Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов # Выпуск 259


---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #259

Новогодняя история

Приветствую всех любителей ужасов! Сегодня очередным обзором с нами поделится Сергей Тихомиров.

  • Новогодняя история
  • The Chistmas Tale (2005)
  • Режиссёр: Paco Plaza
  • В ролях: Maru Valdivielso, Christian Casas, Roger Babia, Elsa Pataky
  • Компания детей 11-12 лет, гуляя по лесу, случайно находит глубокую яму, на дне которой лежит человек, одетый в костюм Санта Клауса. Попавший в ловушку Санта оказывается женщиной, которая рассказывает ребятам слезливую историю о том, как она хотела приятно удивить своего племянника, облачилась в костюм и пошла через лес, но угодила в злополучную яму и не может выбраться. Двое мальчишек из компании отправляются за помощью в полицию, однако там они случайно узнают прелюбопытнейшую информацию: женщина в яме - Ребекка Эспозито - ограбила банк на кругленькую сумму в 2,5 миллиона и находится в розыске. Предприимчивые дети решают не выпускать героиню из ямы до тех пор, пока она не передаст им деньги. Жестокости ребят остается только подивиться - они морят Ребекку голодом, лишь изредка бросая в яму сладости и банку газировки, умудряются попасть здоровенным булыжником женщине по голове, поливают лимонадом. И только Мони - единственная девочка в компании - проявляет к пленнице хоть какое-то сострадание, впрочем все попытки как-то облегчить участь женщины довольно быстро и бесцеремонно пресекаются остальными членами группы.

    Голод и ухудшающееся физическое состояние - веский аргумент в сложившейся ситуации: Ребекка соглашается отдать детишкам все деньги. 2,5 миллиона все это время были при ней. Лишь бы только они ее выпустили. Однако, получив желаемое, ребята задумались: стоит ли вообще выпускать пленницу из ямы? Вдруг она захочет им отомстить? Или того хуже, обратится в полицию и расскажет обо всех издевательствах? Нет, лучше ее оставить в яме, дождаться естественной смерти, а потом уже заявить в полицию - мол, гуляли по лесу, нашли яму, а там труп не первой свежести... Сказано - сделано. Однако каково же было удивление ребят, когда они однажды обнаружили яму пустой... Да, эти праздники героям запомнятся на всю жизнь, ведь их действительно посетит Санта, в грязной, перепачканной землей шубе и с острым топором вместо мешка с подарками.

    Режиссером "Новогодней истории" - третьей картины из цикла "Фильмы, которые не дадут вам заснуть" - выступил небезызвестный испанец Пако Плаза. Учитывая, что в его творческой биографии данный фильм хронологически идет сразу после ужасной (в прямом и переносном смыслах) драмы "Ромасанта: охота на оборотня", можно с уверенностью сказать: Плаза реабилитировался на все 100%. На сей раз у него получилось действительно рельефное кинополотно, интересное как с точки зрения специфики жанра, так и с позиции сугубо технических изысков. Вообще "Новогодняя история" примечательна тем, что она мало похожа на те интеллектуально-эмоциональные коктейли, которые должно пить неспеша, что обычно предлагают нам испанские кинематографисты. Мы не увидим здесь ни явного морализаторства, ни размышлений, почему дети стали такими извергами-садистами (не хуже чем в "Хостеле 1-2") и кто сделал их таковыми, вообще вопрос сочувствия героям как таковой Плаза убирает из картины целиком и полностью. Эта линия в картине предельно усечена, ибо не она интересует режиссера.

    И именно по этой же причине фильм называется "Новогодняя история". На первый взгляд название картины может показаться, если не случайным, то уж точно бессмысленным. Чего в фильме праздничного? Что указывает нам на канун Рождества и Нового года? Кроме костюма Санта Клауса, в который облачена главная героиня, и двух кратких диалогов, - абсолютно ни-че-го! Здесь нет ни снега, ни елок, ни ярких упаковок, ни предпраздничной суеты... Однако сам факт наступающих праздников переводит фильм в разряд страшных рождественских сказок. А страшная сказка - это пример совершенно другого типа художественного мышления, которое функционирует по своим собственным законам. И к сказке неприменимо традиционное морализаторство: разного рода мифы, предания, легенды и прочий фольклорный материал в своем "народном" варианте, а не в обработке того или иного писателя, содержат довольно много ужасного, в том числе и убийств, что детьми воспринимается вполне нормально и естественно. Более близкий пример - "Гремлины" Джо Данте - настоящая страшная рождественская сказка, которую вряд ли кто-то решится обвинять в антигуманности. Пако Плаза намеренно перевел весь фильм в "сказочный" план, чтобы высвободить себе простор для решения сугубо технических и эстетических задач.

    И в "Новогодней истории" Плаза действительно показал себя как превосходный режиссер-иллюзионист, умело играющий с визуальными образами, то и дело "обманывающий" зрителя. Яркий тому пример - панорама ... Москвы (!) в самом начале фильма, которая ошеломляет зрителя на несколько секунд, но тут же ошеломление проходит, ибо камера отъезжает дальше и перед нами оказывается не сама столица России, а всего лишь плакат турфирмы с ее изображением. Не менее любопытно, что весь фильм подан с "низкого", "детского" угла зрения, так как в истории с Ребеккой взрослые персонажи практически отсутствуют, а те немногие, что появляются в кадре показаны не в полный рост (т.е. голову взрослого актера объектив камеры не захватывает). И здесь вновь возникает традиционный для детских "страшилок" мотив: наличие двух миров - собственно детского и взрослого, которые противопоставлены друг другу. Однако это противопоставление изначально перевернуто: враждебным оказывается как раз мир детей, а не взрослых, как того следовало ожидать.

