Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

-----------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

-----------------------------------------------

Выпуск #41

Микеле Соави и его "Смерть-любовь" ("Dellamorte Dellamore")

Приветствую всех любителей ужасов! После двухмесячного перерыва я снова с вами и надеюсь не разочаровать вас своими новыми обзорами. И в первом же выпуске появляется одна новинка. Мне уже давно предлагали написать что-нибудь про людей, которые внесли значимый вклад в жанр ужасов, и чье имя неразрывно связано с жанром. Я к этим предложениям прислушался и представляю на ваш суд первое из таких повествований. Большей частью это будут рассказы о влиятельных режиссерах, которые посвятили свое творчество нашему любимому жанру.

В этом выпуске я хочу рассказать вам об одном итальянском режиссере, который снял всего несколько фильмов, но благодаря им он прославился и внес значительный вклад в развитие жанра. Этот режиссер - это Микеле Соави (Michele Soavi) (хотя в одном месте было написано, что правильно произносить его имя Мекаилай). Он родился в Милане 3 июля 1957 года. Карьеру в кино он начал в качестве актера, снимающегося в малобюджетных фильмах на незаметных ролях. Первый раз на широком экране он появился в 1977 в фильме о войне "Большая битва" (Grande attacco). Гораздо интереснее его появление в третьем своем фильме (под псевдонимом Майкл Шоу), вернее интересен сам фильм - "Чужой 2: на земле" (Alien 2, sulla terra) (1979) - это малобюджетное не санкционированное продолжение нашумевшего фильма. Кроме всего прочего, он еще весьма жесток и натуралистичен (по крайней мере про него так пишут). Шестой ролью Соави стала роль Майкла Фишера в фильме Лучил Фульчи "Город живых мертвецов" - это был его первый творческий контакт с фильмом ужасов.

Несколько раз Соави снимался на второ- и третьестепенных ролях в фильмах известного итальянского режиссера Джо Д'Амато, в числе которых был и практически порнографический "Калигула: неповеданная история" (не путать с фильмом Тинто Браса - он по сравнению с этим не более, чем легкая эротика) и фильм ужасов Rosso sangue (также имеющий довольно громкие альтернативные названия - Antropophagus 2, Grim Reaper 2, Zombie 6).

Уже в 1982 году Соави начал осваивать новую для себя профессию - режиссера. В качестве второго помощника режиссера он участвовал в съемках прекрасного фильма Дарио Ардженто "Дрожь" (Tenebre). Именно тогда он и стал протеже самого Ардженто. Маститый режиссер увидел в двадцатипятилетнем парне потенциал и помог ему развить его.

Еще один прорыв Соави совершил в 1983 году, освоив смежную профессию - сценариста. Он написал сценарий к фильму в жанре фэнтези "Атор-невидимый" (Ator l'invincibile), режиссером которого также был Д'Амато (впрочем, как и вторым сценаристом). Тогда же он снялся и в фантастическом боевике Д'Амато "Endgame - Bronx lotta finale", де одновременно он был и помощником режиссера. В этом же году он снялся в роли Томми во втором кинофильме Ламберто Бава "Лезвие в ночи" (естественно, это были ужасы), где вновь исполнял обязанность помошника режиссера.

В 1985 году Соави вновь в обеих ипостасях - как актер и помощник режиссера - участвовал в съемках таких фильмов как "Феномен" Ардженто (роль полицейского), "Демоны" Бава (роли Джерри и продавца билетов) и в боевике того же Ламберто Бава "Blastfighter". Тогда же он попробовал себя и в качестве самостоятельного режиссера, сняв нечто под названием "Долина" для телевидения. Однако самым важным событием этого года стал для Соави фильм "Мир ужасов Дарио Ардженто" - документальный фильм про его учителя и наставника. Те, кто его видел, говорят, что весьма интересно. Кроме того, что он появляется на экране (в роли самого себя), Соави является еще сценаристом и режиссером этого фильма.

Благодарный Ардженто становится продюсером первого самостоятельного фильма Соави - "Deliria". Однако перед этим Соави вновь работает со своим учителем над фильмом "Опера", где кроме того, что является режиссером второй группы, также выполняет и актерскую работу - появляясь в роли инспектора Даниэля Соави (!).

