Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

------------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

------------------------------------------------

Выпуск #2

Слэшеры

Вот и второй номер моей рассылки. И, как и впредь, я собираюсь говорить в ней об ужасах. Сегодня выпуск посящен жанру "Слэшер" (Slasher). Да, конечно вся рассылка более-менее посвящена именно этому жанру, но в этом выпуске я постараюсь расскзать, что же такое "Слэшер" вообще. Те, кто не знаком с этим названием, узнают о чем будет рассылка, а те кто знаком - получат возможность поспорить со мной и отругать за уклонизм.

Так как это не точная наука, то и точных определений жанра не существует. Я приведу то, которое считаю правильным, но оно не единственное существующее.

Слово "Slash" с английского переводится как "удар сплеча, резкий удар, разрез, рана, рубить, срезать (косой), косить, делать разрезы". Поэтому я иногда буду называть Слэшер также "рубальным жанром", что на мой взгляд является наиболее правильным переводом стиля на русский. (Slash имеет и другие переводы, но я привел только те, которые имеют отношение к названию жанра).

В кратце "Слэшер" можно определить как подвид фильмов ужасов, где разными способами (преимущественно разного рода острыми предметами, вроде ножей, топоров и пр.) убиваются люди. Здесь нету монстров (имеются ввиду монстры а-ля инопланетяне), зомби и вампиров. Некоторые фанаты ужасов даже не хотят признавать "Слэшеры" поджанром фильмов ужасов.

У нас жанр ужасов вообще и слэшеры в особенности распространились достаточно слабо. Почему? Ответить на этот вопрос я не могу, однако это явление меня огорчает.

Откуда появился жанр, что он из себя представляет? Именно на эти вопросы я постарарюсь дать ответ в этом номере.

Сперва взглянем на истоки жанра "Сэшер". У жанра есть два ручейка, которые можно назвать истоками. Очень сложно сказать, не являлись ли они зависимыми друг от друга. По крайней мере оба ручейка чем-то схожи, и появились в одно и то же время. Первой ласточкой, превещающей появление слэшеров стал выпущенный в 1962 году итальянский фильм режжисера Марио Бава "Девушка, которая знала слишком много". Этот фильм стал началом мощного течения в итальянских фильмах ужасов (и в 1960-70-ые годы стал доминирующим) и приобрел огромную популярность у зрителей. Течение это называется giallo. Возможно в будущем я посвящу один (а может и не один) номер рассылки разбору именно этого течения. В течении изящно сочетаются секс и жестокость (чего американцы, на мой взгляд, так и не достигли). Жестокие убийства и обнаженные тела мы встретим и в слэшерах. Вторым ручейком, из которго вылилась река слэшеров стал фильм 1960 года под названием Псих (Psycho), который режиссировал всемирно известный Альфред Хичкок. Иногда иенно его считают родоначальником слэшеров. Фильм рассказывает историю психопата Нормана Бейтса (основывалась на реальной истории Эда Гейна, но, как это часто бывает в Голливуде, от основы ушла неимоверно далеко). Трупов в фильме не много, но напряжение фильма и дух ожидания и создет спецефическую атмосферу, которую затем частично перенял и жанр слэшеров. Так часто копируют ставшую классической сцену купания в душе (именно в этом фильме она появилась впервые), но никто не смог превзойти оригинал. 60-ые годы пестрели фильмами подражатесями, каждый год появлялся один или два фильма, копировавшие стиль и содержание Психа. В 1983, 1986 и 1990 были сняты продолжения к знаменитому фильму, а в 1998 его переделка (почти не откланяющаяся от оригинала).

Но все это еще не было слэшером. Следующим шагом к жанру стал 1974 год. Тогда во-первых появился фильм Техасская резня бензопилой (Texass chainsaw massacre), рассказывающий о семье людоедов, живущих в техасской глубинке. И хотя в фильме большая часть самой резни происходит за экраном, но создается впечатление кровавости и жестокости. Эта история, как и Псих, также была вдохновлена историей Эда Гейна. И в том же году появился канадский фильм, под названием Черное Рождество (или Тихая Ночь, Злая Ночь) (Black Christmas, aka Silent Night, Evil Night). Именно он стал первым слэшером. Однако фильм не завоевал большой славы.