    Впрочем, в "Новогодней истории" есть еще и третий мир - мир видеофильмов. В частности, мальчишки Пети и Юджино являются фанатами фильма ужасов "Zombie Invasion", повествующего о неустрашимом охотнике на оживших мертвецов и его сексапильной спутнице (кстати, в этой роли можно лицезреть Эльзу Патаки). Этакие клишированные образчики маскулинности и феминности. Сам же фильм "Zombie Invasion", куски которого периодически втораются в повествование о Ребекке и ее мучителях, представлен как беззлобная пародия на второсортный европейский хоррор 1970-х - 1980-х годов, на котором, надо полагать, вырос и сам режиссер (Пако Плаза родился в 1973). Таким образом, Плаза был занят сведением двух отдельных повествований в единое целое и ему это вполне удалось. История о зомби не выглядит каким-то излишеством, напротив, она периодически перекликается с основной историей и более того - играет в ней вполне определенную и весомую роль. Собственно благодаря пресловутому "Zombie Invasion" в финале фильма образуется довольно занимательный и немного жутковатый твист.

    Что касается специфики "Новогодней истории" как хоррора, то фильм крайне трудно уместить в рамки каких-либо определений. Скажем, в самом начале повествования направленность картины не вполне ясна, а далее она балансирует между слэшером (по большей части) и зомби-муви. Самое интересное, что слэшер у Плаза получился почти бескровным, но при этом с бешено напряженной беготней в режиме нон-стоп в закрытом парке аттракционов. Посталвено все блестяще: героям совершенно не сопереживаешь, но дико интересно, каким окажется итог преследования. К счастью, режиссер здесь не стал использовать уже довольно избитую локацию в виде аттракциона ужасов как непременного атрибута парка развлечений ("The Funhouse", "Dark Ride", "Warlock 2", "Urban Legeds 2"); напротив, кульминационную сцену он перенес в весьма нетрадиционное место - на водную горку. Иными словами, вроде бы не предвещающие ничего кардинально нового сцены выполнены свежо, динамично, захватывающе; созданная атмосфера преследования вызывает подлинное восхищение.

    Кроме того, Плаза оказался очень внимателен к мелочам. Действие не случайно происходит в 1985 году, когда ни о каких мобильных телефонах и прочих современных средствах коммуникации и речи не было, ведь наличие оных добавляло бы в сюжет налет нелогичности и вызывало бы лишние вопросы. В таком случае получалась бы не "сказочность", а банальная недальновидность... Впрочем, возможно, Плаза захотел на какое-то время вернуть зрителя к "детскому" мировосприятию, сделать не серьезный "взрослый" хоррор, а этакий фильм-"страшилку". 1985 год. Ведь тогда и самому режиссеру было 12 лет, как и героям "Новогодней истории". Весьма подхоящий возраст для рассказывания "страшилок". Не таких абстрактных, как про Красную руку, Черные занавески и Зеленую пластинку, а вполне конкретных, где есть маньяки, что с жутким скрежетом волочат за собой топор по железному полу, и ожившие мертвецы, единственный способ убить которых - проткнуть острым предметом глаз так, чтобы из глазницы непременно потекла густая черная жидкость...

    Автор - Сергей Тихомиров

    Диалог с подписчиками:

    Телепузик_Лёха:
    Здравствуй Смерть, Привет Все, и Сергей Тихомиров.) Посмотрел недавно нечто ужасное, и хотел бы что бы вы никогда не включали это кино.
    ДОМ ЗОМБИ | ZOMBIES (Wicked Little Things) Режиссёр: Ж.С. Кардон
    В ролях: Лори Херинг; Скаут Тэйлор- Комптон
    США, 2007
    В подвале своего нового дома женщина находит старые газетные вырезки и фотографии. 1918 год. Здесь произошла страшная трагедия… В местных лесах когда-то была шахта, где работали дети. Однажды прогремел взрыв, и шахта обвалилась, заживо, похоронив, маленьких рабочих… Карен понимает, что в своих кошмарах она видит их лица… Чего хотят эти несчастные дети? В это время маленькая Эмма, увидев за деревьями странную тень, следует за ней, уходя все дальше в таинственный лес… Карен узнает, что дочка нашла себе новую подружку Мэри. И она — зомби! Дом Зомби - фильм ужасов про живых мертвецов!
    О чем бы не писали в превью фильма - результат один - это "Мертвый", совершенно не интересный фильм. Эффекты все блеклые и старомодные, полное отсутствие Зомби атмосферы. Применение детей, наверное для придания не только видимой, но и психологической, социальной брутальности - по моему мнению, совершенно не удалась. единственное объяснение присутствия в фильме такого огромного количества зомби-детей - это затронуть в фильме тему бродяжничества и подростковой преступности. Насколько могут быть жестоки дети, как далеко они могут пойти. Как бы интересна и актуальна проблема не была, реализация оставляет желать лучшего, хотя бы на уровне сценария и актерской игры. Поганенький фильмец, смотреть его не интересно и невыносимо. До скорого.

    На сегодня все. Письма шлите по адресу g_cmeptb@yahoo.co.uk или заходите на сайт "Комната Смерти" - horror.citycat.ru


    В избранное