Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

They Live -- 30 лет. Семь быстрых фактов о фильме


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

They Live — 30 лет. Семь быстрых фактов о фильме
2018-11-07 22:03
Автор: Voyager

4 ноября исполнилось ровно 30 лет со дня премьеры х/ф They Live, который в официальной русскоязычной локализации приобрел очень раздражающее меня название «Чужие среди нас». Поэтому далее я буду упоминать его оригинальный заголовок.


На мой взгляд, They Live является последним действительно значимым фильмом Джона Карпентера. Нет, конечно же, у него были неплохие ленты и после 1988 года. Но ни одна из них, как мне кажется, не оставила после себя сопоставимого культурного наследия. К тому же, They Live относится к достаточно редкой категории фильмов, актуальность которых за прошедшие после выхода годы не то что не уменьшилась, а наоборот, даже увеличилась.

И, опять таки, это конечно лишь субъективное впечатление, но на мой взгляд за последнее время картина пережила второе рождение. Ее стали достаточно часто цитировать, и приводить в качестве хорошего примера социальной сатиры. Так что самое время рассказать про семь быстрых фактов об истории фильма.


Это экранизация рассказа



Сценарий They Live вырос из рассказа «В восемь часов утра» за авторством Рэя Нельсона, впервые опубликованного осенью 1963 года. И да, английский термин short story как нельзя лучше характеризует первоисточник, ибо он действительно очень короткий. Рассказ можно прочитать буквально за 5 минут.


Впрочем, это был не тот случай, когда размер имеет значение. В дальнейшем рассказ переработали в комикс. Когда Джон Карпентер наткнулся на историю, то немедленно приобрел права и на рассказ, и на комикс, и использовал их в качестве основы для сценария. Что интересно, Карпентер написал его под псевдонимом Фрэнк Армитадж. Имя является аллюзией на главного героя произведения Говарда Лавкрафта «Данвичский ужас».

Это далеко не единственная отсылка к творчеству писателя. Например, съемочный сценарий Карпентера открывался следующей Лавкрафтовской цитатой:

And within the depths of the valley
Where light reaches not
Move forms not meant to be beheld…


По имени Нада



Согласно сценарию картины, главного героя зовут Джон Нада. Правда, в самом фильме протагонист ни разу не упоминает свое имя. Что символично, в переводе с испанского и португальского Нада означает «ничего».


Изначально, Карпентер планировал поступить проверенным способом и взять на главную роль Курта Рассела. В этом случае They Live стал бы их уже пятым совместным проектом. Но затем режиссер передумал и решил использовать свежее лицо. Достаточно неожиданно, его выбор пал на рестлера Родди Пайпера, который по примеру многих коллег в то время решил испробовать свои силы в кино.

Карпентер объяснил выбор тем, что ему нужен был человек, на лице которого в прямом смысле слова читалась его побитость жизнью. В итоге, решение сработало как надо. Скажу честно, я не видел больше ни одного фильма с Пайпером, и что-то мне подсказывает, что там вряд ли таятся какие-то скрытые жемчужины. Но могу сказать, что в They Live он смотрится на своем месте, в чем, разумеется, не малую роль сыграла его внушительная фактура.

Другую по важности роль в фильме (рабочего по имен Фрэнк) исполнил Кит Дэвид, в свое время сыгравший Чайлдса в «Нечто». Это кстати наводит на ряд забавных параллелей. В финале «Нечто» персонаж Дэвида вполне может являться пришельцем, принявшим облик человека. Тут же его герой остается одним из немногих настоящих людей (как внешне, так и внутренне), пытающихся остановить инопланетное вторжение. Если бы Карпентер, как изначально планировал, отдал роль главного героя Курту Расселу, подобные ассоциации стали бы еще более очевидными. Хотя не исключено, что именно поэтому режиссер и передумал.

Кино является критикой Рейгана и общества потребления



В отличие от многих режиссеров, любящих поиграть в загадочность при вопросе о смысле своих произведений, Джон Карпентер никогда не скрывал, что They Live в первую очередь сняты как критический ответ на политику тогдашнего американского президента Рональда Рейгана, рейганомику, яппи и в целом всю культуру потребления.


Что интересно, многие из участников проекта не разделяли взглядов Карпентера. Тот же Родди Пайпер утверждал, что поддерживает Рейгана и во время промо-тура решил воздержаться от комментариев по поводу политической подоплеки фильма. А один из чиновников студии Universal во время обсуждения сценария заявил Карпентеру, что то, что пришельцы хотят все скупить не является угрозой, ибо люди и так ежедневно продают себя. Разумеется, режиссер не смог устоять и добавил эту реплику в скрипт.