И наконец наступил момент славы для "слэшера" - в 1978 году вышел фильм Джона Карпентера "Хэллоуин" (Halloween). Именно его считают родоначальником жанра. По крайней мере именно он стал толчком, давшим развитие жанру. Фильм, сразу же после появления в кинотеатрах 25 Октября 1978 года (в Канзас-сити) становится понастоящему культовым (хоть я и не люблю этого слова). С тех пор он является обязательным атрибутом праздника Дня Всех Святых, и вообще часто показывается по телевизору (в штатах, естественно). Маньяк-убийца Майкл Маерс убивает свою сестру в возрасте 6 лет. Его запирают в психушку, но через 15 лет он сбегает и возвращается в родной Хэддонфилд, чтобы продолжить кровавую бойню. Идея сбежавшего из психушки маньяка не была тогда еще затасканой и банальной. Впервые идея была реализована в 1964, фильме "Кровавое пиршество" (Blood feast) однако сам фильм был настолько плох, что идею надолго похоронили. И в 1978 она ожила и дала рождение новому жанру. Все 80-ые были временем расцвета классических слэшеров. Массовая продукция дешевых фильмов привела к общему падению качества жанра и к концу 80-ых годов он уже умирал. Ничего достойного не производилось.

Возрождение жанра слэшер началось в 1996, с выходом на экран фильма Уэса Крэйвена "Крик" (Scream). Этот шедевр трансформировал понятие о слэшерах и дал новый толчек к развитию угасавшего жанра. Однако толчок этот был скорее похож на электрошок умирающему - он только на время оживил находяшийся при смерти жанр. По прошествии пяти лет он снова при смерти, и эти 5 лет были успешными для жанра только в сравнении с первой половиной 90-ых годов. Да и сам жанр претерпел кое-какие изменения. О "Крике" я буду рассказывать в следующем выпуске рассылки, поэтому не будуне нем подробно останавливаться.

Так что же такое, этот "Слэшер", что он из себя представляет? Для того, чтобы сделать хорошый слэшер, необходима реалистичность. Реалистичность в отношении убийств (что реалистичного в том, что Джейсон из Пятницы 13-ое все не хочет умереть?). Слишком много крови уменьшает количество страха. Именно в этом основное отличие Слэшера от прочих филмов ужасов. Ужасы стараются напугать кровавостью, эффектами а-ля разложившихся зомби. Слэшер пугает напряжением, ожиданием смерти. В этом он схож с фильмами о приведенях. Неведомое пугает сильнее, чем любые кошмарные монстры. Поэтому в слэшерах убийцы редко появляются в кадре. А когда он начинает появляться слишком часто, то это сводит фильм на более низкую ступень. Центральная идея всего жанра - это происходящие убийства и люди, которые пытаются их избежать. В основном ими являются подростки, так как весь жанр слэшеров ориентирован именно на эту - подростковую аудиторию. Классические сюжеты - это резня в школе, университете, где-то за городом, куда подростки выбрались на отдых. В основном зрителей пытаются напугать шокируя, нагнетая напряжение. Очень важную часть фильма составляет убегание от убйцы - это привелегия главной героини (крайне редко героя) и занимает последние 10-20 минут фильма. Также довольно обычным для слэшера является маска на убийце - все лучшие фильмы не показывают его лицо. Оно может только пару раз мелькнуть. А также неожиданно появиться из неоткуда. Дешевые фильмы особенно грешат этим пороком - совершенно не объяснимое выскакивание главного нехорошика прямо перед жертвой, хотя она бежит по прямой дороге, вокруг лес, а он как раз отстает. Возможно, когда он пропадает с экрана, то превращается в олимпийского чемпиона по бегу с препятствиями. Но в хороших фильмах этого обычно не случается.

Именно это и называется "Слэшер", о нем мы и будем говорить дальше. Всяческие замечания и пожелания приветствуются по адресу gajus@centras.lt


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное