Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иное кино

  Все выпуски  

ИноеКино рубрика 'Раритет'


// Иное Кино // выпуск 01_вторник_19_сентября_2006

Смотри НаСтоящее // www.inoekino.ru

\ Раритет \

"Тэцуо"

Режиссер - Шинья Цукамото. Япония, 1989.
Повествование о грустной судьбе японского бизнесмена, названное режиссером сериалом про монстров; начинается с довольно напряженной сцены - некий технофетишист пытается удлинить себе ногу, вставив в нее кусок металлической трубы. Попытка не удалась, и он убегает в слезах и панике; однако встреченный им бизнесмен странным образом начинает воплощать его мечту в жизнь: лицо и тело японского труженика периодически вспухают железными колючками, ближе к концу его член превращается в устращающего вида действующую дрель. Проще говоря, в финале вместо человека мы видим груду воинственного металлолома. Первый полнометражный фильм Цукамото, снятый им на собственные деньги (правда, когда к концу съемок он оказался на мели, некая видеофирма ему добавила), при довольно скромном бюджете, но сделавший хорошую кассу - во всяком случае, для независимого фильма.

"Тэцуо II. Тело-молот"

Режиссер - Шинья Цукамото. Япония, 1992.
Снятый три года спустя, этот фильм к первому имеет весьма опосредованное отношение - за исключением того, что образ железного человека все так же преследует автора. На сей раз зрелище, гораздо меньше похожее на ночной кошмар, цветное и более осмысленное: рассказ о японском бизнесмене (эта категория людей, без сомнения, проклята кинодеятелями нашего времени), примерном муже и счастливом отце, которого тяготит прошлое - усыновленный ребенок, он никак не может забыть тяжелого детства. В один несчастный момент неприятные люди со злыми лицами начинают преследовать этого во всех отношениях миролюбивого человека, и ярость его растет, и вырастает до того, что рука его превращается в длань карающую - в буквальном смысле. То есть в автомат, который начинает буквально тут же поражать любую ненавистную мишень. Дальше все будет совсем плохо, потому что действующие лица все больше и больше начинают напоминать киборгов; и борьба хороших с плохими превращается в битву терминаторов.
Шинья Цукамото гораздо больше популярен во всем мире, нежели у себя на родине в Японии: сам это объясняет тем, что в его фильмах слишком много действия и мало слов. Титул "культового" режиссера витает у Цукамото над головой словно нимб, хотя в кино он пришел, как и положено, артхаусному мастеру, из рекламы; зато у него в анамнезе создание собственного экспериментального театра "Кайдзу". Человеческая замкнутость (друзей, во всяком случае, у него нет - так он говорит) никак не отражается на кинокарьере: он готов работать и с другими режиссерами как актер, снимается довольно много и даже имеет актерские награды. Влияние творчества Дэвида Кроненберга и Дэвида Линча, которое Цукамото часто вменяют в вину - довольно спорно, однако ясно, что тема человеко-технической мутации является для режиссера наиважнейшей; и научно-технический прогресс как таковой (в том масштабе, который он приобрел в последние годы) ему явно неприятен.

"Плохой парень"