При создании облика инопланетян, Карпентер намеренно отказался от попытки показать их как высокотехнологичных существ из типовых фантастических фильмов того времени. Вместо этого пришельцы похожи на гниющие трупы. Карпентер прокомментировал это следующим образом: «Эти существа разлагают нас, следовательно, они должны напоминать разложившихся людей». Что касается черно-белого видения в режиме надетых очков, то это тоже является определенной отсылкой — к предпринимавшимся в 1980-е попыткам сделать цветными классические черно-белые голливудские фильмы.

По этому поводу я, пожалуй, приведу еще одну цитату Карпентера: «В фильме мы видим правду черно-белой, словно пришельцы колоризировали нас. Это, безусловно означает, что Тед Тернер на самом деле является монстром из космоса».

I have come here to chew bubblegum and kick ass... and I'm all out of bubblegum



Представленная выше фраза, безусловно, является самой известной цитатой из They Live. За нее нам следует поблагодарить Родди Пайпера. Фраза является заготовкой, которую он намеревался использовать во время одного из предматчевых интервью. К счастью, Пайпер нашел для нее лучшее применение.

phpBB [video]

После выхода картины эта фраза фигурировала в ряде различных произведений, от игры Duke Nukem 3D до фильма «Реальные парни». Сейчас ее регулярно включают в различные списки самых знаменитых киноцитат.

Драка главных героев заняла более пяти минут экранного времени



В одной из самых запоминающихся сцен фильма Нада и Фрэнк устраивают кулачный бой. Он длится почти пять с половиной минут при общем хронометраже картины в 90 минут (без учета вступительного логотипов компании Universal и финальных титров). Т.е. драка героев занимает свыше 5% от всего экранного времени.


Самое забавное, что изначально Карпентер собирался уложить всю сцену в полуминутный эпизод. Но Пайпер и Дэвид уговорили режиссера расширить его. В итоге, репетиции драки заняли три недели. Для большего реализма, актеры по-настоящему дубасили друг друга (исключение было сделано лишь для лица и паха). Сама сцена снималась на заднем дворе здания, в котором располагался офис производственной компании Карпентера. Посмотрев отснятые пленки, режиссер так впечатлился увиденным, что решил использовать в фильме весь возможный материал.

Если кому интересно, вот как «зрелищно» вся эта сцена описывалась в сценарии. Уж извините за это огромное пустое пространство, но именно так было скрипте.






В финале сценария главного героя ждала иная судьба



Я надеюсь, что все, кто просматривает этот текст, видели фильм, и сказанное дальше не является спойлером. Если нет — тогда не читайте и лучше посмотрите кино.


Итак, в конце фильма главный герой добивается своей цели, но при этом получает, по всей видимости, смертельное ранение. Но что любопытно, в съемочном сценарии содержалась иная версия финала. Нада взрывал ретранслятор и после этого нам не показывали, что с ним стало. Зато после завершающего монтажа с разоблаченными пришельцами должен был последовать титр, сообщающий, что война за планету разгорелась той ночью и ее лидером стал бездомный по имени Джон Нада. Но в итоге Карпентер отказался от нехарактерного для своего творчества четкого хэпппи-энда. Думаю, это было верным решением.

У фильма могло быть продолжение



They Live представляет собой классический продукт 1980-х. Можно по разному относиться к этой эпохе, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что большинство выходивших тогда фильмов еще являлись самодостаточными историями, снимаемые без явного расчета на кучу продолжений. И They Live, разумеется, не является исключением.


Тем не менее, у фильма мог появиться современный сиквел. Во время недавнего интервью, Джон Карпентер признался, что Мэтт Ривз (режиссер «Монстро» и двух новых фильмов про «Планету обезьян») работал над проектом картины под названием Resistance, которая должна была продолжить историю They Live. По словам Карпентера, в итоге Ривз переключился на иные проекты. Но в то же время, он не исключает, что в будущем сиквел все же может воскреснуть. Ведь, как хорошо известно, в Голливуде возможно все. Особенно последнего недавнего оглушительного финансового успеха «Хэллоуина».

Если честно, у меня не лучшее отношение к этой идее. Конечно, за прошедшие 30 лет They Live вовсе не потерял своей актуальности. Но концепция сиквела уже сама по себе является отрицанием сути оригинального фильма с его критикой общества потребления. В свое время Джон Карпентер сказал, что когда снова начал смотреть телевизор, то быстро заметил, что все, что там теперь показывают, направлено исключительно на то, чтобы что-то продать. А что такое сиквел, как не желание продать зрителям вариант уже знакомой им истории?

