии «Ариадна», в основе которой, миф о Тезее и Ариадне. Тезей, приносящий
в жертву свою любовь, отрекающийся от любимой, ради ее будущей счастливой судьбы
богини, совершает своего рода духовный подвиг.
Несовпадение любимого с любимой
перерастает в тему разминовения любящего с самой любовью и в
третьем, завершающем фильме цикла - «Фауст».
Кроме актерского воплощения и живописных аллюзий в этом фильме
используется прием кукольного театра.
О режиссере:
Ирина Евтеева в 1980
окончила киноотделение ЛГИК, в 1989 – аспирантуру ЛГИТМиК. Защитила диссертацию
на тему: «Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-80 годов».
Кандидат искусствоведения (1991). В 1973-74 работала бутафором на к/ст
«Ленфильм», в 1980-81 – Евтеева ассистент аниматора на «Леннаучфильме», в
1981-90 преподавала на кафедре кинофотоискусства, с 1990 – режиссёр к/ст
«Ленфильм». С 1991 преподаёт кинодраматургию в Санкт-Петербургском университете
культуры и искусств (ныне – Академия культуры и искусств), профессор. С 1993 –
ст. науч. сотрудник Российского института Истории искусств. Все фильмы выполнены
в смешанной технологии (анимационно-игровые). Снималась в фильме из цикла «Мир
анимации или анимации мира» (2001). ( "Энциклопедия отечественной
мультипликации", Москва, "Алгоритм-книга", 2006.) Десятиминутная картина Ирины
Евтеевой "Клоун" участвовала в конкурсной программе короткометражек фестиваля
"Киношок". Наград там не снискала. А за неделю до того получила "Серебряного
Льва" на 59-м Венецианском кинофестивале. Продюсером фильма стал Вячеслав
Полунин, он же - клоун в кадре, переведенный в анимационное пространство.
Полученная им премия "Триумф" позволила снять эту картину.