Теперь вернемся к дебютному фильму Соави. Снятый малой компанией Imperial Entertainment, "Deliria" в зарубежном прокате имела несколько названий - "Кровавая птица", "Резьня на звуковой сцене", но самым известным стало "Страх сцены" (Stage Fright). Действие разворачивается на съемках своеобразного "мюзикла ужасов", в котором действует убийца в маске совы. В это же время из психушки сбегает безумный актер-убийца, и режиссер мюзикла решает, что фильм будет гораздо интереснее, если заменить "музыкального" убийцу на настоящего. Новый же главный герой не хочет просто играть какую-то роль - он воплощает убийства в жизнь. Этот фильм мог бы стать очередным рядовым джиалло, по крайней мере довольно стандартное и предсказуемое повествование дает такой возможности хорошие основы. Однако Соави своим подходом к простому материалу поднимает этот фильм гораздо выше и делает весьма интересный, отдающий оригинальностью.

Второй фильм Соави (1989) вновь сосватал Дарио Ардженто. Первоначально режиссировать этот фильм должен был Ламберто Бава, но в последний момент, уже не за долго до начала съемок, он отказался. Так что Соави получил в руки уже готовую концепцию и ему пришлось с темпе подгонять ее под себя, в чем ему помог сценарист Джианни Ромоли. С таким дезорганизованным началом было бы не удивительно, если бы и окончательный вариант был бы столь же сумбурным. Центральная линия повествования (в фильме много второстепенный линий) рассказывает о готическом соборе, который построен на месте массового захоронения ведьм. И при помощи амбициозного исследователя древнее зло почти что вырывается на свободу. Визуальный стиль Соави очень сильно продвинулся вперед по сравнению с предыдущим фильмом, и именно сильная "настроенческая" атмосферная стилизация поднимает фильм на уровень выше среднего (сюжетная линия у него немного хромает). В фильме вновь появляется (уже становясь фирменным знаком Соави) холодно-голубой цвет, который обозначает присутствие зла.

Третий фильм, режиссером которого стал Соави, был поставлен в 1991 году и назывался "Секта" (одно из наиболее распространенных его альтернативных названий также "Дочь дьявола"). В нем режиссер еще глубже погружается в фантастический мир снов, а вернее сказать кошмаров, где грань между жизнью и смертью становится все более расплывчатой. Фильм повествует о сатанинской секте, которая стремиться вызвать в мир своего повелителя, при помощи беременности наивной школьной учительницы. Звучит как подражание "Ребенку Розмари", не так ли? Но на самом деле больше ничего общего между этими двумя фильмами больше нет. Действие, как это часто бывает в итальянских фильмах ужасов, не имеет четкого ритма, и причины происходящего незначительны. Но эта аритмичность и беспричинность только придают фильму большую притягательность. В фильме визуальная сторона начинает играть еще большую роль, усиливается символичность происходящего.

Через три года после последней режиссерской работы (в 1994) Соави заканчивает свой следующий проект - фильм "Смерть-любовь" (Dellamorte Dellamore), о котором я расскажу подробнее и который считается лучшим фильмом режиссера. После этого почти что триумфа Соави уходит из кинематографии. Почему - не ясно, в качестве объяснения чаще всего указывается, что он решил проводить больше времени со своей семьей и поэтому ему пришлось пожертвовать кино (вроде бы это связано с его тяжело больным сыном или что-то вроде этого). Правда, в 2000 и 2001 он был режиссером каких-то проектов для итальянского телевидения, но в большое кино вроде пока что возвращаться не собирается. Конечно жаль, что столь самобытный и интересный режиссер порадовал мир всего лишь четырьмя фильмами, но зато все они заслуживают внимания. Смотря на его творчество, ясно замечаешь, как режиссерский стиль Соави от фильма к фильму развивался и эволюционировал.

Я был бы очень рад, если бы высказали свое мнение по поводу этого эксперимента (биографии) - понравилось вам, или нет. Может рассказ оказался слишком затянутым и в следующий раз мне нужно остановиться только на наиболее важных работах режиссера?

