Знаменитому
британскому кинематографисту, художнику и писателю Питеру Гринуэю 5 апреля
исполняется 65 лет.
Он начинал как художник, но однажды, рисуя с
натуры викторианские замки, страшно разозлился на мешавших ему детей и овец. Эти
впечатления Питер Гринуэй перенес в свой первый фильм
"Контракт рисовальщика". С тех пор он
больше не занимался живописью, зато за прошедшие двадцать лет снискал славу
одного из самых амбициозных и смелых режиссеров Европы.
"В его фильм ты окунаешься, тонешь, тоже становишься
утопленником и ведешь какой-то отсчет. Он заставляет обращать внимание на все",
— считает режиссер Ираклий Квирикадзе. По мнению Питера Гринуэя, кино умерло 31 сентября
1983 года. В день, когда был изобретен пульт дистанционного управления, а
значит, зритель получил возможность легко переключать каналы. Впрочем, похоронив
кинематограф, режиссер не перестает снимать картины, а значит, все еще надеется
его воскресить. "У него есть такая фраза: "Что
мне мешает снимать кино? Сценарий, камера, актеры", — добавляет
Квирикадзе.
Раздвигать границы кинематографа за счет его сочетания с
другими видами искусства Гринуэй начал уже в своей дебютной картине "Контракт
рисовальщика", где живопись и музыка играли не меньшую роль, чем, собственно,
кино. "Визуальная часть удивительна совершенно
во всех его фильмах. Есть какие-то барочные переборы, может быть, но это тоже
своеобразная эстетика", — отмечает Ираклий Квирикадзе. "Первые его картины, внешне сохраняя особенности
исторического кинематографа, всегда заходили слишком далеко, всегда шокировали,
всегда содержали в себе элементы чрезмерного, причем намерено чрезмерного",
— рассказывает киновед Кирилл Разлогов.
Насыщенность,
полифоничность картин Гринуэя вызвана тем, что режиссер стремится воздействовать
сразу на все органы чувств. Однако окончательно потеряться в потоке информации
зрителю не дают разбросанные автором ориентиры — цифры. Гринуэй обожает все
классифицировать. Даже свое творчество он называет не режиссурой, а составлением
каталогов. "Особенности его темперамента в том,
что он нарушает те границы, те рамки, которые приняты в культуре его времени. Он
переходит из одного вида искусства в другой, из одной сферы деятельности в
другую. Он любит разного рода обобщения, в том числе глобального
характера", — отмечает Кирилл Разлогов.
Любовь режиссера к
каталогизации достигла апогея в его последнем фильме "Чемоданы Тульса Люпера", где Гринуэй
попытался разместить самые главные предметы двадцатого века по 92 чемоданам.
Почему он выбрал именно такую цифру? 92 — атомный номер урана, а, по мнению
британца, открытие урана стало важнейшим событием двадцатого века. Именно оно
сформировало социальное и политическое поведение людей. С концепцией режиссера
можно не соглашаться. Бесспорно другое: иной такой попытки охватить взглядом
прошлое столетие кинематограф не знает.