Так что, в контексте фильма уже сам факт съемки продолжения означал бы, что в конечном счете Нада проиграл, и пришельцы все еще продолжают контролировать Землю. Если подумать, то это наверно наиболее закономерный исход для этой истории. Но порой всем нам все же хочется верить в небольшие чудеса. Так что я бы предпочел, чтобы They Live так и остались самодостаточным творением, без осовремененных версий с новыми прочтениями фраз про жвачку и надирание задниц.


О другом сценарии «Зомбилэнда 2»
2018-11-30 12:17
Автор: Voyager

В этом году я обозревал два сценария написанных для франшиз, которые долго варились в производственном аде и, как мне казалось, окончательно заглохли. Речь идет о «Рэмбо» и «Зомбилэнде». Как это обычно и бывает, я достаточно серьезно ошибся в своих оценках. «Рэмбо 5» уже снимают, а в январе 2019 года должны начаться съемки второго «Зомбилэнда». Уж не знаю, то ли студия расщедрилась на гонорары, то ли из любви к режиссеру актеры согласились работать за еду, то ли еще что — но все четыре главных действующих лица оригинального фильма согласились вернуться в сиквел. А значит, самое время сказать пару слов о его новой версии сценарии.


Напомню, что в прошлый раз я обозревал сценарий, написанный Дэйвом Каллахэмом. Его 118-страничная работа была датирована 11 сентября 2015 года. Новый же сценарий написан авторами оригинала — Реттом Ризом и Полом Верником. Он насчитывает 111 страниц и датирован 15 января 2018 года. У сценария имеется подзаголовок Double Tap.

Сразу скажу, что к моему большому удивлению оказалось, что сюжетная завязка скрипта Риза и Верника соответствует работе Каллахэма. Почему удивлению? Дело в том, что я предполагал, что за прошедшие годы они придумали совершенно новую историю. Все таки, успех оригинала во многом был связан с предложенной Ризом и Верником подачей весьма приевшейся зомби-тематики. Казалось, что снова встав у руля проекта, они напишут свой сценарий с нуля. Но поскольку на титульной странице скрипта 2018 года нет фамилии Каллахэма и в то же время он содержит ряд элементов из его работы за 2015 год, могу лишь предположить, что все это было изначальным замыслом Риза и Верника. Каллахэм написал свою работу по их сюжетной заявке. Теперь же они просто ее переработали.

Итак, как и в предыдущей версии, действие начинается в Белом Доме, где обосновалась четверка наших героев. Они ведут размеренную жизнь. Таллахаси все пытается осуществить зомби-убийство недели, а Коламбус делает предложение Вичите. Но сестры не выдерживают оседлой жизни и сбегают. Вскоре Коламбус натыкается на глуповатую девушку по имени Мэдисон, которая становится его новой подружкой. Затем на сцену возвращается Вичита и просит героев о помощи. Ее младшая сестра Литтл-Рок сбежала с каким-то музыкантом. Вичита хочет найти ее. Ну и, как и в предыдущей версии, во время своего путешествия по Зомбиленду столкнутся с новыми, куда более опасными зомби (тут они названы Т-800), с которым им предстоит сразиться в финале.

Как видим, сюжетная завязка тут та же самая, что и в скрипте Каллахэма. Но детали, основная масса диалогов, судьба некоторых персонажей и третий акт — другие. Надо отдать Вернику и Ризу должное. Они пишут намного лучше предшественника, и читать их работу было интереснее. Это ощущается во всем — в описаниях, в деталях, в диалогах. Собственно говоря, Верник с Ризом обыгрывают даже классическое вступительное лого Columbia Pictures, в котором на знаменитую девушку с огнем бросается зомби, из-за чего ей приходится сойти с пьедестала и сразиться с ним.

Но как бы парадоксально это не прозвучало, во многом именно из-за более качественного стиля Риза Верника, при чтении сценария сиквела куда отчетливее понимаешь, что в целом он заметно уступает оригиналу. Взять бы уже хотя бы линию расставания Вичиты и Коламбуса. Уже не помню кто назвал подобные приемы «псевдосюжетом». И я согласен с этим утверждением. Все зрители прекрасно знают, что по ходу истории герои снова сблизятся и к финалу между ними опять вспыхнет страсть. Сколько раз мы уже видели подобное? Этот подсюжет не приносит ничего нового в историю и просто растягивает экранное время.