  • Смерть-любовь
  • Dellamorte Dellamore (1994)
  • Режиссер Michele Soavi
  • В ролях: Rupert Everett, Francois Hadji-Lazaro, Anna Falchi
  • Франческо Делламорте - главный герой фильма, в роли которого снялся Руперт Эверетт (Rupert Everett) - смотритель кладбища маленького итальянского захолустного городка. Однако его работа немного отличается от обычной - дело в том, что по какой-то непонятной причине мертвецы на этом кладбище имеют дурную привычку пролежав неделю в гробу восставать из мертвых. И в число обязанностей Франческо входит отправлять их обратно в могилы, что он и делает, используя, наверное, самый классический способ - выстрелом разносит им головы.

    Вместе с ним в его лачуге (в подавле) живет его умственно отсталый помощник Наги (его играет Francois Hadji-Lazaro). Этот недоразвитый пухлячок своими действиями вносит в фильм сильный комедийный оттенок. Жизнь сталкивает Франческо с тремя женщинами, которые разными способами и с разными последствиями затрагивают его сердце. Всех трех героинь играет одна и та же актриса - итальянская супермодель Анна Фальчи (Anna Falchi). Остальные персонажи фильма малозначимы и очень эпизодичны, они скорее декорация - все действие концентрируется вокруг этих трех (или все же пяти?) человек. Рассказывать о сюжете что-то еще довольно сложно - при этом приходится открывать лишние карты, и поэтому после нескольких безуспешных попыток решил ограничиться именно таким коротким вступлением.

    На самом деле приведенное выше описание довольно слабо отражает сам фильм. Да, в нем полно вышибаний мозгов бредущим зомби, но это не просто очередной зомбяцкий фильмец. В фильме также достаточно и юмора, но это каким-то образом не превращает его в комедию ужасов. Микеле Соави, скомбинировав два весьма противоречивых жанра получил что-то на столько необычное, что его сложно вписывать в рамки имеющихся классификаций. Строго говоря это и не ужасы и не комедия, но очень своеобразная притча. Вернее и ужасы и комедия на экране присутствуют в обилии, но они всего лишь внешний, довольно тонкий слой, под которым и кроется та самая притча. Я как-то раньше не встречал в ужасняках философского монолога о том, насколько тонка и прозрачна линия между тем, что живет и тем, что умерло (особенно интересно этот монолог звучит на фоне бредущих зомби).

    Нужно отдельно сказать и о зобми - эти ребята сделаны просто здорово. Это одни из наиболее интересных и реалистичных зомби, которых я видел. Зомбей (которые в фильме называются "вернувшимися") создал Серджио Стивалетти (Sergio Stivaletti), ветеран многих фильмов Дарио Ардженто. Вообще обстановка, пейзажи и окружение в общем в фильме сделаны очень интересно и качественно - они хорошо оттеняют настроение фильма, или вернее даже во многом создают его.

    Так как Микеле Соави сам продюсировал этот фильм, то он решил рискнуть и создать нечто отличное от классической школы итальянских ужасов. Введение комического элемента стало первым новшеством, а вторым - насыщенность артистизмом. Этот фильм гораздо ближе к тому, что называют Высоким Искусством, чем большинство популярных лент (и наверное единственный случай, когда я это Высокое Искусство в состоянии переваривать :) ). И это странное смешение стилей дало уникальный результат - появился замечательный фильм, вызвавший бурю восторга у любителей жанра ужасов, и ставший довольно популярным в самой Италии.

    Своеобразная нереальность происходящего только подчеркивает переживания героя, его внутренний мир. В принципе артистичность фильма и его прочие особенности великолепно воспринимаются с первого раза, но в последствии (где-то после третьего или четвертого просмотра) ты начинаешь мечтать о более насыщенном действии, фильм начинает казаться немного затянутым. Возможно Соави слишком много внимания уделил течению фильма, его аранжировке.