Режиссер - Ким Ки Дук. Корея, 2001. В ролях: Чо Чжэ Юн, Сео Вон. 100 мин.
На скамейке в парке сидит юная кореянка и ждет своего возлюбленного. Рядом садится парень с непроницаемым выражением грубого лица и смотрит на нее. Уходит. Приходит возлюбленный. Парень с непроницаемым лицом, не в силах сдержать внезапно вспыхнувшее чувство, впивается губами в нежный ротик девушки. Его хватают, бьют, заставляют извиниться; девушка плюет в неприятное лицо. Спустя какое-то время она горько об этом пожалеет, ибо такие парни с грубыми лицами не прощают обид - девушка сделается проституткой в квартале красных фонарей, подведомственном этому грубияну, уголовнику по имени Хан Ги. Нежная девочка, чья жизнь внезапно превратилась в ад, теряет девственность с одним из клиентов; далее они идут нескончаемым потоком, а Хан Ги сидит за стеклом и наблюдает за тем, как отдается другим мужчинам предмет его страсти. Вопреки (или благодаря?) обстоятельствам между ними зарождается чувство, которое сильнее и выше этих обстоятельств. Судя по тому, что произошло в финале, это чувство не только помогло им примириться друг с другом, но и освободило каждого от обременительных условностей.
Ким Ки Дук - самый знаменитый кореец киномира, за пять лет снял девять фильмов, удивительным образом при таком темпе не снизив качества. "Плохой парень" (бюджет которого составляет миллион долларов, что для Ким Ки Дука - почти голливудская сумма), как и любой фильм режиссера вызвал неодназначную реакцию общества; и больше всего, по его словам, возмущались дамы. Однако возмушались, вероятно, те, кто не вынес напряжения - эротического и метафизического - которым в фильме заполнен каждый кадр. В ответ на вопрос, что он хотел узнать о мире, снимая "Плохого парня", режиссер Ким Ки Дук сказал: "Почему, несмотря на то, что все мы рождаемся одинаковыми, с равными правами и равными качествами, нас разделяют на классы и категории, когда мы становимся старше? Почему о нас судят по внешнему виду? Почему вдруг становится важно, красивы мы или уродливы, с деньгами или без? На основе эти стандартов, которые вступают в действие уже после того, как мы родились и выросли, нас делят на группы и общественные классы, которые плохо уживаются друг с другом. Я хотел выяснить, действительно ли абсолютно невозможно, чтобы эти классы нашли общий язык, а их миры слились воедино".

"Курить\Не курить"

Режиссер - Ален Рене. Франция, 1993. В ролях: Сабин Азема, Пьер Ардити. 280 мин.
В начале лета, в маленькой деревушке в самом сердце Англии Селия Тисдейл, жена директора местной школы выходит в сад и видит на столе пачку сигарет. Так начинаются оба фильма Алена Рене, снятые по пьесам английского драматурга Алана Эйкбурна. Но продолжается каждый из них по-разному: во-первых, в начале одного миссис Тисдейл закуривает, в начале другого - воздерживается от искушения. Во-вторых, события начинают развиваться в каждом фильме по-разному; в-третьих - в рамках одного фильма тоже существует довольно много вариантов происходячщего. Пьяницу-директора Тоби Тисдейла, его милую жену Селию, его робкого друга Майлса Комбса и его развратную жену Ровенну, их глупенькую служанку Сильви и ее кавалера Оливера Хепплвика, его папашу местного поэта Джо и стервозную маменьку Сели Тисдейл - всех играют любимые актеры Рене Сабин Азема и Пьер Ардити: за это актерское многообразие оба получили по "Сезару", равно как и сам Рене - за лучший фильм.
Ален Рене, примкнувший в свое время к французской "новой волне", начал снимать гораздо раньше своих коллег-кинолюбителей, да правил придерживался не строго. Его первые главные киноопыты "Хиросима, любовь моя" и "Прошлым летом в Мариенбаде", созданные вместе с писателями Маргерит Дюрас и Аленом Роб-Грийе соответственно, довольно сложны, так как сюжета нет, а содержание неясно. Его более поздние фильмы - "Мелодрама", "Мой американский дядюшка" - по сравнению с теми гораздо традиционней. Пьер Ардити, которого за унылое выражение лица и некоторую обреченность мягкоседечных персонажей, называют французским Марчелло Мастроянни, снимается у Рене чуть ли не в каждом фильме, а в 1986-м к нему присоединилась и Сабин Азема; с тех пор они встречались часто, и не только у Рене.

Жанна Каренина
"
Смотри НаСтоящее" № 7 (август 2006)


В избранное