19 май 2008 - Новые поступления: Луис Бунюэль - пять фильмов
"мексиканского периода"
Режиссер: Луис Бунюэль / Luis
Bunuel "Я обожаю
сны, даже если это кошмары. они полны знакомых и узнаваемых препятствий, которые
приходится преодолевать. Но мне это безразлично. Именно безумная любовь к снам,
удовольствие, ими порождаемое, без какой-либо попытки осмыслить содержание, и
объясняет мое сближение с сюрреалистами. "Андалусский пес" родился в результате
встречи моего сна со сном Дали. Позднее я не раз буду использовать в своих
фильмах сны, отказываясь сообщить им хоть какой-то рациональный характер и не
давая никаких разъяснений.
Об одном я грущу: я не
буду знать, что произойдет в нашем мире после меня, ведь я оставляю его в
состоянии движения, словно посреди чтения романа, продолжение которого еще не
опубликовано. Мне кажется, что прежде люди не испытывали такого любопытства к
тому, что будет после их смерти, во всяком случае, оно не было таким сильным.
Ведь мир так медленно менялся. Признаюсь еще в одном: несмотря на всю свою
ненависть к газетам, я хотел бы вставать из гроба каждые десять лет, подходить к
киоску и покупать несколько газет. Я не прошу ничего больше. С газетами под
мышкой, бледный, прижимаясь к стенам, я возвращался бы на кладбище и там читал
бы о несчастьях мира. После чего, умиротворенный, засыпал бы снова под надежным
покровом своего могильного камня." Луис Бунюэль.
«Забытых» можно было бы причислить к неореализму, но имя Бунюэля с трудом
соседствует с этим жанром, постоянно стремясь подменить частицу «нео» частицей
«сюр». Этот «сюр» сквозит и в «социальной драме» великого испанца, которую он
поставил в Мексике в 1955 году. Луис Бунюэль рассказывает о "забытых",
бесшабашных и отчаянных подростках, чье маргинальное существование стало
смертельной паутиной, из которой они выбраться сами уже не могут. Вместо того,
чтобы обвинить во всех их несчастьях и бедах тяжелые социальные условия, он
стремится раскрыть психологическую подоплеку их состояния, проникая в их сны и
сексуальность. В результате фильм получился и реалистичным, и подобным
сновидению, по-человечески печальным и в то же время смешным и забавным. В этой
жесткой картине нет явных героев или злодеев. Бунюэль отметает всякую
сентиментальность.
Сусана / Susana 1951 - Мексика
Актеры: Виктор Мануэль Мендоза , Розита Квинтана , Фернандо
Солер
Молодая, красивая, брызжущая здоровьем и энергией женщина, но без тыла, одна,
не имеющая семейной поддержки. Как ей пробиться в жизни? Как найти свое место
под солнцем, когда кажется, что все Vip—места уже раскуплены? Что такое красота
— порок или добродетель, благо или зло, а может, и то, и другое? Героиня фильма
нарушает покой жителей патриархальной тихой гасиенды, став яблоком раздора,
возмутительницей спокойствия - немного наивной, немного хищной, - и заставляет
трех мужчин из-за себя вцепиться друг другу в горло. И лишь вмешательство другой
женщины «спасает» положение.
Положенная в основу сценария новелла Ги де Мопассана « Пьер и Жан» была
переработана Л.Бунюэлем, и в новых исторических условиях он показал, что
интересы денег, семьи и политики , конечно же, стоят выше порядочности,
честности и любви. Эта мелодрама, такая же как и большинство наших жизней.
Женщина, муж, любовник и двое сыновей ( один – возможно от любовника !?) и
постоянная женская дилемма – жизнь с нелюбимым мужем (но морально!) или любовь,
но - любовник в обычной жизни тоже не подарок. Вражда сыновей за право
первородства – вариант Каина и Авеля. Практически всё как в обычной жизни, но
без американского хэппи - энда.
Он / El 1953 - Мексика
Актеры: Артуро де Кордова , Аурора Уокер , Делия Гарсес
История параноика, который едва не сгубил жену припадками подозрительной
ревности. Богатство, респектабельность, солидный возраст и - абсолютное неумение
обращаться с женщинами. И вдруг он встречает ее... Сорокалетний девственник и -
красивая женщина, уже встречающаяся с его другом. Церковь, Святая Пятница и
возникшее между ними притяжение. Что же оно принесет?
Моряк Робинзон Крузо, спасшийся с потерпевшего кораблекрушение судна,
добирается до берега необитаемого острова. Все остальные матросы погибли в
пучине, но Крузо с кошкой и собакой доставляет с застрявшего на рифах корабля
инструменты, провизию и кое-какое другое имущество.