    Также фильм довольно философичен, и в интернете есть весьма много рассуждений о том, что же поставил Соави и каковы была его главная мысль. Я не буду распространяться на эту тему, так как мне кажется, что лучше самому посмотреть фильм и делать собственные выводы. Тем более, что Соави и в самом деле предоставил зрителю такую возможность, это не тот случай, когда мораль полита сладкой патокой и впихивается насильно, и не тот, когда ее вообще нет, а заумные критики выискивают ее. Поэтому я и называю этот фильм притчей - в нем есть более глубокий смысл, но каждому дается равное право судить о том, в чем же этот смысл заключается.

    В США фильм вышел под названием "Cemetery Man" - "Человек с кладбища/ Кладбищенский человек". Мне кажется, что у нас он также больше известен именно под этим названием. Под этим названием он вышел в штатах в 1996 году - два года спустя после настоящей премьеры. Фильм основан на романе Тициано Склави. Сам Соави так описал разницу между фильмом и книгой: "В романе герой Франческо Делламорте описывается почти как отрицательный герой, я это хотел изменить. Роман более "эпизодичен", и не совсем ясен... и гораздо кровавее!". И сценаристу Джованни Ромоли удалось передать сценарий именно так, как того и хотел Соави.

    Возможно мое описание многих может отпугнуть, хотя надеюсь этого не случится. Все же фильм очень необычный, особенный. Я боюсь советовать его всем, так как он все довольно специфический, и я не гарантирую, что он вам понравится. Но все же надеюсь, что вы его оцените. И даже если вы не хотите видеть скрытый смысл, аллегорий и т.д., то можете его посмотреть хотя бы ради классной обстановки, бредущих зомби и смешных диалогов.
    "- Когда умер ваш муж?
    - Две недели назад.
    - Слава богу!"

    Диалог с подписчиками:

    Собственно, в этом номере пока диалога не поучается, поэтому будет мой монолог. Для начала я хотел бы узнать ваше мнение на счет написанной мною биографии Соави. Понравилось вам, или нет? Стоит ли продолжать биографии других режиссеров? Какие замечания или претензии? Короче, по этому поводу объявляется голосование - что вы думаете о пробной биографии:

  • а) Так и надо
  • б) Слишком длинно и нудно, укоротить
  • в) Мало - надо больше подробностей
  • г) Вообще их не надо
  • д) Свои предложения
  • Второе - это спецвыпуск, посвященный "Кошмарам на улице Вязов". Вован, да и я тоже, очень огорчены вашей пассивностью и не желанием высказать своего мнения. Тех нескольких отзывов, что пришли, пусть и очень интересных, не хватит для отдельного выпуска. Растолкайте свою лень и накатайте хоть что-нибудь.

    И в заключение немного о сайте "Комната Смерти"

    , вернее о группе дополнений: в раздел Взгляд на horror игры добавлена последняя рецензия Mr. Garret-а, посвященная игре "Resident Evil III: Nemesis". Целая пеляда обновлений в разделе Книги - добавлены Роскана Лонгстрит "Красный Ангел", Дэвид Эмброуз "Суеверие", Роберт Маккамон "Они жаждут" и "Мое!", Дин Кунц "Ледяное пламя" и "Слезы дракона", сборник Кровь? Горячая!, новый роман Лорел Гамильтон в серии об Аните Блэйк, а также некоторое количество картинок с обложками книг в старых обзорах.
    А разделе Фильмы появилась рецензия на фильм Интервью с вампиром, которую написала Mist Gella (впервые обзор фильма, появившийся на сайте вы не прочтете в этой рассылке!). А также не мало обновлений в разделе "Творчество" - добавлены два рассказа Ирины Шлионской - "Любовь до гроба" и "Сестры", новый рассказ Владимира Щенникова "Гримаса судьбы", рассказ Mr. Garret-а "Пруд у болота" и три внешних ссылки - на рассказы одного из старейших и актившейших подписчиков рассылки George-а: "Sopor", "Тайна семьи Линдштайнов" и "Дом". Также в конце каждого рассказа, опубликованного на моем сайте, добавлен e-mail его автора, чтобы вы могли непосредственно ему высказать свое отношение. Не ленитесь - человеку любая реакция интересна.

    Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Жду писем по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу
    Рейтингуется SpyLog

    В избранное