То же самое касается и традиционного появления экранных партнеров для одиноких персонажей из предыдущей части. Разумеется, Таллахасси находит воительницу, которая просто идеально его дополняет. Повторюсь, что я прекрасно понимаю, что и оригинальный Зомбилэнд брал именно атмосферой и персонажами, а не каким-то лихо закрученным сюжетом. Но все же, помнится, когда я начинал его смотреть, то не мог так легко расписать развитие его основных сюжетных линий до финальных титров как в случае с «Зомбилэндом 2».

Еще в качестве минуса я бы отметил отсутствие запоминающихся новых фишек (типа набора правил Коламбуса, зомби-убийства недели и т.д). «Зомбилэнде 2» в основном повторяет старые гэги, но не добавляет свежих. Финальная экшн-сцена тоже не может похвастаться особым запалом. А что касается новых персонажей то, честно говоря, на бумаге они не слишком запоминаются. По мне так они только отнимают время у полюбившейся четверки оригинальных героев.

Уверен, что оригинальный «Зомбилэнд» во многом запомнился благодаря прекрасному камео Билла Мюррея. Как я уже упоминал в предыдущем обзоре, в сценарии Каллахэма было предусмотрено появление Джастина Бибера и Джорджа Клуни. В версии Риза и Верника их к счастью нет. Зато прописано появление другой известной парочки. Скажем так, это камео с одной стороны в чем-то весьма неожиданное, а с другой очень даже закономерное. Наверно, не буду спойлерить дальше. Тут уж как говорится, если актеры дали согласие мы сами все увидим, а если нет, я потом напишу, как было.

Ну а в целом, еще раз повторюсь, что как авторы Риз и Верник пишут намного лучше, нежели их предшественник. И это во многом способствует лучшему обнажению недостатков сценария сиквела, вроде, пусть и прикрытых шутками, откровенно заезженных сюжетных ходов, скучных новых персонажей и финальной экшн-сцены.

Лично я очень надеюсь, что в процесс пре-продакшна скрипт основательно отполировали, а то, что не сможет сценарий, вытянет харизма актеров. Не хотелось бы, что «Зомбилэнд» разделил судьбу сиквелов некогда популярных фильмов вроде «Города грехов», чье продолжения вышло так поздно, что широкая публика просто успела позабыть про их существование.

Братья Систерс (Sisters Brothers, The)
2018-11-30 16:24

Братья-беспредельщики по фамилии Систерс по заданию таинственного Командора должны прикончить некоего Уорма, золотоискателя-авантюриста. Фартовые по жизни охотники за головами гонятся за новой жертвой, не подозревая, что их разведчик не так-то прост… Начинается игра на выживание: острый ум против безбашенной силы.


Дублированный трейлер



В метре друг от друга (Five Feet Apart)
2018-11-30 16:24

Пространство, в котором они существуют, диктует жестокое условие — влюбленные должны находиться не ближе метра друг от друга, им недоступно даже прикосновение. Но истинная любовь не знает границ, и чем сильнее чувства, тем больше соблазн нарушить правила…


Дублированный трейлер



Помешанный на времени (Time Freak)
2018-11-30 16:24

Бросила девушка? Неужели уже ничего нельзя изменить? Можно! Студент-физик изобретает машину времени и отправляется в недалекое прошлое, чтобы исправить ошибки. В результате фатального сбоя главным действующим лицом этой любовной истории становится его лучший друг. С кем же останется девушка?


Дублированный трейлер



Хрусталь (-)
2018-11-30 16:24

90-е годы. Творческая девушка диджей Веля из Минска мечтает уехать в Америку. Из-за ошибки в поддельной справке на визу она оказывается в незнакомой семье небольшого городка. Пока приютившие ее люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается во что бы то ни стало добиться исполнения своей «хрустальной мечты».


Трейлер



Близнецы (Still/Born)
2018-11-30 16:24

По древней легенде, демоны охотятся за душами близнецов, чтобы завладеть их телами в реальном мире. После потери одного из близнецов при родах Мэри испытывает постоянный страх за второго ребенка. Но чем сильнее ее страх, тем острее его чуют демоны, и тем ближе они к близнецу.


Дублированный трейлер



Снежные гонки (Racetime)
2018-11-30 16:24

В маленькой живописной деревушке на заснеженных горных склонах Канады детвора устраивает настоящее спортивное состязание — гонки! Каждый участник подходит к делу со всей ответственностью и сам мастерит себе санки. Но, как и в любом другом виде спорта, в снежных гонках не обходится без обмана, ведь победить хочет каждый!


Дублированный трейлер



Идеальная западня (Welcome home)
2018-11-30 16:24

Романтический уик-энд на уединенной роскошной вилле в итальянской Тоскане — вот, что должно помочь вернуть отношениям Брайана и Кэсси искру страсти. Но, едва начав наслаждаться жизнью и друг другом, молодая пара сталкивается со странным незнакомцем, который втягивает их в опасную игру, в которой нельзя доверять никому.


Дублированный трейлер



«Бегущий по лезвию» отправится в мир аниме
2018-11-30 19:20 Сергей Горбачев

Андроиды продолжат мечтать об электроовцах в самом футуристическом из анимационных форматов. Ждём продолжения споров о том, может ли быть репликант приличным человеком.

Аккурат ко дню рождению Ридли Скотта (поздравляем, кстати) подоспела новость, связанная с одним из самых знаменитых его творений. Компании «Adult Swim» и «Crunchyroll», объединившись c «Alcon Television Group», взялись за разработку аниме-сериала, вдохновлённого культовой научно-фантастической лентой «Бегущий по лезвию».

Шоу получило название «Бегущий по лезвию: Чёрный лотос» и будет состоять из тринадцати эпизодов. Сообщается, что создатели планируют ввести в сюжет некоторых хорошо знакомых зрителям персонажей, а само действие развернётся в 2032-м году.

В качестве креативного продюсера проекта выступит Синъитиро Ватанабэ, режиссёр короткометражки «Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022», также известный по аниме «Ковбой Бибоп». Постановкой всех серий займутся Синдзи Арамаки и Кэндзи Камияма.



Ковбой Бибоп (Cowboy Bebop: Tengoku no tobira)
2018-12-01 03:00

Марс, 2071 год. В канун Хэллоуина, когда на Земле по улицам ходят ряженые, а дети украшают дом тыквенными головами со свечками внутри, Красную планету постигает страшная трагедия. В результате теракта с применением биохимического оружия массового поражения погибают сотни колонистов. Тот, кто совершил это злодеяние должен понести заслуженную кару, поэтому за поимку мерзавца назначается огромная премия. А там, где есть возможность одновременно заработать и совершить благое дело, всегда появляются они — знаменитые на всю Солнечную систему охотники за головами и искатели приключений Джет Блэк и Спайк Спигел с прошедшего огонь и метеоритные дожди межпланетного корабля «Бибоп». Это как раз те парни, которые могут достать мерзавца и вернуть Марсу мир и покой.



Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022 (Blade Runner: Black Out 2022)
2018-12-01 03:00

В 2022 году группа репликантов готовит затемнение в Лос-Анджелесе.



В метре друг от друга (Five Feet Apart)
2018-12-01 03:00

Пространство, в котором они существуют, диктует жестокое условие — влюбленные должны находиться не ближе метра друг от друга, им недоступно даже прикосновение. Но истинная любовь не знает границ, и чем сильнее чувства, тем больше соблазн нарушить правила…



Братья Систерс (Sisters Brothers, The)
2018-12-01 03:00

Братья-беспредельщики по фамилии Систерс по заданию таинственного Командора должны прикончить некоего Уорма, золотоискателя-авантюриста. Фартовые по жизни охотники за головами гонятся за новой жертвой, не подозревая, что их разведчик не так-то прост… Начинается игра на выживание: острый ум против безбашенной силы.



Помешанный на времени (Time Freak)
2018-12-01 03:00

Бросила девушка? Неужели уже ничего нельзя изменить? Можно! Студент-физик изобретает машину времени и отправляется в недалекое прошлое, чтобы исправить ошибки. В результате фатального сбоя главным действующим лицом этой любовной истории становится его лучший друг. С кем же останется девушка?



Хрусталь (-)
2018-12-01 03:00

90-е годы. Творческая девушка диджей Веля из Минска мечтает уехать в Америку. Из-за ошибки в поддельной справке на визу она оказывается в незнакомой семье небольшого городка. Пока приютившие ее люди заняты приготовлением к свадьбе, она собирается во что бы то ни стало добиться исполнения своей «хрустальной мечты».



Близнецы (Still/Born)
2018-12-01 03:00

По древней легенде, демоны охотятся за душами близнецов, чтобы завладеть их телами в реальном мире. После потери одного из близнецов при родах Мэри испытывает постоянный страх за второго ребенка. Но чем сильнее ее страх, тем острее его чуют демоны, и тем ближе они к близнецу.



Снежные гонки (Racetime)
2018-12-01 03:00

В маленькой живописной деревушке на заснеженных горных склонах Канады детвора устраивает настоящее спортивное состязание — гонки! Каждый участник подходит к делу со всей ответственностью и сам мастерит себе санки. Но, как и в любом другом виде спорта, в снежных гонках не обходится без обмана, ведь победить хочет каждый!



В избранное